программа русский язык 2 класс
календарно-тематическое планирование (русский язык, 2 класс) по теме
программа по русскому для 2 класса УМК Планета знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_kl_13_god.doc | 411 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большенеклиновская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор МБОУ
Б-Неклиновской сош
_________________
/Тимофеев О.Н./
«_____» _____________2013г
Рабочая программа
по образовательной системе
«Планета Знаний»
2 «Б» класс
2013 – 2014 учебный год
Учитель начальных классов
Иванова С.А.
Обсуждены и согласованы на Приняты на педагогическом совете
методическом объединении
Протокол № ___________ протокол № _________
от «____» ___________ 2013г от «____» ___________ 2013г
Зав. МО _______________ Председатель МС _______________
/Шереверова С.Н./ /Медведева И.Е./
2013 год
Русский язык 2 класс
(5 ч в неделю - 170 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы курса «Русский язык. 1-4 классы» автор Л.Я.Желтовская. Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.
При составлении тематического планирования использованы:
- федеральный компонент государственного стандарта начального образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- примерная программа для начальных классов;
- программа учебного курса комплекта «Планета знаний»: Л.Я.Желтовская «Русский язык». Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
Планирование рассчитано на 170 учебных часов (5 часов в неделю).
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;
- воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
- дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
- обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
- развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
- способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
В соответствии с основными линиями содержания строится и программа курса. В силу приоритетности речевых умений содержание программы каждого класса, как и в Госстандарте (Школьный стандарт первого поколения. Учительская газета, № 3 от 27.01.2004; ж. "Начальная школа", № 9, 2004.), начинается с раздела "Речевое общение", где дан перечень коммуникативно-речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию - совершенствованию техники письма (разборчивости, скорости) - средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. Далее идет раздел "Язык как средство общения", в котором указывается, какие сведения по речи и системе языка необходимы носителю языка для обеспечения сознательного овладения родным языком, то есть речевого развития.
Как уже отмечалось, выстраивание стержневых линий ведется по концентрическому принципу: от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу. Так, в 1 классе слово рассматривается со стороны его строения - звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова с точки зрения его значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения - так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму "работы" слов в них как частей речи.
Эти положения реализуются в программе и учебно-методическом комплекте по изучению русского языка.
В данный УМК входят:
Учебник «Русский язык» 2 класс (автор Л. Я. Желтовская)
Рабочие тетради по русскому языку для учебника 2 класса (авторы Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина)
Методическое пособие «Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской» (автор Л. Я. Желтовская)
Программа курса «Русский язык» 2-4 класса (автор Л.Я.Желтовская)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
• осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;
• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
• осознания русского языка как основного средства общения народов России;
• осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.)
Предметные
Учащиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
• производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
• излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Программа курса «Русский язык» 1-4 классы (автор Л. Я. Желтовская)
Содержание программы
2 класс (170 ч)
Язык и речь (вводный раздел) - 8 ч
Роль дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль языка, функции познания, общения). Представление о языке и речи. Слово как главное средство языка и речи.
Русский язык - родной язык русского народа. Наблюдение над выразительными средствами русского языка, устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Устная и письменная речь. Слова вежливости в русском речевом этикете. Высказывания воспоминания о первых летних каникулах.
Повторение изученного о языке в 1 классе - 24 ч
Слово и его строение (9 ч). Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Обозначение на письме гласных и согласных звуков (6 ч). Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Слово как часть речи (2 ч). Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение (2 ч). Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Предложение и текст (5 ч). Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).
Речевое общение - 30 ч
Речь (2 ч). Речь как способ общения, как "язык в работе". Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнеров по общению и потребности (мотива): у одного - обращаться с речью, у другого - воспринимать ее.
Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст (8 ч). Высказывание как продукт речи. Средства и объем высказывания: слово предложение, предложение, текст (продукт письменной речи). Цели, задачи высказываний (речевые задачи): спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст. Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения "красная строка". Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо.
Речевой этикет* (Материал разделов под знаком* является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов). Этикетные высказывания: приветствие, прощание, просьба, поздравление.
Коммуникативно - речевые умения* (20 ч). Восприятие (понимание смысла) устных и письменных высказываний (предложений, текстов, состоящих из одной-двух микротем): объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану.
Воспроизведение чужой речи (в основном текстов повествовательного характера небольших по объему): дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ (изложение) по вопросам, по готовому плану).
Создание собственных высказываний (предложений, текстов): ответов на вопросы учителя; предложений на темы летних каникул, зимних забав, любимого времени года; описания четвероногого друга; составление поздравлений и др. Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Умение правильно строить высказывание и грамотно его оформлять (при устном общении с помощью четкого артикулирования звуков, интонации; при письменном - в соответствии с требованиями каллиграфии и орфографическими, пунктуационными правилами).
Чистописание (Занятия по чистописанию во 2 классе целесообразно проводить три раза в неделю по 15 минут, чтобы можно было добиться улучшения качества письма в новой разлиновке при овладении рациональными соединениями букв и новой скоростью написания букв, слов.). Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Язык как средство общения - 98 ч
Язык как средство обозначения явлений реального мира и средство общения*. Слово, предложение - главные средства языка. Связь языка с мышлением (язык как средство выражения мыслей и чувств). Знакомство с языковыми нормами: произносительными, словообразовательными, словоупотребительными, правописными. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа. Из истории происхождения собственных имен (имен, фамилий).
Слово и его значение (9 ч). Словарное богатство русского языка. Конкретное (лексическое) значение слова, его разъяснение в толковых словарях. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значения слова.
Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство с толковым словарем.
Группы слов с общим значением предметности, признака, действия. Слово как часть речи (с введением терминов - имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Слово и его строение (10 ч). Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень - смысловой центр слова. Однокоренные слова. Корень - "ключик" к истории происхождения слова. Роль окончания в слове. Наблюдение над формами изменения слов в предложении.
Орфография (50 ч). Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи, ши, ча ща, чу щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
Представление об орфограмме. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Слово как часть речи (морфология) (24 ч). Обобщение сведений о частях речи (общее представление).
Имя существительное (10 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).
Представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имен существительных по числам.
Имя прилагательное (5 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол (3 ч). Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растет, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи (2 ч). Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.
Синтаксис и пунктуация* (5 ч). Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Изобразительно выразительные средства языка и речи*. Использование оценочной и эмоционально окрашенной лексики (молодец, нравится, хорошо, не люблю и пр.). Употребление слов в переносном значении, устойчивых выражений, пословиц. Интонационные возможности выразительности. Наблюдение над использованием звукописи, ритма, рифмы, образных слов в художественных текстах.
Повторение (15 ч). Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О "работе" средств языка в речи.
Слова с непроверяемыми орфограммами (словарь) автобус, адрес, аллея, библиотека, велосипед, вокзал, город, дежурный, деревня, дорога, до свидания, дятел, желание, женщина, здравствуй, золото, иней, календарь, капуста, карандаш, класс, коллекция, конверт, космонавт, космос, лестница, лимон, малина, машина, мебель, месяц, молоко, морковь, народ, облако, овощи, одежда, орех, осина, отец, Отечество, Отчизна, пальто, пассажир, пожалуйста, поздравление, посуда, праздник, Родина, ромашка, рюкзак, рябина, сентябрь, синица, снегирь, соловей, спасибо, столица, теннис, трамвай, троллейбус, февраль, футбол, хоккей, человек, чеснок, чувство, шоссе, энциклопедия, яблоко, ягода, январский, январь.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
Учащиеся должны знать/понимать:
- средства звуковой системы русского языка: гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, ударение, слоги;
- названия букв русской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных, безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов; правила переноса слов с одной строки на другую;
- значимые части слова;
- основные признаки слова, предложения, текста.
уметь:
- анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание; анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность, выделять голосом ударные слоги, сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звукобуквенный анализ);
- устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 40-45 слов, писать под диктовку тексты в 35-40 слов;
- применять при записи правила о переносе слов; о написании предлогов со словами, буквосочетаний жи- ши, ча- ща, чу- щу, чк, чн, об употреблении разделительного мягкого знака, большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов, о написании слов с непроизносимыми согласными, о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных, проверяемых ударением (трава, река, окно);
- интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак - в конце предложения;
- определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).
Программа также позволяет дать представление о:
- роли языка слов как средстве и речи как способе общения людей;
- речевых действиях и разных видах речевой деятельности человека: слушании, говорении, чтении, письме, воспроизведении чужой речи;
- речевой ситуации и особенностях ведения диалога;
- несловесных средствах - помощниках устного общения: жестах, мимике, позах;
- свойствах лексических значений русского слова, об изобразительной роли слов, употребленных в переносном значении;
- происхождении (этимологии) ряда слов русского языка, слов иноязычного происхождения.
Тематический план учебного курса
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал (контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.) |
1 четверть | 45 | Входная контрольная работа № 1, Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение Проверочная работа № 1 по теме «Обозначение на письме гласных и согласных звуков» Итоговая контрольная работа № 2 Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
2 четверть | 35 | Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение Проверочная работа № 2 по теме «Слово и его строение» Р/р. Изложение текста по готовому плану Проверочная работа № 3 по теме «Правописание безударной гласной в корне слова» Итоговая контрольная работа № 3 Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
3 четверть | 50 | Р/р. Сообщение о любимой книге Р/р. Сочинение о зимних забавах, историях Р/р. Учимся пересказывать текст. Обучающее изложение Контрольная работа № 4 по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов» Р/р. Составление письма родным Р/р. Составление поздравления родным Итоговая контрольная работа № 5 Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
4 четверть | 40 | Проверочная работа № 4 по теме «Имя существительное» Р/р. Строим предложения и тексты Р/р. Обучающее изложение Итоговая контрольная работа № 6 Р/р. Обучающее изложение Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
Итого | 170 | Контрольные работы - 6, проверочные работы – 4, развитие речи – 12,тесты, сам. работы и словарные диктанты периодически |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Язык и речь (вводный раздел) | 8 |
2 | Повторение изученного о языке в 1 классе | 24 |
Слово и его строение | 9 | |
Обозначение на письме гласных и согласных звуков | 6 | |
Слово как часть речи | 2 | |
Слово и предложение | 2 | |
Предложение и текст | 5 | |
3 | Речевое общение* | 30 |
Речь | 2 | |
Высказывание. Текст | 8 | |
Коммуникативно - речевые умения* | 20 | |
4 | Язык как средство общения | 98 |
Слово и его значение | 9 | |
Слово и его строение | 10 | |
Орфография | 50 | |
Слово как часть речи (морфология) | 24 | |
Имя существительное | 10 | |
Имя прилагательное | 5 | |
Глагол | 3 | |
Служебные части речи | 2 | |
Синтаксис и пунктуация* | 5 | |
5 | Повторение | 10 |
Итого | 170 |
Календарно – тематическое планирование
Условные обозначения:
урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ;
урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
урок развития речи - УРР
№ | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | УУД (метапредметные: Р – регулятивные,К – коммуникативные, П – познавательные, Л – личностные | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел: О даре слова 5ч | |||||||
1 | Зачем человеку слово дано | УИПЗЗ | Знать структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка. Уметь ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями; Иметь представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным; представление о русском языке как родном языке Уметь пользоваться этимологическим словарем; отвечать письменно на вопросы | Л.:-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.:-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. | текущий | 2.09 | |
2-3 | Наш родной язык — русский | УИПЗЗ | текущий | 3.09 4.09 | |||
4 | Особенности устной народной речи. | УИПЗЗ | текущий | 5.09 | |||
5 | Вспоминаем о лете | УИПЗЗ | текущий | 6.09 | |||
Раздел: Слово, предложение, текст. (повторение) (24 ч) | |||||||
Слово и его строение | |||||||
6 | Строение слова | УИПЗЗ | Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. | П.:-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.:-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | текущий | 9.09 | |
7-8 | Звуки и буквы | УИПЗЗ | текущий | 10.09, 11.09 | |||
9 | Алфавит | УИПЗЗ | Алфавит. Буквы прописные и строчные. Письменность. Просветители Кирилл и Мефодий. Использование алфавита. | текущий | 12.09, | ||
10 | Входная контрольная работа № 1 | УПОКЗ | 13.09 | ||||
11 | Алфавит | УИПЗЗ | Алфавит. Буквы прописные и строчные. Письменность. Просветители Кирилл и Мефодий. Использование алфавита. | текущий | 16.09 | ||
12 | Большая буква в словах | УИПЗЗ | Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. | текущий | 17.09 | ||
13 | Слоги. Ударение | УИПЗЗ | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог. | текущий | 18.09 | ||
14-15 | Перенос слов | УИПЗЗ | Строение слога. Правила переноса слова. | текущий | 19.09, 20.09 | ||
Обозначение на письме гласных и согласных звуков | |||||||
16 | Обозначение парных твердых и мягких согласных на письме | УИПЗЗ | Знать способы обозначения твердых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных. Уметь выполнять упражнения в пи-сьме под диктовку и свободной запи-си слов по рисункам, загадкам и пр. | Л.:-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.:оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.:-осуществлять запись о русском языке; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.:-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | текущий | 23.09 | |
17 | Обозначение непарных твердых и мягких (шипящих) согласных | УИПЗЗ | Выявление групп шипящих, непарных по твёрдости и мягкости: ц, ж, ш – ч, щ. Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. сочетания жи – ши, чу – щу, ча – ща. | текущий | 24.09 | ||
18-19 | Обозначение парных звонких и глухих согласных | УИПЗЗ | Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). | текущий | 25.09, 26.09 | ||
20-21 | Обозначение на письме безударных гласных звуков | УИПЗЗ | Обозначение безударных гласных. проверяемых ударением, не проверяемых ударением | текущий | 27.09, 30.09 | ||
22 | Проверочная работа. №1 | УПОКЗ | Обобщение, проверка | 1.10 | |||
Слова – названия предметов, признаков, действий. Слово и предложение. | |||||||
23-24 | Слова – названия предметов, признаков, действий | УИПЗЗ | Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу. Использование разных признаков при группировке слов (лексическое значение, общее значение) | Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.:определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;-преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.:-осуществлять запись о русском языке; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.:-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | текущий | 2.10 | |
25-26 | Слово и предложение | УИПЗЗ | Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки). | текущий | 3.10, 4.10 | ||
Предложение и текст. | |||||||
27-28 | Предложение и текст | УИПЗЗ | Признаки текста. Упражнения в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений. Упражнения в редактировании текстов. Упражнения в пересказе (изложении) текста. Упражнение в составлении текста. | Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.:определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;-преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.:-осуществлять запись о русском языке; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.:-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | текущий | 7.10, 8.10 | |
29 | Р/р. Учимся пересказывать тексты. Обучающее изложение | УРР | текущий | 9.10 | |||
30 | Работа над ошибками. Мастерская слова | УРР | текущий | 10.10 | |||
31 | Р/р. Приводим мысли в порядок. Обучающее сочинение | УРР | текущий | 11.10 | |||
31 | Анализ сочинений | УРР | текущий | 14.10 | |||
Раздел: Язык, речь и общение (4ч) | |||||||
Речь и общение | |||||||
32-33 | Если хочешь понимать и быть понятым | УИПЗЗ | Речь как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении. | П.:-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах Р.:определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;-преобразовывать практическую задачу в познавательную. Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | текущий | 15.10, 16.10 | |
34-35 | Ежели вы вежливы… Правила русского этикета | УИПЗЗ | Этикетные высказывания: приветствие, прощание, просьба, поздравление. Спасибо, здравствуй, до свидания, пожалуйста | текущий | 17.10, 18.10 | ||
Раздел: Слово и его значение (9 ч) | |||||||
36-37 | Лексическое значение слова. | УИПЗЗ | Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова, его разъяснение в толковых словарях. Многозначные слова. Прямое и переносное значения. Орех Знакомство с толковым словарем. | Л.:- понимание причин успехов в учебе; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.:-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; -вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; П.:-- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщение в устной форме; - находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; К.:выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению Л.:-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные | текущий | 21.10, 22.10 | |
38-39 | Лексическое значение слова. Знакомство с толковыми словарями | УИПЗЗ | текущий | 23.10, 24.10 | |||
40 | Итоговая контрольная работа № 2 за 1 четверть | УПОКЗ |
| 25.10 | |||
41-42 | Группы слов с общим значением | УИПЗЗ | Группы слов с общим значением предметности, признака, действия. Слово как часть речи (с введением терминов - имя существительное, имя прилагательное, глагол). | текущий | 28.10, 29.10 | ||
43 | Р/р. Выборочный пересказ текста. | УРР | Изобразительные языковые средства, сравнения. | текущий | 30.10 | ||
44-45 | Р/р.Сочинение и его анализ | УРР | Наблюдение над языком загадок и стихов об облаках | текущий | 31.10, 1.11 | ||
2 четверть | |||||||
Раздел: Слово и его значимые части (10 ч) | |||||||
46 | Корень слова | УИПЗЗ | Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова». Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться). Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов. Дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением). | Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.:-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию ; Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.:-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | текущий | 11.11 | |
47-48 | Однокоренные слова | УИПЗЗ | текущий | 12.11 13.11 | |||
49 | Суффикс | УИПЗЗ | текущий | 14.11 | |||
50 | Приставка | УИПЗЗ | текущий | 15.11 | |||
51 | Упражнения в образовании однокоренных слов | УИПЗЗ | текущий | 18.11 | |||
52 | Окончание слова | УИПЗЗ | Дать понятие об окончании как изменяемой части слова. Провести наблюдение над значением окончания — указывать на части речи и их формы (числа, падежа, лица и др.), | текущий | 19.11 | ||
53 | Роль окончаний в слове | УИПЗЗ | текущий | 20.11 | |||
54 | Анализ слов по составу | УИПЗЗ | текущий | 21.11 | |||
55 | Проверочная работа № 2 по теме «Слово и его строение» | УПОКЗ | Обобщить роль всех значимых частей слова. Формировать умение анализировать (разбирать) слова с точки зрения его значащих частей — корня, суффикса, приставки, окончания. | 22.11 | |||
Раздел: Правописание гласных и согласных в корне слова (16ч) | |||||||
56 | Понятие об орфограмме | УИПЗЗ | Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия — орфограмма. Дать представление о слабой и сильной позициях. | Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.:-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.:-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Л.:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем П.:- -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | текущий | 25.11 | |
57-58 | Упражнения в решении орфографических задач | УИПЗЗ | текущий | 26.11 27.11 | |||
59-60 | Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов | УИПЗЗ | Расширить представление о способах подбора проверочных слов: 1) изменение формы слова, 2) подбор однокоренного слова. Формулировать общее правило проверки безударных гласных. Провести наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов. Упражнять в подборе проверочных слов среди разных частей речи, в графическом обосновании (доказа-тельстве) слова как проверочного. Упражнять в проверке слов с безударной е в корне однокорен-ными словами с гласной ё. Использование при выборе буквы способа поиска исторического корня. Упражнять в проверке безударных гласных и, е в корне после шипящих и ц. | текущий | 28.11 29.11 | ||
61 | Проверка безударной е – гласной ё | УИПЗЗ | текущий | 2.12 | |||
62 | Проверка гласных в корне после шипящих | УИПЗЗ | текущий | 3.12 | |||
63 | Р/р. Изложение текста по готовому плану | УРР | Учить излагать текст (две микротемы) по готовому плану с последующим анализом | текущий | 4.12 | ||
64 | Работа над ошибками. | УРР | текущий | 5.12 | |||
65 | Проверочная работа № 3 «Правописание безударной гласной в корне» | УПОКЗ | Провести наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов. Упражнять в подборе проверочных слов среди разных частей речи |
| 6.12 | ||
66 | Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова | УИПЗЗ | Расширить представление об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине — перед глухими согласными, о способах проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в. Формировать умения проверять слова с разными орфограммами. | текущий | 9.12 | ||
67 | Упражнения на закрепление | УЗНЗВУ | текущий | 10.12 | |||
68-70 | Слова с непроизносимыми согласными | УИПЗЗ | Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др. на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], | Л.:- этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о своей этнической принадлежности. Р.:- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; П.:- воспринимать смысл предъявляемого текста; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, | текущий | 11.12, 12.12, 13.12 | |
71-72 | Упражнения в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм | УЗНЗВУ, УОСЗ | Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | текущий | 16.12, 17.12 | ||
73 | Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение | УРР | Учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, восстанавливать содержание с помощью ответов на вопросы. | текущий | 18.12 | ||
74 | Работа над ошибками. Мастерская слова | УРР | текущий | 19.12 | |||
75 | Итоговая контрольная работа № 3 за 2 четверть | УПОКЗ | Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. |
| 20.12 | ||
76 | Создание текста поздравления. Мастерская слова | УРР | Учить составлять тексты поздравительных открыток с Новым годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий. Побудить детей поздравить родных и друзей. | текущий | 23.12 | ||
77 | Проверочная работа | УПОКЗ | Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. | текущий | 24.12 | ||
78 | Инструктаж по проектным работам | Рассмотреть предлагаемые проект-ные работы. Помочь выбрать груп-повые и индивидуальные виды. |
| 25.12 | |||
79-80 | Резервный урок |
| |||||
3 четверть | |||||||
Раздел: Текст. (8ч) | |||||||
81-82 | Тема текста. Заголовок | УИПЗЗ | Текст. Тема текста. Роль заголовка в тексте. Описание. Забава, каникулы Энциклопедия. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения "красная строка". Смысловое единство структурных частей. Тексты с одной и двумя микротемами. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года) | Л.: интереса к познанию русского языка; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - понимание причин успехов в учебе; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; П.:- воспринимать смысл предъявляемого текста; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; К.:- строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию Л.: интереса к познанию русского языка; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; | текущий | 13.01, 14.01 | |
83 | Важное умение – понимать текст | УИПЗЗ | текущий | 15 | |||
84 | Текст с двумя микротемами | УИПЗЗ | текущий | 16 | |||
85 | Упражнения в понимании тем текстов | УИПЗЗ | текущий | 17 | |||
86 | Р/р. Сообщение о любимой книге | УРР | текущий | 20 | |||
87 | Р/р. Сочинение о зимних забавах, историях | УРР | текущий | 21 | |||
88 | Анализ творческих работ | УРР | текущий | 22 | |||
Раздел: Правописание гласных и согласных в корне слова (27ч) | |||||||
89 | Правила записи слов | УКИЗ | Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | Л.:- интереса к познанию русского языка; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - понимание причин успехов в учебе; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; Р.:вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; П.:- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи -имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.); К.:- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять действие взаимоконтроля. П.:- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи -имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.); К.:- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять действие взаимоконтроля. Р.:- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия | текущий | 23 | |
90-91 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм | УКИЗ | текущий | 24, 27 | |||
92 | Р/р. Учимся пересказывать текст. Обучающее изложение | УРР | Учить воспринимать содержание близко к тексту по его готовому плану. | текущий | 28 | ||
93 | Работа над ошибками. Мастерская слова | УРР | текущий | 29 | |||
94 | Проверочная работа | УПОКЗ | текущий | 30 | |||
95 | Непроверяемые орфограммы в корне слова | УИПЗЗ | Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпически-графическим), 3) слышу и/ но пишу, выбирая букву. Повторить три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и проверочного слова Совершенствовать навык правописания труднопроверяемых слов с помощью этимологического анализа. | текущий | 31.01 | ||
96 | Безударные гласные, не проверяемые ударением | УИПЗЗ | текущий | 3.02 | |||
97 | Введение слов с непроверяемыми гласными | УИПЗЗ | текущий | 4.02 | |||
98 | Непроверяемые непроизносимые согласные в корне слова | УИПЗЗ | текущий | 5 | |||
99 | Непроверяемые звонкие и глухие согласные | УИПЗЗ | текущий | 6 | |||
100 | Слова с двойными согласными | УИПЗЗ | Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных (удвоенных) согласных. Провести наблюдение: 1) над произношением долгого звука (ванна) в русских словах, в таких словах наличие двойных согласных можно определить по слуху; 2) над смысло-различительной ролью двойных согласных (бал — балл, дрожжи — дрожи); 3) над наличием двойных согласных на стыке корня и суффикса (карманный), корня и приставки (рассвет). Понаблюдать над словами иноязычного происхождения: двойные согласные обозначают один звук, так что написание таких слов нужно запоминать. | текущий | 7 | ||
101 | Слова с двойными согласными. Перенос слов | УИПЗЗ | текущий | 10 | |||
102-103 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождения | УИПЗЗ | текущий | 11 12 | |||
104- 105 | Закрепление написания слов с двойными согласными | УКИЗ | текущий | 13 14 | |||
106 | Обобщение по теме | УКИЗ | текущий | 17 | |||
107-108 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова | УКИЗ | Упражнять в выборе гласных и согласных как проверяемых, так и не проверяемых | текущий | 18 19 | ||
109-110 | Упражнения на закрепление | УЗНЗВУ УОСЗ | текущий | 20 21 | |||
111 | Контрольная работа № 4 по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов» | УПОКЗ | Письмо под диктовку после предварительного обзора текста, грамматические задания | 24 | |||
112 | Работа над ошибками | УОСЗ | текущий | 25 | |||
113 | Р/р. Составление письма родным | УРР | Учить составлять элементарные письма родным. Познакомить с вариантами записи названия праздника (при необходимости): С 8 Марта! С Восьмым марта! | текущий | 26 | ||
114 | Р/р. Составление поздравления родным | УРР | текущий | 27 | |||
115 | Анализ творческих работ. Мастерская слова | УРР | текущий | 28 | |||
Раздел: Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков (7 ч) | |||||||
116-117 | Способы обозначения парных твердых и мягких согласных звуков | УИПЗЗ | Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов. | П.: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем инф-ции об изучаемом язык. факте; К.: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под рук. уч-ля); Р.:- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; -вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - принимать роль в учебном сотрудничестве; | текущий | 3.03, 4.03 | |
118 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц | УИПЗЗ | Организовать наблюдение над фактами письма, когда после непарных твёрдых шипящих и ц употребляются гласные и, е, ё, ю, я и наоборот. Повторить написание жи-ши. Повторить употребление гласных после мягких согласных . | текущий | 5 | ||
119 | Написание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши | УКИЗ | текущий | 6 | |||
120 | Написание сочетаний чк, чн, щн | УКИЗ | текущий | 7 | |||
121 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков | УИПЗЗ | текущий | 10 | |||
122 | Употребление мягкого знака на конце и в середине | УИПЗЗ | текущий | 11 | |||
Раздел: Разделительный мягкий знак (3ч) | |||||||
123-125 | Разделительный мягкий знак | УИПЗЗ | Познакомить с ситуациями употребления в словах разделительного мягкого знака. Упражнять в употреблении разделительного мягкого знака перед и (олени-оленьи), в притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос чьи?), в отчествах. Упражнять в выборе мягкого знака при записи слов в разных целях: для обозначения мягкости согласных, для разделения букв. Обобщить способы обозначения гласных и согласных звуков буквами. Обобщить сведения о ролях мягкого знака в словах. | П.:- строить сообщение в устной форме; - находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; Р.:- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи -имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.); К.:- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять действие взаимоконтроля. | текущий | 12.03, 13.03, 14.03 | |
126 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | УИПЗЗ | текущий | 17 | |||
127 | Обобщение знаний о ролях мягкого знака в словах | УОСЗ | текущий | 18 | |||
128 | Итоговая контрольная работа № 5 за 3 четверть | УПОКЗ |
| 19 | |||
129 | Работа над ошибками | УОСЗ | текущий | 20 | |||
130 | Учимся производить звуко - буквенный разбор слов | УИПЗЗ | текущий | 21 | |||
4 четверть | |||||||
Раздел: Части речи (25ч) | |||||||
131 | Общие значения частей речи | УИПЗЗ | Углубить представление о частях речи как языковой модели реального мира ( | П.:- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; Р.:- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия П.:- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте | текущий | 31.03 | |
132 | Имя существительное | УИПЗЗ | Упражнять в определении имен существительных среди других частей речи | текущий | 1.04 | ||
133-134 | Одушевленные и неодушевленные им. сущ. | УИПЗЗ | Углубить представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины). Организовать наблюдения над одушевлёнными именами существительными: названиями людей (кем могут тебя называть); названиями животных (зверей, птиц, рыб, насекомых и пр.). | текущий | 2.04, 3.04 | ||
135-136 | Одушевленные и неодушевленные им. сущ. | УКИЗ | текущий | 4.04, 7.04 | |||
137 | Собственные имена существительные | УИПЗЗ | Организовать наблюдение над неодушевлёнными именами существительными: названиями вещей, растений, слов с обобщённым значением Повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей. Дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц). Показать связь наличия имен, отчеств, фамилий с историей развития наименования русского человека. | текущий | 8 | ||
138 | Имена, отчества, фамилии как имена собственные | УИПЗЗ | текущий | 9 | |||
139 | Географические названия как имена собственные | УИПЗЗ | текущий | 10 | |||
140 | Проверочная работа № 4 по теме «Имя существительное» | УПОКЗ |
| 11 | |||
141 | Упражнения в написании имен собственных | УИПЗЗ | текущий | 14.04 | |||
142 | Имя прилагательное | УИПЗЗ | Повторить известные детям признаки имен прилагательных (общее значение, вопросы). Организовать наблюдение над разнообразными значениями имен прилагательных. Учить использованию прилагательных для характеристики человека (персонажа), речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой?, каков? и т. п. Упражнять в правильном написании окончаний имён прилагательных | Р.:- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия П.: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; К.:- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; П.:- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; | текущий | 15 | |
143 | Полная и краткая форма имен прилагательных | УИПЗЗ | текущий | 16 | |||
144 | Упражнение в правильном написании окончаний имен прилагательных | УИПЗЗ | текущий | 17 | |||
145-146 | Закрепление знаний об именах прилагательных | УЗНЗВУ | текущий | 18.04, 21.04 | |||
147 | Глагол | УИПЗЗ | Повторить признаки отличия глаголов от других частей речи. Формировать умение вычленять глаголы в речи. Обратить внимание на важность роли глаголов в речи (динамизм фразы, информационность) посредством анализа художественных текстов. Организовать наблюдение над функционированием в текстах глаголов в формах разных времен, разных наклонений. Использование глаголов в переносном значении. | текущий | 22 | ||
148-149 | Определение глаголов в тексте | УИПЗЗ | текущий | 23 | |||
150 | Изменение имен существительных по числам | УИПЗЗ | Наблюдение над формами изменения по числам имён существительных. Упражнения в узнавании формы единственного и множественного числа существительных, употребленных в формах косвенных падежей. | текущий | 24 | ||
151 | Изменение имен прилагательных по числам | УИПЗЗ | текущий | 25 | |||
152 | Изменение глаголов по числам | УИПЗЗ | 28 | ||||
153 | Предлоги и союзы - служебные части речи | УИПЗЗ | Углубить представление о словах-связках как служебных частях речи. Организовать наблюдение над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Упражнять в выборе предлогов, установлении синонимичности значений предлогов, составлении предложений и текстов по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами) | Р.:- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; П.: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи -имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.); К.:- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; | текущий | 29 | |
154 | Предлоги и союзы - слова-связки | УИПЗЗ | текущий | 30 | |||
155 | Р/р. Строим предложения и тексты | УРР | Провести наблюдение за «работой» в синтаксических единицах частей речи на основе анализа текстов по теме «Победа». Учить восстанавливать логич-ность (последовательности частей) текста. Подготовить к творческой работе по описанию одуванчика. Провести наблюдение над использованием разных изобразительных языковых средств Учить анализировать языковые особенности и строение текста («Золотой луг» М. Пришвина), восстанавливать его содержание | текущий | 5.05 | ||
156 | Р/р. Обучающее изложение | УРР | текущий | 6.05 | |||
157 | Работа над ошибками. Мастерская слова | УРР | текущий | 7 | |||
Раздел: Повторяя, проверяем себя (10ч) | |||||||
158 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами | УОСЗ | Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи | П.: - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). К.:- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять действие взаимоконтроля. Р.:- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; | текущий | 8 | |
159 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами | УОСЗ | текущий | 12 | |||
160 | Итоговая контрольная работа № 6 за год | УПОКЗ | Проверить знания орфограмм | 13 | |||
161 | Работа над ошибками | УОСЗ | текущий | 14 | |||
162 | Работа над деформированными предложениями, текстом | УИПЗЗ | Совершенствовать знания учащихся о частях речи. Работа с текстом | текущий | 15 | ||
163 | Р/р. Обучающее изложение | УРР | Учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, восстанавливать содержание с помощью ответов на вопросы. | текущий | 16 | ||
164 | Работа над ошибками. Мастерская слова | УРР | текущий | 19 | |||
165 | Слово. Предложение. Текст | УОСЗ | Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи | текущий | 20 | ||
166 | Части речи | УОСЗ | текущий | 21 | |||
167 | Правописание гласных и согласных в корне слова | УОСЗ | текущий | 22 | |||
168 | Речь | УОСЗ | текущий | 23 | |||
169 | Закрепление пройденного материала | УОСЗ | текущий | Рез. | |||
170 | Обобщение за год | УОСЗ | Рез. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку ...
Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...
рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...
Программа "Русский язык" (1-4 классы) по программе Перспективная начальная школа
Сквозная программа (ПНШ)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...