Программа эллективного курса по русскому языку
элективный курс по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа №47 город Набережные Челны»
Согласовано: Утверждаю:
Проректор НГПИ Директор МАОУ «Кадетская школа№47»
_______________ Гильманов ДШ __________________МЮМухамадеев
« » _______________ 2012г « » _______________ 2012г
Рассмотрено
На заседании методического совета
« »______________2012г
Протокол №1
___________ Салимова Э. Р.
Программа спецкурса
Русскому языку
«Тайны текста»
для учащихся 2 класса
(24 часа)
Программу составила:
Учитель начальных классов
Шустова Л. А.
высшая квалификационная категория
2012г
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………………..3
- Цели и задачи спецкурса…………………………………………………….4
- Требования к уровню усвоения учебного материала……………………...4
- Содержание курса……………………………………………………………5
- Учебно-тематический план………………………………………………….5
- Учебно-тематическое планирование…………………………………..6
- Темы творческих работ………………………………………………………7
- Список использованной литературы………………………………………..8
Пояснительная записка.
Спец курс « Тайны текста»предназначается для учащихся 2 класса и рассчитан на 24 часа.
Предлагаемая программа спецкурса “Тайны текста” позволит существенно расширить представления о языке и углубить знания и работу с текстом, способствует становлению у детей самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь. Направлена на развитие способностей личности ребенка.
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Однако на практике развитие речи по-прежнему понимается традиционно узко – как обучение изложениям и сочинениям. Не видя конечной цели, учитель осуществляет эту работу по старинке, без осознания компонентов методической системы развития речи.
Данный спецкурс имеет коммуникативную направленность, Коммуникативные функции языка могут найти наиболее полную реализацию только в тексте. Поэтому текст в данном курсе рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности. Центральное место текста определяется его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов – предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и др. Основная коммуникативная функция текста – передавать эту информацию. Младших школьников необходимо научить воспринимать и создавать тексты разных типов речи и жанров.
Рецензия
на спецкурс по русскому языку
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
муниципального автономного общеобразовательного учреждении
«Кадетская школа №47»
Шустовой Ларисы Анатольевны
Данная программа по русскому языку спец курса « Тайны текста»предназначается для учащихся 2 класса и рассчитана на 24 часа.
Актуальность работы обусловлена реформами в современном образовании, направленностью школы на развитие способностей личности ребенка.
Автором серьезно продуманы логика и структура программы:
пояснительная записка с постановкой целей и раскрытием форм и методов
работы на уроках, условия реализации программы и модель выпуска,
тематическое содержание. Последнее свидетельствует о верном методическом подходе
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности между разделами курса.
Реализация данной программы позволит учащимся начальных классов ориентироваться в основных разделах языка: лексикологии, фонетике, орфоэпии, морфологии, синтаксисе.
Программа спецкурса направлена на интеллектуальное и речевое развитие учащегося, совершенствование языкового мышления, формирование мотивации к обучению, осознанной практической грамотности учащихся. Она способствует расширению кругозора учащегося, его подготовке к участию в олимпиадах и интеллектуальных играх по русскому языку.Русский язык - одна из ведущих дисциплин в современной школе, поэтому считаю актуальным введение программы спецкурса «Тайны текста», составленной Л. А. Шустовой, в начальных классах. Это первый шаг к дальнейшей предпрофильной и профильной подготовке учащихся в гуманитарном направлении.
Программа спецкурса «Тайны текста» подтверждена конкретной школьной практикой, оценена положительно, одобрена и рекомендована к использованию.
Выводы: рекомендовать к использовании в образовательном процессе.
Рецензент (ты):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
« » ___________________2012г
Литература.
1. Граник Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.
2.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1-4 классы. Москва. АСТ. 2003
3.Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2-3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.
4.Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками.
Ярославль.2006 г.
5.Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.
6.Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.
7.Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.
8.В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.
9.Г.Т. Дьячкова. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы. Волгоград. 2006 г.
10.П. С. Тоцкий Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
11. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
Содержание курса.
Введение (1 час)
Текст (6 часов)
Тема и основная мысль текста. Заголовок. Место “данного” и “нового” в предложении.
Жанры текста (8 часов)
(ознакомление). Записка, объявление, телеграмма, письмо.
Типы речи (8 часов)
Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Повествование, глаголы говорения.
Итоговое занятие (1час)
Учебно-тематический план
№ | Названия разделов и тем | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | Лекция | Анкета, записи | |
2 | Текст | 6 | 2 | 4 | Лекция, практическое занятие | Записи, творческие работы |
3 | Жанры текста | 8 | 2 | 6 | Лекция, практическое занятие | Записи, творческие работы |
4 | Типы речи | 8 | 2 | 6 | Лекция, практическое занятие | Записи, творческие работы |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Представление работ | Творческие работы |
Темы творческих работ
- Страницы книжки-малышки:
- варианты заглавий
-записка
-загадка
- объявление
- телеграмма
- письмо
2. Книжка-малышка.
Цели и задачи курса
Цель курса: “Тайны текста” – развитие умений построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного письменного высказывания и умений оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачи курса:
- углубить знания учащихся начальной школы о базовых понятиях теории текста;
- научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
- научить извлекать свой текст из текста-источника;
- совершенствовать умение самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно-тематического типа;
- развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как логичность, последовательность, точность.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате работы по данной программе учащиеся должны:
Обучающиеся должны знать и уметь:
- распознавать текст;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- различать типы текста: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи.
В соответствии с правилами культуры общения, уметь писать записку, письмо, вести личный дневник, составлять загадку, писать объявления и телеграммы;
- писать изложение с элементами сочинения;
- писать сочинение повествовательного характера.
Учебно-тематическое планирование.
№ п\п | Название раздела Количество часов | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
I. | Введение. 1ч. | Учимся говорить. Роль связанной речи. | 1ч. | |
II. | Текст. 6ч | Текст. Признаки текста (тема, основная мысль). | 1ч | |
Текст. Заголовок. | 1ч | |||
Учимся озаглавливать текст. | 1ч | |||
Текст. Как в детской пирамидке. | 1ч | |||
Место “данного” и “нового” в предложении. | 1ч | |||
Учимся составлять текст. | 1ч | |||
Знакомство с жанрами текста. | 1ч. | |||
Записка. | 1ч | |||
III. | Жанры текста. 8 ч | Учимся писать записку. | 1ч | |
Загадка. | 1ч | |||
Учимся составлять загадку. | 1ч | |||
Пишем объявления. | 1ч | |||
Телеграмма. Учимся писать телеграммы | 1ч | |||
Письмо. | 1ч | |||
Понятие о типе речи как способе изложения. | 1 ч | |||
Учимся повествовать. Глаголы-говорения. | 2ч | |||
IV. | Типы речи. 8 ч | Пересказываем, рассказываем, сочиняем. | 2ч | |
Знаем – повторим | 2ч | |||
Проверим себя. | 1ч | |||
Творческие работы | 1ч | |||
V. | Итоговое занятие.1 ч | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса "Уроки русского языка для предупреждения дисграфии"
Предлагаемая программа « Уроки русского языка для предупреждения дисграфии» факультативного курса разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школ...
Программа элективного курса по русскому языку "Обучение сочинению" в 3 классе.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить вып...
Программа элективного курса по русскому языку 2 кл (ФГОС)
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ
1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...
Программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"
Программа элективного курса по русскому языку " Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10-11 классов, 68 часов...
Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность.(программа "Школа России")
Рабочая программа к курсу «Тайны русского языка» . Внеурочная деятельность....
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...