Разработка урока "Окончания глаголов I и II спряжения"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Усик Любовь Ивановна

На уроке старалась реализовывать принципы, которые постоянны в моей практике:

- принцип систематической работы над развитием учащихся, в том числе и наиболее слабых (проводила опрос всех ребят, оказывала индивидуальную помощь);

- принцип обучения на высоком уровне трудности;

- принцип воспитывающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_4_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Усик Л.И.

                 

в 4классе

Тема урока: «Окончания глаголов I и II спряжения»

Задачи урока:

1. Закрепить  знания  учащихся  об  окончаниях  глаголов  I  и  II спряжения;

2.  Развивать  умения   соотносить   окончания   одного   и  того   же глагола в разных лицах, учитывая его спряжение;

3.  Развивать орфографическую зоркость;

4.  Совершенствовать     умение      проводить     различные     виды грамматического разбора;

5. Развивать зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление,      самостоятельность     действий     учащихся,      их познавательный интерес, творческую активнсть;

6.  Воспитывать культуру учебного труда;

7. Способствовать   воспитанию   любви   к   устному   народному творчеству, к природе.

Оборудование:

1. Опорные схемы - таблицы.

2. Карточки для дифференцированной работы.

3. Словарь.

4. Рисунок к «Сказке о рыбаке и рыбке».

5. Творческие работы учащихся.

I.      Организационный момент

-  Немало на белом свете прекрасных сказок, но есть среди них самые любимые,   о   которых  вы   написали   в   своих   сочинениях-миниатюрах. Послушаем их. (Название и главная мысль).

- Поместим эти работы в наш сборник.                                     

- У нас гостья. Кто она и из какой сказки?    

- Чего тебе надобно, золотая рыбка?                     

(Рисунок: золотая рыбка на гребне морской волны).

- Очень я люблю русский язык. Хочу посмотреть, как изучают его ребята.

П.      Каллиграфическая минутка

- У каких строчных букв есть элемент, изображающий волны на море.   (г, р, п, т).

-  Согласный звонкий непарный звук обозначается буквой, которую мы будем писать на каллиграфической минутке.

р ра рб рв рг (рд, ре,…)

- Найдите закономерность и продолжите ряд соединений до конца строки.

III.    Словарно-орфографическая работа

В классном орфографическом словаре найдите слова с буквой р. Спишите их в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.

 (1 ученик работает с  перфокартой «Словарные слова»)

Проверка.

- Найдите в учебнике новое словарное слово. (Чёрный)

- Какая орфограмма в этом слове?

- Назовите другое слово с такой же орфограммой?

- Запишите  слово,  подберите  к  нему  однокоренные  слова.  (Чернеть, чернота, чёрненький, черно, черника, черноватый).

Индивидуальная работа. Запись  словосочетаний:

чёрн.. туча, чёрн.. кофе, чёрн.. пальто

Проверка.

- Из каких частей речи состоят словосочетания?

- Дайте полную характеристику существительному ТУЧА, прилагательному  ЧЁРНОЕ.

Письмо под диктовку

«Черный головастый налим вылезает из норки и прячется в зарослях».

Рос – раст (опережающее обучение)

Анализ предложения по заданиям на карточках. (№1 – прочитать предложение орфографически правильно, №2 – объяснить правописание орфограмм, №3 – разобрать предложение по членам …)

 (1 ученик   - устная контрольная акция «Состав слова»)

IV.    Работа над темой урока

- Назовите все известные вам части речи.

- Что мы узнали о глаголе на прошлом уроке?  (Окончания глаголов I и II спряжения). Зачем это нужно знать?      

- Мы продолжим изучение этой темы,  чтобы научиться  безошибочно распознавать  спряжения глаголов по ударному окончанию и правильно    в    дальнейшем    писать    безударные    окончания    глаголов. Одновременно проверим ваши  знания о глаголе.

1. Проверка опорных знаний

 Блиц-опрос по  билетам.

№1. Определение глагола.

№2. Изменение глаголов по временам.

№3. Спряжение глаголов.

№4. Окончания глаголов.

2. Упражнение в распознавании спряжения глаголов

Золотая рыбка говорит:

- Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются.                   

- Какое это время?    Незнайка отвечает: «Утро».      

- В каком времени употреблены глаголы?

- Что рыбка сделала с глаголом?

- Какого спряжения глагол?

- Проспрягайте глагол иду. (Перфокарты)

(Парная работа у доски: спряжение глагола молчу.)  

Проверка.                      - Определите спряжение глагола.

3. Письмо по памяти 

- Чтобы хорошо учится в 5 классе, нужно развивать память.

Упражнение 440 (на доске).

- Прочитайте, зажгите огоньки под орфограммами.

- Прочитайте еще раз и запишите по памяти.

- Определите спряжение глаголов.

(Дополнительные карточки-тесты сильным ученикам)

   4. Игра «Во всех временах»

-  Прочитайте глагол, определите спряжение   и измените его по временам: рисует, злится, несет,  говорит,  висит.

V. Физкультминутка

                         Бабочка прилетела,

                         На кончик ручки села.

                         Глазками ее поймай

                         И за ней понаблюдай.

 VI. Закрепление и проверка знаний

  1. Тренировка орфографической зоркости.

 (Опорная схема: слова разных частей речи).

- Прочитайте слова орфографически правильно.

- Назовите имена существительные, прилагательные, глаголы.

- Найдите слова с проверяемыми безударными гласными.

- Есть   ли   слова   с   проверяемыми   парными   согласными   в   корне,   с непроизносимыми.

- На какие правила еще не назвали слова. Найдите глаголы в прошедшем времени.

1 уровень:    Прочитайте  слова  еще  раз  и  запишите  по  памяти  только  глаголы  в настоящем и будущем времени.

- Определите спряжение глаголов. 

2 уровень:    фонетический  разбор слова УШЁЛ.                                                

3 уровень:    интеллектуально-лингвистическое упражнение. 

Проверка

- В каком времени употреблён глагол?                                 

- Составьте с ним предложение.    

-Сделайте морфологический разбор глагола, используя памятку для пятиклассников. (Опережающее обучение).

 2. Распределительный диктант.      

- Если глагол первого спряжения  пишите I, если второго - П.

«Зовет, молчит, грозят, льешь, бежит, летят, несут, найдем, грызешь, цветут,  поет, скользят, бредут, лежит, трещит, идете».

Проверка.

VII.   Итог

- Чему учились на уроке? Назовите окончания глаголов I и II спряжения.

Самооценка.

- Золотая рыбка довольна вашими знаниями.

VIII. Домашнее задание         

1. Упражнение 443

2. Упражнение 442 устно (подготовиться к диктанту).

- Прочитайте текст упражнения442. Объясните, почему он так назван.

- Как автор показал, что весна чувствуется только в воздухе.

- Ребята, я прошу вас внимательно  следить за изменениями в природе, чтобы после каникул описать свои наблюдения. Мы сравним их с вашими прошлогодними описаниями.  

- А это работы моих бывших учеников 4 класса. Вот так они описывали весну. (Сочинения читают ученики).

- Эти сочинения с эпиграфом. Вам нужно будет для эпиграфа подобрать стихи.

 Послушайте мое любимое стихотворение на эту тему. (Грамзапись                   

 стихотворения Михаила  Исаковского).

IX. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения".

Открытый урок русского языка в 4 классе "Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения" (УМК "Школа 2100")...

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Разработка урока русского языка по теме "Спряжение глаголов" с использованием Учи.ру

Урок разработан в соответствии с рабочей программой по русскому языку 4 класса, с использованием сайта Учи.ру...