Распознавание слов по частям речи.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Показать возможности использования грамматических особенностей частей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
распознавание слов по частям речи.
Цель урока:
Систематизировать знания о частях речи и научить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Задачи урока:
Образовательные:
Показать возможности использования грамматических особенностей частей речи;
Совершенствовать знания о частях речи;
Научить составлять алгоритм для определения частей речи
Развивающие:
Развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму)
Активизация словесно-логического мышления;
Продолжить развивать умение анализировать сопоставлять , сравнивать
Воспитательные:
Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы;
Совершенствовать навык сотрудничества, общения в группе
Тип урока:
Урок повторения грамматических признаков слов и совершенствования знаний.
Методы обучения:
Частично-поисковые
Вид урока:
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Оборудование:
Тесты по теме (повторение: части речи- имена);
Индивидуально приготовленные карточки для самостоятельной работы
Карточки с заданиями, проверка по эталону
Задания для работы в группе
Аудиозапись, слайды, разноцветные кружки.
ХОД УРОКА
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактические материалы |
| Прозвенел уже звонок, В школе начался урок. Тихо стало в коридоре Со звонком никто не спорит. Мы начнём сейчас урок И закончим его в срок. Тихо сядем все за парты И запишем быстро дату. | Учащиеся записывают число, классную работу. | Таблица с правильным написанием букв. |
| Сегодня мы начнём урок с того, что выполним тест, который подскажет нам тему урока. Возьмите тесты , внимательно прочитайте задание и выполните. Тест. 1 Укажи однокоренное слово к слову слезать. Слеза Пролезать Прослезиться Слезал 2 Какое слово является именем? Треск Чувствовать Желтеть Мы 3. У какого имени прилагательного нельзя определить род? Сладкий Сладкое Сладкая Сладкие 4. Найди глагол. Удивление Удивить Диво удивительный | Учащиеся выполняют задания самостоятельно. Проверка работы в паре по образцу. Правильные ответы: 1.Пролезать,слезал 2. Треск 3.Сладкие 4.Удивить | Слайд №1 |
| Подведём итоги мини-теста. Определим задачи урока. Создать проблемную ситуацию. | Определение частей речи. Грамматические особенности имени прилагательного, глагола. Орфограммы в корне слова. | |
| Упражнение №47 Работа с заданиями. К какой части речи будут относиться слова, подходящие по составу к схемам первой строки? Какое значение вносит окончание в этих словах? Какие слова вы подберёте к схемам второй строки? На что указывают обозначенные суффикс и окончание? . Подберите и запишите в тетрадь по одному слову к каждой схеме. Разобрать по составу слова влево, вправо | Прилагательные. Глаголы. Указывают на род , число, время. Голубая Голубое Голубые Имена прилагательные в ед. числе изменяются по родам в зависимости от существительного. Пришла Пришло Пришли Глагол в прошедшем времени изменяется по родам. Влево, вправо- Дети затрудняются определить «о». | Слайд №2 |
| Прочитайте запись и поразмышляйте о том, слова каких частей речи понадобилось автору. Как определить к какой части речи относится то или иное слово? Слова каких частей речи понадобились? Вам встретились слова, которые вы пока не можете отнести к известным частям речи. Найдите их. Докажите, что они не принадлежат ни к одной из известных вам частей речи. | Работа с учебником. Упр.№50 Самостоятельные части речи. Служебные части речи. ? Записывают известные части речи в колонки. Учащиеся «цепочкой» заполняют схему на доске. Выписывают слова в третью колонку. Найдите в словаре слова, которые отвечают на такие же вопросы. | Памятка «Анализируем слово как часть речи» Схема на доске. Орфографический словарь. |
| Найдите слова из текста с корневой орфограммой. Какие слова являются для них проверочными? Выделите орфограммы. На какие еще орфограммы вы бы хотели обратить внимание? | Выделяют приставки, подчеркивают орфограммы. Выделяют корень, подчеркивают орфограммы. Надо поработать над наречием. | Упр. № 50 Слайд № 3 Проверка задания. |
| Я буду называть слова, а вы попробуйте быстро определить, к какой части речи они относятся. Если я называю имя существительное, вы хлопаете в ладоши; Имя прилагательное- качаетесь из стороны в сторону; Глагол-бег на месте. Почему, услышав последнее слово,вы затруднились? | Выполняют физминутку. Смотрит Белую Гриб Рисует Красивый Тетради Кино Прыжки Прыгает Смелый Белила | |
| Раздает карточки со словами: 1. лист.к, два, кл.новый, паутинка, тон.нький, зац.питься Какие части речи есть среди записанных слов? В какой форме они стоят? 2.Построить из заданных слов предложение, записать. Слово какой части речи добавишь? Доказать, что записаны не отдельные слова, а предложение. 3.Выделить основу, определить части речи и их грамматические признаки. | Ответы: имя существительное, имя числительное, имя прилагательное, глагол . В начальной форме. Два кленовых листика зацепились за тоненькую паутинку. Служебная часть речи: предлог «за» Предложение выражает законченную мысль. Основа: два листика зацепились. У существительных-род, число,падеж. У прилагательных: род, число, падеж. У глагола: время,число,род,лицо. | Проверяют по образцу (самопроверка). Слайд№ 4 Ответы дают представители групп. Карточки с заданиями. Оценивают свою работу в группе. 1задание-5б. 2задание-4б. 3задание- 5б. |
| 1. Как определить, к какой части речи отнести слово? 2. Назвать грамматические признаки частей речи. 3.Кому и в чем подчиняются имена существительные? 4.Что приказывает имя существительное имени прилагательному? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Те, кто затрудняются, могут использовать памятку. Каждый ученик оценивает свою работу на уроке. | Разноцветные кружки. «5»- красный «4»-желтый «3»-синий |
| 1.Найти в словаре слова, которые отвечают на вопросы: как?, когда?, где? 2.Упражнение №54. Выборочно. | Учащиеся читают задания. Задают вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Играем со словами разных частей речи"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Играем с разными частями речи"...
Анализ слова как часть речи
распечатать и раздаить для работы на уроке и дома...
Открытый урок "Разбор слова как части речи"
Конспект открытого уролка по русскому языку...
"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)
Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам»....