Обобщение и повторение изученного об имени прилагательном
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Методическая разработка урока русского языка по теме " Обобщение и повторение знаний об имени прилагательном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_imya_prilagatelnoe.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение и повторение изученного об имени прилагательном. (cлайд 1)
ЦЕЛЬ: Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное».
Задачи:
1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;
формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;
совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;
стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Тип урока. Урок Повторения.
Ход урока
- Оргмомент. (cлайд 2)
Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть сегодняшний урок принесёт
Всем радость общения друг с другом.
ΙΙ.Сообщение темы и цели урока. Определите тему нашего урока.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное) (cлайд 3)
- Так как это последний урок по данной теме, определите учебную задачу.
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части
речи. Я буду рада вашим хорошим ответам.
(cлайд 3)
ΙΙΙ . Актуализация опорных знаний. – Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду с помощью имен прилагательных.
- Ненастный, пасмурный, хмурый.
- Непогожий, светлый.
Учитель: Да, на дворе чудесная погода. А какая, вы скажете, отгадав загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Дети: Весной.
Учитель: Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года». А сейчас откройте тетради, запишите дату.
IV. Исследование данной проблемы. Работа по теме.
- Посмотрите на экран, перед вами текст. Прочитайте его. (cлайд 4)
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы.
- О чем этот текст? (О весне)
- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.
- А этот текст о чём? (О весне)
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
- Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
(Наличие прилагательных)
- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
Спишите второй текс, объясняя написание окончаний.
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.
- А теперь обратите внимание на вторе предложение. (cлайд 5)
- Назовите прилагательное, которое там используется?
Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.
- Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?
- Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.
Например, прилагательное серебристый.
- А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?
- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
- Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?
V. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи. (cлайд 6)
- Посмотрите на экран.
- Прочитайте предложение.
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
- Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
- А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
- Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.
- Вы должны, вставить пропущенные слова.
- Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.
- Прочитайте, что же у вас получилось?
- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы (cлайд 7). Запишите предложение, указав род прилагательных, если они употреблены в ед.ч. Как определить род прилагательных? (cлайд 8)
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост
- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
- Какой частью речи они являются?
- Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
Слайд
VΙ. Физкультминутка. (cлайд 9)
- Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.
Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело. Слайд
VIΙ. Работа в парах. Игра «Подбери пару». (cлайд 10) Правила работы в паре.
солнце сочное
река кислый
дерево спелая
груша высокое
лимон злая
друг верный
яблоко глубокая
собака яркое
карандаш синий
VIΙΙ. Игра. Отгадай кто это? (cлайд 11)
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса
Серый, хищный, жадный. Волк
- Как вы думаете слова, какой части речи уточняют имена прилагательные?
(имена существительные)
ΙX . Обобщение.
- Над какой темой мы сегодня с вами работали?
- Используя модель на доске, ваши записи, попробуйте рассказать все то, что
вы знаете об имени прилагательном. (cлайд 12-14)
X. Рефлексивно - оценочный этап.
1) Контроль(cлайд 15)Спиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания.
Тест
1. Укажи имя прилагательное.
- утеплять;
Б) теплый; - тепло.
2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
ясн.. утро.
- - ие;
Б) - ее; - - яя.
3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
- гладкая;
Б) короткая; - толстая.
4). Род и число имени прилагательного зависит от:
- имени существительного;
Б) глагола; - местоимения.
Проверка и оценка за тест. (cлайд 16)
Напишите окончания прилагательных.* (дополнительное зад.
Весен.. солнце пригрело землю. Зазвенела весёл.. капель. У домов галдят криклив.. воробьи. С пригорков побежали говорлив.. ручейки. Появилась молод.. трава. Прогудел первый мохнат.. шмель.
2). Рефлексия А теперь применим наши знания на практике.
2) Задание называется «Подари предмету признак». (cлайд 17)
Задание выполняется в парах. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
1 ряд – трава
2 ряд – горы
3 ряд – море
Вывод:
Так для чего нужны имена прилагательные?
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Поэтому прилагательные о себе говорят так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
Выводы:
Наш урок закончен.
- Назовите 3 любые прилагательных.
- Добавим их в текст.
Сегодня день рождения Насти!
Мама с дочкой испекли … пирог.
На стол они поставили … цветы.
Скоро придут … гости.
- Почему получилось смешно? (cлайд 18)
(Прилагательные и существительные не подходят друг другу по смыслу.)
(cлайд 19)
А) Чему мы научились на уроке
Я научился...
Я понял, что...
Было трудно...
Было интересно...
Б) Словесная оценка.
(cлайд 20-21)
3). Домашнее задание (cлайд 22)
4) Итог урока
- Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы попробуйте найти имена прилагательные.
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы - прекрасное,
Не скажем - безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
- Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?
Тест
1. Укажи имя прилагательное.
А) утеплять;
Б) теплый;
В) тепло.
2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.
А) - ие;
Б) - ее;
В) - яя.
3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
А)гладкая;
Б) короткая;
В) толстая.
4). Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.
Тест
1. Укажи имя прилагательное.
А) утеплять;
Б) теплый;
В) тепло.
2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.
А) - ие;
Б) - ее;
В) - яя.
3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
А)гладкая;
Б) короткая;
В) толстая.
4). Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Путешествие Колобка" (Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного)
Конспект открытого урока по математике по теме «Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного.»...
"Обобщение и повторение знаний о спряжении глаголов".
Цели урока:-создать условия для повторения и обобщения знаний о спряжении глаголов;-повторить способ написания безударных личных окончаний глаголов;- развивать умение работать в пара...
конспект и презентация к уроку математики на тему "Обобщение и повторение табличных случаев сложения и вычитания чисел от 11 до 18" 2 класс
Урок обощения и повторения учебного материала за 1 четверть. Построен по технологии развивающего обучения....
Презентация к уроку русского языка.Обобщение и повторение изученного об имени прилагательном.
Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщение и повторение изученного об имени прилагательном....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Обобщение и повторение по разделу «Уроки и переменки».
Конспект урока чтения в 3 классе (УМК "Школа 2100") по теме: "Обобщение и повторение по разделу "Уроки и переменки". с тестовыми заданиями. ...
Презентация к уроку по литературному чтению в 3 классе по теме: «Обобщение и повторение по разделу «Уроки и переменки».
Подробная презентация к уроку чтения "Уроки и переменки" с тестовыми заданиями...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имя существительное. Обобщение и повторение"
Технологическая карта урока с применением интерактивной доски...