Заглавная буква Ш
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
На уроке учащиеся знакомятся с заглавной буквой Ш, её написанием, учатся писать слова с новой буквой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaglavnaya_bukva_sh.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте.
Тема: Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы в словах, обозначающих имена людей, клички животных.
Основные цели урока:
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта маршрута, прописи, букварь, музыкальное сопровождение.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок-путешествие
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний 1 | I. Актуализация знаний. - Сегодня к нам на урок прикатился волшебный колобок. Он предлагает нам с вами отправиться в сказочный лес в гости к новой букве. ( слайд 1) А с какой буквой мы с вами познакомились на прошлом уроке? | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 5) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. 3 5 1 2 2 1 4 | Учитель: На лесной опушке, в сказочной избушке ( слайд 2) Буква “Ша” живёт, не тужит, Со зверьками она дружит! Вдруг, откуда-то с небес – гуси! Хвать её и в лес. ( слайд 3) - Помогите, помогите, Букву “Ша” освободите! И в погоню за гусями Отправляемся мы с вами… У У вас на партах лежит карта пути, по которому надо равотправиться на поиски буквы. Чтобы выручить букву из плена и ать узнать, для кого гуси её похитили, нам нужно быть готовыми к лю любым испытаниям, активно и дружно участвовать в поиске! 1) 1) Полянка «Словарная». -Да Давайте прочитаем, какое задание нам надо выполнить на этой пол полянке? ( П (Придумай и назови слова, в которых слышится звук ш). 2) Р 2) Работа по букварю на странице 82. ( 2 слайд) Учитель: Вот мы входим в тёмный лес. Он полон загадок и чудес! ( слайд 4) Звуковички стоят на пути… Ну-ка, всех их оживи! ( учащиеся «одевают» звуковичков) - А почему звуковички держатся за руки? Что их объединяет? Давайте им всем дадим характеристику: они все согласные, звонкие и обозначают по 2 звука. - А почему звуковичок буквы ш стоит в стороне? – Почему буква Ш в наших схемах отказывается идти к другим буквам? (Она обозначает глухой согласный звук.) – А что ещё особенного у этого звука? Но букву ш опять спрятали от нас, идём дальше? 3) Чтение слов. Учитель: На пути молочная река течёт И нам новое задание даёт: ( слайд 5) а) Давайте прочитаем, что нам надо сделать. ( Вставь в слова пропропущенную букву ш. Прочитай слова, которые у тебя полполучились
шалаш мишка шалунишка машина шишка - - Прочитайте слово, в котором спряталось другое слово. - Н - Найдите слова, в которых есть орфограмма с буквой ш. Ещё раз раз проговорим это правило. С какой буквой никогда не дружит бук буква ш? | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
III. Открытие нового знания. 1 4 2 3 3 1
| 1) Учитель: В лесу стоит избушка, А в ней живёт старушка… ( слайд 6) ( (Прослушивание аудиозаписи). - Д - Догадались, кто живёт в этом домике? Правильно, Шапокляк. Вот И эта героиня сегодня у нас на уроке, только вы не пугайтесь её, без безобразничать она не будет. Сегодня на уроке мы с вами Ум попробуем сделать её добрее и умнее. Но сначала скажите, а что такое «шапокляк»?( Работа с толковым словарём) слайд 7) ( шапокля́к (фр. chapeau claque) — мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать. Первый шапокляк был изготовлен в Париже в 1830-х годах. Расположенный внутри цилиндра механизм позволял складывать его в вертикальном направлении. В помещении шапокляк носили сложенным, под мышкой. А - А как вы думаете, зачем ей понадобилась буква ш? Не ошиблась л ли она, похитив строчную букву ш? Почему? - О – О какой букве сегодня на уроке мы будем говорить? А какие Це цели нашего урока? - Р - Ребята, а для чего нам нужна заглавная буква Ш? | |
IV . Применение нового знания 1 4 5 6 1 2 3 3 1 2 3 | Ра 1) Работа в прописи с.0 ( слайд из приложения) - Сравните письменную заглавную и строчную буквы. Что можете сказать? - Элементы каких букв, которые мы прошли, есть в буквах ш, Ш?(Элементы букв м, л, и) Начинаем писать с середины междустрочия. Ведём руку вверх вправо, закругляем, пишем наклонную линию с закруглением внизу вправо, ведём наклонную линию вверх до одинакового уровня высоты, пишем наклонную линию с закруглением внизу. - Самостоятельно пишем первую строку. Подчеркните самые красивые буквы. - Почему автор нам предлагает написать буквы И, Ш на одной строке? - Что общего, чем различаются буквы? - 2 строка Написание буквы И (почему две наклонные линии?) - 3 строка Написание буквы Ш (почему три наклонные линии?) Запись слов Шура, Шурик. Анализ и лексическое значение слов. 2. Работа в «Букваре». Чтение слов, написанных учителем на доске. Шишкин Иван Иванович. – Кто это? Подчеркните орфограмму. – Прочитайте фамилию известного писателя. (Шукшин Василий Макарович.) – Прочитайте фамилию оперного певца. (Шаляпин Фёдор Иванович.) – Прочитайте название крупнейшего города в Китае. (Шанхай.) – Государство в Северной Европе. (Швеция.) – Фамилия известного композитора. (Шостакович Дмитрий Дмитриевич.) – Какие заглавные буквы потребовались, чтобы записать эти фамилии? ) 2) Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием восбуквосочетания ш а- --Прочитайте слова первого столбика (хором). - - Какой слог выделен в словах, почему? - А – А если мы поменяем буквы местами, какой слог получится? ( иш (иш) - В каких словах он встретился, прочитайте. Когда так говорят? (когда говорят ласково) - П - Прочитайте слова второго столбика. - О - Объяснить значение слова – шарили (искали во всех углах) - О – О чём и о ком мы можем сказать шуршали? -- - - Прочитайте слова третьего столбика. Найдите слово, которое на написано с заглавной буквы. Почему? б 3. Работа в прописи. Ра Работа над предложением в прописи на стр. 1. Анализ предложения и подготовка к списыванию. – Посмотрите, какое предложение записано в прописи. – Сколько слов в этом предложении? – Прочитайте первое слово. Почему оно написано с большой буквы? (Это начало предложения.) – Что ещё можно сказать об этом слове? Выделите его треугольником. – Прочитайте второе слово. С какой буквы оно написано? Почему? – Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы. – Прочитайте третье слово. – Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы. – Прочитайте четвёртое. – Это союз. – Прочитайте пятое слово. – Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы. – Прочитайте предложение с изменённым порядком слов. Запись предложения с комментированием. Аналогичная работа проводится с другими предложениями. 4) Работа в букваре. Чтение текста про Тишу и Глашу. - Ра - Рассмотрите иллюстрацию. Понятно ли по картинке, что пропроизошло с мышатами? (нет) - П - Прочитайте рассказ про себя. - Ч Чтение вслух, беседа. - Как зовут Мышат? Что делали мышата? Почему мышата устроили пир? Ответьте на вопрос текста. - А - Авторы не придумали заголовка. А какой заголовок вы дадите тек тексту? (Обжоры. Шалунишки – обжоры. Мышата – шалунишки. Мышата – обжоры.) Посмотрите на Шапокляк. Она любит мышат, потому, что у н у неё есть ….( крыска Лариска) - А - Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? ( (Имена, фамилии, клички, города – Все с заглавной буквы пишутся всегда.) Игра «Угадай, кто они». Чтение слов-кличек. – Кто это может быть? – Кто из них девочка? Ушастик (мышонок); Ириша (девочка и кукла); Шушара (мышь; крыса из сказки А. Толстого «Буратино»); Пушок (котёнок, щенок); Тишка (собака или кот); Тортила (черепаха). – Подчеркните заглавную букву в этих словах. 5) Работа в прописи. 1) – Откройте с. 1 в прописи, найдите ребус. Ребус: шутки. – Какое слово спряталось в рисунке ребуса? Что здесь шутливого? – Запишем это слово один раз. 2) Списывание слов с печатного образца. Выбор букв С – Ш. – Посмотрите на нижнюю половину страницы. – Какое задание нам предстоит выполнить? Какие буквы будем вставлять? – Чтение слов с подбором букв С или Ш. – Выясняем значение слова, вставляем букву зелёным цветом. Списывание слов с печатного образца (выборочное).
- Работа над стихотворением Даниила Хармса «Кораблик». | |
ΙV. Итог урока 2 4 1 3 2 3 4 5 V.Рефлексия. 3 3 2 4 3 | - П -Почему старуха Шапокляк такая вредная? (У неё нет друзей, она она не читает добрые и хорошие книги, она не училась в школе) - А - А если бы она училась в нашем классе, мы бы помогли ей Ста стать добрее? - - Вот и давайте преподнесем ей подарок. А какой – отгадайте. Я и красный и зелёный, Я и голубой и чёрный. Только лишь надуй меня, Улечу я в небеса. (воздушный шарик) - П - Почему именно этот предмет мы подарим? (Это слово начначинается с буквы ш, с которой начинается и имя гостьи.) - Н - Но одинаковые ли эти буквы? (нет: шарик – пишется с малмаленькой буквы, а Шапокляк – с большой) - Ш - Шапокляк прощается с вами до новой встречи. - С какой буквой познакомились на уроке? – Какую буквы научились писать? – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кому сегодня было легко? – Кому ПОКА было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? - ДДавайте с вами запустим в небо воздушные шарики. Если вы счи считаете, что мы на уроке достигли своих целей и урок у нас поуполучился интересным, то запускайте красные шарики, а если -то что-то не получилось- чёрный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. З...
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заг...
Заглавная буква «Ш». Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных. 1 класс. УМК "Школа-2100"
Урок закрепления знания детей о букве «Ш», о написании заглавной буквы в именах людей, кличках животных....
Заглавные буквы К и Я. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. 1 класс, "Школа 2100".
Цель урока - ознакомить детей с написанием заглавных букв К и Н, с правильным соединением этих букв с изученными ранее. Письмо слов и предложений с заглавными буквами К и И. Упражнение ...
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....
Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах – географических названи¬ях. Написание заглавных букв К, Н.
Комбинированный урок по обучению грамоте и письма с презентацией....