работа над словом
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Дубовикова Галина Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_rzmyshleniya_o_razvitii_rechi.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возьмите в руки карандаш,

Впишите слово.

О жизни прошлой…

Наперёд – черкните слово.

Суть жизни важность в слове отрази,

Наказ свой краткий предкам отпиши.

И новым словом строки посвяти

О состоянии души.

И снова слово.

Мы знаем, что «Вначале было слово, а  Слово было  у Бога, и Слово было Бог».

И давно известно, что переводчики с древнейших времён, которые переводили Священное писание на славянский язык Святые Равноапостольные – Кирилл  Философ и его брат Мефодий понятие «Слово» как «Логос». В греческом языке значение логоса настолько многомерно.

Это и собственно слово, и закон всемирного тяготения и развития. И закон жизни отдельно взятого человека.

Но! Всю эту бесконечность значимости, которое скрывается в Логосе, славянский, а позднее уже собственно и русский язык, оказывается, передаёт только одним понятием – «Слово».

А, следовательно, для русского сознания, русского мировосприятия, само слово – это Всё. Чем живёт человек

      В слове русский человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В «Слове» он искал ответы на вечные «проклятые» вопросы. В слове он их и находил. Нет, конечно же, кроме слова было и дело – иногда великое и весёлое, и лёгкое. Чаще трудное и трагическое. И слишком часто, чем хотелось бы, Дело не совпадало со Словом. Наверное, по – другому и быть не могло, ведь Слово – это исток, начало Дела. А дальше – то дело живёт само по себе. Но для русского человека слово – это ещё и итог, - венец Дела. И вот, когда Дело разрывало сердце и душу. Только одно утешение оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало любовь – всё, то же Слово. Как не вспомнить знаменитые строки:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

А мы с вами, учителя, призваны Словом учить, воспитывать и любить наших учеников.

        Развитие речи, короткое словосочетание, включающее в себя глубокий и ёмкий смысл. Как можно жить, работать и учиться, не обращая внимания на  окружающий нас мир?

Как неожиданно и ярко,

На влажной небе синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О , в этом радужном введенье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мнгновенье,

Лови его – лови скорей!

Смотрт – оно уж побледнело,

Ещё минута. Две – и что ж?

Ушло, как то уйдёт всецело

Чем ты и дышишь и живёшь.

  Речь учащихся показывает на сколько ребёнок познал мир. Познание мира невозможно без развития речи ребёнка. Видя и ощущая окружающее, дети понимают, мыслят, и выражают это в своей речи. Этот замечательный мир дарит нам искромётность осеннего очарования. хрустальность зимних узоров, буйство весенних красок и  летнего блаженства. Осенняя экскурсия в парк и короткое мини – сочинение из осенних букетов – словосочетаний: рябинка смущающаяся, листья цветастые. бездонное осеннее небо, разноцветный ковёр, тонкие паутинки.

В классе продолжается творческий поиск: мы находим стихи об осени, пытаемся писать свои, рисуем картины красками и словами. Так рождаются первые  шедевры пера моих учеников. Мы их читаем, анализируем, шлифуем, таким образом, оттачиваем мастерство речи, через которую  нам раскрывается весь наш прекрасный мир.

Мне и самой не престало быть интересно от увиденного. Я наблюдаю вокруг и делюсь с моими учениками. Как резвые облака играют в прятки. Как солнечные паутинки запутались в листьях, как цапля на берегу нашей речки отдыхает на одной ноге. Как врывается в комнату умытое росой утро. После таких рассказов мои ученики стали внимательнее относиться к тому, что они увидели, когда шли в школу, во время экскурсий и поездок с родителями на море и в горы. С увиденным они охотно делятся на уроках.

        Искусство слова – что оно, как не рафинированный знак – символ, в котором естественны и искусны, эластичны пересечения жеста, цвета, смысла, ритма, звука, форм, сущности и слова?

Впустим его, живого, в класс – театр живых картин, живых впечатлений, поисков, живых чувств и движений, живой памяти…

Если искусство – процесс, то и урок словесности – процессуален. Как опыт фиксации и наращивания мастерства, как опыт выхода на образ, как опыт самоотдачи.

    Спектр его целей: от зарождения интуиции – через резервы воображения, его приёмы, технику – к самореализации.

Всё видеть, всё понять,

Всё знать. Всё пережить.

Все формы и цвета

Вобрать в себя глазами,

Пол всей земле пройти

Горящими ступнями.

Всё воспринять и снова воплотить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

Этапность в работе над словами с безударной гласной в корне слов

Этапность в работе над словами с безударной гласной в корне слов...

Работа над словом, как составная часть работы по развитию речи младших школьников.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития речи учащихся. Особое внимание уделяется способам развития речи как средству успешного обучения в школе. Ключевые слова: речь, развити...