Правописание парных согласных на конце слова (2 класс,система Занкова)
план-конспект урока по русскому языку по теме
Ресурс представляет собой авторскую разработку, состоящую из конспекта урока и презентации к уроку.
Материал может быть использован на уроке повторения изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание парных согласных на конце слова
(2 класс,система Занкова)
Плотникова О. А. МОУ «ОСОШ № 3» г. Очёр Пермский край
Цели
- Образовательные: закрепление знаний о способе проверки слов с парными согласными на конце слова.
- Развивающие: развитие умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце слова.
- Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос); воспитание бережного и внимательного отношения к животным.
Ход урока
- Орг. Момент
Учитель. Дети, сегодня урок будет необычный. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретенных знаний. А для этого…
В путешествие, друзья,
Приглашаю вас я.
И с собой прошу вас взять
Ручку, карандаш, тетрадь.
В пути вам нужно быть внимательными,
Наблюдательными и старательными.
- Работа над темой
- Вхождение в тему урока
Учитель. На чем же мы отправимся в путешествие? Отгадайте.
(На слайде №2 один из учеников читает загадку всему классу):
Весь день домой и на работу
Возить людей его забота.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
(Дети предлагают разные варианты отгадки: машина, автобус. В ходе обсуждения приходят к единому мнению).
Учитель. К нам часто приходят на урок сказочные герои. Сегодня - не исключение. Отгадаете предмет и узнаете нашего гостя.
(На слайде №3 один из учеников читает загадку всему классу):
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И огромный пароход! (Карандаш)
- Действительно, сегодня у нас в гостях сказочный герой Карандаш. Помогите Карандашу объединить эти слова.
( На слайде № 4 даны слова: карандаш и автобус). (Эти слова словарные. Это трехсложные слова. Эти слова называют предметы. Это имена существительные).
Учитель. Отлично! Кто хочет задать вопрос по теме «Имя существительное»?
Дети задают друг другу вопросы. На какие вопросы отвечают имена существительные? (Кто? что?) Каким членом предложения может быть существительное в предложении? (Подлежащим). Как изменяются имена существительные? (По числам). Назовите три рода имен существительных. (Женский род, мужской род, средний род).
Учитель. Молодцы! Хорошие вопросы и полные ответы. Давайте присмотримся к словам «автобус» и «карандаш». Какие еще общие признаки вы подметите у этих слов? (Это имена существительные неодушевленные. Они мужского рода. На конце этих слов есть парный согласный звук).
Учитель. Сможете ли вы придумать предложения с этими словами? (Мальчик нарисовал карандашом автобус. Мама поехала на автобусе в магазин и купила сыну карандаш. У Димы получился хороший рисунок автобуса, выполненный карандашом).
Учитель. Молодцы! Теперь усложним задание. Выделите согласные звуки в слове автобус и назовите буквы, обозначающие эти звуки. (Звук [в],буква «Вэ», звук [т],буква «Тэ», звук [б],буква «Бэ», звук [с], буква «Эс»).
(На слайде № 4 дети видят буквы, которые обозначают эти согласные звуки).
2) Минутка чистописания (слайд № 5)
Учитель. Минутка чистописания. Рассмотрите внимательно образец и попробуйте установить закономерность в написании этих букв. (Втбс, Твбс, …) (Буквы по порядку меняются местами. Первая буква становится прописной).
Учитель. Запишите образец и продолжите ряд, используя закономерность. Не забывайте о правильной посадке во время письма.
(Дети в тетрадях прописывают строчку букв, используя данную закономерность).
Учитель. Подумайте, можно ли эти буквы разделить на две группы, если да, то по какому признаку? (В одну группу надо записать буквы, которые обозначают звонкие, а в другую – обозначающие глухие согласные звуки).
Учитель. Правильно, ребята. Давайте вернемся к словам «автобус» и «карандаш».
(Дети работают со слайдом № 6).
Учитель: Скажите, сумели ли эти слова подсказать вам тему сегодняшнего урока? (Эти слова с парными согласными на конце слова. Значит, на уроке мы будем работать со словами с парными согласными).
Учитель. Отлично! Мы сегодня продолжим учиться распознаванию и проверке слов с парными согласными на конце.
В нашем русском языке
Ходят «хитрые подружки».
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят.
Но у нас не детский сад?
Мы решим проблему эту?
И расскажем всему свету?
Предстоит сегодня нам
Все расставить по местам.
3) Повторение и закрепление изученного материала
Упражнения на закрепление
Учитель. Вспомните парные согласные звуки. (Буквы, которые обозначают парные согласные звуки показаны на слайде № 7. Дети называют их хором).
Как проверить написание парных согласных звуков на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук).
Учитель. Правильно! Молодцы! Сегодня на уроке, со сказочным героем Карандашом, отправимся в путь. Поедем туда, где живут звери. Кто догадался? (слайд № 8) (В лес. В зоопарк).
Учитель. Мы поедем в зоопарк. Кто из вас был в зоопарке?
От общения живого
Сразу станете добрей.
Здесь увидите вы много
Удивительных зверей.
Давайте в тетради составим список подарков для зверей в зоопарке. Чтобы грамотно написать слова в тетрадь, вспомните правило о написании парных согласных на конце слова.
(Один ученик рассказывает правило. Дети списывают в тетрадь слова: арбуз, виноград, ананас, гриб, хлеб, морковь со слайда № 9,вставляя пропущенную букву.)
Учитель. Молодцы! Теперь проверим написание слов. Поменялись тетрадочками.
(Дети меняются тетрадями, идет взаимопроверка. Один ученик доказывает, остальные проверяют. На слайде появляются парные согласные в слове.)
Арбуз – на конце парный согласный [з]. Проверяем: арбузы.
Виноград – на конце парный согласный [д]. Проверяем: нет винограда.
Ананас - на конце парный согласный [с]. Проверяем: ананасы.
Гриб - на конце парный согласный [б]. Проверяем: грибы.
Хлеб - на конце парный согласный [б]. Проверяем: нет хлеба.
Морковь - на конце парный согласный [в]. Проверяем: нет моркови.
Учитель. Отлично! Хорошо справились с заданием. Пока животные угощаются нашими подарками, давайте немного отдохнем и сделаем зарядку вместе с обезьянкой и ее друзьями.
4) Физминутка
(Музыкальная видеофизминутка взята на сайте - viki.rdf.ru. Активная ссылка дана в презентации.)
5) Работа с загадками
Учитель. Каких зверей встретил в зоопарке Карандаш? Отгадайте загадку о животном и запишите отгадку в тетрадь вместе с проверочным словом.
(Загадки даны на слайдах № 10 – 16. Исходя из времени урока, можно поработать с различным количеством загадок. От любой загадки можно по гиперссылке перейти на последнее задание. Один ученик читает загадку, а дети отгадывают. Другой по ходу написания слова в тетрадь доказывает правописание слова).
Неуклюжий, косолапый,
я держу в передних лапах
мёд - любимейшую снедь,
потому зовусь … (медведь).
Ученик. Медведь – на конце парный согласный [д]. Проверяем: медведи.
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард).
Ученик. Леопард – на конце парный согласный [д]. Проверяем: леопарды.
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живёт.
На носу имеет рог
Африканский ... (носорог).
Ученик. Носорог – на конце парный согласный [г]. Проверяем: носороги.
Корабль пустыни” по пескам плывёт.
Я здесь хозяин, здесь мне почёт.
Зверь я горбатый,
И нравлюсь ребятам. (Верблюд).
Ученик. Верблюд – на конце парный согласный [д]. Проверяем: верблюды.
Быть колючим не обязан
Дальний родич дикобраза.
Посмотрите, ну и что ж –
Весь в иголках острых ... (еж).
Ученик. Еж – на конце парный согласный [ж]. Проверяем: ежи.
Учитель. Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз).
Учитель. Напишите это слово и проверьте.
Ученик. Дикобраз – на конце парный согласный [з]. Проверяем: дикобразы.
Толстокож и неуклюж
Этот зверь, любитель луж.
Гром гремит, когда идёт
Большеротый ... (бегемот).
Ученик. Бегемот – на конце парный согласный [т]. Проверяем: бегемоты.
Самый рослый из зверей –
Африканский длинношей.
Ходит гордо, словно граф,
Называется ... ( жираф).
Ученик. Жираф – на конце парный согласный [ф]. Проверяем: жирафы.
Учитель. Молодцы! Вы хорошо справились с работой. Выполняя следующее задание, вы должны еще раз показать прочность ваших знаний и умений.
6) Работа в группах с текстом (слайд 17)
Учитель. В зоопарке Карандаш увидел енота, который решил написать письмо своему другу. Прочитайте это письмо в группах. Помогите найти слова с ошибками. (Каждой команде выдается текст письма).
Здравствуй, крод! Я пробежал через лук. Справа от меня был голубой прут. Я залес в огорот и нашёл там клат. Это были редиз и кабачог. Я взял для тебя корнеплот.
Енод
(После работы детей в группах идет проверка на слайде: дети ищут слова, в которых допущена ошибка).
Учитель. Сколько слов с ошибками написал енот? (Десять).
Учитель. Какой корнеплод взял для крота енот? (Редис).
Учитель. Почему вы так решили? (Съедобная часть (плод) является корнем. Поэтому редис является корнеплодом).
- Домашнее задание
(Каждый получает карточку с письмом енота к кроту).
Учитель. Дома выпишите из письма слова с парными согласными на конце, исправив ошибки. Подберите проверочные слова.
(На следующем уроке по слайду № 17 можно будет проверить написание слов с парными согласными на конце слова.)
- Итог урока
Учитель. Чему учились на уроке? (Распознавать и проверять слова с парными согласными на конце слова).
Учитель. Как вы проверяли написание парного звука на конце слова? Расскажите правило. (Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук).
Учитель. Молодцы! Оцените свою активность на уроке
( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке).
Учитель. Давайте нашему сказочному герою подарим шарики. Если вам было легко выполнять задания – зеленый шарик; если у вас на уроке возникали затруднения – желтый шарик; - если задания для вас были трудными – красный шарик. (Слайд № 18). (У каждого на парте шарики из бумаги трех цветов).
Учитель. Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились!
Вы немножечко устали,
За вниманье вам и честь,
Что пришли, не поленились,
Со зверями подружились...
Приходите вы почаще,
Будут рады вам всегда,
Рады дружбе настоящей
Ваши верные друзья.
Спасибо за урок!
Интернет - ресурсы:
http://www.solnet.ee/sol/002/z_051.html
- загадки о животных;
http://www.yaltazoo.org/files/lib/kids
- отрывки из стихотворения «Зоопарк «Сказка»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 2-й класс Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"
Урок дает представление о способах проверки правописания согласных на конце слова;- учит различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами, сопостав...
"Правописание парных согласных на конце слова"
Конспект урока русскогоязыка во 2 классе по теме: "Правописание парных согласных на конце слова" Школа Росси...
Правописание парных согласных на конце слов
Дидактические игры для закрепления умения писать слова с парной согласной на конце слова. Вывод правила о правописании парных согласных. Составление алгоритма для проверки парного согласного на конце ...
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова
Цели: 1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...
Урок русского языка во 2 классе с презентацией: "Правописание парных согласных на конце слова"
Урок русского языка во 2 классе с презентацией по теме: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Школа России". Зеленина....
Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными
Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными...
Открытый урок по русскому языку "«Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»
Открытый урок по русскму языку "Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными", урок закрепления по данной теме с яркой презентацией....