Урок русского языка в 1 классе.
план-конспект занятия (русский язык, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная к уроку «Слово и его значение».
Урок русского языка по теме «Слово и его значение» разработан для 1-го класса с использованием УМК «Перспектива» и имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учетом уровня интересов ребенка и его познавательных возможностей.
В тематическом планировании данный урок - 5-й. Тема урока: Слово и его значение. Тип урока – усвоение новых знаний. На изучение материала отводится 3 часа. Этот урок - первый. Дети знакомятся со словами и их значениями, научатся различать звуки и буквы, узнавать значение слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Урок разработан с использованием методов технологии развивающего обучения. Основной педагогической идеей является то, что учащиеся самостоятельно получают знания в результате совместного исследовательского поиска, где у учащихся формируется учебная самостоятельность, создаются такие учебные ситуации, в которых нет готовых способов действий. Ученики должны не копировать образцы учителя, а искать свои собственные способы работы. На данном уроке развивается фонематический слух, логическое мышление. Обогащается словарный запас учащихся. Ученики на уроке работают в группах, в парах, по вариантам.
Структура урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил и т.п. Для проведения урока понадобится мультимедийный проектор.
Слово и его значение
предметы начальной школы (русский язык)
Нурлыева Лайла Валиевна
учитель начальных классов МБОУ «Бугадинская ООШ» Актанышского района РТ.
Тема: научить различать звуковую и буквенную оболочку слова и его значение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, узнавать значение слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Материал: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, рабочие тетради; карточки со словами, CD «Русский язык», компьютер и проектор, слайды.
Ход урока.
I. Организационный момент
Психологическая подготовка к уроку, (хором): солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
II. Актуализация знаний
1. Чистописание: Зз Зз Зз Зз Зз – заболели у зебры зубы
2. Орфографическая работа
- Узнайте слово по его значению и запишите его.
1. Приспособление для управления движущейся машиной. (Руль.)
2. Небольшие неядовитые змеи. (Ужи.)
3. Мужское русское имя, в сказках он часто бывает дурак. (Иван.)
4. Большая кукла в огородах для отпугивания птиц. (Чучело.)
5. Так называется наша страна. (Россия.)
6. Наша республика. (Татарстан.)
7. Человек, который учит. (Учитель.)
- Проверяйте свои работы. (слайд)
Ученики объясняют орфограммы в словах, подчеркивают их.
Самооценка «!» - я молодец, написал правильно и красиво; «+» - хорошо, есть небольшие ошибки или исправления.
III. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте слова на листочках: сирень, белка, ель, камыш, волк, ромашка, заяц, сторба.
- Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.
- Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие слова зелёным? Проверяйте. (слайд). - Где вы затруднялись? (В слове сторба, такого слова не бывает, оно ничего не обозначает.)
- Какому мнению пришли? (Слова могут обозначать что-то, то - есть, иметь значение.
- Значит, какая задача сегодняшнего урока? (узнавать значение слова)
- Откройте учебники, прочитайте тему урока. Слово и его значение.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с CD. Слово и его значение. Рассказ Ивана Ивановича Самоварова.
- Что является «скорлупой» слова, по словам профессора Самоварова? (Звуковая оболочка, звучание слова, произношение его.)
- А с чем сравнивает Иван Иванович значение слова? (Значение слова – это ядро.)
2. Работа по учебнику.
Упр. 28 (с. 15)
- Чем отличаются звуковые модели первого и второго слов? (Первым звуком [м’] и [м].)
- Чем отличаются звуковые модели второго и третьего слов? (Звуки поменяли местами.)
- Меняется ли при этом значение слов? (Да, меняется.)
- Сделайте вывод. (Если заменить звука или поменять их местами, может измениться слово и его значение.)
- Обозначьте звуки буквами и запишите слова. (Мишка, мышка, камыш.)
- Приведите свои примеры. (Нюра, нора, рано; ребята, работа.)
- Прочитайте вывод на странице 15.
Упр. 29 (с.16)
- Что видите на рисунке слева? (Ладья – судно с парусом и веслами.)
- Почему другие слова не подходят к рисунку? (Лодка не подходит, так как у лодки нет парусов. Парусник тоже не подходит, потому что у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра. Корабль – большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах, которых может быть три и более.)
3. Работа с CD. Слово и его значение. Звуки и буквы. Рассказ Иван Ивановича Самоварова (отрезки 1-3)
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы? (Кто? Что?)
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают действие предметов? (Что делает?)
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
V. Физкультминутка
Вышла уточка на луг – кря, кря, кря.
Полетел зелёный жук – ж – ж – ж.
Зашумел в пруду камыш – ш – ш – ш.
И опять настала тишь.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику.
Упр. 30 (с. 16) (Самостоятельное выполнение.)
- Проверяйте работы друг друга.
Самооценка «!» - выполнил без ошибок, «+» - была ошибка, но исправил.
Упр. 30 (с. 17)
- Самостоятельно постройте модель слова «радуга». Проверяйте. (слайд)
Самооценка.
VII. Рефлексия
1.Упр. 32 (с. 17), работа над пословицей.
- Как ответили на вопрос? (Ядро – значение слова. Пустые слова – бессмыслица.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр.1 (с. 9), по вариантам. 1–й вариант – 1-я строка, 2-й вариант – 2-я строка. Взаимопроверка. (слайд)
- Работа с CD. Слово и его значение. Упр. «Помоги паучку сплести паутину»
VIII. Подведение итогов урока
- Что узнали сегодня на уроке про значение слова? (У каждого слова должно быть значение. Слова могут обозначать предмет, действие или признак предмета.)
- Придумайте свое слово и объясните его значение, у кого получится самое смешное, интересное слово.
- Урок окончен, спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...