Дифференцированное обучение на уроках письма
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,111274/Itemid,6/ Данный материал содержит рекомендации для учителей начальных классов, которые испытывают трудности в обучении учащихся письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференцированное обучение на уроках письма | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета
Дифференцированное обучение
на уроках письма
Величко Маргарита Сергеевна, МБОУ СОШ № 42 350051, город Краснодар, ул. Яна Полуяна 40, учитель начальных классов, Краснодарский край
Аннотация
Данный материал содержит рекомендации для учителей начальных классов, которые испытывают трудности в обучении учащихся письму.
С первых дней обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Это – новая обстановка и новые лица, новая форма поведения, новая систематическая деятельность – учёба. Это и определённое время за партой «статическая нагрузка», и сложнейшая умственная работа «умственная нагрузка».И несмотря на то что изменения в требованиях к ребёнку с началом обучения очень велики, большая часть детей успешно справляется с возникающими трудностями. Период острой адаптации «наиболее интенсивного приспособления, связанного со значительным напряжением всех систем организма ребёнка» сравнительно легко преодолевается, т. е. Дети приспосабливаются ко всему комплексу требований, что обеспечивает спокойное и успешное обучение в последующие годы.
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Естественно, что дети с затруднениями в обучении письму осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы класса, и, как правило, ни учитель, ни родители, ни сам ребёнок не удовлетворены результатами учёбы. Кроме того, ребёнок постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей. И как следствие - у таких детей развиваются различные проявления невроза, которые ещё сильнее ухудшают их состояние, ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
Вспомните, чем князь Мышкин из романа Ф. Достоевского « Идиот » расположил к себе генерала Епанчина:
-Стало быть, грамоту знаете и писать без ошибок умеете?
-О, очень могу.
-Прекрасно-с, а почерк?
-А почерк превосходный. Вот в этом у меня, пожалуй, талант, в этом я просто каллиграф. Дайте мне, я вам сейчас напишу что-нибудь для пробы, с жаром сказал князь.
И далее.
-Ого, - вскричал генерал, смотря на образчик каллиграфии, представленный князем, - да это пропись! Да и пропись-то редкая… А ведь тут карьера. Вы знаете, князь, к какому лицу мы теперь вам бумаги писать дадим?
Давно отпала надобность « писать бумаги » к нужным людям. Теперь «бумаги печатают ». А значение слова каллиграфия с тех пор не изменилось. В «Словаре русского языка», составленном С. И. Ожеговым, читаем: «Каллиграфия… Искусство писать чётким красивым почерком»
В программе начальных классов отмечается что, всякое письмо учащегося начальных классов должно быть опрятным, чётким и грамотным. Это значит, что, не считая периода обучения первоклассников по «Прописям» ежедневно по 6-8 минут на каждом уроке русского языка в течение четырёх лет обучения учитель должен уделять внимание упражнениям по чистописанию.
Конечно, хотелось бы добиться лучших результатов на более ранней ступени обучения. Но как на этой ступени научить детей писать опрятно, грамотно и красиво?
Мы уже узнали об опыте учительницы начальных классов города Москвы Е. Н. Потаповой, сумевшей выработать у первоклассников быстрое и аккуратное письмо. Но я убеждена, что многие учителя начальных классов, обладающие красивым почерком, используя принципы современного письма, добиваются результатов с помощью традиционных методов и принципов обучения.
Основными принципами современной каллиграфии является безнажимность, безотрывность, одинаковый наклон, высота, ширина букв, параллельность между прямыми наклонными и … скоропись – детище нашего ритма жизни. В угоду скорописи порой совсем забываются остальные качества письма, хотя скоропись формирует безнажимность и безотрывность….
И всё-таки трудности в формировании навыка письма на пути учителя начальных классов ещё встречаются и порой кажутся непреодолимыми.
Прежде чем научить детей правильно писать буквы, нужно приложить немало усилий, чтобы они запомнили формы буквы, быстро производили набор нужной буквы в ходе письма. Нас, учителей, тревожит нередко возникающая у детей трудность в «переводе» звука, печатной буквы в письменную. Дети нервничают, никакие таблицы им не помогают, они теряют веру в себя, у них пропадает желание работать.
Этого можно избежать, если связь между уроками письма и чтения сделать теснее. Ведь не зря же эти уроки в методике называют уроками обучения грамоте .Чтобы печатная буква или произнесённый учителем звук стал сигналом к написанию соответствующей письменной буквы, детям надо постоянно видеть, прочитывать букву (а затем слог, слово, предложение, текст), каллиграфически оформленную на доске рядом с печатной. Как же это сделать? Для этого в начале каждого урока чтения методисты советуют работать по слоговой таблице.
Систематические упражнения по слоговой таблице позволяют отрабатывать, причём в активной форме, навык быстрого, сознательного чтения у всех первоклассников одновременно.
И забота учителя – не превратить эту пятиминутку в нудную, назойливую, а следовательно, бессмысленную работу.
Слоговые таблицы очень аккуратно печатаем или пишем ( ежедневно, заранее) на доске:
та то ту ты ти
на но ну ны ни
ма мо му мы ми
та то ту ты ти
та то ту ты ти
на но ну ны ни
на но ну ны ни
ма мо му мы ми
ма мо му мы ми
та то ту ты ти
на но ну ны ни
ма мо му мы ми
Впоследствии на уроках чтения учащиеся работают только по рукописным таблицам. У детей это не вызывает ни удивления, ни вопросов. Они очень естественно учатся читать по таким таблицам.
Детская забывчивость исчезает. На уроках письма первоклассники тоже ежедневно упражняются в прочтении слогов, слов, предложений, знакомых по урокам чтения текстов, каллиграфически оформленных на доске во время перемены.
Теперь о самом главном. Как научить ребёнка писать буквы, чтобы его варианты не очень отличались от образцов в « Прописи» ?
Учителей, родителей и детей порой пугает множество элементов письменных букв. Но при рассмотрении строчных букв алфавита приходишь к выводу, что детям достаточно усвоить 10 – 11 важнейших элементов, чтобы с успехом справиться с написанием всех строчных букв. Приведу некоторые элементы букв:
1. прямая наклонная палочка
2. прямая наклонная палочка с закруглением внизу
3. прямая наклонная палочка с закруглением вверху и внизу
4. прямая наклонная палочка с закруглением вверху
5. прямая наклонная палочка с петелькой внизу
6. прямая наклонная палочка с петелькой вверху
7. удлинённая наклонная с петелькой внизу
8. правый полуовал
9. левый полуовал
10. овал
11. первый элемент букв (я называю его лапкой)
Названия элементов при создании в классе творческого настроения дети легко запоминают, поэтому можно свободно оперировать этими элементами при объяснении написания любой буквы.
Самым главным, ответственейшим, действительно обучающим приёмом надо считать старый, но так и не оправдавший себя в работе неопытных учителей приём, - письмо « в воздухе».
Этот приём равносилен приёму «ощупывания» объёмной буквы, применяемому Е. Н. Потаповой: он развивает мышцы кисти, закрепляет умение держать правильно ручку, укрепляет двигательную и, если сопровождается объяснением, слуховую, зрительную память , учит работать в коллективе. (очень медленно, старательно, красиво пишу на доске целую строчку буквы. Дети, внимательно глядя на доску, следят за движением моей руки, повторяя эти движения перед собой, чуть ниже уровня глаз – на расстоянии от глаз 25 - 30 см, в воздухе. У первоклассников работает лишь кисть руки, пальцы, локти стоят на парте.)
Так же использую такой приём, как показ «как не надо писать». Это вызывает у детей смех. ( Этот приём на начальном этапе используется как способ исправления ошибок, допущенных учащимися в «Прописях» после показа и объяснения учителем на доске, письма «в воздухе». Когда дети приобретут довольно прочные каллиграфические навыки, его можно превратить в средство предупреждения ошибок.)
В течении первого месяца учащиеся не успевают выполнять объём работы, установленный авторами «Прописей». И не нужно. Лучше сделать меньше, да лучше. Работы не завершаются дома: это обязательно повлечёт за собой нарушение правил каллиграфии.
Одним из условий успешного обучения каллиграфическому письму является требовательное отношение учителя к себе. Его письмо на доске, независимо от урока, всегда должно быть образцовым. Становление почерка – процесс длительный, требующим к себе ежедневного внимания каждого ученика. Учитель во время проверки тетрадей всегда заметит малейшие изменения в сторону ухудшения почерка, найдёт средство его исправления: пропишет букву, соединения, подчеркнёт искажения и на полях выведет вопросительный знак, объективно оценит написанное.
В процессе своих наблюдений я также заметила, что у детей слабая координация движений пальцев, медленная реакция на различные положения рук, а также быстрая мышечная усталость в связи с большим объёмом письменных работ. Всё это заставило меня включить в свою работу серию упражнений для рук, для пальцев. Вот несколько упражнений.
Упражнение № 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение № 2. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение № 3. На столе лежат 10-15 карандашей. Одной рукой ( не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем положить карандаши на стол, кладя по одному.
Упражнение № 4. Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцем правой руки . Большой конец находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают её длинным концом в левую руку .Очередным поворотом вкладывают её в правую руку.
Так же необходима индивидуальная дополнительная работа по обучению детей правильному и безошибочному восприятию конфигурации каждой буквы. Для этих букв и, И, н, Н, т, я, Я и др. предварительную работу полезно проводить на нелинованных листах бумаги. После объяснения учителем написания буквы дети во весь лист полученной бумаги, как им позволит рука, пишут буквы и её элементы.
Следующую группу составляют буквы, в которых четко видны их элементы, все эти буквы разные по форме, трудны для восприятия Это буквы а, А, ю и др. Подготавливая детей к написанию таких букв, желательно давать им образ той или иной буквы в виде рисунка, напоминающего её по конфигурации.
Следующую группу составляют буквы, в которых важным элементом является петля. Это наиболее сложные по написанию буквы. Обучение их письму важно предупредить практической работой с проволокой, нитками и другими гибкими эластичными материалами.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Достоевский роман «Идиот»
- Журнал «Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
защита данной темы на городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов...
«Использование дифференцированного обучения на уроках русского языка как средство формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника»
Выступление на августовской секции учителей начальных классов...
Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения
выступление на пед. чтениях (из опыта работы)...
Использование технологии дифференцированного обучения на уроке математики в малокомплектной школе
Урок математики в 1 классе по программе " Школа России" проведен во II полугодии...
обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.
Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...
Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Материал для работы над задачами на уроках математики в начальных классах....
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения на уроках письма и чтения в 1-4 кл.коррекционной школы
Дифференциация обучения – это 1. форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса о...