Презентация к уроку по русскому языку.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) на тему

Презентация к уроку по  русскому языку во 2 классе, по теме: «Что такое  корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК  "Школа России"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст: «Яблоко» У прохожих на виду висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко, а мышонок - высоко. Воробей сказал, что близко, а Улитка - далеко. А Котёнку всё равно: -Кислое - зачем оно? -Что вы?- шепчет Червячок , -Сладкий у него бочок.

Слайд 2

Антонимы низко – высоко, близко – далеко, кислое – сладкое

Слайд 3

Синонимы Сладкое – медовое – сахарное.

Слайд 4

Словарная работа. Ябл о к о В о р о бей О сина Б е рёза Л о пата СА ’ Х А Р са’х а рный са’х а рница сах а ри’стый

Слайд 5

Дерево вод олаз вод яной вод опад вод опровод вод овоз вод ичка вод оворот вод а. вод окачка

Слайд 6

Наше дерево.

Слайд 8

Сравниваем лексическое значение Водитель Вода вод оворот вод олаз

Слайд 9

Корень в однокоренных словах Лес Лес ной Лес ок Лес ник Лес ная Час Час овой Час ы Час овщик Час ики

Слайд 10

Упражнение №90 Мор е, мор як, мор ской. Свет , свет ить, свет лый. Бел ый, бел еет, бел енький.

Слайд 11

Образуйте однокоренные слова. Пис ать - …ель Рыб а - … лка Пожар - … ный Лет ать … чик Уч ить - … тель Зонт - … ик



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

п. Энем  Тахтамукайского района Республики Адыгея

Методическая разработка урока

русского языка

Тема. «Что такое  корень слова?

Что такое однокоренные слова?»

2 класс

УМК «Школа России»

         Учитель начальных классов:

Абадзе Фатима  Дзегаштовна.

2013г.

Тема. Что такое  корень слова? Что такое однокоренные слова?

Цели: познакомить  с понятиями  корень,  однокоренные слова; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова, распознавать проверочные                                                                                                                                                                                                                                                             слова в группе однокоренных слов;

содействовать развитию внимания, памяти, орфографической зоркости и обогащению словарного запаса учащихся;

воспитывать интерес к русскому языку, умение работать  в сотрудничестве с другими.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: карточки со словами, рисунок большого дерева на доске, компьютер.

                                                      Ход  урока.

  1. Орг. момент.

Начинаем наш урок

 Прозвенел уже звонок.

Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Актуализация знаний.

а). Орфографическая минутка.

-Я прочту текст «Яблоко», а вы  найдите слова-антонимы. (Сл-1)

-Какие слова называются  АНТОНИМЫМИ?

У прохожих на виду висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко, а Мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко, а Улитка - далеко.

А Котёнку всё равно:

-Кислое - зачем оно?

-Что вы?- шепчет Червячок,-

Сладкий у него бочок.

( низко – высоко, близко – далеко, кислое – сладкое)

-А как называются слова близкие по своему лексическому  значению?  (СИНОНИМАМИ) (Сл-2)

-Какой синоним к слову  СЛАДКОЕ? (медовое, сахарное) (Сл-3)

б) -Какое словарное слово встретилось в стихотворении? ( яблоко)

-Запишите это слово самостоятельно по памяти.

-А ещё какое словарное слово? ( воробей ). 

-Запишите и  это слово самостоятельно по памяти, через запятую.

-Запишите слово по лексическому значению.

-Дерево с дрожащими листочками. ( осина )

- Дерево с белым стволом. (берёза )

 -Приспособление для копки земли. (лопата )

- В каком слове все согласные звонкие? (берёза)  

Новое словарное слово.  

В поле родился,

На заводе варился,

В стакане растворился. (сахар) /проверяем (Сл-4)

САХАР  (са’харный, са’харница, сахари’стый).

САХАР - сладкое, белое вещество, оседающее в гранках (кристаллах), добываемое из различных растительных соков: сахарного тростника, свеклы и пр.

3.Самоопределение к деятельности.

      Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…

      Много ростков появилось от этого слова.

 -На доске изображено «Дерево». В корне дерева написано слово ВОДА. Сегодня на нашем дереве вырастут необычные плоды, вы получили однокоренные  слова, которые образовались от одного корня, но будьте внимательными, встречаются и «Лишние» слова.

Дети читают слова, записанные на карточках, и прикрепляют к кроне те слова, которые являются однокоренными.

Слова на карточках:  водяной,  водопад, водолаз, водопровод, водовоз, водитель, водичка, водокачка,  водоворот,  вода.   /Проверяем  (Сл-5, 6,7)

-Какое слово лишнее? Почему? (водитель) В этом слове заключено другое лексическое значение. (Сл-8)

-Выпишите родственные слова.

-Какая часть у них общая? ВОД-   Выделите корень.

-Кто-нибудь знает, как она  называется? ( КОРЕНЬ)                                

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке, чему мы будем учиться на уроке? (находить корень в однокоренных словах, и сами образовывать однокоренные слова).

-Может кто-то из вас может сформулировать, что такое  КОРЕНЬ?

/Это главная  часть в слове. Общая часть  однокоренных слов. Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково: ягода – ягодка. / (Слайд – 9) (Эти слова однокоренные, они близки по значению, и у них есть общая часть – корень)

4. Работа по теме урока.

а). Упр. № 89, с. 63. (письменно)

-Прочитайте и ответьте на вопросы.

Чем похожи эти слова? (это словарные слова)

Какая буква пропущена в каждом из слов?

-Запишите эти слова и подчеркните те буквы, которые вставили.

- Выделите корень в однокоренных словах.

б). Упр. 90 (письменно)

Прочитайте задание. По каким признакам будите искать однокоренные слова?   (Сначала смотрим, есть ли у них общая часть. Потом проверяем, близки ли они по смыслу)  /Проверяем (Сл.- 10)

5. Физкультминутка

Воробьишка потянулся,

Распрямился, встрепенулся,

Головой кивнул три раза,

Подмигнул нам черным глазом,

Лапки в стороны развел

Прогулялся и присел.

6. Закрепление изученного материала.

Упр. 91(письменно, самостоятельно)

Прочитайте эти слова. Чем они похожи и что обозначают?

 (Они обозначают предметы, в которые что-то кладут.)

-По какому признаку можно подобрать родственные слова?

(Нужно вспомнить, что хранят в этом предмете.)

Пишем образец самостоятельно.

7. Рефлексия.

а) Упр. 94 (устно)

б)   /Слайд -11/

- Образуйте однокоренные слова от данных слов.

- Назовите корень.

Писать -    …ель               Рыба -    …лка

Пожар  -   …ный                   Летать -    …чик

Учить -    …тель                    Зонт -    …ик

8. Итог  урока.

Назовите тему сегодняшнего урока? (Корень, однокоренные слова).

-Кто может сказать, что такое  КОРЕНЬ?

 А теперь посмотрите на свои тетради, всё ли вы успели написать?

Что вам показалось самым трудным?

Закончите фразу – «Теперь я могу выделять…»

Выставление оценок.
9. Домашнее задание.

  Правило на стр. 61; / Стр. 64. Упр.92, 93.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...

Конспект урока порусскому языку по теме"Значение наречий"

В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий....