РКМЧП
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Нилова Алена Владиславовна

1.Урок по активизации знаний по теме.

Работа в группах, мозговой штурм.

2. Урок по РКМЧП

Склонение сущ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2 конспекта86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Учитель: НиловаА.В.

Тема: Имя существительное. Общие сведения.

Цель: активизировать знания учащихся по теме.

Задачи:

  • Обобщить знания учащихся об им. сущ.
  • Обозначить морфологические признаки существительного,
  • Учить работать в парах
  • Развивать лексический запас слов.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Учащиеся делятся на пары.

Мозговой штурм.

  1. Запишите на листочках, все, что знаете об имени сущ.
  2. Обменяйтесь листочками, прочитайте, что написала другая группа, внесите дополнения на листочки в ячейки другого  цвета.
  3. На доске по ответам учащихся собирается кластер « Имя существительное» с примерами (устно).
  4. Вносятся дополнения по морфологическим и синтаксическим признакам, которые не назвали учащиеся.
  5. Откройте учебник на последней странице и посмотрите, что еще нового мы узнаем про эту часть речи. ( склонение, окончание)
  6. Физкультминутка.

Одуш. неодуш.

Что обозначают сущ.

8.

Распределите сущ. по группам, которые называют предметы, действия, признаки, явления природы и предметы. Вставьте пропущенные буквы.

Предметы

Явления природы

Действия

Признаки

карандаш

иней

бег

желтизна

командир

заморозки

крик

чернота

линейка

град

прыжок

красота

капуста

молния

шёпот

белизна

К…р…ндаш,  ин…й,  бе(г/к), ж…лтизна,  крас…та,  крик, к…мандир, зам…р…зки, ш…пот, б…лизна, ч…рнота, л…нейка, прыжок, гра (д/т).

Группы обмениваются карточками. Учащиеся проверяют и оценивают.

9. Собств. и нариц.

К нариц. Сущ. подберите имена собственные и запишите по 2, 3 примера.

Клички животных:

Города:

Реки:

Станции метро:

Улицы:

Фронтальное озвучивание ответов.

  1. Работа с учебником.

Стр. 69. №7.

Работа со словарём. Закладки на страницах.

Директор – директора

Инженер – инженеры

Бухгалтер – бухгалтеры

Представители группы выходят к доске и записывают мн.ч. остальных сущ.

Гараж –                          клавиша -

Пейзаж-                          карандаш-

Ландыш-                         камыш-

Проверка. Что общего в этих совах?  (жи- ши)

Определите род.

11. Подведение итогов. Выставление оценок.

Распределите сущ. по группам, которые называют предметы, действия, признаки, явления природы и предметы. Вставьте пропущенные буквы.

Предметы

Явления природы

Действия

Признаки

К…р…ндаш,  ин…й,  бе(г/к), ж…лтизна,  крас…та,  крик, к…мандир, зам…р…зки, ш…пот, б…лизна, ч…рнота, л…нейка, прыжок, гра (д/т).

Клички животных: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Города:_________________________________________________________________________________________________________________________

Реки: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Станции метро:__________________________________________________________________________________________________________________________

Улицы:_________________________________________________________________________________________________________________________

 

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Учитель: НиловаА.В.

Тема: Склонение существительных.

Цель: формировать понятие «склонение сущ.»

Задачи:

  • познакомить с распознаванием  типа склонения по окончанию и роду

 

  • Учить определять склонение сущ

  • Учить оценивать результат своей деятельности

Ход урока.

1. Орг. Момент.

2. Стадия вызова.

У каждого учащегося слова.  СЛОН, КОНЬ, ДОЧЬ, МЫШЬ, ВОДА, ОКНО, ЗЕМЛЯ, ДЯДЯ, ПОЛЕ

Что объединяет слова? (сущ., ед.ч)

Распределите слова в доме на несколько групп по какому –  нибудь признаку.

(по роду)

Обсуждение результатов деятельности.

3. Осмысление вызова.

Сейчас мы будем распределять наши слова по квартирам, но не только по роду, но и по окончанию.

Выдается Лист с домом, разделенным на 3 части ( квартиры)

Закрасьте окончания у слов ж.р. и м.р.

На какие группы мы можем их разбить?

Слова с окончаниями –а, ,-я и с       окончанием.

 

Приклейте в доме в 1 квартире слова вода, земля, дядя

Укажите их род.

Во второй квартире у нас будут жить оставшиеся слова м.р., а в 3 квартире оставшиеся слова ж.р.

Конь, стол и дочь, мышь

Приклейте их в соответствующие квартиры и также над словами подпишите род.

Что их объединяет ?(с           окончанием)

Сравните сущ. ж.р. из 1 столбика и 3 столбика? Чем они отличаются?

(окончанием)

Учащиеся подводятся к выводу, что в 3 столбике сущ. оканчиваются на шипящий с ь знаком.

Какие слова у нас остались? (ср.р.)

Куда же мы их поселим?

Чьими они будут соседями?

ФИЗМИНУТКА

На доске записывается склонение слова окно, выделяется окончание.

И.п.окно

Р.п. окна

Д.п. окну

В.п. окно

Т.п. окном

П.п. об окне

Самостоятельно просклоняйте по падежам слово из 1 квартиры (вода), а из  второй (слон)

Сравните окончания этих слов с окончаниями слова окно.

Кто может сделать вывод?

(совпадают окончания слова слон и окно)

Приклейте слова ср.р во 2 квартиру. Выделите окончание.

Что мы определяли у сущ., чтобы распределить их на 3 группы? (род, окончание)

По окончанию и роду мы можем определить склонение сущ. (1скл.,2 скл., 3 скл.)

На доске  появляется карточка СКЛОНЕНИЕ.

Подпишите  в каждой квартире наверху склонение.

Дается сокращение слова. (скл.)

Запишите в каждую группу по 1-2 слова.

Обсуждение вариантов.

Работа с учебником.

Таблица на фарзаце.

Рефлексия.

Определите у слов склонение.

Первые 5 фронтально, остальные самостоятельно.

Учащиеся  проверяют работы совместно с учителем, оценивают работу смайликом.

Д.з.

СЛОН, КОНЬ, ДОЧЬ, МЫШЬ, ВОДА, ОКНО,

ЗЕМЛЯ,

СЛОН

ДОЧЬ

ВОДА

КОНЬ

МЫШЬ

ЗЕМЛЯ

ОКНО

ПОЛЕ

ДЯДЯ

 ДЯДЯ, ПОЛЕ

СЛОН

ДОЧЬ

ВОДА

КОНЬ

МЫШЬ

ЗЕМЛЯ

ОКНО

ПОЛЕ

ДЯДЯ

ОДУШ.

НЕОДУШ.

СОБСТВ.

НАРИЦ.

КТО?

ЧТО?

РОД

М.Р.

СР.Р.

Ж.Р.

ПРЕДМЕТ

ЧИСЛО

ЕД.Ч.

МН.Ч.

Падеж

___________


СЛОН

ДОЧЬ

ВОДА

КОНЬ

МЫШЬ

ЗЕМЛЯ

ОКНО

ПОЛЕ

ДЯДЯ

СЛОН

ДОЧЬ

ВОДА

КОНЬ

МЫШЬ

ЗЕМЛЯ

ОКНО

ПОЛЕ

ДЯДЯ

СЛОН

ДОЧЬ

ВОДА

КОНЬ

МЫШЬ

ЗЕМЛЯ

ОКНО

ПОЛЕ

ДЯДЯ

СЛОН

ДОЧЬ

ВОДА

КОНЬ

МЫШЬ

ЗЕМЛЯ

ОКНО

ПОЛЕ

ДЯДЯ


СЛОН

ДОЧЬ

КОНЬ

МЫШЬ

ОКНО

ПОЛЕ

ВОДА

ЗЕМЛЯ

ДЯДЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....

Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагогов....

Урок окружающего мира с использованием технологии РКМЧП

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК "Начальная школа 21 века) с ипользованием приемов технологии развития критического мышления....