Разработка урока по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тимошенко Лия Георгиевна

«что известно о неопределенной форме глагола?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

урок русского языка  3 класс

тема урока :
«что известно о неопределенной форме глагола?»

Цели урока: создание условий для  познавательных учеб. действий через знание грамматических признаков глаголов неопределенной формы, овладение приемами  распознавания глаголов неопределенной формы среди других частей речи и глаголов .

создание условий для развивающих видов учебн. деятельности  через формирование речевых умений , через развитие умений анализа, развитие способности учеников доказывать свою точку зрения, через развитие способности учеников к самооцениванию (рефлексии0.

создание условий для воспитательного аспекта через развитие навыков работы учащихся в группах, через стремление к взаимопониманию, через развитие взаимоуважения друг к другу, через умение выходить из сложной ситуации .

 Оборудование: рабочая тетрадь, карточки с заданиями, слайды к уроку,

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие  всех кто находится в классе.

Сегодня  солнечная погода , очень хорошее настроение и я надеюсь . что мы с таким же настроем приступим к работе .

Запишите пожалуйста число,  название работы.

2. Проверка домашнего задания.

Как вы справились с домашним заданием?

 Какие вопросы возникли при выполнении этой работы?

С какой целью мы выполняли задание?( закрепить знания по теме «Глагол»)

 Какое правило вы применяли? ( правило о части речи «глагол»

Хорошо, молодцы!

А теперь разомнем пальчики( пальчиковая разминка)

Приступим к работе .

3. Изучение нового.

Посмотрите на доску, и попробуйте расшифровать слово . Тогда  вы сможете определить о чем пойдет речь на уроке. НО прежде исключите все глухие согласные звуки.

Г,К, Л,А,Ф,Г,Ш, ОЛ.

Правильно , мы будем говорить о глаголе. И узнаем кое что новое.

Но сначала повторим словарные слова.

С,,РЕНЬ, Ш,,Л, БЫСТР,,,РУ,,КИЙ.

Какие части речи нам встретились?

Какое слово может быть  разной частью речи в зависимости от ситуации?(русский)

Составьте предложение со словом русский.

Определите число, время глагола.

физминутка.

 Сирень это деревце, вот и стих про него. А мы разомнемся и после назовете глаголы встречающиеся в стихотворении.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревце  растет все выше, выше.

Так какие глаголы нам встретились?

 Для слабых учеников карточки с особым заданием( списать текст и подчеркнуть глаголы, работают  в карточке)

Сегодня ярко светит солнышко. Миша радостно шагает по улице. На душе у него радость. Он несет хорошие отметки.

После выполнения они работают с нами .

Прочитайте слова на доске.

ДУЕТ, ЗАКАЧАЛОСЬ,РАСТЕТ,  ГОРЕТЬ, БЕРЕЧЬ.

Что общего у них?

Что мы можем вспомнить о глаголе ?

Определите число у всех глаголов.( дети высказывают свои гипотезы)

Какие глаголы мы не слышали в стихе?(БЕРЕЧЬ, ГОРЕТЬ)

На какие вопросы они отвечают?( что делать?)

Как их называли в нашей сказке про страну глаголов?( Это глаголы несовершенного вида)

У каких глаголов  мы не смогли определить число?(БЕРЕЧЬ, ГОРЕТЬ)

 Почему? (не можем )

А если не смогли ничего определить , то как его можно назвать?( глагол неопределенной формы или инфинитив, мы читали сказку о стране глаголов)

А чего еще не сможем определить у глагола неопределенной формы?(ни числа, ни рода, ни лица)

О каком же особом  глаголе мы говорим весь урок? ( глаголе неопределенной формы или инфинитив)

4. Закрепление материала.

Словообразовательная работа.

– Образуйте глаголы с подходящей по смыслу приставкой и напишите. Безударную гласную в корне подчеркните.

Учитель диктует (работа в тетради)

Звонить(позвонить), шептать( прошептать, пошептать), держать( придержать , подержать), тащить( вытащить , протащить, подтащить).

На какие вопросы отвечают образованные глаголы? ( ЧТО СДЕЛАТЬ?)

А как они называются?( глаголы совершенного вида)

(Проверка написания безударных гласных сигнальными карточками.)

– На какие вопросы отвечают эти глаголы?( Что делать ? Что сделать?)

Какими особенностями обладают эти глаголы?

 Какая главная отличительная черта? (на конце ТЬ, ТИ, ЧЬ)

Зачем нам нужно знать их особенности?( Чтобы отличать  их от других глаголов и частей речи)

УСТНО задание на карточках.

 Предмет или действие?

Затопили печь, чтобы пироги печь.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

– Разберитесь, какое из выделенных слов обозначает предмет, а какое – действие предмета. Докажите свой ответ.( дети отвечают обосновывая ответ вопросами к словам)

Наблюдения за особенностями глаголов неопределенной формы.

а) На карточках записан текст.

Как обращаться с книгой

Книгу нужно сод..ржать в ч..стоте. Нельзя ее перег..бать. Лист нужно переворачивать за верхний угол. Нельзя вырывать л..сты из книги, п..сать на книге.

– Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

(Взаимопроверка после выполнения задания, опираясь на уже правильный текст на слайде))

– На какие вопросы отвечают глаголы в тексте?

– Что это за глаголы?

 Работа в парах.

На каждой парте лежит  карточка с заданием. Замени фразеологизмы  глаголом неопределенной формы.

БИТЬ БАКЛУШИ-......................

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ-.............................

КЛЕВАТЬ НОСОМ-................................

ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ -..........................

ДРОЖАТЬ КАК ОСИНОВЫЙ ЛИСТ-..................

Как называются все эти глаголы?

На какие вопросы они отвечают?

Чем оканчивается глагол неопределенной формы?  

Задайте соседу по парте  вопрос по изученной теме и попросите написать два примера глаголов неопределенной формы, а после проверьте как он запомнил.  ( взаимопроверка, оценивание ответа товарища)

Рефлексия. Итог.

Что нового узнали на уроке?

Что у вас вызвало затруднение?

Подумайте  и оцените свою работу на уроке.( с помощью сигналов  показывают  оценку своей работы красный - хорошо, зеленый -  средне, желтый - не очень хорошо)

 Домашнее задание: 

Из любого источника выписать 7 глаголов неопределенной формы. а сильные учащиеся составят 2-3 предложения с этими глаголами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...