Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы ОС "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку по теме
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.rus_.yaz_.1_kl.docx | 61.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
1–4 КЛАССЫ
I. Пояснительная записка.
1.Нормативные ссылки:
-Конвенция о правах ребенка.
-Конституция Российской Федерации.
-Закон Российской Федерации «Об образовании»
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
-Закон Саратовской области «Об образовании».
-Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
-Примерные программы по учебным предметам: русский язык 1-4 классы.
- Авторская программа «Русский язык» 1-4 классы Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев Образовательная система «Школа 2100».
-Устав муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.
-Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области
-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.
2. Цели и задачи обучения.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
3.Общая характеристика программы.
Рабочая программа по русскому языку для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы начального общего образования по обществознанию, авторской программы «Русский язык» 1-4 классы Е.В.Бунеевой, Р.Н.Бунеева , образовательная система «Школа 2100», предназначена для реализации в общеобразовательной школе, ориентирована на обучающихся 1-4 классов. Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология»
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальным особенностями и спецификой используемых учебных средств.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи, дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учётом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык и «Литературное чтение»). После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания без введения терминологии).
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в программе такими содержательными линиями, как:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Сроки реализации рабочей программы «русский язык»- 2013-2017 г.г.
4. Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Предмет «Русский язык» относят к предметной области «Филология». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана начального общего образования. Всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 690 час, из них в 1-м классе 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 175 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).
5.Планируемые результаты обучения «Русскому языку»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»
1-й класс
Обучение грамоте и развитие речи (207 ч)
Добуквенный период (36 ч).
Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период (171 ч).
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а,ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Языковая пропедевтика в период обучения грамоте
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я,и); ь и ъ разделительные.
Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа с текстом
На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
- Работа с текстом до чтения.
- Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
- Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
- Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
- Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
- Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.
- Работа с текстом после чтения.
- Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
- Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
- Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).
1-й класс. Русский язык и развитие речи
50 ч (5 часов в неделю)
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.
Слово. (31 ч)
Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Алфавит.
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
Однокоренные слова. Корень слова.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?что сделал?
Предложение. Текст. (5 ч)
Признаки предложения, оформление предложения на письме.
Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
2-й класс
175 ч (5 часов в неделю)
Слово (введение). (5 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.
Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение. (11 ч)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (12 ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение). (119 ч)
1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии).
Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.
Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
- буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
- ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
- ь и ъ разделительные;
- буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
- проверяемые буквы согласных на конце слова.
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение. (10 ч)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
- обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
- развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
- развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
- обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Резерв (10 ч).
3-й класс
175 ч (5 часов в неделю)
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (10 ч)
Слово. (116 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ьи ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова сь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь послеч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв. (13 ч)
4-й класс
175 ч (4 часа в неделю)
Повторение. (15 ч)
Предложение. Текст. (35 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом5и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (8 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Резерв. (15 ч)
IV.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:
- учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
- комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);
- «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева);
- комплектом наглядных пособий;
- методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой).
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.);
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»;
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы;
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;
- Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2, 3, 4-го классов;
- Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов;
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
- М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2, 3, 4-го классов;
- Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя.
Тимофеева О.А. Русский язык. 2 класс: поурочные планы по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной.- Волгоград: Учитель, 2012
Ж. «Начальная школа», «Начальная школа плюс до и после».
Декларация прав ребёнка,
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конституция РФ
Раздаточные и дидактические материалы
Наглядные пособия.
Дополнительная литература для обучающихся.
Список электронных учебно-методических комплектов:
Уроки русского языка. 1-4 классы. Мультимедийное приложение к урокам. – Издательство «Глобус».
Технические средства:
Мультимедиа проектор, интерактивная доска, ноутбук.
1-й класс – 50 ч (5 часов в неделю)
№ | Раздел | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Повторение. Звуки и буквы. | 5 | |
2 | Повторение. Слоги и ударения. | 9 | Проверочная работа № 1 по теме: «Ударение, перенос слов». |
3 | Способы обозначения согласных звуков на письме | 6 | |
4 | Большая буква в именах людей, кличках животных, названии городов, деревень, рек, морей и разделительный ь знак | 5 | |
5 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн | 4 | |
6 | Корень и однокоренные слова | 2 | |
7 | Безударные гласные в корне слова | 12 | Диктант по теме: «Безударные гласные в корне слова» Словарный диктант по теме: «Безударные гласные в корне слова» |
8 | Предлоги и предложение | 7 | Итоговая контрольная работа Проверочная работа № 2 по теме: «Предложение» |
ИТОГО: | 50 | Проверочных работ – 2 Проверочных диктантов – 1 Контрольных работ - 1 |
2 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | 1 | |
2 | Слово | 5 | Проверочное списывание |
3 | Предложение | 12 | Проверочная работа № 1 по теме «Предложение» |
4 | Текст | 12 | Проверочная работа № 2 по теме «Предложение. Текст». |
5 | Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | 7 | |
6 | Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 11 | Проверочная работа № 3 по теме « Слова-названия и слова-признаки» |
7 | Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? | 5 | |
8 | Связь слов в предложении | 8 | Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении» |
9 | Слова, к которым нельзя задать вопрос | 9 | Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос» |
10 | Части слова. Корень | 3 | |
11 | Части слова. Суффикс | 4 | Проверочное списывание |
12 | Части слова. Приставка | 5 | Проверочная работа № 6 по теме «Части слова» |
13 | Алфавит. Написание большой буквы в словах | 13 | Проверочный диктант № 1 по теме «Написание большой буквы» |
14 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | 14 | Проверочный диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» |
15 | Правописание букв ъ и ь | 15 | Проверочный диктант № 3 по теме «Правописание букв Ь и Ъ» |
16 | Безударные гласные в корнях слов | 12 | Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне» Проверочный диктант № 4 по теме «Безударные гласные в корне» |
17 | Правописание звонких и глухих согласных в конце слова | 13 | Проверочный диктант № 5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова» |
18 | Повторение | 14 | Контрольное списывание Итоговая контрольная работа |
19 | Резервные уроки | 7 |
|
ИТОГО: | 175 | Проверочных работ – 7 Проверочных диктантов – 5 Проверочных списываний - 2 Контрольных списываний -1 Контрольных работ - 1 |
4 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Повторение | 17 | 1.Контрольное списывание 2.Контрольный словарный диктант 3.Контрольный диктант № 1 по теме: «Повторение». |
2 | Предложение. Текст. | 29 | 1.Проверочная работа № 1 «Простое предложение. Предложения с однородными членами» 2. Проверочная работа № 2 «Сложные предложения с союзами и, а, но». |
1.Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» 2. Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». 3. Контрольный словарный диктант 4. Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью». | |||
3 | Слово. Части речи и члены предложения. | 81 | |
3.1. | Имя существительное | 33 | 1. Проверочная работа № 3 «Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам» 2. Проверочная работа № 4 «Три склонения имен существительных. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных». 3. Проверочная работа № 5 «Имя существительное (обобщение). Правописание букв безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных». |
1.Контрольный диктант № 5 по теме «Склонение имен существительных». 2. Контрольный словарный диктант. 3. Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний существительных» | |||
3.2. | Имя прилагательное | 14 | 1.Проверочная работа № 6 «Имя прилагательное». |
1.Контрольный словарный диктант. 2.Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» | |||
3.3. | Глагол | 34 | 1. Проверочная работа № 7 «Глагол, как часть речи. Разбор глагола по составу. Орфограммы в глаголах» |
1. Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 2. Контрольное списывание. 3. Контрольный словарный диктант 4. Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» | |||
4 | Повторение | 9 | 1. Контрольное изложение «Странный дуэт». 2. Итоговый контрольный диктант. 3. Итоговая контрольная работа |
ИТОГО: | 175 | Проверочных работ – 7 Проверочных диктантов – 10 Контрольных словарных диктантов – 5 Контрольных списываний - 2 Контрольных изложений -1 Контрольных работ - 1 |
Резерв 4 часа
1-й класс – 50 часов (5 часов в неделю)
№ | Раздел | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Повторение. Звуки и буквы. | 5 | |
2 | Повторение. Слоги и ударения. | 9 | Проверочная работа № 1 |
3 | Способы обозначения согласных звуков на письме | 6 | |
4 | Большая буква в именах людей, кличках животных, названии городов, деревень, рек, морей и разделительный ь знак | 5 | |
5 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн | 4 | |
6 | Корень и однокоренные слова | 2 | |
7 | Безударные гласные в корне слова | 12 | Диктант Словарный диктант |
8 | Предлоги и предложение | 7 | Итоговая контрольная работа Проверочная работа № 2 |
ИТОГО: | 50 | Проверочных работ – 2 Проверочных диктантов – 1 Контрольных работ - 1 |
2 класс, 175 часов (5 часов в неделю)
№ п/п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | 1 | |
2 | Слово | 5 | Проверочное списывание |
3 | Предложение | 12 | Проверочная работа № 1 |
4 | Текст | 12 | Проверочная работа № 2 |
5 | Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? | 7 | |
6 | Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 11 | Проверочная работа № 3 |
7 | Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? | 5 | |
8 | Связь слов в предложении | 8 | Проверочная работа № 4 |
9 | Слова, к которым нельзя задать вопрос | 9 | Проверочная работа № 5 |
10 | Части слова. Корень | 3 | |
11 | Части слова. Суффикс | 4 | Проверочное списывание |
12 | Части слова. Приставка | 5 | Проверочная работа № 6 |
13 | Алфавит. Написание большой буквы в словах | 13 | Проверочный диктант № 1 |
14 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | 14 | Проверочный диктант № 2 |
15 | Правописание букв ъ и ь | 15 | Проверочный диктант № 3 |
16 | Безударные гласные в корнях слов | 12 | Проверочная работа № 7 Проверочный диктант № 4 |
17 | Правописание звонких и глухих согласных в конце слова | 13 | Проверочный диктант № 5 |
18 | Повторение | 14 | Контрольное списывание Итоговая контрольная работа |
19 | Резервные уроки | 12 |
|
ИТОГО: | 175 | Проверочных работ – 7 Проверочных диктантов – 5 Проверочных списываний - 2 Контрольных списываний -1 Контрольных работ - 1 |
4 класс, 170 часов (4 часа в неделю)
№ п/п | Раздел | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Повторение | 17 | 1.Контрольное списывание 2.Контрольный словарный диктант 3.Контрольный диктант № 1 |
2 | Предложение. Текст. | 29 | 1.Проверочная работа № 1 2. Проверочная работа № 2 |
1.Контрольный диктант № 2 2. Контрольный диктант № 3 3. Контрольный словарный диктант 4. Контрольный диктант № 4 | |||
3 | Слово. Части речи и члены предложения. | 81 | |
3.1. | Имя существительное | 33 | 1. Проверочная работа № 3 2. Проверочная работа № 4 3. Проверочная работа № 5 |
1.Контрольный диктант № 5 2. Контрольный словарный диктант. 3. Контрольный диктант № 6 | |||
3.2. | Имя прилагательное | 14 | 1.Проверочная работа № 6 |
1.Контрольный словарный диктант. 2.Контрольный диктант № 7 | |||
3.3. | Глагол | 34 | 1. Проверочная работа № 7 |
1. Контрольный диктант № 8 2. Контрольное списывание. 3. Контрольный словарный диктант 4. Контрольный диктант № 9 | |||
4 | Повторение | 9 | 1. Контрольное изложение «Странный дуэт». 2. Итоговый контрольный диктант. 3. Итоговая контрольная работа |
5 | Резерв | 4 | |
ИТОГО: | 140 | Проверочных работ – 7 Проверочных диктантов – 10 Контрольных словарных диктантов – 5 Контрольных списываний - 2 Контрольных изложений -1 Контрольных работ - 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит пояснительную записку...
рабочая программа по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит пояснительную записку...
рабочая программа по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит пояснительную записку по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Школа 2100.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса содержит пояснительную записку, тематическое планирование по русскому языку и обучению грамоте....
рабочая программа по русскому языку для 4 класса(УМК "2100)
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа 2100)...
рабочая программа по русскому языку для 3 класса Школа "2100"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы образовательной программ...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса ОС 2100
Рабочая программа по русскому языку является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, реализующего программы общего ...