Программа внеурочной деятельности по русскому языку (3 класс) по ФГОС
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен и разнообразен мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Содержание и методы обучения в кружке способствуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка. Программа кружка состоит из 10 разделов. Занятия построены на следующих образовательных технологиях: игровая, коммуникативная, моделирование, метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_3kl.docx26.22 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_3kl.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения урока

№ урока

Темы уроков (стр. учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

план

факт

Предметные результаты

УДД

Личностные результаты

  1. Раздел: «В наш мир народною тропой» (4ч)

Коммуникативные:

умение вести диалог, выражать свои мысли

Регулятивные:

сопоставление с эталоном

Познавательные:

чтение, сравнение, обобщение, анализ текста, использование дополнительных источников информации

Гражданская позиция

Моральные нормы

Толерантность

3.09

1

С чего начинается Родина

Воспитание патриотизма, любви к Родине

Россия, малая родина, Отечество

Знать пословицы и поговорки о Родине

10.09

2

Государственные символы России

Вспомнить государственные символы

Герб, флаг, гимн, скипетр

Знать флаг, герб, гимн России

17.09

3

Мир не без добрых людей

Научиться быть дружелюбным

Досада, тужить, добро, зло, милосердие

Знать правила общения и поведения в обществе

24.09

4

Животные – наши друзья

Умение рассказать о домашнем питомце

Питомец, натуралист, забота, преданный друг

Знать правила обращения с домашними животными

  1. Раздел: «Будь здоров» (2ч)

1.10

5

Спорт – это жизнь

Научиться беречь свое здоровье

Ринг, чемпион, матч, состязания

Знать названия видов спорта, пословицы о спорте

Коммуникативные:

работа в группах

Регулятивные:

работа по алгоритму, образцу

Познавательные:

составление целого из частей, чтение, обобщение

Мотивация

Самостоятельность

мышления

8.10

6

Чистота – залог здоровья

Соблюдение правил гигиены

Опрятность, пословица, предложение

Знать пословицы и поговорки о здоровье

  1. Раздел: «Речь и общение» (6ч)

15.10

7

Удивительный мир слов

Научиться владеть родным языком

Слово, интонация, предложение, стихотворение

Уметь применять слова в жизненных ситуациях

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли; умение слушать

Регулятивные:

запомнить стихотворения; работа по образцу

Познавательные:

чтение, обобщение, составление предложений и рассказов, соотношение данных

Самостоятельность

мышления

22.10

8

Добавления, замещения, классификация

Научиться давать названия предметов по основе их функций

Предметная, смысловая классификация; синонимические ряды

Уметь классифицировать предметы по группам; научиться распространять предложения

29.10

9

Цветные рассказы

Научиться сочинять рассказы с опорой на цвет

Рассказ, ассоциация

Знать принцип составления цветных рассказов

12.11

10

Небылицы

Научиться видеть удивительное вокруг себя

Перевертыш, нелепица, фантазия

Развитие чувства юмора, интерес к родному языку

19.11

11

Антонимы

Активизация мыслительной и речевой деятельности

Противоположность, антоним, игра

Уметь подбирать антонимы к предложенным словам

26.11

12

Веселые рифмы

Поэтические воспоминания детей

Рифма, строй речи, поэзия

Уметь подбирать рифмы, давать коллективные ответы

  1. Раздел: «Игры со словами» (4ч)

3.12

13

«Я заметил».

«Что я слышу».

Развитие слухового, зрительного восприятия

Обоняние, осознание, наблюдательность

Знать правила предложенных игр

Коммуникативные:

умение понимать партнера; работа в парах

Регулятивные:

определить цель, запомнить алгоритм действий

Познавательные:

составить модели слов, соотношение данных

Мотивация

Самоопределение

Самостоятельность мышления

10.12

14

«Интервью»

Познакомиться с понятием «взять интервью»

Диалог, вопрос, ответ

Уметь вести диалог в игровой форме, задавать вопросы и отвечать на шик

17.12

15

«Абракадабра»

Научиться читать слова с внутренними перемещениями звуков

Синтаксическая конструкция; несуразица

Уметь составлять слова с внутренними

перемещениями букв

24.12

16

«Пиктограммы»

Научиться составлять пиктограммы

Пиктограмма, знак, схема

Уметь кодировать слова, составлять модели

  1. Раздел: «Коррекция устной и письменной речи учиться» (4ч)

14.01

17

Родственные слова. Сказка «Крепыш и Скрепка»

Освоить понятие «родственные слова»

Слово, словарь, библиотека, корень слова

Обогащение словаря; вспомнить правила работы со словарем

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные:

самопроверка, взаимопроверка, сопоставление с эталоном

Познавательные:

составить графические модели слов; чтение

Мотивация

Самостоятельность мышления

21.01

18

Форморазличительная роль ударения

Научиться распознавать безударные гласные в родственных словах

Ударение, сильная и слабая позиция гласных

Уметь ставить ударение в словах

28.01

19

Дифференциация гласных звуков

Научится различать парные гласные устно и на письме

Гласные звуки, гласные буквы

Уметь правильно обозначать гласные звуки буквами в разных позициях слова

4.02

20

Дифференциация согласных звуков

Научиться различать парные согласные устно и на письме

Согласные звуки, особенности согласных звуков

Уметь правильно обозначать согласные звуки буквами в разных позициях слова

  1. Раздел: «Кроссворды, ребусы» (3ч.)

11.02

21

Кроссворды (чк, чн, правописание Ь)

Вспомнить правила заполнения кроссвордов

Орфограмма, вертикаль, горизонталь

Уметь выражать свои мысли, рассуждать

Коммуникативные:

умение выслушать, работа в группах, парах

Регулятивные:

запомнить правила орфографии

Познавательные:

использовать дополнительные источники информации

Мотивация

Самостоятельность мышления

18.02

22

Ребусы со словами

Научиться разгадывать ребусы

Ребус, анаграмма

Обогащение словаря, развитие мышления

25.02

23

Кроссворд загадок

Научиться разгадывать загадки

Загадка, орфограмма

Уметь разгадывать загадки, уметь загадывать вопросы и давать полные ответы

  1. Раздел: «Умники и умницы» (3ч)

4.03

24

Упражнения по составлению определений

Научиться выделять видовое понятие слова

Видовые понятия и отличия

Уметь обобщать, систематизировать понятия

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, умение понимать партнера

Регулятивные:

определить цель, работа по образцу

Познавательные:

обобщение

11.03

25

Поиск предметов, обладающих сходными свойствами

Находить предмет, аналог данному

Признаки, свойства, назначение предмета

Формирование способности классифицировать по признакам

18.03

26

Сокращение рассказа

Организовать функции мышления

Рассказ, тема, сжатый пересказ

Уметь работать с текстом, выделение главного и второстепенного

  1. Раздел:  «Учебные игры» (3ч)

1.04

27

« Я знаю …»

Актуализация речевого запаса

Слово, учебные и научные понятия

Развитие памяти, знать правила игры

Коммуникативные:

работа в группах, умение выражать свои мысли

Регулятивные:

работа по образцу, рефлексия

Познавательные:

составить модели слов

Самостоятельность мышления

Моральные нормы

8.04

28

«Словечно-солнышко»

Обобщение словарного запаса, освоение структурных языковых форм

Части речи, части слова

Научиться составлять слова и словосочетания по правилам игры

15.04

29

«Близнецы»

Усвоение правил поведения, нравственных норм

Противопостановления, нормы поведения

Научиться составлять ситуации по образцу

  1. Раздел: «Проектная деятельность» (3ч)

22.04

30

Проектная работа «Моделирования сказочных сюжетов» (карты Проппа)

Выбор темы проектной работы на основе личного опыта

Речевая и графическая система

Познакомиться со знаками - символами

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные:

работа по образцу

Познавательные:

составить таблицу символов

Мотивация

Моральные нормы

29.04

31

Проектная работа «Моделирование сказочных сюжетов» (карты Проппа)

Научиться символизировать сюжет

Речевая и графическая система

Знать названия использованных символов

6.05

32

Выставка проектных работ

Познакомиться с работами одноклассников

Оформление, фон, фигура

Уметь рассказать о моделях проекта

  1. Раздел: «Фразеологизмы» (2ч)

13.05

33

Крылатые слова

Познакомиться с понятием – крылатые слова

Фразеологизмы

Уметь применять фразеологизмы к ситуации

Коммуникативные:

согласованно выполнять совместную деятельность

Регулятивные:

рефлексия

Познавательные:

составление целого из частей

20.05

34

Итоговое занятие

Научиться применять полученные знания

Дружба, коллектив

Знать основные разделы кружковой работы



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

               Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “В мире слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому слову должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка “В мире слов” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения в кружке содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

     III.  Особенности программы  кружка «В мире слов» для 3 кл.

Программа кружка состоит из 10 разделов:

  1. «В наш мир народною тропой» (4ч)
  2. «Будь здоров» (2ч)
  3. «Речь и общение» (6ч)
  4. «Игры со словами» (4ч)
  5. «Коррекция устной и письменной речи» (4ч)
  6. «Кроссворды, ребусы» (3ч)
  7. «Умники и умницы» (3ч)
  8. «Учебные игры» (3ч)
  9. «Проектная деятельность» (3ч)
  10. «Фразеологизмы» (2ч)

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • работа в тетрадях для творческих заданий.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

V. Основные методы и технологии

  • игровая технология;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология;
  • технология моделирования.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

VI. Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю

VII.  Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся научатся:

Слуховому и зрительному восприятию информации;

Видеть прекрасное вокруг себя;

Читать слова с перемещениями звуков;

Разгадывать ребусы и загадки;

Различать и применять символику карт Проппа;

Распознавать фразеологизмы в устной речи.

Обучающиеся смогут научиться:

Быть дружелюбными;

Составлять рассказы с опорой на цвет;

Применять фразеологизмы к различным ситуациям;

Технике сжатого пересказа;

Различать понятия части речи и части слова;

Обобщать и систематизировать языковые понятия.

VIII. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе кружка «В мире слов» необходимы следующие  принадлежности:

  • наличие лингвистических словарей;
  • наличие  карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях;
  • подборка видеофрагментов;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • тетрадь для творческих работ.

Литература

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  6. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  10. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  11. Синцова А.А. В наш мир народною тропой. М.: АНОО «Ступени знаний», 2006 г.
  12. Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения. Ярославль, Академия развития, 2001 г.
  13. Ефименкова Л.Н. коррекция устной и письменной речи школьников. М.: Просвещение, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по русскому языку (2 класс) по ФГОС

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен и разнообразен мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Содержание...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку (1 класс) по ФГОС

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен и разнообразен мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Содержание...

Программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" УМК "Планета знаний" ФГОС 1-4 классы

Внеурочная деятельность.Русский язык."Тайны русского языка"  УМК  "Планета знаний"  ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"

Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка» 4 класс

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс

Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кладовая русского языка" 1 класс

Курс "Кладовая русского  языка" для обучающихся 1-4 классов разработан как дополнение к курсу «Русский язык» для начальной школы, представляет собой комплекс специально разр...