рабочая программа в 4 классе по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Программа по русскому языку в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века". в программу входит : пояснительная записка, учебно - тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программы, и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века" | 93.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель Заместитель директора Директор
методического по учебной работе МБОУ «СОШ с. Вязовка
объединения учителей МБОУ «СОШ с. Вязовка» ___________ /Л.В.Маркова/
начальных классов _______ /Е.В.Клочкова/ Приказ № ____ от
________ /Н.А.Курыгина/ «____» __________2013г. « ____» _________ 2013г.
Протокол № _____ от
« ____» __________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кузнецовой Татьяны Борисовны
первая квалификационная категория
по русскому языку, 4 класс
по УМК «Начальная школа 21 века»
2013-2014
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С.В.Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 160с.).
Программа реализует следующие цели:
1) ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке,
2) формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма,
3) развитие устной и письменной речи школьника,
4) развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, нужно стремиться к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
В программе выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку – блок «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); блок «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и блок «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку). Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
В рамках одного урока три основные цели не смешиваются, происходит «погружение» в одну проблему – лингвистическую, орфографическую (синтаксическую) или речевую (развитие речи). Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной особенностью данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устойством и и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Осознание сути языковых явлений и категорий происходит не столько на теоретическом, сколько на практическом уровне - при выполнении заданий, раскрывающих различные аспекты той или иной проблемы. Теоретический языковой материал вводится на ознакомительном уровне, что не требует заучивания учениками формулировок правил, за исключением норм орфографии и пунктуации.
Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
В авторскую программу изменения не внесены.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
По окончании 4 класса ученик должен:
Знать:
изученные части речи;
значимые слова.
Различать, сравнивать:
буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные
твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
предлог и приставку;
корень, суффикс, приставку, окончание;
виды предложений по цели высказывания и интонации;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово), предложения с однородными членами;
слово и предложение;
многозначные слова, синонимы, антонимы;
текст и нетекст.
Приводить примеры:
простого двусоставного предложения.
Кратко характеризовать:
виды предложений по цели высказывания и интонации.
Выделять, находить:
Грамматическую основу простого двусоставного предложения;
В простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные).
Решать практические и учебные задачи:
выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные членные (в простом
предложении);
пользоваться словарями;
использовать алфавит при работе со словарем;
писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изу-
ченными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- звонкие и глухие согласные в корнях;
- непроизносимые согласные;
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк, чн;
- удвоенные согласные;
- безударные согласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные
не проверяемые ударением;
- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после ши-
пящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях
глаголов 2 лица единственного числа;
- не с глаголами;
- безударные падежные окончания имен существительных, прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный
знаки); запятая между однородными членами предложения;
отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и составлять простой план;
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
разбирать простое предложение по членам;
находить лексическое значение слова в толковом словаре;
Находить место возможной ошибки и использовать способы проверки при написа-
нии:
суффиксов имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
наречий, оканчивающихся на шипящий; гласных на конце наречий;
запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
выделять основную мысль текста;
подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять
по заголовкам содержание текста;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
составлять план текста (при помощи учителя);
находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, наруша-
ющие логичность , правильность и точность текста;
писать изложения различных видов (обучающего характера).
Содержание тем учебного курса
4 класс (4 часа в неделю, 136 часов)
Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика.
Повторение изученного на основе фонетического анализа слова
Состав слова.
Повторение изученного на основе разбора слова по составу словообразовательного анализа (1 ч).
Синтаксис.
Синатксический анализ простого предложения. Словосочетание. Сложное предложение.
Морфология.
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. Наречие как часть речи. Имя числительное: общее значение.
Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
Блок «Развитие речи»
Совершенствование речевых умений. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Резервные уроки (из них 20 часов контрольные работы, 2 часа педагогическая диагностика) (33 часа)
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Классы 4
Учитель Кузнецова Татьяна Борисовна
Количество часов
Всего 136 часов; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков ___20__, уроков по развитию речи __13_, тестов ____1____ ч.;
Административных контрольных уроков 3 ч.
Планирование составлено на основе авторской программы С.В.Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 160с.).
Учебник Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Кузнецова, М.И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Дополнительная литература
Кузнецова, М.И. Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009
Тематическое планирование по русскому языку в 4 классе
Общая тема (блок) | Тема урока | Цель урока | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Элементы содержания | Виды контроля | Дата | |||
Компетенции | план | факт | |||||||
Учебно-познавательная | Информа-ционная | ||||||||
I четверть (35 часов) | |||||||||
Повторение («Развитие речи») | 1 | Повторение. Пишем письма. | Повторение материала, изученного в 3 классе. | Уметь создавать текст письма | Работа с текстом | Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни»: повторение пройденного | Творческая работа | ||
Фонетика и словообразование («Как устроен наш язык») | 2 | Повторяем фонетику и словообразование | Повторить фонетический и словообразовательный разбор слов | Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук | Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов | Фронтальный опрос. Взаимопровер-ка. | |||
3 | Вспоминаем изученные орфограммы | Повторить правописание безударных гласных, непроверяемых безударных гласных, гласных после шипящих и ц. | Уметь произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов (изменяя нормы слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографический словарь), соблюдать изученные нормы орфографии | Работа с таблицей. | Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни» и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм | Индивидуаль-ные задания Письмо с комментирова-нием | |||
Повторение («Развитие речи») | 4 | Повторение | Совершенствование речевых умений | Знать особенности построения письма. Уметь: писать письма | Работа с текстом | Анализ ошибочных вариантов писем, исправление ошибок. Работа с рубрикой «Обрати внимание» | Редактирование текста | ||
Морфология. Имя существитель-ное («Как устроен наш язык») | 5 | Повторяем признаки имени существительного | Уточнение представлений об имени существительном как части речи и об изменении его по числам и родам. | Знать: определение понятия «имя существительное» Уметь: определять род и склонение | Работа с таблицей. Работа по выбору заданий. | Работа в парах: род имени существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имён существительных – работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору | Выборочный диктант. Фронтальный,ииндивидуаль-ный опрос, взаимопроверка | ||
Окончания имён Существитель-ных («Правопис-ание») | 6 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 1 склонения | Повторить правописание имен существительных 1 склонения | Знать: склонения имен существительных | Работа со словарем | Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 1 склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова» | Словарная работа. Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
7 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 2 склонения | Повторить правописание имен существительных 2 склонения | Знать: склонения имен существительных | Обсуждение вопросов рубрики «Вспомни». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 2 склонения. Подготовка к диктанту | Выборочное списывание | ||||
8 | Повторяем правописание окончаний имен существительных З склонения | Повторить правописание имен существительных 3 склонения | Знать: склонения имен существительных | Работа со словарем | Выбор имен существительных З склонения. Подготовка к письму под диктовку и к словарному диктанту | Словарно-орфографический диктант | |||
Письмо («Развитие речи) | 9 | Пишем письма Словарный диктант | Познакомить с понятием «постскриптум» и его ролью в письме | Знать: особенности построения письма. Уметь: писать и редактировать письма | Работа с текстом | Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание: постскриптум и его роль в письме. Анализ письма с использованием постскриптума, корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь | Словарный диктант | ||
Морфология. Имя существитель-ное («Как устроен наш язык») | 10 | Морфологический разбор имени существительного | Познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного | Знать: порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь: выполнять морфологический разбор имени существительного | Работа с алгорит-мом | Повторение признака одушевленности—неодушевленности имен существительных в рубрике «Вспомни», классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. Выполнение трудного задания | Предупреди-тельный диктант | ||
11 | Морфологический разбор имени существительного | Формировать умения производить морфологический разбор имени существительного | Обсуждение проблемного вопроса о роли начальной формы слова при морфологическом разборе. Работа с трудным заданием и по выбору | ||||||
12 | Входная контрольная работа (контрольный диктант) | Выявить качество усвоения учащимися учебного материала | Уметь: организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности | Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку | Диктант | ||||
Окончания имен существитель-ных («Правописа-ние») | 13 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | Повторить правописание безударных падежных окончаний имен существительных | Знать: падежные окончания имен существительных | Работа с таблицей | Фронтальная работа с таблицами в рубрике «Давай подумаем». Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно» | Индивидуальные задания. Комментированное письмо. | ||
14 | Списывание по теме: «Повторение орфограмм, изученных в 3-м классе». | ||||||||
Текст .(Развитие речи). | 15 | Рассуждение | |||||||
Морфология. Имя прилагательное («Как устроен наш язык») | 16 | Повторяем признаки имени прилагательного | Повторить признаки имени прилагательного как части речи | Знать: определение понятия «имя прилагательное», начальную форму имени прилагательного | Работа по выбору заданий. | Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни» признаки имени прилагательного как части речи. Решение проблемной задачи в рубрике «давай подумаем». Работа в парах. Анализ материала рубрики «Путешествие в прошлое» | Фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятель-ная работа | ||
Окончания имен прилагатель-ных («Правописа-ние») | 17 | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных | Повторить правописание окончаний имен прилагательных | Уметь: склонять имена прилагательные | Работа со словарем | Работа с рубрикой «Вспомни». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, взаимопроверка | ||
Морфология. Имя прилагательное («Как устроен наш язык») | 18 | Морфологический разбор имени прилагательного | Повторить разряды прилагательных | Знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь: выполнять морфологический разбор имени прилагательного | Работа с таблицей. Работа с алгорит-мом. Работа по выбору заданий. | Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору | Фронтальный опрос | ||
19 | Диктант (текущий) по теме «Повторение изученных орфограмм» | Уметь: писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку | Контрольная работа | |||||
Текст (Развитие речи) | 20 | Типы текста | |||||||
Орфограммы в словах («Правописа-ние») | 21 | Буквы О — Ё после шипящих и Ц | Повторить правописание орфограммы | Знать: правописание букв о и ё после шипящих и ц. | Работа с таблицей | Обсуждение проблемных вопросов в рубрике «Вспомни», анализ правила — работа с таблицей учебника. Упражнения на классификацию слов с буквами О — Е, графическое выделение изученной орфограммы. Рубрика «Обрати внимание»: слова с буквой О после шипящих | Объяснитель-ный диктант | ||
22 | Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих» | Повторить правописание ь в конце слов после шипящих. | Знать: правило написания ь в конце слов после шипящих | Работа со словарем | Анализ выводов о написании Ь после шипящих (рубрика «Вспомни»). Распределение слов по группам и запись в таблицу: с Ь и без Ь. | Словарно-орфографический диктант | |||
Морфология. Местоимение («Как устроен наш язык») | 23 | Повторяем местоимение | Повторить две группы местоимений | Иметь представление о местоимении (общее понятие) | Группировка слов: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни»). Наблюдение над языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка | Самостоятель-ная работа | |||
Приставки («Правописа-ние») | 24 | Орфограммы приставок Словарный диктант | Повторить изученные орфограммы в приставках | Знать: правило написания приставок. Уметь: писать слова с орфограммой в приставке | Работа по выбору заданий | Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при- | Комментированное письмо | ||
Твёрдый и мягкий знак («Правописа-ние») | 25 | Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки | Повторить правила правописания разделительных ь и ъ знаков. | Знать: правило написания разделительных ь и ъ знаков. Уметь: обосновывать свой выбор | Работа со схемами | Подбор примеров слов с Ъ и Ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный Ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх- и т.д. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имен существительных и прилагательных | Фронтальный опрос | ||
Работа над изложением («Развитие речи») | 26 | Обучающее изложение «Кошки» | Развивать умение самостоятельно передавать текст по памяти | Уметь: составлять план текста, воспроизводить текст по памяти. | Работа с текстом | Работа с рубрикой «Вспомни». Коллективная работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти | Обучающее изложение | ||
Синтаксис. Простое предложение («Как устроен наш язык») | 27 | Разбор по членам предложения. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | Формировать умения устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными | Уметь: разбирать простое предложение по членам | Работа со схемой предложе-ния | Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение над материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору | Фронтальный опрос, письмо с комментирова-нием | ||
28 | Синтаксический анализ предложения | Познакомить с алгоритмом синтаксического анализа предложения | Уметь: выполнять синтаксический разбор предложения | Работа с алгорит-мом | Анализ и исправление ошибок в разборе предложения по членам. Обсуждение материала рубрики »Обрати внимание» и алгоритма синтаксического анализа предложения. Упражнения. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа по выбору и с трудным заданием | Фронтальный опрос, письмо с комментирова-нием | |||
Предложение с однородными членами («Правописа-ние») | 29 | Знаки препинания при однородных членах предложения | Повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения | Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения | Работа со схемами | Наблюдение над языковым материалом, повторение правила (рубрика «Вспомни»). Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство. | Фронтальный опрос, письмо с комментирова-нием | ||
Синтаксис. Простое предложение («Как устроен наш язык») | 30 | Синтаксический анализ предложения | Закрепить знание алгоритма синтаксического анализа предложения | Уметь: писать предложения с однородными членами | Тренировочные упражнения. Работа с трудным заданием | Предупреди-тельный диктант | |||
Текст («Развитие речи») | 31 | Деление текста на абзацы | Формировать умения делить текст на абзацы, составлять план текста | Уметь: делить текст на абзацы, составлять план текста | Работа с текстом | Работа в группах по восстановлению последовательности абзацев, подбору заголовков, составлению плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике. Анализ и устранение речевых ошибок в предложениях | Редактирование текста | ||
32 | Итоговая контрольная работа по теме: «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного» | Проверить теоретико-практические знания и умения, приобретенные в процессе изучения грамматико-орфографических тем | Контрольная работа | ||||||
Морфология. Глагол («Как устроен наш язык») | 33 | Глагол | Обобщить знания о глаголе | Знать: определение понятия «глагол. Уметь: распознавать глаголы» | Работа по выбору заданий | Обобщение известных сведений о глаголе — рубрика «Вспомни». Наблюдение над языковым материалом в рубриках «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: глагол может называть не только действия. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнение по выбору | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа | ||
34 | Контрольный диктант за I четверть по блоку «Правописание» | Проверить умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Уметь: писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Контрольный диктант | |||||
35 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | Уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности | Работа в тетради «Учусь писать без ошибок» | Индивидуаль-ные задания | ||||
II четверть (32 часа) | |||||||||
Правописание глаголов («Правописа-ние») | 36 | Правописание приставок в глаголах | Познакомить с правописанием приставок в глаголах | Знать: правило правописания приставок в глаголах и предлогов | Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный Ъ в глаголах. Составление слов с приставками | Выборочное списывание | |||
Правописание глаголов («Правописа-ние») | 37 | Правописание не с глаголами | Познакомить с правописанием не с глаголами | Знать: правило написания частицы не с глаголами | Работа со словарем | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация. | Зрительный диктант | ||
38 | Вид глагола | ||||||||
39 | Начальная форма глагола | Познакомить с формами глагола | Уметь: распознавать глаголы в начальной форме | Работа с книгой | Наблюдение над материалом рубрик «Вспомни» и «Обрати внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть, -ти | Фронтальный опрос, Самостоятель-ная работа | |||
40 | Личные формы глагола | Познакомить с личными формами глаголов | Уметь: распознавать личные формы глагола | Работа с книгой | Обсуждение рубрик «Вспомни», «Давай подумаем», «Обрати внимание». Распределение глаголов по группам (в начальной форме и в личной форме), соотнесение глаголов с личными местоимениями. Наблюдение над окончаниями глаголов в рубрике «Тайны языка». Работа в парах и по выбору | Фронтальный опрос | |||
Морфология. Глагол («Как устроен наш язык») | 41 | Лицо и число глаголов Словарный диктант | Познакомить с изменением глаголов по лицам и числам | Уметь: образовывать личные формы глаголов, определять лицо и число глаголов | Коллективная работа с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание». Упражнения на классификацию глаголов по лицам и числам. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». Работа с трудным заданием | Фронтальный опрос, комментированное письмо | |||
Текст («Развитие речи») | 42 | Изложение | |||||||
Правописание глаголов («Правописа-ние») | 43 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | Познакомить с правописанием ь знака после шипящих в глаголах | Знать: правило написания ь после шипящих в глаголах | Работа со схемой | Наблюдение над языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с Ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные случаи) | Индивидуаль-ные задания | ||
Текст («Развитие речи») | 44 | Сочинение-описание «Белка» | Формировать умение письменно излагать содержание рассказа | Уметь: распознавать виды текстов | Работа с текстом | Работа с рубрикой «Обрати внимание». Фронтальная работа: выбор типа текста (описание или повествование), обоснование своего выбора. Самостоятельное составление текста | Творческая работа | ||
Правописание глаголов («Правописа-ние») | 45 | Правописание –ться и –тся в глаголах. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Познакомить с правописанием –ться, -тся в глаголах | Знать: правило написания –ться, -тся в глаголах | Работа с алгорит-мом | Наблюдение над языковым материалом, выведение правила в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Тайны языка». Упражнения; классификация, перевод транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]). | Словарно-орфографичес-кий диктант | ||
» | |||||||||
46 | Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи» | Проверить теоретико-практические знания и умения, приобретенные в процессе изучения грамматико-орфографической темы | Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку | Контрольная работа. Самопроверка. | |||||
Текст («Развитие речи») | 47 | Связь абзацев в тексте. Обучающее изложение «Осиновый лист» | Формировать умения самостоятельно выбирать из текста выразительные средства | Уметь: составлять план текста, озаглавливать текст | Работа с текстом | Фронтальный анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте. Самостоятельная работа: поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение | Обучающее изложение | ||
Морфология. Глагол («Как устроен наш язык») | 48 | Спряжение глаголов Словарный диктант | Дать понятие о спряжении глаголов | Уметь: писать личные окончания глаголов | Работа с таблицей | Наблюдения над окончаниями личных форм глагола в рубрике «Обрати внимание», формулирование выводов. Обсуждение материала рубрики «Тайны языка»: что такое спряжение. Выполнение упражнений по образцу. Работа в парах и по выбору. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое» | Фронтальный, индивидуальный опрос, комментированное письмо, взаимопроверка | ||
49 | Спряжение глаголов Словарный диктант | Провести наблюдение над глаголами-исключениями | Работа по выбору заданий | Наблюдение над глаголами-исключениями. Отработка алгоритма определения спряжения. Тренировочные упражнения, задание по выбору | Индивидуаль-ные задания | ||||
Правописание глаголов («Правописание») | 50 | Правописание глаголов | Совершенствовать умение в правописании глаголов | Знать: правило написания букв о и ё в окончаниях глаголов после шипящих | Самостоятельная работа: упражнения на повторение правописания глаголов. Обсуждение рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка» | Самостоятель-ная работа | |||
Правописание глаголов («Правописа-ние») | 51 | Правописание безударных окончаний глаголов. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Совершенствовать умение в написании безударных окончаний глаголов | Знать: личные окончания глаголов. Уметь: распознавать спряжение глаголов | Работа с таблицей | Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем»: система личных окончаний 1 и 2 спряжения. Упражнения на классификацию, изменение формы глаголов, группировку. Подготовка к словарному диктанту | Комментированное письмо | ||
52 | Диктант по теме: «Ь после шипящих в глаголах, тся – ться в глаголах». | ||||||||
53 | Правописание безударных окончаний глаголов | Закрепить умение в написании безударных окончаний глаголов | Тренировочные упражнения (самостоятельное выполнение). Подготовка к словарному диктанту | Словарно-орфографичес-кий диктант | |||||
Текст («Развитие речи») | 54 | Роль слов в тексте | Развивать умение анализировать текст | Уметь: находить приемы, на которых строится текст | Работа с текстом | Обсуждение рубрики «Вспомни»: значение слова и его контекст. Индивидуальная работа с текстом: выявление эмоционально окрашенных слов и словосочетаний. Сравнение своей работы с вариантом учебника. Поиск приема построения текста | Словарный диктант | ||
55 | Контрольное списывание по теме «ь после шипящих в глаголах. –ться, тся в глаголах. Безударные личные окончания глаголов» | Проверить орфографическую зоркость, умение проводить самоконтроль | Уметь: списать текст с изученными орфограммами | Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку | Контрольное списывание. Самопроверка. | ||||
Правописание глаголов («Правописа-ние») | 56 | Правописание глаголов. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Совершенствовать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов | Уметь: писать начальную форму глаголов, безударные личные окончания глаголов | Работа с книгой | Упражнения на определение спряжения глаголов, начальной формы, работа с глаголами-исключениями | Фронтальный опрос | ||
57 | Правописание глаголов. | ||||||||
Морфология. Глагол («Как устроен наш язык») | 58 | Настоящее время глагола | Познакомить с тремя временными формами глагола | Уметь: определять время глаголов | Работа по выбору заданий | Сравнения языкового материала в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение рубрики »Тайны языка», работа со схемой. Упражнения: поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов. Работа по выбору | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | ||
Правописание глаголов («Правописа-ние») | 59 | Правописание суффиксов глаголов | Познакомить с правописанием суффиксов глаголов настоящего времени | Уметь: выделять суффиксы в глаголах | Наблюдения над языковым материалом в рубриках «Обрати внимание» и «Давай подумаем». Коллективное выведение правила, сравнение с правилом в учебнике. Упражнения на закрепление | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | |||
Работа над изложением (Развитие речи) | 60 | Контрольное изложение | |||||||
Морфология. Глагол («Как устроен наш язык») | 61 | Прошедшее время глагола | Познакомить с прошедшим временем глагола | Уметь: образовывать форму прошедшего времени глагола | Работа по выбору заданий | Обсуждение материала рубрик «давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» | Выборочное списывание | ||
Правописание глаголов («Правописа-ние») | 62 | Правописание суффиксов глаголов Словарный диктант | Познакомить с правописанием безударных суффиксов глаголов | Уметь: писать безударные суффиксы глаголов | Проблемный вопрос в рубрике «давай подумаем», формулирование выводов. Работа с рубрикой «Тайны языка». Группировка, подборка глагольных форм | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | |||
63 | Итоговая контрольная работа за первое полугодие по теме «Повторение изученного в I и II четвертях» | Проверить теоретико-практические знания и умения, приобретенные в процессе изучения грамматико-орфографических тем | Уметь: писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Контрольная работа. Самопроверка | |||||
Морфология. Глагол («Как устроен наш язык») | 64 | Будущее время глагола | Познакомить с новой временной формой | Уметь: распознавать простую и составную форму будущего времени глагола | Работа со схемой | Работа со схемой в рубрике «Вспомни». Выведение правила об образовании форм будущего времени («давай подумаем»). Задания по выбору и трудное задание | Фронтальный опрос | ||
65 | Контрольный диктант за 1 полугодие | Проверить умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Контрольный диктант. Самопроверка. | ||||||
Правописание глаголов («Правописа-ние».) | 66 | Правописание суффиксов глаголов | Совершенствовать умение в правописании суффиксов глаголов | Уметь: определять спряжение глаголов | Работа со словарем | Самостоятельное выполнение заданий на группировку глаголов. Наблюдение над языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Тренировочные упражнения, орфографический комментарий текста. Письмо по памяти. Подготовка к словарному диктанту | Самостоятель-ная работа | ||
Морфология. Глагол («Как устроен наш язык») | 67 | Изменение глаголов по временам | Совершенствовать знания об изменении временных форм глагола | Уметь: определять время глаголов | Работа по выбору заданий | Выполнение заданий на образование глагольных форм. Работа с рубриками «давай подумаем» и «Обрати внимание., формулирование и сравнение выводов. Работа в парах, по выбору и с трудным заданием | Словарный диктант | ||
3 четверть ( 40 часов) | |||||||||
Текст («Развитие речи») | 68 | Изложение с элементами сочинения | Формировать умение пересказывать текст от 1-го лица с элементами сочинения | Уметь: составлять план текста, воспроизводить текст по памяти | Работа с текстом | Индивидуальная работа с текстом. Пересказ текста от 1-го лица с элементами сочинения. Анализ и исправление речевых ошибок в предложениях | Обучающее изложение | ||
Глагол («Как устроен наш язык».) | 69 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | Ввести понятия: изъявительное, повелительное, условное наклонения глаголов | Знать: изъявительное наклонение | Урок повышенной сложности. Введение понятий изъявительное, повелительное и условное наклонения на основе противопоставления реально происходящего действия (изъявительное наклонение) и действия нереального (повелительное и сослагательное наклонения). Наблюдение над языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективное выполнение упражнения 1. Остальные — по выбору | Фронтальный опрос | |||
Морфология. Глагол («Как устроен наш язык») | 70 | Условное наклонение глагола Словарный диктант | Познакомить со способом образования условного наклонения глаголов | Знать: условное наклонение глагола | Урок повышенной сложности. Ознакомление со способом образования условного наклонения. Коллективная работа с упражнением 1. Остальные — по выбору | Фронтальный опрос | |||
Правописание глаголов («Правописа-ние».) | 71 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | Познакомить с написанием окончаний глаголов в прошедшем времени | Уметь: писать окончания глаголов | Работа со словарем | Наблюдение над языковым материалом. Ответ на вопрос: От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени? Выполнение упражнений на отработку нового правила. Письмо по памяти. Упражнение на повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | ||
Текст («Развитие речи») | 72 | Обучающее сочинение-повествование «Сугроб с хоботом» | Совершенствовать умение составления плана рассказа и написания рассказа | Уметь: составлять план, писать сочинение по теме | Работа с текстом | Коллективная работа с текстом учебника. Составление плана для продолжения рассказа. Написание продолжения рассказа В. Драгунского. Чтение и обсуждение работ учащихся. Сравнение детских работ и авторского текста | Обучающее сочинение. Самопроверка. | ||
) | |||||||||
73 | Повелительное наклонение глагола Словообразование глаголов | Познакомить с новым способом образования формы повелительного наклонения | |||||||
Текст («Развитие речи») | 74 | Обучающее сочинение-повествование «Сказка про деда Мороза» | Совершенствовать умение сочинять, и записывать рассказы, подбирать заголовки, составлять план | Уметь: распознавать виды текстов, писать сочинение | Работа с текстом | Чтение и обсуждение текста учебника. Обсуждение вопросов: «К какому типу текста относится история (описание, повествование, рассуждение)? Сочинение это или изложение?» Подготовка к написанию историй на конкурс «Сказка про деда Мороза». Обсуждение возможного названия сказки, ее плана, начала и т.д. Написание сказки | Обучающее сочинение | ||
Глагол («Как устроен наш язык») | 75 | Глагол в предложении. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Познакомить со связью управления в словосочетании | Уметь: распознавать главное и зависимое слово в словосочетании | Наблюдение над языковым материалом: как ведет себя глагол в предложении и в словосочетании. Ознакомление со связью управления в словосочетании (пропедевтика). Выполнение тренировочных упражнений | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | |||
Правописание глаголов («Правописа-ние») | 76 | Правописание глаголов | Закрепить написание глаголов, алгоритм применения изученных правил | Знать: правописание глаголов | Работа с книгой | Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений | Самостоятель-ная работа | ||
77 | Правописание глаголов | ||||||||
Текст («Развитие речи») | 78 | Работа над правильностью и точностью письменной речи | Познакомить с понятиями «диалог», «монолог» | Уметь: редактировать текст | Работа с текстом | Подведение итогов конкурса «Сказка про деда Мороза». Работа с текстом учебника: обсуждение заголовка, особенностей строения текста (передается разговор двух людей). Ознакомление с понятием «монолог», «диалог». Работа над исправлением приведенных речевых ошибок в высказываниях | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа | ||
Морфология. Глагол («Как устроен наш язык») | 79 | Морфологический разбор глагола | Познакомить с алгоритмом морфологического разбора глагола | Уметь: выполнять морфологический разбор глагола | Работа с алгорит-мом | Повторение порядка выполнения морфологического разбора. Обсуждение проблемы: «Какие признаки глагола являются неизменными?» Ознакомление с порядком выполнения морфологического разбора глагола. Выполнение тренировочных упражнений на овладение порядком проведения морфологического разбора глагола | Индивидуаль-ные задания | ||
Имя существитель-ное | 80 | Диктант (текущий) по теме «Глагол» | Проверить умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Уметь: писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку | Диктант. Самопроверка. | |||
Повторение пройденного («Как устроен наш язык») | 81 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение (проверь себя) | Анализ диктанта и работа над ошибками | Уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности | Выполнение заданий к тексту на повторение тем, изученных во 2, 3 и 4 классах . Работа в тетради «Учусь писать без ошибок» | Индивидуаль-ные задания | |||
Текст (« Развитие речи») | 82 | Обучающее изложение | Формировать умения кратко излагать содержание текста | Уметь: писать краткое изложение | Работа с текстом | Урок повышенной сложности. Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к пересказу от 3 лица. Написание краткого изложения. Сравнение и анализ приведенных в учебнике детских работ с изложениями учеников класса. Выявление достоинств и недостатков текстов | Обучающее изложение. Самопроверка. | ||
Морфология. Наречие («Как устроен наш язык») | 83 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Наречие. | Познакомить с наречием как частью речи | Знать: определение понятия «наречие». Уметь: распознавать наречия. | Знакомство с наречием как частью речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция. Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются. Наблюдения над языковым материалом: особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Выполнение тренировочных упражнений | Письмо с комментирова-нием, взаимопроверка | |||
84 | Наречие. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | |||||||
Правописание наречий («Правописа-ние») | 85 | Правописание гласных на конце наречий | Познакомить с правописанием гласных на конце наречий | Знать: правописание гласных на конце наречий | Работа со словарем | Наблюдения над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту и его проведение | Предупредительный диктант | ||
86 | Закрепить правописание гласных на конце наречий | Словарный диктант | |||||||
Морфология. Наречие («Как устроен наш язык») | 87 | Наречие | Познакомить с примыканием как особым видом связи слов в словосочетании | Уметь: находить наречия в тексте | Отработка умения находить наречия в тексте и задавать к ним вопросы. Ознакомление с примыканием как с особым видом связи слов в словосочетании (пропедевтика). Отработка умения отличать словосочетания с типом связи примыкание от других типов словосочетаний (коллективная работа) | Письмо с комментирова-нием | |||
Морфология. Наречие («Как устроен наш язык») | 88 | Как образуются наречия Словарный диктант | Познакомить со словообразованием наречий | Уметь: образовывать наречия от качественных имен прилагательных | Наблюдения над языковым материалом: сопоставление качественных имен прилагательных и образованных от них наречий. Формулирование выводов на основе наблюдения. Выполнение тренировочных упражнений | Письмо с комментирова-нием | |||
Текст (« Развитие речи») | 89 | Обучающее мини-сочинение «Зимний день» | Формировать умение составлять собственный текст | Уметь: составлять мини-сочинение | Работа с текстом | Коллективная работа с текстом учебника: чтение, озаглавливание, составление плана, поиск образных слов и выражений. Ответ на вопрос: « Зачем автор использует образные выражения в тексте?» Коллективное обсуждение: «Какие еще слова и выражения можно использовать в описании природы зимой?» Индивидуальная работа: написание мини-сочинения на тему «Зимний день» | Творческая работа. Самопроверка. | ||
Морфология. Наречие («Как устроен наш язык») | 90 | Морфологический разбор наречий. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Познакомить с особенностями морфологического разбора наречий | Уметь: морфологический разбор наречий | Работа с алгоритмом | Выполнение упражнений на повторение и закрепление знаний, полученных в теме «Наречие». Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем»). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | ||
Правописание наречий («Правописа-ние») | 91 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | Познакомить с правилом написания ь на конце наречий после шипящих | Знать: правописание наречий с шипящими на конце | Наблюдения над языковым материалом: правописание наречий на шипящую. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | |||
Мягкий знак шипящих («Правописа-ние») | 92 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | Повторить правила, связанные с правописанием ь на конце слов разных частей речи после шипящих | Знать: правописание слов с шипящими на конце | Работа с таблицей | Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно). Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы | |||
93 | Письмо по памяти | ||||||||
Текст (« Развитие речи») | 94 | Обучающее сочинение-повествование «Зайчонок» по заданному плану | Развивать умение писать продолжение и окончание текста. | Уметь: письменно продолжить и закончить текст | Работа с текстом | Коллективная работа с текстом учебника. Написание продолжения и окончания текста (индивидуальная работа) | Творческая работа | ||
95 | Контрольный диктант «Правописание наречий» | ||||||||
Морфология. числительное («Как устроен наш язык».) | 96 | Имя числительное. Работа над ошибками, допущенными Имя числительное | Познакомить с именем числительным как частью речи | Знать: определение понятия «имя числительное» | Знакомство с именем числительным как частью речи. Понятие о порядковых и количественных числительных. Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и различать порядковые и количественные имена числительные. Введение понятий «простое», «сложное» и «составное» числительное. Упражнение в определении состава данных имен числительных. Запись числа словами | Письмо с комментирова-нием | |||
97 | Работа с карточка-ми | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | |||||||
Правописание числительных («Правописа-ние») | 98 | Слитное и раздельное написание числительных | Познакомить с правописанием простых, сложных и составных числительных | Знать: правило слитного и раздельного написания имен числительных | Работа со словарем | Наблюдения над языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений. Ознакомление с правилами употребления названий месяцев в сочетании с числительным в косвенных падежах. Выполнение упражнений на усвоение новых правил | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | ||
Правописание числительных («Правописа-ние») | 99 | Правописание мягкого знака в именах числительных | Познакомить с правописанием ь в числительных | Знать: правописание имен числительных | Работа с таблицей | Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос: «В каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова?» Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила | Выборочное списывание | ||
100 | Итоговая контрольная работа по теме «Глагол», «Наречие». | Проверить теоретико-практические знания и умения, приобретенные в процессе изучения грамматико-орфографических тем | Контрольная работа. Самопроверка. | ||||||
Текст (« Развитие речи») | 101 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Работа с текстом. | Повторить изученный материал | Уметь: выполнять работу над ошибками | Работа с текстом | Коллективная работа с рубрикой «Обрати внимание». Повторение ранее изученного материала (образные слова и выражения в тексте, цель их использования). Самостоятельная работа с текстом учебника. Сравнение и обсуждение результатов | Самостоятель-ная работа | ||
102 | Контрольный диктант по теме «Орфограммы, изученные в III четверти» | Проверить умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Уметь: писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Контрольный диктант | |||||
Морфология. Имя числительное («Как устроен наш язык») | 103 | Изменение имен числительных. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | Познакомить со склонением имен числительных | Уметь: изменять числительные по падежам | Работа с таблицей | Наблюдения над языковым материалом. Ответ на вопрос: «Как изменяются имена числительные?» Сравнение склонения имен числительных со склонением прилагательных и существительных. Формулирование выводов. Наблюдение над изменением сложных порядковых и количественных числительных. Выполнение упражнений по выбору учителя. Наблюдение над изменением числительных «один», «два» и «оба». Тренировочные упражнения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» | Фронтальный опрос | ||
104 | Изменение имен числительных. | Познакомить со склонением имен числительных оба, один, два | Работа по выбору заданий | ||||||
105 | Изменение имен числительных. Словарный диктант | Познакомить со склонением имен числительных оба, один, два | Работа по выбору заданий | ||||||
Правописание числительных («Правописа-ние») | 106 | Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных | Познакомить с правописанием падежных окончаний имен числительных | Знать: правописание имен числительных | Анализ языкового материала. Ответ на вопрос: «На склонение каких частей речи похоже склонение количественных числительных?» Коллективная работа с материалом рубрики «Тайны языка». Выполнение упражнений (фронтальная работа). Сравнение склонения порядковых имен числительных со склонением имен прилагательных. Формулирование выводов. Коллективное выполнение тренировочных упражнений | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | |||
Правописание числительных («Правописа-ние») | 107 | Правописание числительных | Закрепить умение применять изученные правила правописания числительных | Уметь: писать имена числительные | Работа по выбору заданий. Работа со словарем | Выполнение упражнений на закрепление умения применять изученные правила правописания числительных («Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных», «Правописание падежных окончаний числительных») | Самостоятель-ная работа | ||
IV четверть (42 часа) | |||||||||
Синтаксис. Словосочета-ние («Как устроен наш язык») | 108 | Словосочетание | Познакомить с понятием «словосочетание» | Знать: определение словосочетания | Ознакомление с новыми понятиями (словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и несловосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании | Самостоятель-ная работа | |||
IV четверть (30часов) | |||||||||
Текст («Развитие речи») | 109 | Обучающее сочинение-рассуждение. | Познакомить с особенностями построения текста-рассуждения | Уметь: писать текст-рассуждение | Работа с текстом | Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения-рассуждения с опорой на вопросы к тексту | Обучающее сочинение. Самопроверка. | ||
Правописание словосочетаний («Правописание» ) | 110 | Правописание слов в словосочетаниях. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний | Уметь: редактировать словосочетания в предложении | Выполнение тренировочных упражнений на повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний | Фронтальный опрос | |||
Синтаксис. Словосочета-ние («Как устроен наш язык») | 111 | Связь слов в слово- сочетании: согласование | Познакомить с согласованием как особым видом подчинительной связи | Знать: определение понятия «согласование» | Работа с алгоритмом | Повторение материала, изученного в З и 4 классах. Ответ на вопрос: Как имена прилагательные согласуются с именами существительными?* Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения | Письмо с комментирова-нием, взаимопроверка | ||
Правописание словосочета-ний («Правописа-ние») | 112 | Правописание словосочетаний с типом связи согласование | Отрабатывать навык правописания словосочетаний с типом связи согласование | Уметь: составлять словосочетания | Повторение и отработка правил согласования слов, входящих в состав словосочетаний (прил.+ нескл. сущ., сущ.+ порядк. числит.). Упражнение на повторение изученных орфограмм | Индивидуаль-ные задания | |||
Синтаксис. Словосочета-ние («Как устроен наш язык») | 113 | Связь слов в словосочетании: управление | Познакомить с типом связи управление как особым видом подчинительной связи | Знать: определение понятия «управление» | Работа с алгорит-мом | Наблюдения над языковым материалом. Ответ на вопрос: *Меняется ли форма зависимого слова при изменении фор- мы главного в словосочетаниях с типом связи управление? Введение понятия управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом | Индивидуаль-ные задания | ||
». | |||||||||
Синтаксис. Словосочета-ние («Как устроен наш язык») | 114 | Связь слов в словосочетании: примыкание. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Ознакомить с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи примыкание | Знать: определение понятия «примыкание» | Работа с алгорит-мом | Повторение материала, изученного в З и 4 классах. Ответ на вопрос: Как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | ||
Правописание словосочета-ний («Правописа-ние») | 115 | Правописание словосочетаний с типом связи примыкание Словарный диктант | Отрабатывать правило правописания слов, входящих в состав словосочетаний | Уметь: составлять и писать словосочетания | Работа со словарем | Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание глаголов, числительных, наречий). Письмо по памяти. Подготовка и проведение словарного диктанта | Письмо по памяти. Словарный диктант. | ||
Словосочета-ние («Как устроен наш язык») | 116 | Словосочетание в предложении | Закреплять умение находить словосочетания в предложении | Уметь: выписывать словосочетания из предложений | Введение понятия о словосочетании как строительном материале распространенного предложения. Закрепление умения находить словосочетания в предложении. Упражнение в выборе правильной формы имени существительного (выбор падежа и предлога) в словосочетания с типом связи управление | Фронтальный опрос | |||
117 | Контрольное списывание по теме «Правописание слов в словосочетании» | Проверить орфографическую зоркость, умение проводить самоконтроль | Уметь: списать текст с изученными орфограммами | Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку | Контрольное списывание. Самопроверка. | ||||
Текст («Развитие речи») | 118 | Обучающее сочинение-рассуждение | Закрепить особенности построения текста-рассуждения | Уметь: писать текст-рассуждение | Работа с текстом | Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения-рассуждения с опорой на вопросы к тексту | Обучающее сочинение. Самопроверка. | ||
Синтаксис. Сложное предложение («Как устроен наш язык») | 119 | Сложное предложение. Работа над ошибками, допущенными при списывании. Как связаны части сложносочиненного предложения | Познакомить с понятием «сложное предложение» | Уметь: выделять грамматические основы в предложениях | Работа со схемой предложе-ния | Наблюдение над языковым материалом: предложения с несколькими грамматическими основами. Введение понятия «сложное предложение». Упражнение на нахождение сложного предложения в тексте. Анализ языкового материала. Ответ на вопрос: в каких сложных предложениях можно задать вопрос от одной части речи к другой? Введение понятий «сложносочиненное» и «сложноподчиненное» предложения. Знакомство и овладение алгоритмом различения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Знакомство со схемами сложных предложений | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант | ||
Знаки препинания в сложном предложении («Правописа-ние») | 120 | Знаки препинания в сложном предложении | Познакомить с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочиненного предложения | Уметь: распознавать сложные и простые предложения | Работа с алгорит-мом | Наблюдение над языковым материалом: как разделяются части сложного предложения. Работа с правилом (рубрика «Тайны языка»). Знакомство и овладение алгоритмом постановки запятой между частями сложносочиненного предложения. Тренировочные упражнения: различение простых и сложных предложений, постановка запятой в сложносочиненном предложении. Повторение материала 4 класса: обобщающее слово и знаки препинания в предложении с обобщающим словом | Индивидуаль-ные задания | ||
Текст («Развитие речи») | 121 | Обучающее сочинение-описание «Дым столбом» | Совершенствовать умение в составлении плана и записи текста | Уметь: составлять план, писать сочинение | Работа с дополни-тельной литерату-рой | Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся | Обучающее сочинение. Самопроверка. | ||
122 | Контрольное изложение | Развивать умение самостоятельно передавать текст по памяти | Уметь: составлять план текста, воспроизводить текст по памяти. | Работа с текстом | Подготовка к изложению: составление плана, языковой разбор текста. Запись текста по памяти. | Контрольное изложение. Самопроверка. | |||
Синтаксис. Сложное предложение («Как устроен наш язык») | 123 | Сложносочинен-ное и сложноподчинен-ное предложения | Формировать умения отличать сложносочиненное предложение от сложноподчинен-ного | Уметь: распознавать сложносочинен-ное и сложноподчинен-ное предложения | Работа со схемами предложе-ний | Наблюдение над языковым материалом: место придаточной части в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов. Тренировочные упражнения в различении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений) | Письмо с комментирова-нием, взаимопроверка | ||
124 | Итоговая контрольная работа за II полугодие по блоку «Как устроен наш язык» | Проверить теоретико-практические знания и умения, приобретенные в процессе изучения грамматико-орфографических тем | Контрольная работа. Самопроверка. | ||||||
Знаки препинания в сложном предложении («Как устроен наш язык») | 125 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | Познакомить с правилом постановки запятой в сложноподчиненном предложении | Уметь: распознавать сложносочинен-ное и сложноподчинен-ное предложения | Работа со схемами предложе-ний | Наблюдение над языковым материалом: постановка запятой в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов (работа с рубрикой «Тайны языка»). Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложных предложениях с однородными членами. Составление сложноподчиненных предложений по модели [, ( ),]. | Индивидуаль-ные задания | ||
Текст («Развитие речи») | 126 | Обучающее сочинение «Мальчики» | Развивать умение в написании начала и продолжения рассказа | Уметь: составлять начало и концовку заданного текста | Работа с дополни-тельной литерату-рой | Коллективная работа с текстом учебника. Написание начала и продолжения текста (самостоятельная работа). Анализ работ учащихся | Обучающее сочинение | ||
Синтаксис. Сложное предложение («Как устроен наш язык») | 127 | Сложное предложение. Работа над ошибками, допущенными в сочинении | Развивать умение в сопоставлении сложных предложений и схем | Уметь: писать сложные предложения. | Работа со схемами предложе-ний | Работа над сопоставлением сложных предложений и их схем. Анализ сложных предложений, осложненных однородными членами | Индивидуаль-ные задания | ||
Текст «Развитие речи» | 128 | Контрольное изложение | |||||||
Знаки препинания в сложном предложении («Как устроен наш язык) | 129-130 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | Совершенствовать умения в расстановке знаков препинания в сложном предложении | Уметь: писать сложные предложения. | Работа со схемами предложе-ний | Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении | Индивидуаль-ные задания | ||
131 | Педагогическая диагностика | ||||||||
Повторение изученного в 4 классе | 132 | Повторение и обобщение изученного материала | Закреплять умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Уметь: писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Работа в тетради «Учусь писать без ошибок». Творческие речевые игры | Индивидуаль-ные задания | |||
133134135136 | Индивидуаль-ные задания | ||||||||
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
- Учебник - Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Кузнецова, М.И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Кузнецова, М.И. Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009
- Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам/ C.В.Иванов, М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2009. – (Начальная школа XXI века)
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / под ред. С.В.Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 2-е изд., исправл. – 320 с. – (Оценка знаний).
- Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 3 класс. 4 класс / Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Е.Э. Кочурова и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 160л. +вкл.
Список литературы.
- Привалова С.А. Русский язык. 4 класс: поурочные планы по учебнику С.В.Иванова и др. в 2 ч. / авт.-сост. С.А.Привалова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 152 с.
- Тикунова Л.И. Контрольные и проверочные работы 1-4 классы: Русский язык / Дидактические материалы. – М.: Росткнига, 2007. – 220 с. – (Юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать).
- Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 4 класса. – М.: Грамотей, 2009. – 112 с.
- Сборник диктантов по русскому языку для начальных классов. – М.: Грамотей, 2008. – 96с.
- Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. (1-3 классы). М.: Диалог-Информ, 1994. – 128 с.
- Матвеева А.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1995. – 192с.
- Матвеева А.Н., Васильева Р.А., Бугаева А.Л. Сборник диктантов для начальных классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 176с.
- Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Русский язык 4 класс: Теория в таблицах. Практика: раздаточные материалы: в 2 ч., ч.1. – М.: Росткнига, 2005. – 140с.
- Узорова, О.В. Диктанты и изложения по русскому языку: 1-4-й кл. (1-4); 1-3-й кл. (1-3) /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 266 с.
- Ушакова О.Д. Контрольные диктанты с подготовительными упражнениями. 3-4 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 64с.
- Страхова Л.Л. Пишем изложение по плану. 3-4 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 64с.
- Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач.классов. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 80с.
- Орфографический словарь русского языка: 106000 слов/ АН СССР. Ин.-т русского языка; Под ред. С.Г.Бархударова и др. – 23-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986 – 464с.
График контрольных работ по русскому языку
№ п/п | Тема контрольной работы | Дата |
1 четверть | ||
1 | Педагогическая диагностика успешности обучения | |
2 | Списывание по теме: «Повторение орфограмм, изученных в 3-м классе». | |
3 | Диктант (текущий) по теме «Повторение изученных орфограмм. Орфограммы в окончаниях имен существительных и прилагательных» | |
4 | Текущая контрольная работа по теме: «Повторение фонетики, словообразования, морфологии». | |
5 | Итоговая контрольная работа по теме: «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного» | |
6 | Контрольный диктант за I четверть по блоку «Правописание» | |
2 четверть | ||
1 | Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи» | |
2 | Диктант по теме: «Ь после шипящих в глаголах, тся – ться в глаголах». | |
3 | Контрольное списывание по теме «ь после шипящих в глаголах. –ться, тся в глаголах. Безударные личные окончания глаголов» | |
4 | Итоговая контрольная работа за первое полугодие по теме «Повторение изученного в I и II четвертях» | |
Педагогическая диагностика успешности обучения | ||
5 | Контрольный диктант по теме «Орфограммы, изученные в Iи II четвертях» | |
3 четверть | ||
1 | Текущая контрольная работа по теме: «Время глагола». | |
2 | Диктант по теме: «Окончания глаголов в прошедшем времени». | |
3 | Диктант (текущий) по теме «Глагол» | |
4 | Итоговая контрольная работа по теме «Глагол», «Наречие». | |
5 | Контрольный диктант по теме «Орфограммы, изученные в III четверти» | |
4 четверть | ||
1 | Текущая контрольная работа по теме: «Связь слов в словосочетании». | |
2 | Диктант по теме: «Правописание слов в словосочетаниях». | |
3 | Контрольное списывание по теме «Правописание слов в словосочетании» | |
4 | Контрольное изложение | |
5 | Итоговая контрольная работа за II полугодие по блоку «Как устроен наш язык» | |
6 | Контрольный диктант по теме «Орфографические и пунктуационные правила» | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс по русскому языку с учетом ФГОС
программа составлена с учетом методписьма и локальным актом школы...
рабочая программа 2 класс перспектива русский язык
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа 4 класс по русскому языку ОС "школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 ЛЕТ общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая со...
рабочая программа 3 класс по русскому языку
рабочая программа 3 класс по УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа 1 класс по русскому языку УМК "Школа 21 века"
Файл содержит поурочное планирование по ФГОС,пояснительную записку....
Рабочая программа 1 класса по русскому языку
Данная программа является составной частью завершенной предметной линии «Русский язык» комплекта «Перспективная начальная школа», направленной на реализацию государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа 2 класс по русскому языку УМК "Школа 21 века"
Полная рабочая программа с тематическим планированием и критериями оценки....