Работа над словом
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Яланская Татьяна Григорьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_slovom.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

        

РАБОТА НАД СЛОВОМ

Из опыта работы учителя начальных классов

ЯЛАНСКОЙ Т.Г.

        В программе начальных классов большое место занимает раздел «Слово». Изучение его все

время связано с разделом «Звуки и буквы».

       Дети знакомятся с большим числом терминов и грамматических определений: «части слова»,

 «части речи», «предложение», «члены предложения». Увеличивается объем самостоятельных работ

с целью развития устной и письменной речи. Дети составляют рассказы устно, пишут изложения,

сочинения, разные виды диктантов.

       Учителю нужно иметь под рукой  большой материал: картинки, карточки, книги, вырезки,

стихи, пословицы, поговорки, загадки и т.д.

       По раздаточному материалу дети составляют рассказы, выполняют грамматические задания.  

       Работа над словом — очень важный и нужный участок работы, раздел программы. Ни одна

работа по русскому языку не будет выполнена грамотно, если дети не знают слов и их правописание.

       Словарная работа начинается в первом классе, еще в период обучения грамотности.

       Особого внимания требуют слова, произношения которых расходятся с написанием, слова  с

непроверяемой орфограммой, правильное написание, которых не опирается ни на какие правила.

Учащиеся вынуждены заучивать их наизусть.

       На каждом уроке учитель отводит время для изучения трудных слов. Обычно пишут эти слова

под диктовку или заучивают их. Однообразие утомляет детей и далеко от развивающего обучения,

положенного  в  основу новых программ.

      Существуют разные приемы обучения словарных слов.

     1. Завести словари и выписывать слова:

       а) на каждую безударную гласную;

       б) по темам (животные, посуда, одежда, овощи и т.д.).

       Это поможет осознать и более прочно усвоить написание трудных слов.

     2. Можно заучивать такие слова по сходству непроверяемых безударных гласных.

     3. Подвести под правило, где это возможно. Например, слова с двумя безударными гласными -о- или – е -.

                   Борода, молоко, берега                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

     Дать понятие о сочетании – оло -, - оро -, - ере -, - оре -, и дети легко находят эти сочетания и

освобождены от двойной проверки слова. Грамотность увеличивается, экономится время. Правило

дети заучивают со слов учителя.

     4. Иметь в классе обязательно наборное полотно, вставлять в него слова, безударную гласную

выделять красным цветом.

     Можно работать так: выставить слово, закрыть гласную, предложить

найти ударный слог, безударный. Определить безударную гласную, открыть ее, наглядно увидеть,

записать в словарь, выделив безударную гласную, поставив ударение и разделив слово на слоги.

     В последующие уроки включать его в тренировочные упражнения, в ряде уроков повторять, пока

 учитель убедится в усвоении детьми данного слова.

     5. Знакомить с новым словом можно путем отгадывания загадки.

          Летом бродит без дороги

          Между сосен и берез,

          А зимой он спит в берлоге,

          От мороза прячет нос. (медведь)

         После отгадывания загадки показать слово и поставить его на наборное полотно.

     6. Можно показать картинку, назвать предмет, показать слово, определить орфограмму, записать в

словарь.

     7. Написать слово на доске, пропустить нужную орфограмму. Дети дают объяснение, проводится

зрительный анализ слова, устно подбирают родственные слова, составляют предложения. Позже

записывают и слова и предложения в словарик с комментированием, выделяя нужные орфограммы.

Например:

 Бо/ло/то,

 Болотце,

 Болотище,

 Болотный,

 Болотистый

 На болоте квакают лягушки.

      8. Применять пословицы, оживлять речь учителя и привлекать внимание детей, иначе говоря,

 активизировать внимание детей. Например:

             

                      «Год кончай,

                       зиму начинай.» (декабрь)

                      «Году начало,

                       зиме — середина» (январь)

     9. Проводить выборочные диктанты. Когда из предложенного текста нужно выдать только словарные слова.

     10. Составить рассказ по опорным словам.


    11. Работа с деформированным текстом, куда включить нужные слова.

Очень важно помнить, что не все дети смогут сразу с первого показа запомнит: слова и их написание.

Дифференцированный подход и здесь необходим. Одни лучше запоминают зрительно, другие на слух, а

у третьих — двигательная память. Вот почему надо часто видеть, произносить эти слова, и они напрочно

останутся в памяти ребенка. Продумать и приемы закрепления их написания.

     Например: Уче-уче-ученица,    уче-уче-ученик.

     12. Приучить детей проговаривать слова по слогам четко для написания.

     13. Дается группа слов, из них надо выбрать слова, обозначающие домашних животных, или названия

мебели, одежды, или нужную орфограмму, или слова, отвечающие на вопрос Кто?  Что? и т.д.

     14. Письмо под диктовку, а потом поменяться с соседом тетрадями. Взаимная проверка приучает

ребят к орфографической зоркости. Они охотнее проверяют тетрадь соседа. Совместно обсуждают

ошибку и, если не хватает знаний, обращаются к учителю. Обязательно проверить слова по словарю.

    15. Составлять рассказы на темы: «Огород», «Береги вещи», «Птицы — наши друзья», «В лесу зимой» и т.д.

   16. Словарные пятиминутки на любой уроке. У детей карточки:

А

О

И

Е

     

Учитель называет слово, дети показывают карточки. Так за 3 — 5 минут повторяется написание 15-20 слов.

 17. Придумать и написать слова на названную орфограмму.

 Например: -ОЛО-, -ОРО-, -Е-

                              Молоко, дорога, берег,

                             Болото, мороз, береза,

                             Молоток, хорошо, ученик.

   18. Картинный диктант

Учитель показывает картинку (медведь, лисица, заяц и т.д.), ученики пишут слова, ставят ударение и подчеркивают орфограмму.

    19. Просто вывесить картинку на доску, а ученики пишут как можно больше словарных слов.

Например, картина «Зимние забавы детей». Дети пишут:

    Девочка, мальчик, товарищи,  ребята,  ученики, пальто, валенки, варежки, салазки, коньки, хоккей, иней, хорошо.

   20. Ответы на вопросы словарным словом и записать их в тетрадь.

   — Кто живет в берлоге?

 -    Медведь.

 — Столица нашей Родины?

 Москва.

— Главная площадь в Москве?

— Красная площадь.

— Где живут интересные книги?

 — В библиотеке.

   21.  Из словаря в конце учебника или из своего словарика выписать слова с безударной гласной -а-, с двумя безударными гласными, названия животных и т.п.

 22. Вызвать трех-четырех учеников к доске, предложить им написать слова:

а) на безударную гласную -а-, -о-, и т.п.;

 б) на сочетание -оло-, -оро-;

в) на какое-либо правило;

 г) на какую-либо тему.

 23. От каждого ряда создать команду из пяти-шести человек и по сигналу они записывают в столбик

слова. Побеждает та команда, которая первой придет к финишу, т.е. быстрее и грамотнее напишет

слова на определенную тему.

 24. Игра «Цепочка»: последняя буква первого слова становится первой буквой второго слова:

 Аллея, яблоко, осина, аптека, адрес, соловей и т.д.

 25. Работа с перфокарточками. Учитель диктует слова, а дети вставляют в окошечки безударную гласную.

 26. Научить детей пользоваться орфографическим словарем при обучающих изложениях и сочинениях.

     27. Грамматическая игра  «Буква заблудилась». 

          е

    Л  и  сица                          

          е

   уч   и   ник

            е

      за  я   ц

            о

   ябл   а    ня

          а

   м    о   роз

И т.д.

   28. Физкультминутка. Назвать слова сорока, машина, медведь, а дети показывают их движения.

   29. Можно проводить словарные диктанты, обучающие и контрольные.

   30. Составлять и записывать словосочетания со словарными словами. Например,

 Береза (какая?) белая;

Мальчик (что делает?) читает;

 Книга (откуда?) из библиотеки;

Коньки (из чего?) из стали и т.д.

  31. Составлять предложения, в которых будет как можно больше словарных слов. Например: Быстро бежит по рельсам трамвай с желтыми вагон нами Черный автомобиль  по шоссе. На огороде ребята собрали урожай овощей: гороха, моркови, картофеля,

капусты, огурцов, и помидоров.

   32. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и грамотное написание словарного слова,

является этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова. Например,

малина в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово

малина образовано от слова малый.

   33. Безошибочного письма словарных слов можно добиться, если составить из разрезной азбуки

кассы букв у доски, разбить на слоги для переноса, а после вновь соединить слоги в слово. Здесь

используется мышечное (тактильное) восприятие, можно добавить цвет, свет (у слова загорается

лампочка), музыку, звуковое и зри тельное восприятие слова, когда вслух читают и произносят

это слово. Изучаемые орфограммы выделяют цветом (красным).  

   34. Хороших результатов в правильном написании словарных слов можно достичь, если слова разбирать по составу, проводить разбор предложений по членам предложения, подбор однокоренных слов, разбор синтаксический и фонетический.

   35. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные. Бер-г, в-кзал,з-мляника, г-рох, ж-лезо, -сина, уч-ник, пл-ток, с-рень, с-пог, к-пуста, е -рех.

   36. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик — с глухими согласными на конце

слова. Во второй — со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, мороз, адрес,

рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, са-лют, овес, билет, язык.

   37. Запишите слова в алфавитном порядке: г-рой, адр-с, ур-жай, р-кета, 1 ябл-ко, п-нал, т-пор,

п-суда, б-лото.

   38. Запишите слова с – Ь - в середине и на конце слова.


 39. Запишите слова с ударением на первом, втором, третьем слоге.

     

40. Игра «Догадайся, что за слово».

                 

       О

 

           

        Овес (орех, отец)

                                                                                                         

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

        Молоко
       Корова
       Сорока
       Ворона
       Болото


   

а

а

а

а

        Аллея,          сапог               завод               адрес

   41. Игра «Угадай слово»

  Учитель показывает карточки с первым  слогом нужного слова, а дети заканчивают и записывают

  слово. Например, мо(локо), мо(роз), са(поги), бе(реза).

  Или учитель говорит конец слова, а учащиеся придумывают начало. -суда, -бель, -сина, -сква, -реза.

   42. Чайнворд.
  В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова.

  Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

   43. Игра «Буква потерялась»

  На доске два столбика словарных слов с пропущенными буквами.

  Выигрывает та команда (или ученик), кто быстрее и правильно вставит пропущенную букву. Лаг-рь

П-нал, К-стер  С-рень  Р-бята  Св-бода  Ул-иа  Уч-ник  С-лют  Сев-р

44. Игра «Собери слово»  пус, мо, та, ка, роз, трак, ин, нер, тор, же, ад, ле, рес, я, ал.

 

45. Игра «Ступеньки» В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.  
Берег

Горсть

Агроном

Воробей

Литература:

1.  http://festival.1september.ru/article

2. Начальная школа  №9 1988 г., Москва, «Просвещение»

3. Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова , Дидактический материал  к урокам чистописания  1 , 2, 3, классы, Москва, Просвещение, 1988г.

4. В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова ,  Пропись 1 к «Русской азбуке», Москва. Просвещение, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

Этапность в работе над словами с безударной гласной в корне слов

Этапность в работе над словами с безударной гласной в корне слов...

Работа над словом, как составная часть работы по развитию речи младших школьников.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития речи учащихся. Особое внимание уделяется способам развития речи как средству успешного обучения в школе. Ключевые слова: речь, развити...