Развитие интереса к изучению русского языка.
материал по русскому языку по теме
Представлены разнообразные задания: заменить одним словом, угадать слово, поставить ударение...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_interesa_k_izucheniyu_russkogo_yazyka.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интереса к изучению русского языка
На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюда-ла, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Не-которые дети считают его скучным и трудным предметом. Нежелание зани-маться русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к урокам, как повысить грамотность письма. И ре-шила, что для этого надо систематически накапливать занимательный мате-риал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Младшие школьники при выполнении разных заданий не могут быстро включиться в работу. Поэтому последовательность выполнения зада-ния сначала устанавливаю я сама. Например, задание: «Спишите предложе-ния. Выделите корни и приставки глаголов». Я даю выполнение этого зада-ния поэтапно: 1) внимательно прочитать упражнение;
2) списать грамотно, без ошибок; 3) найти в тексте глаголы, подчеркнуть их;
4) выделить корни и приставки в данных глаголах. При таком подходе уча-щиеся не допускают ошибок при выполнении любого задания.
При работе над словарем надо развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогает такое упражнение , как замена слово-сочетания одним словом, например: Упражнение 1.
- Как называется крупный населенный пункт? (Город)
- Как одним словом можно назвать жителей страны? (Народ)
- Как называется главный город в стране? (Столица)
Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поста-вить к ним вопрос кто? или что? 1 вариант (кто?) 2 вариант (что?)
Упражнение 2. Замените словосочетания одним словом:
а) промежуток времени в 60 мин;
б) военнослужащий, стоящий на посту;
в) работник цеха на заводе;
г) предмет у ученика для ручек и карандашей.
(Кто?) часовой, рабочий; (что?) час, пенал.
Дальше продолжаем работу с этими словами: поставить ударение, най-ти родственные слова, выделить корень, составить с одним из данных слов предложение и разобрать его по членам предложения.
В результате слово несколько раз повторяется в различных видах уп-ражнений на уроке и хорошо запоминается.
Еще несколько упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей и проводимых на различных этапах урока.
Упражнение 1. Замените слова одним словом из четырех букв:
Приятель - … (друг), солдат - … (боец), противник - … (враг),
работа - … (труд), шагать - … (идти)
Упражнение 2. Замените словосочетания одним словом:
Храбрый человек - … (храбрец), богатый человек - … (богач),
Сильный человек - … (силач), веселый человек - … (весельчак).
Найдите родственные слова.
Упражнение 3. Угадайте слово:
К . р . нд . ш (карандаш), д . ж . рн . й (дежурный),
Л . ст . п . д (листопад), з . м . шк . (зимушка)
Работу провожу для тех детей, которые не «слышат» гласные звуки.
Упражнение 4. Поставьте ударение, произнесите слова правильно.
Магазин, портфель, предмет, документ, дневник, алфавит, километр.
Упражнение 5. Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), щель (ель), коса (оса).
Упражнение 6. Помогите прочитать «странное письмо».
; ; ; ;
; ;
Дети придумывают слова к данным схемам.
Словарная работа на уроке не самоцель, она должна легко и свобод-но вписываться в тему урока. Например, провожу картинный диктант. Пока-зываю картины, на которых изображены: ворона, скворец, береза, тетрадь, кровать, картофель, площадь. Дети записывают слова в тетради и обознача-ют орфограммы.
Затем работа продолжается по вариантам
1 вариант: найдите и запишите существительные 1-го склонения;
2 вариант: найдите и запишите существительные 2-го склонения;
3 вариант: найдите и запишите существительные 3-го склонения.
Следующее задание: измените существительные, поставив их в роди-тельном, дательном и предложном падежах, выделите окончания.
В результате проведенной работы учащиеся записали слова, повтори-ли их правописание, определили склонение существительных; повторили па-дежные окончания существительных трех склонений.
Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Вот некоторые.
- (все игры демонстрируются на интерактивной доске).
Даны слова: л . сица за . ц
м . роз р . бята
п . нал д . ревня
м . шина г . рох
. зык к . пуста
А вот и яблоня:
- Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкно-венные яблоки, но и яблоки с буквами – а, о, и, е, я. Сорвать яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него подходящее слово. Все ученики записывают слова в тетрадях
2) Игра «Собери слово».
Ее я провожу при закреплении темы «Состав слова»
Задание: запишите слово, в котором корень, как в слове красить,
суффикс, как в слове березка, приставка, как в слове пошел,
окончание, как в слове речка (покраска).
Таким же образом можно образовать и слова находка, посадка, побел-ка, подарки и др. дети с удовольствием анализируют, ищут, составляют сло-ва. С большим интересом они отгадывают ребусы, кроссворды. Вот некото-рые
- Аппарат для полета в космос. (Ракета)
- Человек, который летал в космос. (Космонавт)
- Предприятие, где делают машины. (Завод)
Можно задать другие вопросы:
- Небесное светило. (Солнце)
- Ступеньки, ведущие вверх или вниз. (Лестница)
- Растение, растущее у берега водоема. (Тростник)
При выполнении работы повторялось правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, звонких и глухих согласных, непроиз-носимых согласных.
Для повторения правописания безударных гласных в названиях ягод я использую игру «Собери ягоды в корзину»
1 | 6 | ||||
| 2 | 5 | |||
3 | 4 | ||||
и | и | и | и | и | и |
к | к | к | к | к | к |
а | а | а | а | а | а |
Ответ: земляника, брусника, черника, ежевика,
голубика, костяника.
«В этом берестяном кузовке, - говорю я, - находятся ягоды. Да вот беда: первые буквы в совах стерлись, остались от каждого слова только три буквы –ика, попытайтесь узнать, какие ягоды лежат в кузовке». Когда дети записали слова в тетради, даю задание: найдите ударные и безударные гласные, выделите в словах корень, устно подберем родственные слова.
А вот как я работаю с темой «Овощи».
Показываю предметы: слева - капусту, картофель, морковь, горох, салат.
А справа - кастрюлю и тарелку.
- Как назвать одним словом предметы слева? (Овощи) запишем это слово.
- Назовите слова с безударной гласной о. (Морковь, горох)
- В остальных совах какая орфограмма? (безударная а)
- Как назвать одним словом предметы справа? (Посуда)
- А какую безударную гласную напишите в этом слове? (Гласную о)
- Определим во всех словах склонение.
- У какого существительного нельзя определить склонение? (Овощи)
Надо вставить слова-овощи в клетки.
Не последнее место в развитии интереса на уроках русского языка за-нимает работа с загадками.
Прочитав загадки и отгадав их, дети заполняют клетки буквами.
Что это за грибы?
- Он в осиннике родился.
Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем:
Шляпка красная на нем. (Подосиновик)
- Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Поднял над головой. (Моховик)
- Лета первая примета:
Под березой, в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберезовик)
- Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опенки)
- Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые … (лисички).
п | о | д | б | е | р | ё | з | о | в | и | к |
п | о | д | о | с | и | н | о | в | и | к | |
м | о | х | о | в | и | к | |||||
л | и | с | и | ч | к | и | |||||
о | п | ё | н | к | и |
- По какому признаку названы грибы?
(По месту, где растут, по внешнему виду, по сходству с другими предметами).
Разберем слова по составу, подберем однокоренные слова.
Богатый словарный запас человека свидетельствует о хорошем знании им русского языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образ-нее он выражает свою мысль. Обогащение нашего словаря новыми словами происходит на протяжении всей жизни, начиная с раннего возраста.
При ознакомлении с «Орфографическим словарем» сообщаю детям, что в словаре слова располагаются по порядку букв в алфавите. От того, ка-кая буква будет стоять на первом месте, будем подбирать слова на эту букву. Для начала я прошу детей разгадать несколько загадок. Игра «Кто достанет арбуз». Дети отгадывают загадки:
- На окне стеклянный пруд,
А рыбачить – не дают. (Аквариум)
2) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
3) Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
- Полосатое ядро,
Кумачовое нутро.
Хвостик, как у хрюшки,
В виде завитушки. (Арбуз)
Заполнить буквами клетки. Одна средняя ступенька осталось незапол-ненной. Дети подбирают из «Орфографического словаря» слова из 6 букв (азбука, абажур, авария и т. д.) А условие было такое: чей ряд подберет боль-ше слов, тому и достанется «арбуз».
А | |||||||
А | |||||||
А | |||||||
А | |||||||
А |
Я считаю, для того чтобы развить интерес к изучению русского языка, надо на уроках использовать разнообразные виды работы: замена словосоче-таний одним словом, найти спрятавшее слово, загадки, ребусы, кроссворды... Только такая работа может развить орфографическую зоркость, воспитать внимание, развить наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях и грамотно писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"
В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...
Занимательность – один из приемов привития интереса учащихся с нарушением зрения к изучению русского языка
успех в обучении и воспитании обеспечивается творческим подходом, позволяющим на деле сформировать у детей потребность учителя, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, рече...
Развитие интереса к изучению русского языка.
Предоставлены самые разнообразные задания: заменить одним словом, угадать слово, поставьте ударение......
Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов.Тема: « Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка»...
Воспитание у уч -ся интереса к изучению русского языка
Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается нами с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета....
Формирование и развитие интереса к изучению английского языка при помощи игры.
Статья на тему: Формирование и развитие интереса к изучению английского языка при помощи игры....
Игра как средство повышения уровня мотивации и развития интереса к изучению английского языка у младших школьников
В данной статье говорится о важности игры в процессе обучения английскому языку младших школьников. А также рассматриваются виды игр (с примерами), с помощью которых этот интерес развивать и поддержив...