Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

   Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. Познавательные учебные действия – это система познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

В работе показано, как на уроках русского языка отрабатываем

Общеучебные универсальные действия:

* поиск необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
*построение речевых высказываний в устной и письменной форме;
*работа с алгоритмами, схемами;
*использование компьютерных технологий.

Познавательные логические действия:

*анализ, синтез, сравнение, классификация, логические рассуждения, практические действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. Познавательные учебные действия – это система познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Слайд 6,7,8

При работе над темой «Предложение»,  с учащимися составили схему – опору, для характеристики предложения. С данной таблицей можно работать при закреплении данной темы. Добавить недостающие определения.

Слайд 9

При работе над составом слова поможет «Системный лифт»,  который позволяет провести следующие задания: «Какая морфема пропущена?», все морфемы поменялись местами «Восстанови «Системный лифт».

Слайд 10

Диаграмма помогает увидеть целостность раздела «Лексика». Работать с диаграммой можно также как и с «Системным лифтом».

Самостоятельная работа после повторения алгоритма.

Карточка №1

Прочитайте.

Жил-был старик со старухой, у них было три сына, двое умных, третий

Иван______а - дурач_____  .

Выросла реп____а большая – пребольшая.

Снегур____е  всё бы тень да холод____  , а то и лучше дождич___ .

Вставьте пропущенные суффиксы.

Карточка №2

Ответьте  на вопросы, запишите однокоренные  слова, образованные с помощью суффиксов.

Кто ловит рыбу?  ______________________

Кто водит трактор? ___________________

Кто строит дом?_____________________

Кто управляет самолетом? ______________

Кто играет на баяне?_____________________

Выделите  суффиксы в словах.

Карточка №3

Прочитайте  загадку, отгадайте.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.

Какие слова помогают увидеть «страшного» зверя? Выпишите их.

_______________________________________________________________

Выделите  часть слова, которая  помогает это передать.

Карточка №4

Допишите  суффиксы, чтобы получились слова, обозначающие жителя страны или города:

Росси__________  , англич_________,  киевл ________,

кыштым____, озерч_________,   украин ______.

Выделите суффиксы.

Карточка №5

Образуйте  от слов, записанных в скобках, отчества людей:

Юлия (Сережа) _______________________,

Иван (Петр)_____________________,

Светлана (Павел)__________________,

Ирина (Саша)_____________________,

Олег (Лев)________________,

Екатерина (Вася)______________________.

Выделите  суффикс.

Слайд 18

Перечислим, какие бывают суффиксы и запишем их в таблицу.

Слайд19

Какое значение имеют суффиксы каждого столбика?

Слайд 20

Проверим, как вы запомнили какие бывают суффиксы и какое значение они имеют. Проверочная работа в парах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка Составила учитель начальных классов МОУ СОШ №3 Рогозина Н.Ю .

Слайд 2

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений . Актуальность

Слайд 3

Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные универсальные учебные действия

Слайд 4

Общеучебные универсальные действия : поиск необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; построение речевых высказываний в устной и письменной форме; работа с алгоритмами, схемами; использование компьютерных технологий. Познавательные логические действия : анализ, синтез, сравнение, классификация, логические рассуждения, практические действия . Русский язык обеспечивает

Слайд 5

- найти отличия; - поиск лишнего; - упорядочивание; - «цепочка»; - составление схем – опор; - работа с различного вида таблицами; - составление и распознавание диаграмм; - работа со словарями. Виды заданий:

Слайд 6

Схема-опора по теме «Предложение» предложение по цели высказывания повествовательные побудительные вопросительные по интонации восклицательные невосклицательные по количеству грамматических основ По наличию второстепен ных членов предложения распространенные нераспространенные сложное простое

Слайд 7

Схема-опора по теме «Предложение» предложение по цели высказывания по интонации по количеству грамматических основ По наличию второстепен ных членов предложения

Слайд 8

Схема-опора по теме «Предложение» предложение повествовательные побудительные вопросительные восклицательные невосклицательные распространенные нераспространенные сложное простое

Слайд 9

Разбор слова по составу

Слайд 11

Диаграмма Слог

Слайд 12

Самостоятельная работа. Парные согласные в конце слова Уровень 1 Спишите, вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные. Арбу(с,з)-…, стри(ш,ж)-…, тетра(т,д)ь -…, глобу(с,з)-…, ребу(з,с)-…, ланды(ш,ж)-…, Уровень 2 Спишите, вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова. Арбу…-, стри…-, тетра…-, глобу…-, ребу…-, ланды…-. Уровень 3 Спишите, вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. Разделите слова на 2 группы Арбу…-, стри…-, тетра…-, глобу…-,ребу …-,ланды…-.

Слайд 13

Проверка. Парные согласные в конце слова Уровень 1 Арбуз-арбузы, стриж-стрижи, тетрадь -тетради, глобус-глобусы, ребус-ребусы, ландыш-ландыши. Уровень 2 Арбуз-арбузы, стриж-стрижи, тетрадь -тетради, глобус-глобусы, ребус-ребусы, ландыш-ландыши. Уровень 3 а) Арбуз-арбузы, стриж-стрижи, тетрадь –тетради. б) Глобус-глобусы, ребус-ребусы, ландыш-ландыши.

Слайд 14

После корня он стоит, Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком , Называют ……… Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока

Слайд 15

Суффикс – это ……. слова , которая стоит …… и служит для …… Продолжи высказывания, вставляя пропущенные слова

Слайд 16

Задачи: формирование умений образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов; знакомство с суффиксами, которые придают словам оттенки значений или образуют слова с новым значением. Тема: «Суффикс»

Слайд 17

1.Прочитай слово. 2.Измени форму слова. 3.Найди и обозначь окончание. 4.Выдели основу слова. 5.Подбери однокоренные (родственные) слова. 6.Найди и обозначь корень. 7.Найди и обозначь суффикс (часть слова после корня). Алгоритм

Слайд 19

-ик- -ок- -чик- -ушк- -оньк- -онок- -очк- -ин- -ищ- -чик- -ист- -тель- -ник- -ан- -ян- -анин- -янин- -ец- -евн- -евич- -ич- -овн- -ович- Уменьши-тельно- ласкательные Увеличи-тельные Профес-сии, род занятий Житель страны, города Отчества людей

Слайд 20

Прочитайте слова, назовите суффиксы. Что обозначают слова? Баянист, охотник, каменщик, летчик, школьник, журналист. Вставить пропущенные суффиксы, определить их значение. Ходит по двору петуш____. Лапами Петя куч____у разгребает, куро ____ у с цыплятами созывает. Вставить пропущенные слова, определить значение суффиксов. Если ты живешь в России, то ты росси ______, а мы _______________, если на Марсе, то ты _________ , а мы _____________ . Проверочная работа

Слайд 21

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов; суффикс имеет значение. Что вы узнали о суффиксе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт   "Учение без мучения", где очень хорошо преобрет...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, В КОТОРОЙ ОПИСЫВАЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Статья рассматривает формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предмета "русский язык"....

Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Работа содержит понятие и виды УУД, которые необходимо для развивать у учащихся в начальной школе. Практическая значимость работы состоит в том, что в нем представлен  комплекс заданий для учащих...

Сборник дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во 2-м классе

Дидактическая игра достаточно давно известна, но новый аспект состоит в том, что нужно понять, как использовать дидактическую игру для развития познавательных универсальных учебных дей- ствий. Наблюде...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...