Работа со словарём на уроках в начальных классах.
статья по русскому языку по теме
Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slovaryom_na_urokakh_v_nachalnykh_klassakh.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37» имени Г.Г. Новикова г. Кемерово
СТАТЬЯ
«Работа со словарём на уроках в начальных классах»
подготовила
учитель начальных классов
Бутарева Ольга Александровна
Кемерово 2013
Одна из задач моей работы – развитие речи учащихся, расширение их кругозора.
Кругозор – это объём интересов, знаний. А это значит, для того, чтобы развивать особое внимание к чему-либо, должно возникнуть желание узнать, понять и поэтому работа должна быть интересной, занимательной, с учётом психолого-педагогических особенностей этого возраста.
Основное внимание в своей работе я уделяю работе со словарём.
Но обычно у детей нет желания работать с такой скучной книгой – словарём, поэтому я строю свою работу так, чтобы привлечь детей, заинтересовать, ведь дети любят загадки и с большим удовольствием принимают участие в игре.
Младшие школьники с интересом отгадывают загадки и сочиняют их сами. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей.
Например:
- Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома (трамвай)
- Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд (ракета)
Отгадывая загадку, дети объясняют лексическое значение этих слов, пользуясь словарём:
Трамвай – вагон городской электрической железной дороги.
Ракета – снаряд с реактивным двигателем.
Также выясняют многозначность словарных слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. Я прослушиваю все варианты, чтобы не отбить инициативу ребёнка. Лучшие предложения записываем на доске и в тетрадях.
Работаем над произношением, ударением, отрабатываем орфоэпическое произношение отдельных слов и соблюдение в словах нормативного ударения: магазин, километр, портфель.
Также рассматриваем ударение в таких словах:
фрукт – слива.
- А как же будет называться сок?
Как правило, многие говорят сливовый. А давайте найдём это слово в словаре. Оказывается – правильно произносим – сливовый. Составляем предложение с прилагательным, пользуясь словарём.
И дети с удивлением открывают для себя ударение в этом слове.
Продолжая работу со словарём, я использую такие виды упражнений:
- Выпишите из словаря, в учебнике русского языка, слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда».
Найдите в каждой строчке лишнее слово. По какому принципу отобраны слова:
- автомобиль, урожай, трамвай, самолёт;
- капуста, помидор, солома, морковь;
- пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
- Дополните предложения подходящими по смыслу словами:
- На берегу возвышается старинный … .
- Квартира была закрыта на … .
- Билет в театр … десять рублей.
- Телефон … на тумбочке.
Подсказка: стоит, стоит, замок, замок.
В словарной работе нам помогают наши помощники – словарики. Но они у нас не простые, а с подсказкой, с рисунком, что так необходимо для детей начальных классов.
Словарик – это рабочая тетрадь детей, где они сами записывают словарное слово и по мере возможности стараются выполнить рисунок к новому слову, чтобы лучше его запомнить. Также дети сочиняют сказку про это слово, или рассказ, в котором много раз употребляется словарное слово.
Творчество ребёнка в работе со словариком способствует развитию речи, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.
Сейчас появилось много иностранных слов, которыми мы засоряем речь и не знаем их правильное значение и правильное произношение.
У нас в магазинах продают грейпфруты, и ни в одном магазине на ценниках нет правильной записи. И чтобы разрешить эту задачу: узнать, как же правильно он называется, мы обращаемся к толковому словарю.
Правильная запись этого слова: грейпфрут. И оказывается это самостоятельное цитрусовое дерево или сочный, ароматный, горьковато-кислый плод с жёлтой кожурой.
Я считаю, что очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла.
Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к языковому материалу, создаёт благоприятные условия для запоминания слов, расширяет кругозор.
Например, значение слова:
Апельсин – это слово пришло в русский язык из Германии. Апфель – по немецки яблоко, а чина или сина – Китай. Впервые эти плоды были привезены в Европу и не имели названия, но они круглые и были привезены из Юго-восточной Азии, поэтому им дали название апфель и син, а у нас апельсин.
Работа со словарём присутствует не только на уроках русского языка, но и на других уроках.
Ребёнок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – обогатить словарь детей.
Так, например, уроки чтения способствуют обогащению, расширению кругозора.
Общая закономерность в настоящее время – дети не любят читать. Некоторые дети не хотят читать и не могут пересказать. А это происходит оттого, что многие слова детям непонятны. И опять же нам на выручку приходит словарь.
Например, в учебниках встречается слово «лапти» (произведение Андрея Платонова «Сухой хлеб). Находим значение этого слова в словаре:
Лапти – в старинное время крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.
Тяпка – орудие для рубки чего – либо.
С помощью словаря мы узнаём точное значение непонятных слов.
На уроках математики тоже можно обогатить словарный запас ребёнка.
На своём личном опыте я убедилась в том, что дети не могут начать решать задачу, не зная значение некоторых слов. Дети приходят в школу с малым словарным запасом, так как у них маленький жизненный опыт, для этого надо обогащать словарный запас, учить детей пользоваться толковым словарём, чтобы дать точное определение непонятного слова.
Например, в 1 классе многим детям непонятны слова «дороже», «дешевле».
Обращаемся к толковому словарю:
«Дешёвый» – имеющий низкую цену.
«Дорогой» - имеющий высокую цену.
Значит дороже – это больше, дешевле – это меньше.
Для работы со словарём необходимо:
- Не пугаться большой информации, содержащейся в словарях, а просто усвоить основные принципы устройства словаря.
- Превратить работу со словарем в неотъемлемую часть классной и домашней работы.
Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность.
Литература
- Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.,1994.
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
- Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. – М., 2012.
- Словарь русского языка в четырёх томах. – М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...
Из опыта работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах
Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей ХХIвека мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности сво...
Самостоятельная работа на уроках в начальных классах
Выступление на педагогическом совете...
Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"
Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...
Работа над произношением на уроках в начальных классах.
В первый класс приходят ребята с дефектами речи. Как работать над данной проблемой. Какие методы и приёмы можно использовать....