"Повторение о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Повторение о глаголе" предназначен для учащихся 4 класса. Проводится как урок обобщения знаний по изученной теме. На уроке используются проблемно-диалогическая и информационно-коммуникативная технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_o_glagole.docx | 22.29 КБ |
povtorenie_o_glagole_4_klass.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
«Повторение о глаголе».
Русский язык.
(Урок с использованием самостоятельно созданных ЭОР).
4 класс.
Составитель: Никитина С.Ю., учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 643 г. Санкт-Петербург.
Цель: создание условий для закрепления понятия «глагол»
Задачи:
- повторить и обобщить знания по теме “Глагол”;
- учить составлять памятку “Что я должен знать о глаголе”
- учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль.
Оборудование: напечатаны 2 глагола для морфологического разбора; глаголы с ударным окончанием; глаголы с безударными личными окончаниями для 3 рядов; схема с сочетаниями -ться-; -тся-; чистые листочки для работы в парах; схемы для разбора глагола по составу; 2 глагола для разбора по составу; памятки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Начнём урок русского языка.
2. Актуализация знаний.
Здравствуйте, мои друзья!
К вам спешил я на урок не зря,
Мне хотелось очень знать:
Сумеете ли вы меня узнать!
Часть речи я – самостоятельная,
Люблю я действовать, друзья,
Ещё легко спрягать меня.
Могу вдруг стать возвратным,
Прошедшим, непонятным.
Могу я сделать исключение,
Меня узнайте без сомнения!
- Кто же я?
Дети: Глагол!
Учитель: Ребята, а по каким признакам вы узнали глагол?
Дети:
а) самостоятельная часть речи;
б) обозначает действие;
в) спрягается;
г) бывает возвратным;
д) изменяется по временам;
е) есть глаголы-исключения.
Глагол:
Молодцы, мои друзья!
В вас всегда уверен я!
Пожелаю вам, ребята,
Русский на пятёрки знать,
Меня не забывать
И только правильно писать!
3. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Ребята, помогите мне сформулировать тему урока.
Дети формулируют тему и цель урока.
На доске открывается тема урока: Повторение по теме “Глагол”
Анализ проверочной работы:
1.Базовые знания по теме;
2.Умение определять спряжение глагола;
3.Умение разбирать глагол как часть речи;
4.Умение выполнять синтаксический разбор предложения;
5.Умение разбирать глаголы по составу;
6.Умение выбирать и объяснять написание.
Какие выводы мы можем сделать по этой диаграмме? В каких заданиях было допущено больше всего ошибок и что нам необходимо ещё повторить?
- Базовые знания о глаголе;
- Умение определять спряжение глагола;
- Умение разбирать глаголы как часть речи;
- Умение выбирать и объяснять написание.
Работа в группах:
1 группа составляет
Памятка
«Что я знаю о глаголе»
Глаголы обозначают……………… и отвечают на вопросы…………………………………
Постоянный признак глагола……………………..
Непостоянные признаки глагола………………………………………….
В предложении глагол является……………………………….
Глаголы спрягаются, т е. изменяются по……………………………………..
Глаголы … спряжения имеют окончания –ешь, -ёшь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
Глаголы … спряжения имеют окончания –ишь, , -ит, -им, -ите, -ат, -ят
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …………………….
Глаголы в возвратной форме имеют суффиксы ………………………
Глаголы изменяются по ………………………
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс………
2 группа:
Памятка: «Как определить спряжение глагола»
1.Если личное окончание……………………………., спряжение определяем сразу по ………………………гласной.
2. У глаголов -……………………… спряжение определяем сразу: брить, стелить - …………….. спряжение, терпеть, вертеть………………………………………………………………………………..- ….спряжение.
3.Спряжение глаголов с ………………………….окончаниями определяем по суффиксу………………. формы : -и – … спряжение, другие суффиксы - … спряжение.
3 группа:
Алгоритм
«Как определить, какую гласную писать в безударных личных окончаниях глагола»
1.Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное
или безударное.
2. Если ударное – пишу,……………….
3.Если безударное,
А) ставлю глагол в …………………..форму;
Б) смотрю, какой ………………..перед …………………
В) если -и- - ….. спряжение, пишу в окончаниях –…………………..
Г) если не –и- - ….. спряжение, пишу в окончаниях гласную - ……………………
4. Обозначаю орфограмму.
Проверка памятки «Что я знаю о глаголе»
Проверка памятки: «Как определить спряжение глагола».
- Для чего нам нужно уметь определять спряжение глагола? (Чтобы правильно писать безударные окончания глаголов.)
Задание 1. Определите спряжение глаголов.
1 вариант
Свистеть – свистит ( …спр.)
Рычать - …………( … спр.)
Говорить - ……………(…. спр.)
Прожить - ………………..(…. спр.)
Уплыть –……………..(….спр.)
Дышать- (….., ….спр.)
Смотреть – (…..,…. II спр.)
Слушаешь – слушать (… спр.)
Думаете - …………….(… спр.)
Изучаем –…………………(….спр.)
2 вариант
Идти-идёт (…спр.)
Молчать –……………(…. спр.)
Реветь- ……………..(…. спр.)
Стеречь –………………(…. спр.)
Везти – ……………………(… спр.)
Слышать- (…., …. спр.)
Терпеть – (…..,….спр.)
Спрашивает – спрашивать (…спр.)
Лечат – …………..(……. спр.)
Требуешь –…………………….(… спр.)
Задание 2.
Дидактический материал упр. № 153.
Объясни, почему в безударных личных окончаниях глаголов пишется та или иная гласная. Обозначь орфограмму карандашом.
Гонит, дышит, катят, бреет, прополют, вертят, зависим, держишь, кипит, терпишь.
Дидактический материал упр. № 146.
Используя алгоритм, определи, какие гласные надо писать в окончаниях глаголов.
Образец: тревожимся – тревожиться (II спр.)
Птички щебечут – щебетать (I спр.), кузнечик стрекочет – стрекотать (I спр.) , волны плещут – плескать (I спр.) , окно светится - светиться (II спр.) , мама хлопочет –хлопотать (I спр.) , беспокоится – беспокоиться (II спр.), строят школу – строить (II спр.) , выходим из дома – выходить (II спр.), разносишь газеты - разносить, делаешь – делать (I спр.) уроки.
Дидактический материал упр. 154. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.
Проверка.
Подведение итогов урока.
Вспомните тему урока.
Оцените свои знания по данной теме.
1.Я хорошо владею материалом и выполнил все задания без ошибок.
2.Я хорошо знаю теорию, но допустил ошибки при выполнении задания.
3.Я не достаточно хорошо владею материалом и мне нужно доучить правила.
4.Я плохо владею материалом и не могу применять знания при выполнении заданий.
Использованная литература:
1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В.Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя.- 2 изд., доп.-М.: Просвещение, 1991.
2.Леонович Е. Н., Нефедова Е. А., Узорова О. В. Уроки русского языка. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Аквариум, 1997.
3.Соболева О.Л.Русский язык. 2 класс. Экспериментальный учебник для трехлетней начальной школы. – М.: Новая школа, 1998.
4.Учителям о ТРИЗ. Сборник методических материалов по преподаванию теории решения изобретательских задач в начальной школе – СПб.: ЗАО «Атос», 1997.
4.Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». – 3-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ проверочной работы по теме «Глагол»
Что я знаю о глаголе» Глаголы обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? ч то сделать? Постоянный признак глагола спряжение . Непостоянные признаки глагола время, лицо, число, род. В предложении глагол является сказуемым. Глаголы спрягаются, т е. изменяются по лицам и числам. Глаголы I спряжения имеют окончания –ешь, -ёшь, - ет , -ем, - ете , - ут , -ют Глаголы II спряжения имеют окончания –ишь, , - ит , -им, - ите , - ат , - ят . Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы – ть , - ти Глаголы в возвратной форме имеют суффиксы - ся , - сь . Глаголы изменяются по временам. Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс л.
Памятка: «Как определить спряжение глагола» 1.Если личное окончание ударное , спряжение определяем сразу по ударной гласной. 2. У глаголов – исключений спряжение определяем сразу: брить, стелить – I спряжение, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, дышать, слышать, держать, - II спряжение. 3.Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу неопределённой формы : -и – II спряжение, другие суффиксы – I спряжение .
Алгоритм «Как определить, какую гласную писать в безударных личных окончаниях глагола» 1.Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное. 2. Если ударное – пишу, как слышу. 3.Если безударное, А) ставлю глагол в неопределённую форму; Б) смотрю, какой суффикс перед - ть . В) если -и- II спряжение , пишу в окончаниях – - и, - ат , - ят . Г) если не –и - I спряжение , пишу в окончаниях гласную – - е, - ут , -ют.
1 вариант Свистеть – свистит ( II спр .) Рычать - рычит ( II спр .) Говорить - говорит ( II спр .) Прожить - проживёт ( I спр .) Уплыть – уплывёт ( I спр .) Дышать- ( искл ., II спр .) Смотреть – ( искл ., II спр .) Слушаешь – слушать ( I спр .) Думаете - думать ( I спр .) Изучаем – изучать ( I спр .) Определи спряжение глаголов
2 вариант Идти-идёт ( I спр .) Молчать – молчит ( II спр .) Реветь- ревёт ( I спр .) Стеречь – стережёт ( I спр .) Везти – везёт ( I спр .) Слышать- ( искл ., II спр .) Терпеть – ( искл ., II спр .) Спрашивает – спрашивать ( I спр .) Лечат – лечить ( II спр .) Требуешь – требовать ( I спр .) Определи спряжение глаголов
Физминутка «Ёлочка»
«Как определить, какую гласную писать в безударных личных окончаниях глагола» 1.Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное. 2. Если ударное – пишу , как слышу . 3.Если безударное, А) ставлю глагол в неопределённую форму ; Б) смотрю, какой суффикс перед - ть В) если -и- - II спряжение , пишу в окончаниях – - и, - ат , - ят . Г) если не –и- - I спряжение , пишу в окончаниях гласную - - е, - ут , -ют. 4. Обозначаю орфограмму.
Используя алгоритм, определи, какие гласные надо писать в окончаниях глаголов. Образец: тревожимся – тревожиться ( II спр .) Птички щебеч у т – щебет а ть ( I спр .) , кузнечик стрекоч е т – стрекот а ть ( I спр .) , волны плещ ут – плеск а ть ( I спр .) , окно свет ит ся - свет и ться ( II спр .) , мама хлопоч ет – хлопот а ть ( I спр .) , беспоко ит ся – беспоко и ться ( II спр .) , стро ят школу – стро и ть ( II спр .) , выход им из дома – в ыход и ть ( II спр .) , разнос ишь газеты - разнос и ть, дела ешь – дел а ть ( I спр .) уроки .
Я хорошо владею материалом и выполнил все задания без ошибок. Я хорошо знаю теорию, но допустил ошибки при выполнении задания . Я не достаточно хорошо владею материалом и мне нужно доучить правила Я плохо владею материалом и не могу применять знания при выполнении заданий. Вершина знаний
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе: "Повторение. Образование глаголов прошедшего времени"
Урок русского языка по программе "Школа России" в 4 классе....
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...
Презентация к уроку "русский язык" 4 класс "Повторение о глаголе"
Обширное повторение материала о глаголе...
Конспект урока "Русский язык " 4 класс "Повторение о глаголе"
Представлен материал на основе пословиц...
Повторение о глаголе.
Повторение изученного о спряжении, склонении глаголов....
интересный раздаточный материал для повторения модального глагола can
раздаточный материал для повторения модального глагола "can"...
Презентация для 4 класса повторение форм глагола to be в прошедшем времени
Презентация для 4 класса повторение форм глагола to be в прошедшем времени...