Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Акулова Лариса Анатольевна

Блок уроков русского языка для 2 класса

Урок 1. ТЕМА: «Ударные и безударные гласные в слове»

Урок 2. ТЕМА: «Сравнение звучания гласных  в ударных и безударных слогах»

Урок 3. ТЕМА: Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок 4. ТЕМА: Правописание  безударных гласных в словах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_._blok_ur._bezudar._gl.akulova.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           РАЗРАБОТКА  УРОКОВ

ПО

                        РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

ТЕМА: «Безударные гласные в  корне

           слова, проверяемые ударением»

                           2 класс

                                                                   МБ

ОУ  СОШ № 66

                                                                   учитель нач. классов

                                                                   Акулова  Л. А.

                                 г. Краснодар

                           2012– 2013 уч. год

                                   Урок 1.

ТЕМА: «Ударные и безударные гласные в слове»

ЦЕЛИ: Дать учащимся представление об орфограмме.;

            Сформировать представление о том, что произношение

            ударного  гласного не расходится с его обозначением на

            письме;

            Обозначение безударных гласных на письме может

            расходиться  с  произношением.

МАТЕРИАЛ: Учебник «Русский язык», дидактические материалы по

                        русскому  языку.

                                         ХОД   УРОКА:

I. Организационный момент.

- Совсем недавно мы с вами изучали тему «Звуки и буквы», вспомните, на какие две группы делятся все звуки и буквы?

- Сколько гласных букв вы знаете? Сколько согласных букв вы знаете?

   Какие буквы не обозначают звуков? Для чего нужны  ъ  и   ь знаки?

II. Чистописание. Постановка темы и цели урока.

     а  о   и  е     аи    ое

   ива    иди   иволга    приди    аллея

Не торопись отвечать, торопись слушать.

(в пословице выделите все известные орфограммы, объясните  её смысл)

Большой говорун – плохой работник.

- Прочитайте пословицу так, как мы обычно говорим.

- Есть ли расхождение между произношением и написанием? (да, есть)

- Какие слоги в словах вы произнесли так, как они написаны? (в основном ударные и те, в которых звуки ы, у)

- При написании слов на что надо обращать внимание? (на ударные и безударные гласные).

III. Работа по теме урока.

1) - Спишите слова, поставьте в них знак ударения.

Расходится или совпадает в этих словах произношение ударных гласных с их обозначением на письме?

Стужа, школа, глина, астры, эхо, крыша, сосны.

(произношение ударного гласного звука не расходится с его обозначением на письме).

2) Словарная работа.

Работа со словами: деревня, родимая, народ, Москва, богат, город.

На доске  , выборочное письмо:

Родина краше солнца, дороже золота.

Русский в словах горд, в делах твёрд.

Москва не вдруг строилась.

Москва – всем городам мать.

Где народ, там и правда.

Бедный молодец честью богат.

Деревня богата, так и город богат.

Вывод : если в слове написание гласной буквы не можем проверить, то её нужно запомнить.

3) Придумайте родственные слова к слову  ЗАЯЦ.

(зайка, зайчонок, зайчишка, заячьи, зайчиха)

- Выполните звуко – буквенный анализ слова. (один ученик комментирует у доски).

- Итак, что мы обычно делаем, если безударные гласные  на письме расходятся с их произношением?

                      Если буква гласная

                      Вызвала сомнение

                      Ты её немедленно

                      Поставь под ударение.

- Много воды (воды), были в лесу (лес), видел в окно (окна).

4) Весёлые рифмы (записаны на доске)

                            Речной, лесной, гористый

                            Морской, родной, лесистый

                            Проверь слова, да не спеши,

                            Красиво, грамотно пиши.

- Запись в тетради: пиши – пишем, не спеши – спешно, речной – реки, гористый – горы, морской – море, родной – родина, лесистый – лес).

5) Физкультминутка:

                            Посмотри – ка, посмотри – ка:

                            Ах,  какая земляника!

                            Ниже, ниже приседай.

                            А теперь скорей вставай!

6) Структурно – сопоставительный  анализ слов.

- Подобрать родственные слова с корнем  стол.

(столик, столешница, столовая, столовые (приборы)).

- Подобрать родственные слова с корнем   сол.

(соль, солонка, солить,солёная).

IV.  Итог урока.

- Что нового узнали о гласных звуках?

                            Гласный стал под ударенье,

                            Чтоб развеять все сомненья!

                            Ударение над гласной

                            Может сделать букву ясной!

V. Домашнее задание.

                            Урок 2.

ТЕМА: «Сравнение звучания гласных  в ударных и безударных

              слогах»

ЦЕЛИ: Учить детей писать правильно безударные гласные, подбирая проверочные слова.

         Учить сравнивать звучание гласных в ударном и безударном положении.

                                         ХОД УРОКА:

(все этапы сравнивать звучание безударной гласной и ударной)

I. Чистописание:

          а – я,   а – о,   и – е,   ая,   оа,   еи

         гора,  моря,  ковёр,  лопата

(поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные)

- найди общее  в этих словах

- найди лишнее  слово (лопата)

- почему?  (нельзя проверить безударную гласную о )

II.  Словарь:   коньки, лисица, ученик, сапоги 

      (учащиеся  пишут  у доски)

- что объединяет эти слова?

- их можно проверить – конь, лис, учение, сапог.

III.  Работа по теме  у доски:

1) По одному человеку от ряда выходят и вставляют пропущенную букву (докажите правильность выполнения задания).

        1 ряд                                2 ряд                                3 ряд

стр ( -  ) ла              пч ( - ) ла                  р ( - ) са

д ( - ) жди               сл ( - ) ны                 в ( - ) дро

р ( - ) ка                   дв ( - ) ры                  к ( - ) злы

тр ( - ) ва               ст ( - ) на                  п ( - ) тёрка

(  - ) вца                  гр ( - ) бы                  д ( - ) ска

2)  Физкультминутка.

3)  Запись под диктовку с последующей проверкой: поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

Хвосты, земля, кроты, нора, леса, поля, лошадка, столбы.

(Найди слово с парной согласной и проверь его)

4) Работа над предложением: списать с доски.

На    л(и, е)сной     п(а, о)лянке    л(е, и)сник   сделал к(о, а)рмушку.

- Доказать  правильное  написание безударной  гласной, подчеркнуть  её.

- Подчеркнуть  главные  члены  предложения.

5)  Работа с учебником  (печатным текстом)

    Дидактические  материалы  стр. 39, № 43 – самостоятельно, с последующей проверкой.

Запишите слова после проверочного слова, вставляя пропущенные буквы!

Грач – грачи, шар – шары, горы – гора, лица – лицо, числа – число, перья – перо, гнёзда – гнездо, волны – волна, стол – столы, сёстры – сестра, лист – листы, мяч – мячи, пятна – пятно, ряд – ряды, змей – змея, дрозд – дрозды.

IV. Домашнее задание: учебник, стр. 102, № 124.

v. Итог  урока:  оценки.

- Что вам понравилось на уроке?

- Какое правило вы применяли, доказывая правильность написания слов?

                                             Урок 3.

ТЕМА: Правописание безударных гласных в корне слова.

ЦЕЛИ: Систематизировать знания детей по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»; закреплять умение выполнять алгоритм действий по решению орфографической задачи; развивать орфографическую зоркость; формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Учебник «Русский язык. 2 класс» (автор: Л. М. Зеленина,Т. Е. Хохлова); карточки с заданиями.

                                 ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II.  Сообщение темы урока. (учитель не сообщает сам детям тему урока).

                                                     На доске:


В лесу  на краю озера остановились на отдых журавли.

Учитель: На доске записано предложение. Подсчитайте: сколько в нём орфограмм, какой орфограммы больше? Вы уже догадались, какая тема урока сегодня?

Дети: В предложении больше безударных гласных, значит мы будем проверять безударные гласные  в корне слова.

III. Словарная работа.

        Дети получают карточку 1.

                                    КАРТОЧКА 1.

                                      Вставь пропущенные буквы.

       Убедись в правильности написания, обратившись к словарной странице

                                                в конце учебника.

                                        Подчеркни несколько слов,

           которые ты советуешь учителю включить в словарный диктант.


   З – вод,   с – нтябрь,   гор – д,   м – дведь,   за – ц,

 р – сунок,  д – кабрь, с – поги,   с – ва,  м – рковь.

                   

У:  Какое слово здесь «лишнее»?

Д:  Сова.

У:  Почему?

Д:  Это не словарное слово.

У:  Можем ли мы слово сова записать без раздумий?

Д:  Нет.

У:  Почему?

Д:  Слышится без ударения   а, а надо писать о. проверочное слово – совы.

IV. Закрепление пройденного материала.

        Дети отвечают на вопросы, записанные на доске.

-  Что такое орфограмма?

- В какой части слова мы можем решить орфографическую задачу?

- Какие вы знаете орфограммы?

- Где опасное место для гласного звука? Как это проверить?

- Где опасное место для парного согласного? Как это проверить?

У: Возьмите карточку 2. Вам надо из предложений составить текст и доказать, что это текст. Работать вы будете в четвёрках.

                                                       КАРТОЧКА 2.


                          У неё большие  глаза.

               Она питается мышами полёвками.

                          Сова живёт в лесу.

      Лапы короткие, мощные, с кривыми острыми

                                   когтями.

   Гнездится птица на вершине древесного ствола.

Во время проверки выслушиваются ответы одной, двух четвёрок.

Определите орфограмму в словах с выделенными буквами.

На доске буквы: а, о, е, и, я.

Д: Слова с безударным гласным звуком в корне.

У: Мудрая сова предлагает вам, ребята, проверить свои знания и умения по решению орфографической задачи и пройти несколько этапов проверки безударного гласного в корне слова.

1 ЭТАП.  ОТ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА –  К ПРАВИЛЬНОЙ БУКВЕ.

У:  Назовите  «лишнее» слово, записанное на доске.

                                                               На доске:


 Нос, носильщик, носатый, носик.

Д: Носильщик.

У:  Докажите, почему слово «лишнее»?

Д:  Оно имеет другое значение.

У:  Вы отлично справились с заданием, значит, нам легко будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных. Объясните!

                                                На доске:


л- нивый              с – лач                б – гун

ст – рушка         гр – знуля           ч – стюля

м – лютка          х – трец

Д: - Ленивый человек – тот, кто ленится.

     - Грязнуля – тот, кто грязный.

     - Силач – сильный человек.

     - Чистюля – тот, кто чистый.

     - Бегун – человек, занимающийся бегом.

     - Малютка – маленький.

     - Старушка – старая женщина.

     - Хитрец – хитрый человек.

У: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву?

     (Дети отвечают.)

- А теперь запишите эти слова вместе с проверочными. Не забывайте подчёркивать вставленную букву.

2 ЭТАП:  «ЗАКРОЙ  ОКОШКИ»

     е                                  а                                    и

    и                                  о                                    я

б – гун                         п – ля                           т – нуть

м – ста                       р – са                           гл – деть

л – сты                       тр – ва                        п – так

зв – рёк                       гр – за                         м – сной

б – лизна                    сл – вечко                    в – зание

Какие способы проверки вы использовали? (выслушиваются ответы детей)

V.  Физкультминутка.

VI.  Закрепление пройденного материала.

3 ЭТАП:  РАБОТА КОРРЕКТОРА.

У:  На этом этапе вам предстоит исправлять ошибки. Ваша задача – записать слова правильно. Перед написанием каждого слова устно доказать свой выбор. (Дети работают самостоятельно в течении 5 минут. По ходу работы учитель комментирует оценки).

                                                КАРТОЧКА 3.


                                  Лисные галаса.

На утренних  в вичерних  зарях  все  лисные жители подают сваи  галаса. Токуют  титерева, пищат  сойки,  звонкими  галасами   пают  зразды.  Скрипят жуки  и  кузнечики.  Свистят  флейтой  иволги.

-  Проверяем!

(Два ученика зачитывают вслух свой текст и доказывают вслух свой выбор).

VII.  Итог урока.

У:  - Что мы повторяли  на уроке?

      - Удалось ли вам решить встретившиеся  орфографические задачи?

        (Выслушиваются ответы  детей).

VII.  Домашнее задание по учебнику.

Урок 4.

ТЕМА: Правописание  безударных гласных в словах.

ЦЕЛИ:  Повторить правило правописания безударных гласных в слове при помощи подбора  однокоренных слов и изменения числа;

формировать навыки автоматической грамотности и орфографической зоркости.                

ОБОРУДОВАНИЕ:  учебник, карточки с заданиями.

                                      ХОД  УРОКА:

I. Организационный момент.

    Чистописание: - спишите с доски красиво, подчеркните главные члены предложения.

         Осенний лес  окутала  тишина. Лишь шелестит  под ногами опавшая  листва. Иногда  тонко посвистывает  рябчик.

II. Словарная работа.

У: запишите слова, придумывая к ним словосочетание.

Москва (большая), (широкая) улица, (белая) берёза, (вкусный) горох, (ленивый) мальчик, (мудрый) директор, (тёплое) пальто.

III. Повторение по теме «Безударные гласные в слове».

1) Игра «Кто больше всех подберёт родственных слов» (3 минуты).

Итак: слово – гора, стол (1, 2 варианты)

Гора, горный, гористый, горка, горянка и т. д.

Стол, столяр, столовая, столик, столярничать и т. д.

2) Дополнить предложение:

В слове больной корень боль, такой же корень в словах…(болеть, болезнь, заболеть, боль, больной, больница, больничный, приболеть).

В слове солёный корень сол, такой же корень в словах…(соль, солить, солонка, подсолить, засол).

3) Подобрать к данным словам по два проверочных слова:

 хл – п – тать,   ст – р – жил,   г – л – дать,   гр – х – тать,   з – л – тистый,  б – р – зняк.

У: Почему правописание некоторых гласных не смогли проверить?

    - Какое правило проверки безударных гласных вы знаете?

4) Вставить безударные гласные в корне слов, подобрав проверочное слово.

                                        КАРТОЧКА 1

м – ряк – …            х – трец – …        л – нейка – …

с – лач – …           др – зды – …          – зёра – …

н – члег – …         в – ренье – …          пч – ла – …

ст – рик – …       с – ленье – …          т – шина – …

5) Физкультминутка.

6) Найти и выписать лишнее слово в каждой строке, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне.

Слова записаны на доске.

Ск – зал, пос – дил, пр – шу, пл – тил;

к – вёр, лош – дь, к – зёл, др – зды;

в – сна, оз – ро, зм – я, ч – сло;

земл – ной, т – жёлый, пл – чистый, р – довой.

7) Самостоятельная  работа:

У: Составь и запиши предложения со следующими словосочетаниями.

отворил  окно – отварил  овощи

сад  увядал – мальчик увидал

8) Тест для проверки безударной гласной в корне слова.

                                           

                                                 ТЕСТ

1. Безударный гласный звук можно проверить:

а) в приставке;                 б) в корне;                    в) в суффиксе.


2. Безударный  гласный звук в корне  слова:

а) побег;          б) столик;             в) старушка;          г) маленький.


3. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли;

б) вода, подводный, водить, водяной;

в) ледник, лёд, ледяной, заледенеть;

г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).


4. Проверочными словами к слову  г – ра   являются:

а) гарь;           б) горький;        в) горка;             г) загар.


5. Слово  дом – проверочное для слов:

а) домино;        б) домашний;          в) домовой;            г) дома.


6. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах:

а) мороз;         б) зима;            в) холод;            г) пальто.

IV. Итог урока.

У: Какое правило мы повторяли?

     - Удалось ли вам решить орфографические задачи  урока?

V.  Домашнее задание.

Литература.

  1. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова русский язык /учебник/ 2 класс. Москва «Просвещение» 2010 г.
  2. С. Н. Лысенкова «Методом опережающего обучения». Москва «Просвещение», 1988 г.
  3. Н. Н. Бобкова, Н. В. Лободина и др. Русский язык «Диктанты». Волгоград «Учитель», 2011 г.
  4. В. Т. Голубь Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. (2 класс) Воронеж, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».

Обобщающий урок по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент...

«Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Урок закрепления. Систематизировать знания детей по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»...

Презентация "Безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением"

В презентации содержится занимательный материал для уроков русского языка по теме "Безударные гласные"...

Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет  провести кр...

«Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением»

Цель: совершенствовать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударениемЗадачи: •        Обучающая:закрепление умения...