Лента памяти и работа с ней
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Аюева Валентина Павловна

1. Лента памяти - средство наглядности.

2. Приемы работы с лентой памяти.

3. Игровые моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lenta_pamyati.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

«Лента памяти» и работа с ней.

В первом учебнике школьника - «Азбуке» - одним из существенных компонентов является «Лента памяти». Она выступает в качестве своеобразного средства наглядности, помогающего в запоминании букв и оказывающего детям заметную помощь в различении звуков и букв, в осознании принципа их классификации.

Известно, что Литературное чтение с начала учебного года до конца февраля в 1 классе проводится в 2 периода: подготовительный и основной. Уже на первом этапе мы приступаем к работе с «лентой памяти». Она помогает упорядочить знания учащихся о звуках и буквах, открывает перед учителем дополнительные возможности разнообразить работу на уроке. На этапе гласных букв подготовительного периода учащиеся знакомятся с первыми пятью гласными буквами и приступают к работе с «лентой памяти», к работе, возможности которой расширяются в основной период.

В это время проводятся уроки двух типов: уроки–открытие нового знания и уроки-закрепления знаний о новых звуках и буквах. На каждом из них «лента памяти» применяется без всякого ущерба для главного на уроках – обучения чтению слогов, слов и простейших текстов.

На уроках предлагала следующие задания:

  1. Чтение изученных гласных букв в прямом и обратном порядке.
  2. Чтение изученных согласных букв сверху вниз, снизу вверх, вразнобой.

Каждый раз дается алфавитное название буквы и тут же говорится, какой (или какие)  звук(и) она может обозначать.

  1. Чтение изученных букв в прямом и обратном порядке, сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа на лево. Например, на уроке чтения после проверки домашнего задания говорю: «Ребята, давайте сейчас поиграем в игру «Кто лучше?» Читать буквы будем по «ленте памяти». Вначале всем классом, а затем по рядам, кто лучше».
  2. Угадывание букв по половинкам букв: закрываю полоской бумаги нижние части классной «Ленты памяти» до половины, а затем по моему указанию узнают знакомые буквы по видимым частям.
  3. Характеристика звука, обозначенного данной буквой. Использовать этот прием можно при работе со всеми буквами.

        Загадываю классу загадку:

                                     На полянке девчонки

                                     В белых рубашонках

                                     В зелёных полушалках.  

                                                         Что это? (березы)

Какой первый звук вы слышите в слове – отгадке?

                 Произнесите его.

На вопрос «Какой это звук?», вы ответили по-разному: кто-то убеждён, что звук [б] – согласный, а кто-то ответил, что звук [б] – гласный.

Кто прав? Докажите.

Что вы ещё знаете о звуке [б] ? (Он может быть твердым или мягкий; звонкий)

Покажите на «ленте» ту букву, которая на письме обозначает звук [б], назовите её.

  1. Обозначение буквами звуков.

 Отрабатывая этот приём, даю следующие задания:

  • Укажите на «ленте памяти» гласные буквы, которые служат показателем твёрдости предшествующего гласного.
  • Покажите, какие буквы обозначают звонкие согласные, какие – глухие?
  • Назовите звук, который обозначается на письме буквой ч.
  • Соответствуют ли каким-нибудь звукам буквы ь и ъ?

Важны приёмы работы с «лентой памяти», которые позволяют определить место новой буквы в ряду изученных, что обеспечивает заполнение её графического изображения, названия и соответствия со звуками:

  1. Установление места новой буквы в ряду букв («ленты»).

Ребята, какие новые звуки мы изучили сегодня на уроке? [з - з']

- Какой буквой они обозначаются на письме?

- Как вы думаете, где место новой буквы на  «ленте»? Для этого повторим всё, что мы узнали о ней на уроке.

- Где на «ленте памяти» помещаются буквы, обозначающие звонкие согласные? Покажите.

- Прочитайте пару слов:  КОЗА – КОСА

- Что можно сказать о звуках [з] и  [с] в этих словах?

- Найдите буквы с на «ленте», покажите её.

- Какая буква должна быть напротив в левом столбце?

- Итак, где же место буквы з  на «ленте памяти»? Почему?

  1. Составление слов (устно) со звуками, обозначаемыми данной буквой так, чтобы они были в начале, середине или в конце слов.

Это задание можно провести в виде игры «Кто больше?»

Например:

Кто больше придумает имён девочек 9мальчиков), начинающихся с буквы В.  Кто больше придумает названий цветов, имеющих в середине букву е.

  1. Составление двухбуквенных и трехбуквенных слогов с буквой, указанной на «ленте памяти» путём добавления известных гласных и согласных и чтения их.

К примеру, после ознакомления с буквой Г  учитель, указывая на буквы «ленты» указкой, предлагает чтение следующих слогов: га, ге, гы, го, … гро, гом.

- Сколько букв в слогах га, ге, го …?

- А сколько в слогах гро, гос… ?

-Кто ещё составит слоги с буквой г?

  1. На уроках по закреплению изученных букв полезными будут более сложные задания:

- Составление слов с данной буквой так, чтобы она была в начале, середине или конце слова, обозначала твердый или мягкий, звонкий или глухой согласный, гласный, служащий для обозначения мягкости или твердости предшествующих согласных.

Рассмотрим этот приём подробнее на примере урока (с. 27, 28, 29 Азбуки 2 часть, 2013 г), на котором закрепляется знание буквы ж:

- Сейчас, ребята, поиграем с вами в игру «Кто внимательнее?». Играть будем так: я буду загадывать вам слова с какой-нибудь буквой, а вы – придумывать и называть их. Слушайте внимательно!

Придумайте слово с буквой ж так, чтобы она была в начале слова (жаба, журавль, животные), в середине слова (одежда, надежда).

- Какой согласный звук обозначает буква ж в этих словах – звонкий или глухой? (звонкий)

С гласными работаю следующим образом:

1. Ребята, покажите букву, которая изучалась на прошлом уроке (буква Я);

-  Придумайте с этой буквой слова;

- Для чего служит буква я в словах?

- Какая буква обозначает звук [а]?

- Придумайте слова с буквой а.

2. Составление и чтение слов по «Ленте памяти».

Приведу фрагмент урока, на котором закрепляется знание буквы Ф (С.73 Азбуки. 2 часть):

Давайте почитаем слова по «Ленте памяти». Следите внимательно за указкой (желательно для составления слов использовать разрезные слоги: ве, то, фо, мо, би, на, го). Показываю указкой, а дети читают:

С ве то фо р

Ав то мо би ль

О го нь

3. Закрепление умения распознавать гласные и согласные звуки на слух, правильно произносить их и обозначать буквами. Организовать эту работу на уроке можно в игровой форме:

Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Играть будем так: По моей команде вы закроете глаза и будете внимательно слушать звуки, которые я вам буду произносить. Если услышанный вами звук гласный, то поднимаете правую руку, если согласный, то  - обе – и правую, и левую.

Закройте глаза, слушайте:

- А- а – а (все поднимают правую руку)

-Правильно, а почему вы так решили? Скажем все вместе звук [а].

Покажите на «ленте памяти» букву, которая соответствует этому звуку.

- Закройте глаза, слушайте ещё: с-с-с. (Поднимают обе руки)

- Да, я произнесла согласный звук [с]. Дркажите.

Произнесем вместе звук [с].

Какой буквой он обозначается на письме? Покажите на «ленте»

Сколько звуков обозначает буква с?

Какой ещё? Звук [с'].

Скажем эти два звука вместе: [с] - [с'].

Чем отличается произношение звука [с'] от звука [с]?

Число приёмов работы с «лентой памяти» может быть значительно больше. Но я остановилась лишь на тех, которые чаще всего использую.

Но во всех случаях следует не злоупотреблять ими на уроке, а использовать в разумном сочетании, исходя из целей конкретного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Проверочная работа по темам "Лента времени", "Материки и части света"

Работа составлена к комплекту окружающий мир 3 класс автор учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (система Л. Занкова)...

Окружающий мир Проверочная работа по темам "Лента времени", "Материки и части света" 2 вариант

Работа составлена по материалам учебника "Окружающий мир" 3 класс автор учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков (система Л. Занкова)...

Проверочная работа "Лента времени"

Проверочная работа может быть использована на уроках окружающего мира или математики по теме "Римская нумерация. Век"...

работы из лент

фотографии работ уч-ся из атласных  ленточек...

Лента памяти: 1941-1945

Никто не забыт! Ничто не забыто!...

Использование эмоционально-образной памяти при работе со словарными словами

Использование эмоционально-образной памяти при работе со словарными словами....