Работа со словарём на уроках в начальных классах.
статья по русскому языку по теме

Бутарева Ольга Александровна

Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slovaryom_na_urokakh_v_nachalnykh_klassakh.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37» имени Г.Г. Новикова  г.  Кемерово

     

                                                             

СТАТЬЯ

«Работа со словарём на уроках в начальных классах»

                                                                   

                подготовила

                                                                             учитель начальных классов

                                                                             Бутарева Ольга Александровна

Кемерово 2013

Одна из задач моей работы – развитие речи учащихся, расширение их кругозора.

Кругозор – это объём интересов, знаний. А это значит, для того, чтобы развивать особое внимание к чему-либо, должно возникнуть желание узнать, понять и поэтому работа должна быть интересной, занимательной, с учётом психолого-педагогических особенностей этого возраста.

Основное внимание в своей работе я уделяю работе со словарём.

Но обычно у детей нет желания работать с такой скучной книгой – словарём, поэтому я строю свою работу так, чтобы привлечь детей, заинтересовать, ведь дети любят загадки и с большим удовольствием принимают участие в игре.

Младшие школьники с интересом отгадывают загадки и сочиняют их сами. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей.

Например:

  1. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома (трамвай)

  1. Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звёзд  (ракета)

Отгадывая загадку, дети объясняют лексическое значение этих слов, пользуясь словарём:

Трамвай – вагон городской электрической железной дороги.

Ракета – снаряд с реактивным двигателем.

Также выясняют многозначность словарных слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. Я прослушиваю все варианты, чтобы не отбить инициативу ребёнка. Лучшие предложения записываем на доске и в тетрадях.

Работаем над произношением, ударением, отрабатываем орфоэпическое произношение отдельных слов и соблюдение в словах нормативного ударения: магазин, километр, портфель.

Также рассматриваем ударение в таких словах:

 фрукт – слива.

- А как же будет называться сок?

Как правило, многие говорят сливовый. А давайте найдём это слово в словаре. Оказывается – правильно произносим – сливовый. Составляем предложение с прилагательным, пользуясь словарём.

И дети с удивлением открывают для себя ударение в этом слове.

Продолжая работу со словарём, я использую такие виды упражнений:

  1. Выпишите из словаря, в учебнике русского языка, слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда».

Найдите в каждой строчке лишнее слово. По какому принципу отобраны слова:

- автомобиль, урожай, трамвай, самолёт;

- капуста, помидор, солома, морковь;

- пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

  1. Дополните предложения подходящими по смыслу словами:

- На берегу возвышается старинный … .

- Квартира была закрыта на … .

- Билет в театр … десять рублей.

- Телефон … на тумбочке.

Подсказка:  стоит, стоит, замок, замок.

В словарной работе нам помогают наши помощники – словарики. Но они у нас не простые, а с подсказкой, с рисунком, что так необходимо для детей начальных классов.

Словарик – это рабочая тетрадь детей, где они сами записывают словарное слово и по мере возможности стараются выполнить рисунок к новому слову, чтобы лучше его запомнить. Также дети сочиняют сказку про это слово, или рассказ, в котором много раз употребляется словарное слово.

Творчество ребёнка в работе со словариком способствует развитию речи, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.

Сейчас появилось много иностранных слов, которыми мы засоряем речь и не знаем их правильное значение и правильное произношение.

У нас в магазинах продают грейпфруты, и ни в одном магазине на ценниках  нет правильной записи. И чтобы разрешить эту задачу: узнать, как же правильно он называется, мы обращаемся к толковому словарю.

Правильная запись этого слова: грейпфрут. И оказывается это самостоятельное цитрусовое дерево или сочный, ароматный, горьковато-кислый плод с жёлтой кожурой.

Я считаю, что очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла.

Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к языковому материалу, создаёт благоприятные условия для запоминания слов, расширяет кругозор.

Например, значение слова:

Апельсин – это слово пришло в русский язык из Германии. Апфель –  по немецки яблоко, а чина или сина – Китай. Впервые эти плоды были привезены в Европу и не имели названия, но они круглые и были привезены из Юго-восточной Азии, поэтому им дали название апфель и син, а у нас апельсин.

Работа со словарём присутствует не только на уроках русского языка, но и на других уроках.

Ребёнок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает,  прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – обогатить словарь детей.

Так, например, уроки чтения способствуют обогащению, расширению кругозора.

Общая закономерность в настоящее время – дети не любят читать. Некоторые дети не хотят читать и не могут пересказать. А это происходит оттого, что многие слова детям непонятны. И опять же нам на выручку приходит словарь.

Например, в учебниках встречается слово «лапти» (произведение Андрея Платонова «Сухой хлеб). Находим значение этого слова в словаре:

Лапти – в старинное время крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.

Тяпка – орудие для рубки чего – либо.

С помощью словаря мы узнаём точное значение непонятных слов.

На уроках математики тоже можно обогатить словарный запас ребёнка.

На своём личном опыте я убедилась в том, что дети не могут начать решать задачу, не зная значение некоторых слов. Дети приходят в школу с малым словарным запасом, так как у них маленький жизненный опыт, для этого надо обогащать словарный запас, учить детей пользоваться толковым словарём, чтобы дать  точное определение непонятного слова.        

Например, в 1 классе многим детям непонятны слова «дороже», «дешевле».

Обращаемся к толковому словарю:

«Дешёвый» – имеющий низкую цену.

«Дорогой» - имеющий высокую цену.

Значит дороже – это больше, дешевле – это меньше.

Для работы со словарём необходимо:

- Не пугаться большой информации, содержащейся в словарях, а просто усвоить основные принципы устройства словаря.

- Превратить работу со словарем в неотъемлемую часть классной и домашней работы.

Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность.

Литература

  1. Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.,1994.
  2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
  3. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991.
  4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. – М., 2012.
  5. Словарь русского языка в четырёх томах. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...

Из опыта работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей ХХIвека мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности сво...

Самостоятельная работа на уроках в начальных классах

Выступление на педагогическом совете...

Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...

Работа над произношением на уроках в начальных классах.

В первый класс приходят ребята с дефектами речи. Как работать над данной проблемой. Какие методы и приёмы можно использовать....