Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. Познавательные учебные действия – это система познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
В работе показано, как на уроках русского языка отрабатываем
Общеучебные универсальные действия:
Познавательные логические действия:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. Познавательные учебные действия – это система познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Слайд 6,7,8
При работе над темой «Предложение», с учащимися составили схему – опору, для характеристики предложения. С данной таблицей можно работать при закреплении данной темы. Добавить недостающие определения.
Слайд 9
При работе над составом слова поможет «Системный лифт», который позволяет провести следующие задания: «Какая морфема пропущена?», все морфемы поменялись местами «Восстанови «Системный лифт».
Слайд 10
Диаграмма помогает увидеть целостность раздела «Лексика». Работать с диаграммой можно также как и с «Системным лифтом».
Самостоятельная работа после повторения алгоритма.
Карточка №1
Прочитайте.
Жил-был старик со старухой, у них было три сына, двое умных, третий
Иван______а - дурач_____ .
Выросла реп____а большая – пребольшая.
Снегур____е всё бы тень да холод____ , а то и лучше дождич___ .
Вставьте пропущенные суффиксы.
Карточка №2
Ответьте на вопросы, запишите однокоренные слова, образованные с помощью суффиксов.
Кто ловит рыбу? ______________________
Кто водит трактор? ___________________
Кто строит дом?_____________________
Кто управляет самолетом? ______________
Кто играет на баяне?_____________________
Выделите суффиксы в словах.
Карточка №3
Прочитайте загадку, отгадайте.
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.
Какие слова помогают увидеть «страшного» зверя? Выпишите их.
_______________________________________________________________
Выделите часть слова, которая помогает это передать.
Карточка №4
Допишите суффиксы, чтобы получились слова, обозначающие жителя страны или города:
Росси__________ , англич_________, киевл ________,
кыштым____, озерч_________, украин ______.
Выделите суффиксы.
Карточка №5
Образуйте от слов, записанных в скобках, отчества людей:
Юлия (Сережа) _______________________,
Иван (Петр)_____________________,
Светлана (Павел)__________________,
Ирина (Саша)_____________________,
Олег (Лев)________________,
Екатерина (Вася)______________________.
Выделите суффикс.
Слайд 18
Перечислим, какие бывают суффиксы и запишем их в таблицу.
Слайд19
Какое значение имеют суффиксы каждого столбика?
Слайд 20
Проверим, как вы запомнили какие бывают суффиксы и какое значение они имеют. Проверочная работа в парах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений . Актуальность
Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные действия : поиск необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; построение речевых высказываний в устной и письменной форме; работа с алгоритмами, схемами; использование компьютерных технологий. Познавательные логические действия : анализ, синтез, сравнение, классификация, логические рассуждения, практические действия . Русский язык обеспечивает
- найти отличия; - поиск лишнего; - упорядочивание; - «цепочка»; - составление схем – опор; - работа с различного вида таблицами; - составление и распознавание диаграмм; - работа со словарями. Виды заданий:
Схема-опора по теме «Предложение» предложение по цели высказывания повествовательные побудительные вопросительные по интонации восклицательные невосклицательные по количеству грамматических основ По наличию второстепен ных членов предложения распространенные нераспространенные сложное простое
Схема-опора по теме «Предложение» предложение по цели высказывания по интонации по количеству грамматических основ По наличию второстепен ных членов предложения
Схема-опора по теме «Предложение» предложение повествовательные побудительные вопросительные восклицательные невосклицательные распространенные нераспространенные сложное простое
Разбор слова по составу
Диаграмма Слог
Самостоятельная работа. Парные согласные в конце слова Уровень 1 Спишите, вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные. Арбу(с,з)-…, стри(ш,ж)-…, тетра(т,д)ь -…, глобу(с,з)-…, ребу(з,с)-…, ланды(ш,ж)-…, Уровень 2 Спишите, вставьте пропущенные буквы, запишите проверочные слова. Арбу…-, стри…-, тетра…-, глобу…-, ребу…-, ланды…-. Уровень 3 Спишите, вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. Разделите слова на 2 группы Арбу…-, стри…-, тетра…-, глобу…-,ребу …-,ланды…-.
Проверка. Парные согласные в конце слова Уровень 1 Арбуз-арбузы, стриж-стрижи, тетрадь -тетради, глобус-глобусы, ребус-ребусы, ландыш-ландыши. Уровень 2 Арбуз-арбузы, стриж-стрижи, тетрадь -тетради, глобус-глобусы, ребус-ребусы, ландыш-ландыши. Уровень 3 а) Арбуз-арбузы, стриж-стрижи, тетрадь –тетради. б) Глобус-глобусы, ребус-ребусы, ландыш-ландыши.
После корня он стоит, Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком , Называют ……… Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока
Суффикс – это ……. слова , которая стоит …… и служит для …… Продолжи высказывания, вставляя пропущенные слова
Задачи: формирование умений образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов; знакомство с суффиксами, которые придают словам оттенки значений или образуют слова с новым значением. Тема: «Суффикс»
1.Прочитай слово. 2.Измени форму слова. 3.Найди и обозначь окончание. 4.Выдели основу слова. 5.Подбери однокоренные (родственные) слова. 6.Найди и обозначь корень. 7.Найди и обозначь суффикс (часть слова после корня). Алгоритм
-ик- -ок- -чик- -ушк- -оньк- -онок- -очк- -ин- -ищ- -чик- -ист- -тель- -ник- -ан- -ян- -анин- -янин- -ец- -евн- -евич- -ич- -овн- -ович- Уменьши-тельно- ласкательные Увеличи-тельные Профес-сии, род занятий Житель страны, города Отчества людей
Прочитайте слова, назовите суффиксы. Что обозначают слова? Баянист, охотник, каменщик, летчик, школьник, журналист. Вставить пропущенные суффиксы, определить их значение. Ходит по двору петуш____. Лапами Петя куч____у разгребает, куро ____ у с цыплятами созывает. Вставить пропущенные слова, определить значение суффиксов. Если ты живешь в России, то ты росси ______, а мы _______________, если на Марсе, то ты _________ , а мы _____________ . Проверочная работа
Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов; суффикс имеет значение. Что вы узнали о суффиксе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт "Учение без мучения", где очень хорошо преобрет...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, В КОТОРОЙ ОПИСЫВАЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
Статья рассматривает формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предмета "русский язык"....
Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка
Работа содержит понятие и виды УУД, которые необходимо для развивать у учащихся в начальной школе. Практическая значимость работы состоит в том, что в нем представлен комплекс заданий для учащих...
Сборник дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во 2-м классе
Дидактическая игра достаточно давно известна, но новый аспект состоит в том, что нужно понять, как использовать дидактическую игру для развития познавательных универсальных учебных дей- ствий. Наблюде...
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...