Правописание безударных личных окончаний глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
План - конспект урока русского языка в 4 классе по системе Л.В. Занкова ( + презентация). Поможет учителю при подготовке к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_.docx | 69.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цель. Закрепить умение правильного написания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений; прививать интерес к русским традициям, познакомить с историей самовара и чаепития.
Оборудование. Рисунки и иллюстрации с изображениями самоваров, карточки с заданиями для детей, презентация к уроку, мультимедийное устройство.
1.Работа над изученным материалом.
1)Минутка чистописания.
Учитель. Сегодня мы продолжим работу над правописанием безударных личных окончаний глаголов глаголов, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси. А какое чаепитие без... отгадайте загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Дети. Это самовар.
Учитель. Правильно, это русский самовар.
Учитель: (обращаясь к самовару):
Самовар свистит, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
На минутке чистописания мы постараемся изобразить петлеобразными элементами, начиная с маленьких, как самовар пускает пар. Попробуем выполнить это задание на доске.
Ут-ют ат-ят …
2)Словарная работа.
Подготовительная беседа
У. Во всем мире знают русский самовар. Его родина – город умельцев и мастеров Тула. Первый самовар был изготовлен в 1778 г. Назаром Лисицыным. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра и мельхиора. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. Тула – единственный город в стране, который с 1956 г. выпускает электрические самовары. На Руси издавна делали разные по форме и объему самовары. Были даже такие самовары, которые вмещали в себя до пяти ведер воды.
Учитель обращает внимание на доску, где прикреплены иллюстрации с изображениями самоваров.
– Ребята, вы видите только два самовара – разных по форме и внешнему виду. Посетив краеведческий музей, мы увидели бы коллекцию русских самоваров. Как вы понимаете слово коллекция?
Д. Собрание каких-то вещей.
У. Какое это слово?
Д. Словарное.
У. Как оно пишется?
Д. В первом слоге – безударный гласный о, затем удвоенный согласный л, после ц пишется и.
Коллекция, коллектив, клеить.
- Какое слово лишнее?
3)Упражнение в написании окончаний глаголов.
У. О самоваре сложено много пословиц и стихов, один из которых мы прочтем.
На доске:
САМОВАР Давно на белом свете |
У. Назовите глаголы, которые характеризуют самовар, как живое существо.
Д. Живет, излучает, согревает.
У. Да, ребята, в старину самовар являлся неодушевленным членом семьи, и его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иванович". Спишите стихотворение. Выделите окончания глаголов. Укажите спряжение глаголов.
Дети выполняют задание.
4)Работа с пословицами.
– А теперь прочитайте пословицы.
1. С самоваром чай важнее и беседа веселее. |
Дети объясняют смысл пословицы. Указывают спряжение глаголов.
Списать, дополнить их глаголами, противоположными по смыслу.
От радости смеются, а от горя _____.
Мир стро.т, а война _______.
Дождик вымоч.т, а солнышко ________.
Ласточка день начина.т, а соловей _____.
Смелый наступа.т, а трус отступа.т.
– И нам наш самовар велит продолжать работу.
5)Выполнение упражнения. Определение спряжения глаголов.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.
Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьет, сто лет проживет". А почему так говорят, мы узнаем из упражнения .
Карточка 2
Чай призна.т не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говор.т так: "Чаепитие очища.т кровь, регулиру.т работу печени, снима.т сонливость, оживляя.т мышцы тела". |
У. Найдите в тексте глаголы. Выпишите по группам. Вставьте нужные окончания.
Дети выполняют задание.
– Назовите глаголы I спряжения.
Д. Признают, очищает, регулирует, снимает, оживляет.
- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?
-– Назовите глаголы I I спряжения.
-Говорят.
6)Письмо по памяти.
Карточка 3
Чай вам жажду ... , Слова для справок: утолит, излечит, успокоит, ободрит. |
– Прочитайте стихотворение, дополняя его подходящими по смыслу глаголами.
Дети выполняют задание.
– Что можно сказать о глаголах, которые вы употребили?
Д. Это глаголы II спряжения.
Стихотворение читается еще два раза, и дети пишут его по памяти.
У. Проверим написанное, выделим окончания глаголов.
Дети выполняют задание.
7)Изменение глаголов по лицам. (В 3 лице множественного числа.)
1 в - I спряжение.
2в - II спряжение
Шипит, пускает, свистит, украшает, согревает, лежит, угощает, смотрит.
Найдите глаголы подходящие к действию самовара, выделите в них окончания и укажите спряжение.
У. Чем привлекателен чай, мы узнаем, правильно составив предложения из слов.
8)Работа по карточкам. Творческая работа. Восстановление деформированного текста.
Карточка .
1) чай, женщины, Собирают, только. |
– Прочитайте слова первой строчки. Составьте предложение.
Аналогичная работа проводится со всеми предложениями.
– Прочитайте весь текст. Запишите его. Найдите в тексте глаголы, определите их время, лицо, число и спряжение, выделите окончания.
Дети выполняют задание учителя.
Один из учеников читает то, что у него получилось.
Собирают чай только женщины. Аромат женских рук не портит запах чая. На Руси издавна любят и умеют вкусно заваривать чай. Душистые травы придают чаю особый вкус.!!!! |
9)Выборочное письмо. (Выполнение 173 упражнения.)
1в -1столбик.
2в – 2столбик.
1в – сможешь – 2лицо, ед.ч., б. в., 1спр.
Скажет -3л., ед.ч., б. в., 1спр.
2в – носит – 3л., ед.ч., н. в., 2спр.
Играют – 3л., мн.ч., н. в., 1спр.
10.Заменить одним глаголом.
Унести ноги – убежать(1спр.)
Ломать голову – думать (1спр.)
Зарубить на носу –запомнить (2спр.)
Обвести вокруг пальца- обмануть (1спр.)
Чесать языком –болтать (1спр.)
11. Итог урока.Блиц – опрос.
1)Что такое спряжение?
2)Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
3)Какие глаголы относятся к 2 спряжению?
4) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
5)Какие глаголы – исключения относятся ко 2 спряжению?
1 спряжению?
12.Домашнее задание: упр.173.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Конспект урока с презентацией....
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени
Урок- путешествие по русскому языку в 3-м классе ТЕМА УРОКА: Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени.ЦЕЛЬ УРОКА: Обосновать написание безударных окон...
Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения" с использованием технологии индивидуализации обучения
Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола....
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...
Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...