Олимпиадные задания по русскому языку по теме "Морфология" 4 класс
олимпиадные задания (русский язык, 4 класс) на тему
Интересные задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnye_zadaniya.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса
по теме: «Морфология»
Подготовили: учителя начальных классов МБОУ «СОШ №34»
Седова Светлана Сергеевна и Федосеева Ирина Владимировна
1. Образуйте форму родительного падежа множественного числа
следующих имён существительных: носок, чулок, бурят, монгол.(0,4 б.)
1. Носков, чулок, бурят, монголов.
2. В приводимых ниже отрывках найдите имена существительные,
употребляющиеся только во множественном числе.
1) …псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор…
2) … пустился мой хитрец
В переговоры…
3) Очки не действуют никак…
4) Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол.(0,4 б.)
2. 1) Ворота («Волк на псарне»). 2) Переговоры (там же). 3) Очки
(«Мартышка и очки»). 4) Щи («Муму» И. С. Тургенева).
3. В каком падеже и в чём именно проявляется различие двух значе-
ний слова среда – «название дня недели» и «окружение»?(0,5 б.)
3. В винительном падеже: в среду – в среду. В ударении.
4. Название какой единственной в мире национальности является
прилагательным, употребляющимся в роли существительного? (0,1 б.)
4. Русской национальности (русский, русская).
5. Какие три местоимения в русском языке самые чистые?(0,5 б.)
5. Вы, мы, ты.
6. Определите род следующих слов: врач, край, ракета, джунгли,
космонавт, солнце, Черных, тропики, плакса, звено, староста, каникулы,
эхо, инженер, время, умница, поколение, звезда, тень, такси, Тбилиси, ре-
ка, шимпанзе, город, стиляга, кофе, сочи, пенсне, Альпы, какао, Карпаты,
пень.
Выпишите в следующем порядке: 1) существительные мужского ро-
да, которые могут обозначать мужчин и женщин; 2) существительные об-
щего рода; 3) существительные «никакого рода»; 4) существительные
мужского рода; 5) существительные женского рода; 6) существительные
среднего рода.(0,6 б.)
6. 1) Врач, космонавт, инженер. 2) Плакса, староста, умница, стиля-
га, Черных. 3) Джунгли, тропики, каникулы, Альпы, Карпаты – слова, ко-
торые употребляются только в форме множественного числа. 4) Тбилиси,
город, кофе, Сочи, пень, край, шимпанзе. 5) Ракета, звезда, река, тень.
6) Солнце, звено, эхо, время, поколение, такси, какао, пенсне.
7. Какие из названных существительных можно считать? Почему?
1) молоко, пиво, мука, сахар, бензин, белизна, грусть, езда, ходьба,
плаванье. 2) Сани, брюки, ножницы, часы, грабли, сутки, опилки, сливки,
хлопоты.( по 0, 5 балла за каждую группу)
7. Такие предметы, как сани, брюки, ножницы, часы, грабли можно
считать, используя собирательные числительные (трое саней, четверо
брюк и т. д.). Жидкости или неделимое вещество – молоко, пиво, муку, са-
хар, а также опилки, сливки – измеряют, взвешивают (литрами, стаканами,
килограммами, мешками и т. д.), но не считают.
Не сочетаются ни с количественными, ни с собирательными числи-
тельными отвлечённые существительные со значением качества (белизна,
грусть) или отвлечённого действия (езда, ходьба, плавание, хлопоты).
8. Замените данные словосочетания прилагательными в значении
существительных.
1) Солдат, стоящий на посту. 2) Идущий куда-нибудь человек. 3)
Трудящийся, принадлежащий к рабочему классу. 4) Мощёная улица. 5) На-
евшийся, утоливший голод человек. 6). Человек, испытывающий голод. 7)
Минувшее время, прошедшая жизнь. 8) Время, следующее за настоящим.
9) Специалист по шитью платья. 10) Руководитель (-ница) звена.
( по 0,1 баллу за каждое слово)
8. Это субстантивированные прилагательные: 1) Постовой, часовой.
2) Прохожий. 3) Рабочий. 4) Мостовая. 5) Сытый. 6) Голодный. 7) Про-
шлое. 8) Будущее. 9) Портной. 10) Звеньевой (-ая).
9. Замени выражения глаголом: (0,5 б)
Клевать носом -…………………………………………
Зарубить на носу -……………………………………..
Чесать языком -……………………………………….
Дать стрекача -………………………………………
Ломать голову -………………………………
9. Замени выражения одним словом:
Клевать носом - дремать
Зарубить на носу - запомнить.
Чесать языком - болтать
Дать стрекача - убежать
Ломать голову – думать.
10. Подчеркни словосочетания, где глагол употребляется в переносном значении:
играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит,
сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык, солнце светит. (0,4 б.)
10. Подчеркни словосочетания, где глагол употребляется в переносном значении:
играть мячом, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит,
сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык, солнце светит.
11. Вычеркни лишнее слово:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка (0,5 б.)
11. Вычеркни лишнее слово:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка
12.Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя): день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман. (1 б.)
12. В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился молочный густой непроглядный туман.
13. Подчеркни несклоняемые существительные: Музей, кони, бревно, пальто, кино, перо, шоссе, шимпанзе, фонари, кудри, колибри, ателье, кофе, такси, бассейн, кенгуру. (0,5 б.)
13. пальто, кино, шоссе, шимпанзе, колибри, ателье, кофе, такси, кенгуру.
14. Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
* березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат. (0,5 б.)
14. Я c утра в лесу гуляю,
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
От которой у ежат
Все иголочки дрожат.
15.Определите, где нужно поставить мягкий знак после шипящих?
Пятлая куж...
Бурявый пупалош...
Мяукая дуч...(0,5 б.)
15. Пятлая кужь
Бурявый пупалош
Мяукая дучь
16. В каком падеже одни и те же имена существительные принимают
различные окончания в зависимости от предлога? Приведите примеры.(2 б.)
16. В предложном: в доме и на дому, о саде и в саду и т. д.
17. Какие из названных существительных могут употребляться с числительным два, а какие с числительным двое? Почему?
Сани, бани, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки. (1 б.)
17. С числительным два употребляются существительные: бани,
огурцы, утки, руки т. е. эти конкретные существительные называют пред-
меты, подвергающиеся счёту, например, один огурец, два огурца, три
огурца и т. д. С числительным двое употребляются существительные: са-
ни, щипцы, брюки, обозначающие составные предметы, состоящие из двух
(парных) частей и сутки, обозначающее отрезок времени.
18. Найди и подчеркни существительные мужского рода:
мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино,
тюль, огонь, пюре. ( по 0,1 б. за каждое слово)
18. Найди и подчеркни существительные мужского рода: мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, огонь, пюре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.
В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.
Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014
Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у...
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса
Материал для школьного тура олимпиады по русскому языку 4 класс...
Олимпиадные задания по русскому языку 1-4 классы
Олимпиадные задания по русскому языку 1- 4 классы. Ответы есть для 4 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе
Олимпиадные задания по русскому языку в были составлены мною для выявления одарённых учеников в моём классе....
Олимпиадные задания по русскому языку 1 - 4 классы.
Этот материал состоит из интересных заданий для 1 - 4 классов....