учебный план по русскому языку, 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме
УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx | 85.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – тематический план по русскому языку, 2 класс
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. | Вид занятия | Наглядные пособия | Форма, вид контроля | Примеч. |
1 | Структура построения учебника. Основные словари русского языка: толковый словарь, обратный словарь | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
2 | Знакомство с орфографическим, орфоэпическим и этимологическим словарями русского языка | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
3 | Повторение материала 1 класса. Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка. | Урок рефлексии | Лента букв | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
4 | Р.р Какие бывают предложения | Урок рефлексии | Картинки, слайды | Фронт. опрос | ||||
5 | Контрольное списывание № 1 «Повторение изученного материала в 1 классе» | Урок развивающего контроля | Текущий. Само-проверка | |||||
6 | Главные и неглавные слова в предложении. | Открытие нового знания | Схемы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
7 | Дополнение основы предложения неглавными словами. | Открытие нового знания | Схемы | Фронт. опрос | ||||
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Изменяемая часть слова – окончание. | Открытие нового знания | Схемы | Фронт. опрос | ||||
9 | Главные и второстепенные члены предложения. Разные формы слова. | Открытие нового знания | Схемы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
10 | Р.р Что такое текст | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
11 | Словарный диктант. Разные формы слова | Урок рефлексии | Схемы | Текущий. Само-проверка | ||||
12 | Работа над ошибками. Окончания слов-названий предметов | Урок рефлексии | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
13 | Что такое словосочетание | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
14 | Различение основы предложения и словосочетаний входящих в его состав. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
15 | Основа слова и его окончание. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
16 | Р.р Особенности связного текста. | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
17 | Основа слова и его окончание. Нулевое окончание. | Открытие нового знания | Слайды | Взаимопро-верка | ||||
18 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний, пришедшие из других языков | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
19 | Слова- названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов. | Открытие нового знания | Картинки | Сам.раб.с проверкой по образцу | ||||
20 | Слова-названия предметов, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода, у которых нет окончаний. | Урок рефлексии | Картинки | Сам. раб. с проверкой | ||||
21 | Р.р Что такое текст. Строение текста. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
22 | Единственное и множественное число слов-названий предметов, у которых нет окончаний. | Открытие нового знания | Картинки | Сам.раб.с проверкой по образцу | ||||
23 | Выделение и определение значимых частей слова. Основа. Окончание. | Урок рефлексии | Схемы | Сам. раб. с проверкой | ||||
24 | Слова-названия предметов разного рода. | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
25 | Окончания слов-названий предметов разного рода. | Урок рефлексии | Схемы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
26 | Родовые окончания слов-названий предметов. | Открытие нового знания | Слайды | Взаимопро-верка | ||||
27 | Окончания слов с Ь на конце. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
28 | Р.р Содержательность названия и логика построения текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне» | Открытие нового знания | Картина | Фронт. опрос | ||||
29 | Слова-названия предметов разного рода с учётом значения слова и особенностью его окончания. | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
30 | Слова-названия предметов разного рода. | Урок рефлексии | Картинки | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
31 | Начальная форма слова слов-названий предметов. | Открытие нового знания | Слайды | Взаимопро-верка | ||||
32 | Начальная форма слова слов-названий признаков. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб.с проверкой по образцу | ||||
33 | Р.р Азбука вежливости. Как писать письмо | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
34 | Начальная форма слова слов-названий действий. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
35 | Это слово и другое слово. Выделение значимых частей слова. | Открытие нового знания | Схемы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
36 | Одинаковое написание общей части слова | Открытие нового знания | Слайды | Взаимопро-верка | ||||
37 | Разные слова и формы одного и того же слова. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
38 | Р.р Устное изложение «Утята» | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
39 | Слово и формы этого слова. Родственные слова. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
40 | Общая часть основ родственных слов. Корень слова. | Открытие нового знания | Схемы | Сам. раб. с проверкой | ||||
41 | Проверочная работа № 1 по теме: «Различение родственных слов и форм одного слова». | Урок развивающего контроля | Текущий. Само-проверка | |||||
42 | Работа над ошибками. Заседание для членов клуба «Ключ и заря» Слово и его значение. Использование словарей русского языка. | Урок общемето-дологической направлен-ности | Фронт. опрос | |||||
43 | Слова, у которых несколько значений | Открытие нового знания | Картинки, слайды | Фронт. опрос | ||||
44 | Р.р Тема и основная мысль текста. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
45 | Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. | Открытие нового знания | Слайды, картинки | Сам. раб. с проверкой | ||||
46 | Многозначные слова и слова-омонимы. | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
47 | Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся (синонимы) | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
48 | Слова и их дальние родственники. | Открытие нового знания | Слайды, картинки | Сам. раб. с проверкой | ||||
49 | Р.р Выделение темы и основной мысли текста. | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
50 | Чередование гласных звуков в корнях слов, которое не видно на письме. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
51 | Проверка безударного гласного звука в корне слова двумя способами | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
52 | Словарный диктант. Проверка безударного гласного звука в корне слова двумя способами | Урок рефлексии | Слайды | Текущий. Само-проверка | ||||
53 | Работа над ошибками. Способы проверки безударного гласного в корне слова. | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
54 | Р.р Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костёр во дворе» | Открытие нового знания | Картина | Фронт. опрос | ||||
55 | Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме. | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
56 | Написание парных согласных в корне, стоящих перед глухим звуком | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Взаимо-проверка | ||||
57 | Проверка парных согласных в корне, стоящих перед глухим звуком. | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
58 | Парные звонкие-глухие согласные в корне слова. | Урок рефлексии | Слайды | Взаимо-проверка | ||||
59 | Написание парных согласных в корне, в середине и на конце слова | Урок рефлексии | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
60 | Р.р Тема и основная мысль текста. | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
61 | Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
62 | Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | Урок рефлексии | Слайды | Взаимо-проверка | ||||
63 | Контрольное списывание №2 | Урок развивающего контроля | Текущий. Само-проверка | |||||
64 | Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
65 | Употребление «ь» после шипящих на конце существительных. | Открытие нового знания | Картинки | Взаимо-проверка | ||||
66 | Р.р Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка» | Открытие нового знания | Картина | Фронт. опрос | ||||
67 | Повторение по теме «Родственные слова и форма слова» | Урок общемето-дологической направлен-ности | Слайды, схемы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
68 | Повторение по теме «Различение родственных слов и форм слова» | Урок общемето-дологической направлен-ности | Слайды, схемы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
69 | Р.р Азбука вежливости. Как написать поздравительную открытку | Открытие нового знания | Открытки | Фронт. опрос | ||||
70 | Повторение по теме «Лексика. Многозначные слова» | Урок общемето-дологической направлен-ности | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
71 | Повторение по теме «Лексика. Происхождение слов» | Урок общемето-дологической направлен-ности | Слайды | Фронт. опрос | ||||
72 | Повторение по теме «Орфография» | Урок общемето-дологической направлен-ности | Демонстр. таблицы, слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
73 | Повторение по теме «Синтаксис» | Урок общемето-дологической направлен-ности | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
74 | Р.р Устное изложение «Белка в лодке» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
75 | Контрольный диктант № 1 «Проверка изученного материала за 1 полугодие» | Урок развивающего контроля | Итоговый контроль. | |||||
76 | Работа над ошибками. Повторение. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Сам. раб. с проверкой | ||||
77 | Р.р Как написать поздравление | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
78 | Повторение по теме «Орфография» | Урок рефлексии | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
79 | Повторение по теме «Сравнительный анализ звуков» | Урок рефлексии | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
80 | Заседание для членов клуба «Ключ и заря» Выполнение заданий членов клуба | Урок общемето-дологической направлен-ности | Фронт. опрос | |||||
81 | Р.р Письменное изложение «Весенний звон» | Открытие нового знания | Слайды | Само-проверка | ||||
82 | Работа над ошибками. Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы. | Урок рефлексии | Фронт. опрос | |||||
83 | Р.р Что мы знаем о тексте (хокку). | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
84 | Учимся задавать вопросы к главным членам предложения. | Открытие нового знания | Схемы, слайды | Фронт. опрос | ||||
85 | Учимся определять начальную форму слов-предметов | Урок рефлексии | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
86 | Учимся определять начальную форму слов-действий | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
87 | Учимся определять начальную форму слов-признаков. | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
88 | Начальная форма слов | Урок рефлексии | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
89 | Р.р Деление текста на части. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
90 | Написание И и Ы после Ц в корнях слов-названий предметов | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
91 | Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов. | Урок рефлексии | Слайды | Взаимо-проверка | ||||
92 | Словарный диктант. Написание И и Ы после Ц | Урок рефлексии | Картинки | Текущий. Само-проверка | ||||
93 | Как делаются слова. Что такое суффикс. | Открытие нового знания | Схемы | Фронт. опрос | ||||
94 | Р.р Деление текста на части. | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
95 | Суффиксы слов называющих предметы | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
96 | Образование слов от основы при помощи суффикса. | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
97 | Закрепление образования слов при помощи суффикса. | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Взаимо-проверка | ||||
98 | Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
99 | Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ШН , ЧК | Урок рефлексии | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
100 | Р.р Деление текста на части | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
101 | Сложные слова. Образование сложных слов | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
102 | Правила написания буквосочетаний ЧК, ШК | Урок рефлексии | Слайды | Взаимо-проверка | ||||
103 | Механизм образования новых слов. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
104 | Выборочный диктант по теме «Образование слов при помощи суффикса» | Урок развивающего контроля | Текущий. Само-проверка | |||||
105 | Р.р Работа с картиной А. Матисса «Разговор». | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
106 | Суффиксы –ИХ, -ИЩ слов называющих предметы. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
107 | Суффиксы –НИК, -НИЦ слов называющих предметы | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
108 | Суффиксы –ЩИК, -ЩИЦ, -ИШК, -УШК слов называющих предметы. | Открытие нового знания | Картинки | Сам. раб. с проверкой | ||||
109 | Проверочная работа №2 по теме «Суффиксы» | Урок развивающего контроля | Текущий. Само-проверка | |||||
110 | Р.р Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
111 | Что такое обращение | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
112 | Пунктуационное выделение обращений | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
113 | Образование слов с помощью приставки | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
114 | Различие между приставкой и предлогом. | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
115 | Написание со словами предлогов и приставок. | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Взаимо-проверка | ||||
116 | Р.р Азбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 марта | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
117 | Написание частицы НЕ со словами, называющими действие. | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
118 | Раздельное написание частицы НЕ с глаголами. | Урок рефлексии | Слайды | Взаимо-проверка | ||||
119 | Образование глаголов при помощи приставки. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
120 | Образование глаголов с приставками от родственных слов без приставок | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
121 | Р.р Устное изложение «Калина» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
122 | Суффиксы глаголов –а, -я, - е, --и, -ть | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
123 | Состав слова. | Открытие нового знания | Схемы | Сам. раб. с проверкой | ||||
124 | Состав близких и противоположных по значению слов. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
125 | Написание глаголов в начальной форме с шипящими на конце. | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
126 | Р.р Типы текстов: описание и повествование. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
127 | Процесс образования одного слова из другого. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
128 | Образование слов с помощью приставки и суффикса | Урок рефлексии | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
129 | Словообразование с помощью приставки и суффикса. | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Фронт. опрос | ||||
130 | Выборочный диктант по теме «Словообразование» | Урок развивающего контроля | Само-проверка | |||||
131 | Правильное употребление приставок НА- и О- в словах НАДЕТЬ, НАДЕВАТЬ, ОДЕТЬ, ОДЕВАТЬ. | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
132 | Р.р Типы текстов. Описание и повествование | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
133 | Повторение изученных орфограмм | Урок общемето-дологической направлен-ности | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
134 | Контрольное списывание №3 | Урок развивающего контроля | Текущий. Само-проверка | |||||
135 | Как делаются сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
136 | Образование сложных слов | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
137 | Буквы соединительных гласных О, Е между основами двух слов в сложных словах. | Урок рефлексии | Слайды | Взаимо-проверка | ||||
138 | Р.р Типы текстов. Научный и художественный текст. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
139 | Образование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
140 | Соединительные гласные в сложных словах | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Сам. раб. с проверкой | ||||
141 | Предупредительный диктант по теме «Образование сложных слов» | Урок развивающего контроля | Взаимо-проверка | |||||
142 | Работа над ошибками. Разделительный Ь знак | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Фронт. опрос | ||||
143 | Р.р Типы текстов. Научный и художественный текст | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
144 | Разделительный Ъ знак | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
145 | Правила написания разделительных Ь и Ъ знаков. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
146 | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
147 | Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками | Урок рефлексии | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
148 | Р.р Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи» Письменное изложение «Красное лето» | Открытие нового знания | Слайды | Само-проверка | ||||
149 | Работа над ошибками. Родственные слова с разделительными Ь и Ъ знаками | Урок рефлексии | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
150 | Происхождение и образование слов | Урок рефлексии | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
151 | Образование сложных слов | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
152 | Контрольное списывание №4 | Урок развивающего контроля | Текущий. Само-проверка | |||||
153 | Р.р Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи» Письменное изложение «Ступеньки» | Открытие нового знания | Слайды | Само-проверка | ||||
154 | Работа над ошибками. Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
155 | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
156 | Чередование звука с нулевым звуком | Открытие нового знания | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
157 | Словарный диктант. Чередование звука с нулевым звуком | Урок рефлексии | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
158 | Чередование звука с нулевым звуком | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
159 | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | Урок рефлексии | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
160 | Написание слов с непроизносимыми согласными | Урок рефлексии | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
161 | Проверка слов с непроизносимыми согласными | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
162 | Написание слов с непроизносимыми согласными | Урок рефлексии | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
163 | Написание слов с непроизносимыми согласными | Урок рефлексии | Слайды | |||||
164 | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | Урок рефлексии | Слайды | Сам.раб. с проверкой по образцу | ||||
165 | Контрольный диктант № 2 Итоговая контрольная работа за 2 полугодие | Урок развивающего контроля | Итоговый контроль. | |||||
166 | Работа над ошибками. Слова с непроизносимыми согласными в корне слова | Урок рефлексии | Картинки | Фронт. опрос | ||||
167 | Повторение изученных орфограмм | Урок общемето-дологической направлен-ности | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
168 | Повторение изученного материала | Урок общемето-дологической направлен-ности | Сам. раб. с проверкой | |||||
169 | Задание для членов клуба «Ключ и заря» | Фронт. опрос | ||||||
170 | Повторение изученного материала за год. Подведение итогов | Урок общемето-дологической направлен-ности | Фронт. опрос |
Пояснительная записка
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) -Проект «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
овладение способами орфографического действия;
развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
формирование учебной деятельности учащихся;
формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
Орфография и пунктуация;
Развитие речи;
Лексикография.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа разработана и в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).
Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.
Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.
Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
* стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
* умение задавать вопросы;
* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
* умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
* умение работать с таблицами, схемами, моделями;
* умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
* умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
* вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
* пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов. (5 часов в неделю)
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс 1ч., 2ч., 3ч.Учебник, — М.: Академкнига/Учебник.
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1ч., 2ч. 2 класс. — М.:Академкнига/Учебник.
.Учебно-методические пособия для учителя
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Инструмент по отслеживанию результатов работы:
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 2-4 классы: Методическое пособие. – М.:Академкнига/Учебник.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
Различать изменяемые и неизменяемые слова;
Различать родственные слова и формы слова;
Находить значимые части слова;
Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
Различать предложение, словосочетание и слово;
Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
Находить в предложении основу и неглавные члены;
Задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
Различать на письме предлоги и приставки;
Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
Соблюдать орфоэпические нормы речи;
Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);
выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся научатся:
понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Содержание тем учебного курса
Основные изучаемые вопросы | Формы занятий,ис-пользуемых при обучении | Требования к знаниям и умениям обучающихся | Виды самостоятельных работ учащихся |
Фонетика и орфография (52 ч.) Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, нч. Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия. Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных ь и ъ. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук. | Работа с книгой, печатной тетрадью. Фронталь-ная работа, индивиду-альная, парная, групповая. Работа со словарями. Работа по слайдам мультиме-дийного сопровождения к урокам русского языка. | Выполнять звукобуквенный анализ слова (проверять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударные и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику гласных и согласных звуков). Различать на письме приставки и предлоги. Обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»). Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе. Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные глухие-звонкие согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова. Выбирать буквы ы или и в позиции после ц в разных частях слова. Употреблять разделительные Ъ и Ь. | Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек. |
Морфемика и словообразование (50ч.) Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые. Корень слова. Понятие о родственных словах. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. | Работа с книгой, печатной тетрадью. Фронталь-ная работа, индивиду-альная, парная, групповая. Работа со схемами, таблицами. Работа со словарями. Работа по слайдам презентаций | Сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования ( с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс). Обнаруживать регулярные исторические чередования ( «чередования, видимые на письме»). Выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний. Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова. | Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек. |
Морфология и лексика (27 ч.) Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение). Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам. | Работа с книгой, печатной тетрадью. Фронталь-ная работа, индивиду-альная, парная, групповая. Работа со схемами, таблицами. Работа по слайдам презента-ций, по иллюстрациям. | Разграничивать разные слова и разные формы одного и того же слова. Используя многозначность слов, употреблять в прямом и переносном значении. Определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий. Изменять слова-названия предметов по числам и по команде вопросов; определять их род. Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и по родам. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: работы со словарями; соблюдения орфоэпических норм речи; устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм. | Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек. |
Синтаксис и пунктуация (11ч.) Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме. | Работа с книгой, печатной тетрадью. Фронталь-ная работа, индивиду-альная, парная, групповая. Работа со схемами, таблицами. Работа со словарями. Работа по слайдам презентаций | Соблюдать изученные нормы пунктуации. Разбирать простое предложение по членам. Составлять схему предложения. Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением речевого этикета; соблюдения орфоэпических норм речи; устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм. | Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек. |
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях. | Работа с книгой, словарями. Фронтальная работа, индивиду-альная, парная, групповая. | Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию. Использовать учебные словари: толковый словарь устойчивых выражений, орфографический (словарь «Пиши правильно»), обратный, орфоэпический (словарь «Произноси правильно», этимоло-гический (словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи. Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе. | Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек. |
Развитие речи (30 ч.) Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. | Работа с книгой, словарями. Фронтальная работа, индивиду-альная, парная, групповая. Работа с иллюстрациями, картинами | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении. Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме. Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания. Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: работы со словарями; соблюдения орфоэпических норм речи; устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм. | Выполнение заданий учебни-ка, печатной тетради, заданий с карточек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"
Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины; учить д...
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год...
Учебно-тематический план по русскому языку 3 класс УМК Гармония
Учебно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса составлено в соответствии с ФГОС....
Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В
Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В...
НРК в учебном плане по русскому языку 1 класс
Национальный региональный компонент стал очень актуальной темой в образовании. Современный человек должен восстановить и сохранить связь с прошлым, настоящим и будущим. Использование материала с регио...
Календарно-тематический план 2 класс на 2018-2019 учебный год по русскому языку
КТП по русскому языку...
Планы -конспекты уроков по учебным предметам:Математика, русский язык, Окружающий мир, ИЗО 1класс
Конспекты составленыв соответствиис ФГОС НОООкружающий мир "Явления природы" &qu...