работа над словом
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Возьмите в руки карандаш,
Впишите слово.
О жизни прошлой…
Наперёд – черкните слово.
Суть жизни важность в слове отрази,
Наказ свой краткий предкам отпиши.
И новым словом строки посвяти
О состоянии души.
И снова слово.
Мы знаем, что «Вначале было слово, а Слово было у Бога, и Слово было Бог».
И давно известно, что переводчики с древнейших времён, которые переводили Священное писание на славянский язык Святые Равноапостольные – Кирилл Философ и его брат Мефодий понятие «Слово» как «Логос». В греческом языке значение логоса настолько многомерно.
Это и собственно слово, и закон всемирного тяготения и развития. И закон жизни отдельно взятого человека.
Но! Всю эту бесконечность значимости, которое скрывается в Логосе, славянский, а позднее уже собственно и русский язык, оказывается, передаёт только одним понятием – «Слово».
А, следовательно, для русского сознания, русского мировосприятия, само слово – это Всё. Чем живёт человек
В слове русский человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В «Слове» он искал ответы на вечные «проклятые» вопросы. В слове он их и находил. Нет, конечно же, кроме слова было и дело – иногда великое и весёлое, и лёгкое. Чаще трудное и трагическое. И слишком часто, чем хотелось бы, Дело не совпадало со Словом. Наверное, по – другому и быть не могло, ведь Слово – это исток, начало Дела. А дальше – то дело живёт само по себе. Но для русского человека слово – это ещё и итог, - венец Дела. И вот, когда Дело разрывало сердце и душу. Только одно утешение оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало любовь – всё, то же Слово. Как не вспомнить знаменитые строки:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
А мы с вами, учителя, призваны Словом учить, воспитывать и любить наших учеников.
Развитие речи, короткое словосочетание, включающее в себя глубокий и ёмкий смысл. Как можно жить, работать и учиться, не обращая внимания на окружающий нас мир?
Как неожиданно и ярко,
На влажной небе синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла-
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О , в этом радужном введенье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мнгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотрт – оно уж побледнело,
Ещё минута. Две – и что ж?
Ушло, как то уйдёт всецело
Чем ты и дышишь и живёшь.
Речь учащихся показывает на сколько ребёнок познал мир. Познание мира невозможно без развития речи ребёнка. Видя и ощущая окружающее, дети понимают, мыслят, и выражают это в своей речи. Этот замечательный мир дарит нам искромётность осеннего очарования. хрустальность зимних узоров, буйство весенних красок и летнего блаженства. Осенняя экскурсия в парк и короткое мини – сочинение из осенних букетов – словосочетаний: рябинка смущающаяся, листья цветастые. бездонное осеннее небо, разноцветный ковёр, тонкие паутинки.
В классе продолжается творческий поиск: мы находим стихи об осени, пытаемся писать свои, рисуем картины красками и словами. Так рождаются первые шедевры пера моих учеников. Мы их читаем, анализируем, шлифуем, таким образом, оттачиваем мастерство речи, через которую нам раскрывается весь наш прекрасный мир.
Мне и самой не престало быть интересно от увиденного. Я наблюдаю вокруг и делюсь с моими учениками. Как резвые облака играют в прятки. Как солнечные паутинки запутались в листьях, как цапля на берегу нашей речки отдыхает на одной ноге. Как врывается в комнату умытое росой утро. После таких рассказов мои ученики стали внимательнее относиться к тому, что они увидели, когда шли в школу, во время экскурсий и поездок с родителями на море и в горы. С увиденным они охотно делятся на уроках.
Искусство слова – что оно, как не рафинированный знак – символ, в котором естественны и искусны, эластичны пересечения жеста, цвета, смысла, ритма, звука, форм, сущности и слова?
Впустим его, живого, в класс – театр живых картин, живых впечатлений, поисков, живых чувств и движений, живой памяти…
Если искусство – процесс, то и урок словесности – процессуален. Как опыт фиксации и наращивания мастерства, как опыт выхода на образ, как опыт самоотдачи.
Спектр его целей: от зарождения интуиции – через резервы воображения, его приёмы, технику – к самореализации.
Всё видеть, всё понять,
Всё знать. Всё пережить.
Все формы и цвета
Вобрать в себя глазами,
Пол всей земле пройти
Горящими ступнями.
Всё воспринять и снова воплотить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...
Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева
В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...
Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями
Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...
Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)
Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без ошибок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным задача сложная, требующая о...
Проектная работа "Энциклопедия слова "Радость".
Презентация к проектной работе "Энциклопедия слова "Родина"....
Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)
Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....
Этапность в работе над словами с безударной гласной в корне слов
Этапность в работе над словами с безударной гласной в корне слов...