Программа внеурочной деятельности по русскому языку (1 класс) по ФГОС
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен и разнообразен мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Содержание и методы обучения в кружке способствуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка. Программа кружка состоит из 5 разделов. Занятия построены на следующих образовательных технологиях: игровая, коммуникативная, моделирование, метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_1_kl.docx | 23.25 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_1kl.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения урока | № урока | Темы уроков (стр. учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
План | Факт | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
| ||||||||
2.09 | 1 | «Игрушки» | Активизация словаря, развитие речевого внимания | Звуки речи, уменьшительно-ласкательная форма слов | Знакомство с речевым аппаратом | Коммуникативные: умение слушать и вести диалог Регулятивные: работа по образцу; сопоставление с эталоном Познавательные: Сравнение; использование дополнительных источников информации | Самостоятельность мышления Моральные нормы | |
9.09 | 2 | «Части тела» | Развитие пространственного представления | Части тела; Научиться распознавать главные звуки в словах | Умение подбирать прилагательные, закрепление тематического словаря | |||
16.06 | 3 | «Осень» | Научиться видеть прекрасное вокруг себя | Красота рукотворная и нерукотворная | Развитие фонематического слуха, расширение глагольной лексики | |||
23.09 | 4 | «Геометрия вокруг нас» | Научиться находить предметы по форме вокруг себя | Круг, овал, треугольник, ромб, квадрат | Обогащение словарного запаса, уметь работать в группах | |||
30.09 | 5 | «Загадки – описания» | Научиться выделять существенные признаки предметов | Загадка, символическое обозначение | Уметь составлять рассказ-описание; Классификация свойств предметов | |||
7.10 | 6 | «Одежда и обувь» | Вспомнить времена года, их отличительные признаки; Учиться обобщать и делать выводы | Сезонные изменения, словообразование, аккуратность, бережливость | Умение согласовывать слова, составлять смысловые пары | |||
14.10 | 7 | «Звери» | Развивать диалогическую речь; Систематизация словаря | Дикие и домашние животные, согласные звуки | Уметь составлять рассказ по образцу, уметь играть в коллективе | |||
21.10 | 8 | «Птицы» | Развитие речи, мыслительной деятельности, составление рассказа-описания | Перелётные и зимующие птицы, кормушка | Научиться делать кормушку из подручного материала | |||
28.10 | 9 | «Рыбы» | Обогащение словаря, развитие навыка работы со звуковыми моделями слов | Аквариум, водоём, экология, звуковая модель | Уметь разгадывать загадки, умение описать живой предмет | |||
11.11 | 10 | «Хлебные продукты» | Воспитание чувства бережливости, уважения к труду других людей | Хлебороб, комбайнёр, хлебобулочные изделия | Знать пословицы и поговорки о хлебе | |||
18.11 | 11 | «Молочные продукты» | Обогащение словаря, развитие умения делать выводы | Молокозавод, потешки, конечные продукты | Знать названия молочных продуктов, умение составлять словосочетания | |||
25.11 | 12 | «Магазины» | Развитие творческого воображения, познакомиться с профессией – продавец | Универсам, универмаг, продавец | Уметь обобщать понятия, знать правила поведения в магазине | |||
2.12 | 13 | «Наземный транспорт» | Развитие навыка фонематического анализа | ПДД, загадка, светофор, автозавод | Знать основные виды транспорта, уметь применять ПДД в жизни | |||
9.12 | 14 | «Город» | Развитие диалогической речи, развитие умения играть в группах | Столица, метро, улица, двор, горожанин | Обогащение словаря, умение подбирать антонимы | |||
| ||||||||
16.12 | 15 | Игры с буквой «А» Игра «Лесенка» Игра «Любопытный» | Вспомнить гласные звуки, научиться разгадывать ребусы | Модель, схема, ребус | Развитие творческих способностей | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение слушать Регулятивные: работа по образцу; рефлексия Познавательные: составить логическую цепочку; синтез -составление целого из частей; сравнение | Самостоятельность мышления | |
23.12 | 16 | Игры с буквой «У» Игра «Наборщик» Игра «Слоги» | Научиться играть в предложенные игры | Слог, скороговорка | Знать слова на букву «У», знать скороговорки со звуком «У» | |||
13.01 | 17 | Игры с буквой «Н» Игра «Вертолина» Игра «Чайнворды» | Развитие умения работать в парах | Фигура, фон, цепочки слов | Знать правила предлагаемых игр, развитие воображения | |||
20.01 | 18 | Игры с буквой «О» Игра «Доскажи словечко» Игра «Звук заблудился» | Воспитание бережного отношения к слову | Слог, предложение, звук | Уметь составлять модели слов с буквой «О» | |||
27.01 | 19 | Игры с буквой «Р» Игра «Рифма» Игра «Слоговое лото» | Развитие фонематического слуха | Пословица, дикция, согласный звук | Знать пословицы с буквой «Р» в разных позициях | |||
3.02 | 20 | Игры с буквой «М» Игра «Анаграммы» Игра «крылатые слова» | Научиться подбирать ситуации к крылатым выражениям | Анаграмма, крылатые фразы | Знать происхождение слов, уметь составлять анаграммы | |||
17.02 | 21 | Игры с буквой «Г» Игра «Лесенка» Игра «Наборщик» | Развитие фонематического восприятия | Парные согласные звуки, скороговорки, чистоговорки | Уметь выделять звук [г] в звуковых моделях, умение работать в парах | |||
24.02 | 22 | Игры с буквой «К» Игра «Кто внимательный?» Игра «Буква потерялась» | Научиться составлять слоги с буквой «К» | Слог, прямой слог, обратный слог | Умение подбирать слова с определёнными слогами | |||
3.03 | 23 | Игры с буквой «Д» Игра «Цепочка слов» Игра «Ребусы, шарады» | Научиться разгадывать ребусы | Ребус, шарада, цепочка | Умение разгадывать ребусы, составление звуковых моделей слов | |||
10.03 | 24 | Игры с буквой «С» Игра «Загадки» Игра «Доскажи словечко» | Научиться подбирать рифмы | Рифма, загадка | Уметь подбирать рифмы к словам на букву «С» | |||
| ||||||||
17.03 | 25 | Фигуры из палочек «Геометрические фигуры» | Развитие мелкой моторики, пространственного восприятия | Геометрические фигуры | Уметь складывать геометрические фигуры из палочек, умение работать с образцом | Коммуникативные: совместное выполнение деятельности; работа в парах Регулятивные: взаимопроверка; работа по образцу Познавательные: составить схему (узор); составление целого из частей | Мотивация Самостоятельность мышления | |
7.04 | 26 | Фигуры из палочек «Ёлочка» «Домик» | Развитие мелкой моторики, пространственного восприятия | Вертикаль, горизонталь | Уметь выкладывать фигуры по образцу, знать стихотворения о фигурах из палочек | |||
14.04 | 27 | Фигуры из пальцев «Домик» «Птичка» | Развитие мелкой моторики, развитие слухового восприятия | Ладонь, запястье, предплечье | Знать названия упражнений, уметь их выполнить | |||
21.04 | 28 | Фигуры из пальцев «Шарик» «Дом» | Массаж ладони, развитие мелкой моторики | Ладонь, запястье, предплечье | Знать название упражнений, знать стихотворное сопровождение упражнений | |||
| ||||||||
28.04 | 29 | Проектная работа «Веселый счет» | Развитие навыка разгадывания загадок | Титульный лист, строка, схема | Заполнить титульный лист, развитие воображения | Коммуникативные: планировать деятельность; умение выражать свои мысли Регулятивные: определить цель; работа по алгоритму Познавательные: оформить таблицу; использовать дополнительные источники информации | Самостоятельность мышления | |
5.05 | 30 | Проектная работа «Веселый счет» | Оформить выставку проектных работ | Проект, творческий подход, оформление | Защита проекта, знать профессии людей-строителей | |||
| ||||||||
12.05 | 31 | Игра «Телефонисты» | Научиться работать в группах, развитие слухового восприятия | Фраза, дикция, интонация | Уметь работать в команде соблюдая правила игры | |||
19.05 | 32 | Игра «Я знаю 5 названий…» | Развитие кругозора, памяти, мышления | Растения, животные, посуда, мебель. Одежда, обувь | Уметь подбирать слова по группам на заданную тему | |||
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “В мире слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому слову должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка “В мире слов” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения в кружке содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: развитие пространственных представлений, развитие мелкой мускулатуры с помощью пальчиковой гимнастики, развитие выразительности речи, ее обоснованности и последовательности, развитие УУД на основе личного опыта учащихся.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- развитие креативного мышления и творческого воображения.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- учить организации личной и коллективной деятельности.
III. Особенности программы кружка «В мире слов» для 1 кл.
Программа кружка состоит из 5 разделов:
- «Развитие речи» (14ч)
- «Игры с буквами» (10ч)
- «Фигуры из пальцев и палочек» (4ч)
- «Проектная работа» (2ч)
- «Игры со словами» (2ч)
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- работа в тетрадях для творческих заданий.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
V. Основные методы и технологии
- игровая технология;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология;
- технология моделирования.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 32 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю
VII. Планируемые результаты.
Личностные результаты
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, потребность в чтении;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление простейших моделей);
- осуществлять анализ и синтез;
- развитие дикции, устранение дефектов речи (работа со звуковыми моделями);
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся научатся:
Распознавать гласные и согласные звуки в словах;
Выполнять пальчиковые упражнения;
Различать понятия: скороговорка, поговорка, загадка, пословица;
Составлять фигуры из палочек по образцу;
Уметь подбирать группы слов на заданные темы;
Запоминать и рассказывать на занятиях стихотворные строки, предлагаемые учителем.
Обучающиеся смогут научиться:
Играть в игры со словами и буквами;
Работать в группах и парах;
Приемам массажа ладони для развития мелкой моторики;
Разгадывать ребусы, подбирать рифмы;
Выполнять проектные работы под руководством учителя.
VIII. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе кружка «В мире слов» необходимы следующие принадлежности:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- тетрадь для творческих работ.
Литература
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Синцова А.А. В наш мир народною тропой. М.: АНОО «Ступени знаний», 2006 г.
- Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения. Ярославль, Академия развития, 2001 г.
- Ефименкова Л.Н. коррекция устной и письменной речи школьников. М.: Просвещение, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по русскому языку (2 класс) по ФГОС
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен и разнообразен мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Содержание...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку (3 класс) по ФГОС
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен и разнообразен мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Содержание...
Программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" УМК "Планета знаний" ФГОС 1-4 классы
Внеурочная деятельность.Русский язык."Тайны русского языка" УМК "Планета знаний" ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"
Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Секреты русского языка» 4 класс
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты русского языка" для 4 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс
Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кладовая русского языка" 1 класс
Курс "Кладовая русского языка" для обучающихся 1-4 классов разработан как дополнение к курсу «Русский язык» для начальной школы, представляет собой комплекс специально разр...