Урок русского языка для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных» в 3 –м классе. УМК « Начальная школа XXI века». Конспект по русскому языку в 3-м классе разработан согласно программе. Учащиеся самостоятельно получают знания в результате совместного исследовательского поиска. Использование информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают учебную мотивацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx | 23.09 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.rar | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Склонение имён существительных»
3 класс
УМК « Начальная школа XXI века»
Подготовила
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 4»
Новосёлова Валентина Николаевна
г. Губкинский
2013 г
Урок русского языка.
Тема: «Склонение имен существительных»
Задачи :
Образовательные: закрепление умения определять падеж, склонение имён
существительных;
тренировка в определении склонения существительных,
стоящих в косвенных падежах
Развивающие: развивать предметные умения: уметь различать склонение
существительных
развивать личностные и коммуникативные умения через
создание проблемных ситуаций.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки
Ход урока.
- Орг. момент.
Начинается урок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку пять!
2. Введение в тему урока
- Правильно выполненное первое задание поможет вам определить тему
нашего урока.
На экране слова: Слайд
Морс, мак, солнце, вода, ранний, лесок, тонна, лиса, река.
- Прочитайте данные слова, в которых зашифровано слово из 9 букв. Расшифруйте его, определяя орфограммы в словах.
МОРС - парные звонкие и глухие согласные в конце слов
МАК- парные звонкие и глухие согласные в конце слов
СОЛНЦЕ – непроизносимые согласные в корне слов
ВОДА – Безударные гласные в корне слова
РАННИЙ – Правописание слов с двойными согласными
ЛЕСОК – Безударные гласные в корне слова
ТОННА – Правописание слов с двойными согласными
ЛИСА - Безударные гласные в корне слова
РЕКА – Безударные гласные в корне слова
- Какое слово получилось? ( СКЛОНЕНИЕ)
- Кто сможет назвать тему нашего урока?
Слайд
Склонение имён существительных
- Сегодня мы продолжаем изучать склонение имен существительных.
Слайд
- Какое слово лишнее? Почему? (ранний – прилагательное, остальные существительные)
- Сколько склонений имеет имя существительное?
- 3 скл. Слайд
Разделите тетрадь на три столбика
- Какие имёна существительные относятся к первому склонению?
Устные ответы детей
(ж. р. и м .р с окончанием - а, - я в начальной форме И.п., ед. ч.)
Слайд
- Какие имёна существительные относятся ко второму склонению?
( м. р., ср. р. - о, - е, )
Слайд
- Какие имёна существительные относятся к третьему склонению?
( ж .р., нулевое окончание в начальной форме и - ь на конце)
Слайд
- Запишите данные существительные по склонениям
Взаимопроверка
- Обменяйтесь тетрадями
- Проверим. Если правильно на полях ставим +,если есть ошибки ничего не ставите.
Слайд
1 скл. 2 скл 3 скл
вода морс
тонна мак
лиса солнце
река лесок
- Существительных, какого склонения здесь нет ? (третьего склонения)
- Приведите примеры существительных третьего склонения ? (ж. р, имеющие в
начальной форме нулевое окончание и - ь на конце слов)
- Запишите в тетрадь по два существительных 3-го склонение.
II. Работа в группах
- Вспомним правила работы в группах.
1. Выбрать ответственных.
2. Каждый имеет право высказать своё собственное мнение
3.Формулируйте свои выражения просто и ясно
4. Умейте слушать и быть услышанным
5. Умейте дискутировать. Сделать общее заключение
6. Умейте обсудить заданную проблему за отведённое время
Распределитесь по группам.
- Ребята у вас даны словосочетания, определите падеж и склонение существительных
1 группа
У старой сосны (у чего?) Р.п
Плывёт по морю (по чему?) Д.п
2 группа
Опустился над рекой (над чем?) Т.п
Поднимался из-за леса (из - за чего?) Р.п
3 группа
По золотому полю (по чему?) Д.п
По тонкой паутине (по чему?) Д.п
4 группа
Под большим кустом (под чем?) Т.п
Около высокого здания (около чего) Р.п
5 группа
На лесной опушке ( на чём ?) П.п
Бежал по двору ( по чему?) Д.п
(Должна возникнуть проблема!)
Проблема возникла Все определили склонение
- Все ли смогли определить - как вы определили склонение?
склонение? Объяснение детей (переход к правилу)
Почему затрудняетесь?
(стоят в косвенных падежах)
- Может кто- то догадался как определить склонение существительных ?
- Ответы детей ( нужно поставить в И.п ед ч.)
- если не определили в группах доработать.
- давайте проверим, правильно – ли мы рассуждали, определяя склонение
- Прочитаем правило в учебнике на странице 30 и проверим себя.
Правило: Чтобы определить склонение имени существительного в косвенном падеже. Надо его поставить в начальную форму - в именительный падеж единственного числа
- Давайте попробуем составить алгоритм определения склонения имён существительных в косвенных падежах.
- Первое что мы будем выполнять
1.Ставлю существительное в начальную форму И.п ед.ч. Слайд
2. Определяю род
3. Нахожу окончание
4 По роду и окончанию определяю склонение.
IV. Физминутка (музыка)
V.Работа у доски ( по очереди) фронтально
-Упражнение 1 на стр 30
- с помощью
Угостил ( чем?) конфетой (Т.п.,) –( что) конфета (И.п. ж.р 1 скл) ,
Иду ( с кем?) с другом ( Т.п.,) –( кто?) друг ( И.п. м.р 2 скл)
стакан ( чего?) молока ( Р.п.,) – (что?) молоко (И.п ср.р 2 скл)
сюрпиз для мамы ( Р.п., ) – (кто?) мама (И.п 1 скл) самостоятельно
включить экран
VI. Работа с существительными мн.ч
- Посмотрите на доску. Слайд
Озёрам, дорогам
- Что вы заметили у этих существительных (одинаковые окончания)
- В форме какого падежа и числа они даны?
- в форме Д. п множ. числа ( радуюсь чему?)
Озёрам, дорогам.
- Можно ли сказать, что эти слова одного склонения? ( НЕТ)
- Почему ? ( Поставим в И.п. ед ч) Слайд
Озеро ( ср. р . окончание - о 2 скл)
Дорога ( ж.р. окончание - а 1 скл.)
Стр 31 Чтение правила. Рубрика « Обрати внимание»
Работа по учебнику. Рубрика « Давай подумаем» стр., 31
Работа в парах. Работа на тренажере
Задание: Определите склонение имен существительных
На доске показать запись : в деревьях – что? дерево ( 2 скл)
в снегах - что? снег ( 2скл),
на столах – что? стол (2скл) ,
о мышах кто ? мышь (3скл) ,
в городах – что ? город (2 скл) ,
в сёлах – что ?село (2 скл),
в облаках – что? облако ( 2скл)
о выставках – что?( 1скл)
VII.Домашнее задание
страница 32, №3 (прочитать, обратить внимание на изученные правила)
VIII. Итог урока
- Проанализируйте свою работу на уроке, закончив фразу.
« Сегодня на уроке я узнал…»
Слайд
Спасибо за работу!
Resource id #5830
Подписи к слайдам:
Женский Мужскойрод р о д
Ср род
Мужской Среднийрод род
-о
-е
Женский род
-а
-я
1. Ставлю существительное в начальную форму (И. п.; ед. ч.) 2. Определяю род. 3. Нахожу окончание. 4. По роду и окончанию определяю склонение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...