статья "Развитие орфографической зоркости"
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме
повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.docx | 41.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Статья на тему « Развитие орфографической зоркости»
Мельник Инна Николаевна учитель начальной школы
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. И меня, как и всех учителей, волнуют вопросы: «Как научить учеников грамотно и безошибочно писать? Как развивать орфографическую зоркость?»
С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода « наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.
Руководительное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Работу по развитию орфографической зоркости я начинаю в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
Для этого использую следующие упражнения:
1. « Положи палочку»
I вариант- тренировка в определении количества предложений. Учитель читает текст, дети выкладывают палочку в конце предложения(когда учитель понижает интонацию голоса и делает паузу)
II вариант- тренировка в слогоотделении, в постановке ударения. Учитель показывает игрушки, картинки, а дети должны записать каждое слово палочками по количеству слогов и определить ударение. Над ударным слогом положить еще одну палочку.
2. Игра «Куда пойдет?»
Тренировка в слогоотделении, в определении ударения. Учитель показывает рисунки животных. На доске с одной стороны помещен 1 кружок, с другой- 2 кружка. Дети проговаривают название животных и определяют сколько в нем слогов. Если 1 – то пойдет влево, если 2 слога- то пойдет вправо.
3. Игра « Как звучит слово?»
Знакомство с ударением. У каждого ребенка набор квадратов 2 на 2 см. С одной стороны квадраты белые, с другой черные. При изучении темы «Ударение» дети сначала выкладывают столько белых квадратов, сколько слогов. Затем определяют ударный слог и переворачивают квадрат, обозначают этот слог черной стороной.
4. Игра « Найди гласные»
Определение ударных и безударных гласных. Дети записывают слово с помощью квадратов. Каждый квадрат- это звук. Белый квадрат- согласный, черный- гласный ударный, квадрат заштрихованный в полоску- гласный безударный.
- «Покажи ударную гласную»
У детей набор карточек с гласными буквами. Учитель называет слово( показывает картинку), дети самостоятельно определяют и показывают ударную гласную.
- « Соотнеси слово со схемой»
На доске- схема, у детей картинки с изображением предметов. Они выбирают только те картинки, в названии предметов которых столько же слогов, сколько на схеме. Потом учитель ставит ударение над схемой, а дети из этих слов выбирают соответствующее.
- Упражнения и задания на различие гласных и согласных звуков и букв.
- Какие буквы записаны? Какие звуки обозначают? Что это за звуки? Приведите примеры слов с этими звуками?
- найди лишнюю букву: а, в, д, г, з, с
- продолжи ряд: а, о, у…
- раздели на группы:
- а, з, и, н, ы, у, м
- в, г, з, с, ж, п, ш, к
- перечислите в слове все гласные, согласные.
- « Соотнесение букв и звуков»
- В прописях даны простейшие примеры слов на безударную гласную, парную согласную. Прежде чем написать слово ( например мороз) нужно:
- прочитать слово так, как говорим
- прочитать слово так, как пишем
- подчеркнуть буквы, не соответствующие звукам.
- лес-леса, след- следы
- одинаковые ли звуки обозначены буквами е?
- почему одинаковые буквы обозначены разными звуками?
- привести примеры слов, в которых гласные( согласные) буква и звук не совпадают
- назовите пропущенный звук в слове л…са?
Какая буква пропущена?
Составить предложения со слов лиса, леса.
- Игра « Маячки»
В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.
Найдите в словах безударную гласную, не соответствующую звуку. Сначала читаем так, как говорим. Потом так, как пишем. Над буквой, не соответствующей звуку прикрепляем красный фонарик(« маячок»). Маячки предупреждают об опасности.
Существуют различные виды приемов развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
1. Списывание.
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в «Прописи». В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п. Но в словаре – справочнике по методике русского языка указано: «Списывание - один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнительными заданиями». То есть списывание предполагает и формирование орфографических навыков, одним из шагов которых является орфографическая зоркость.
Алгоритм списывания.
- Прочитай предложения, чтобы понять и заполнить его.
- Чтение на этом этапе осуществляется по нормам орфографии- «читаем так, как говорим». Таким образом списывание оказывается связанным с обучением правильному произношению.
- Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
- На данном этапе ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.
- Выдели орфограммы в списываемом тексте.
- В качестве опознавательного признака орфограммы нельзя опираться только на несовпадение звука и буквы. Для успешного воспитания орфографической зоркости необходимо детей как можно раньше познакомить с наиболее общими признаками орфограмм. В помощь детям предлагается таблица.
|
|
|
|
- Начинать выделять орфограммы нужно с определения ударной гласной. Если орфограммы выделяются не на доске, они подчеркиваются непосредственно в той книге, с которой ребенок списывает. Этот этап относится к постановке орфографической задачи.
- Прочитай так, как оно написано.
- Этот этап относится к решению орфографической задачи. Решение достигается не в результате умственных, логических операций, а чисто практически, путем приведения к полному соответствию зрительного и слухового образа слова. Проговаривание- один из эффективных приемов в обучении орфографии.
- Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
- Повторное проговаривание по памяти закрепляет буквенный образ слова.
- Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние 2 раза.
- Шумок, возникающий в классе – свидетельство, что запись происходит при проговаривании.
- Проверь написанное.
В конце 2 класса алгоритм сокращается:
- Прочитай предложение и повтори.
- Прочитай еще раз так, как оно написано.
- Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз
- Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.
- Выдели орфограммы.
2. Списывание с широкими полями.
Ученики списывают текст, а на полях выписывают проверочное слово:
Бабушка связала теплые варежки бабушек, вязка, варежек
3 . Выборочное списывание. Является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам.
4. Комментированное письмо с указанием орфограмм.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму. По степени трудности выделяются следующие виды комментирования:
а) объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;
б) комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить;
в) комментирование слов по коллективке (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка);
г) комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова объясняют написание того или иного знака);
д) комментированный диктант.
5. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
6. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам можно пропустить букву, если не знают, как писать.
7. Диктанты: предупредительный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, свободный диктант, зрительный диктант, самодиктант, взаимодиктант и др.
Зрительный диктант.
Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы..
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта я постукиваю по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант
Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты.
Самодиктант – это вид диктанта, при котором:
1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.
Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:
1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;
2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.
Диктант «Проверяю себя».
На этом диктанте ученики спрашивают меня, как то или иное слово.
8. Какографические упражнения.
В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
9. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
- 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
- 2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
- 3. Упражнение в запоминании.
- 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
- 5. Запись.
- 6. Проверка.
10.Ребусы.
При изучении темы «словарные слова» дети лучше запоминают их, если эти слова записаны в занимательной форме.
- Работа над ошибками.
- Учитель зачеркивает неправильную букву, но не исправляет ее (в том случае, если орфограмма знакома).
- Учитель подчеркивает волнистой линией целое слово, а дети самостоятельно находят и исправляют ошибку.
- После проведения диктанта, изложения, сочинения учитель выписывают слова, целые предложения из текста, в которых дети сделали ошибки. При этом он записывает предложение с ошибками, не исправляя их .Дети коллективно находят ошибки и делают правильную запись.
По моему мнению, систематическое и последовательное использование данных приемов на уроках русского языка позволит развить орфографическую зоркость у всех детей.
Литература:
- М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.
- « Словарь-справочник по методике русского языка М., Пр. 1993.
- Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 .
- В Волина « Занимательная грамматика»
- В. Волина « Занимательное азбуковедение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.
Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка....
«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»
Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.
Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...
Опыт работы на тему: «Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку»
В работе поэтапно описывается опыт работы, которая проводится по русскому языку....
Описание опыта работы на тему "Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку"
Побробное описание работы со свеми методами и технологиями....
Орфографические понятия: орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.
Технология формирования грамотности младшего школьника...