Распознавание слов по частям речи.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Еремеева Надежда Николаевна

Показать возможности использования грамматических особенностей частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

распознавание слов по частям речи.

Цель урока:

Систематизировать знания о частях речи и научить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Задачи урока:

Образовательные:

Показать возможности использования грамматических особенностей частей речи;

Совершенствовать знания о частях речи;

Научить составлять алгоритм для определения частей речи

Развивающие:

Развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму)

Активизация словесно-логического мышления;

Продолжить развивать умение анализировать сопоставлять , сравнивать

Воспитательные:

Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы;

Совершенствовать навык сотрудничества, общения в группе

Тип урока:

Урок повторения грамматических признаков слов и совершенствования знаний.

Методы обучения:

Частично-поисковые

Вид урока:

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Оборудование:

Тесты по теме (повторение: части речи- имена);

Индивидуально приготовленные карточки для самостоятельной работы

Карточки с заданиями, проверка по эталону

Задания для работы в группе

Аудиозапись, слайды, разноцветные кружки.

ХОД УРОКА

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактические материалы

  1. Самоопределение  к деятельности.

Прозвенел уже звонок,

В школе начался урок.

Тихо стало в коридоре

Со звонком никто не спорит.

Мы начнём сейчас урок

И закончим  его в срок.

Тихо сядем все за парты

И запишем быстро дату.

Учащиеся записывают число, классную работу.

Таблица с правильным написанием  букв.

  1. Актуализация знаний

Сегодня мы начнём урок с того, что выполним  тест, который подскажет нам тему урока. Возьмите   тесты ,  внимательно прочитайте задание и выполните.

Тест.

1  Укажи однокоренное слово к слову слезать.

Слеза

Пролезать

Прослезиться

Слезал

2  Какое слово является именем?

Треск

Чувствовать

Желтеть

Мы          

3. У какого имени прилагательного нельзя определить род?

Сладкий

Сладкое

Сладкая

Сладкие

4. Найди глагол.

Удивление

Удивить

Диво

удивительный  

Учащиеся выполняют задания самостоятельно.

Проверка работы в

паре  по образцу.

Правильные ответы:

1.Пролезать,слезал

2. Треск

3.Сладкие

4.Удивить

Слайд №1

  1. Постановка учебной цели.

Подведём итоги мини-теста.

Определим задачи урока. Создать проблемную ситуацию.

Определение частей речи.  Грамматические особенности  имени прилагательного, глагола. Орфограммы в корне слова.

  1. Основной этап занятия.

Упражнение №47

Работа с заданиями.

К какой части речи будут относиться слова, подходящие  по составу к   схемам  первой строки?  

Какое значение вносит окончание в этих словах?

Какие слова вы подберёте к схемам  второй  строки?

На что указывают обозначенные суффикс и окончание? .

Подберите и запишите в тетрадь по  одному слову к каждой схеме.

Разобрать по составу слова влево, вправо  

Прилагательные.

Глаголы.

Указывают на род , число, время.

Голубая

Голубое

Голубые

Имена прилагательные в ед. числе изменяются по родам в зависимости от существительного.

Пришла

Пришло

Пришли

Глагол   в прошедшем времени   изменяется по родам.

  Влево, вправо-

Дети затрудняются   определить «о».

Слайд №2

  1. Закрепление.

Прочитайте запись и поразмышляйте о том, слова каких частей речи понадобилось автору.

Как определить к какой части речи относится то или иное слово?

Слова каких частей речи понадобились?

Вам встретились слова, которые вы пока не можете отнести к известным частям речи. Найдите их.

Докажите, что они не принадлежат ни к одной из известных вам частей речи.

Работа с учебником.

Упр.№50

Самостоятельные части речи.

Служебные части речи.

?

Записывают известные части речи в колонки.

Учащиеся «цепочкой» заполняют схему на доске.

Выписывают слова в третью колонку.

Найдите в словаре слова, которые отвечают на такие же вопросы.

Памятка «Анализируем слово как часть речи»

Схема на доске.

Орфографический словарь.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Найдите слова из текста с корневой орфограммой. Какие слова являются для них проверочными?

Выделите орфограммы.

На какие еще орфограммы вы бы хотели обратить внимание?

Выделяют приставки, подчеркивают орфограммы.

Выделяют корень, подчеркивают орфограммы.

Надо поработать  над наречием.

Упр. № 50

Слайд № 3

Проверка задания.

  1. Физминутка.

Я  буду называть слова, а вы попробуйте быстро определить, к какой части речи они относятся. Если я называю имя существительное, вы хлопаете в ладоши;

Имя прилагательное- качаетесь из стороны в сторону;

Глагол-бег на месте.

Почему, услышав последнее слово,вы затруднились?

Выполняют физминутку.

Смотрит

Белую

Гриб

Рисует

Красивый

Тетради

Кино

Прыжки

Прыгает

Смелый

  Белила

  1. Работа в группах.

Раздает карточки со словами:

1. лист.к, два, кл.новый, паутинка, тон.нький, зац.питься

Какие части речи есть среди записанных слов?  В какой форме они стоят?

2.Построить из заданных слов предложение, записать.

Слово какой части речи добавишь?

Доказать, что записаны не отдельные слова, а предложение.

3.Выделить основу, определить части речи и их грамматические признаки.

Ответы: имя существительное, имя числительное, имя прилагательное, глагол   .

В начальной форме.

Два кленовых листика зацепились за тоненькую паутинку.

Служебная часть речи:

  предлог «за»

Предложение выражает законченную мысль.

Основа: два листика зацепились.

У существительных-род, число,падеж.

У прилагательных: род, число, падеж.

У глагола: время,число,род,лицо.

Проверяют по образцу (самопроверка).

Слайд№ 4

Ответы дают представители групп.

Карточки с заданиями.

Оценивают свою работу в группе.

1задание-5б.

2задание-4б.

3задание- 5б.

  1. Рефлексия деятельности

1. Как определить, к какой части речи отнести слово?

2. Назвать грамматические признаки частей речи.

3.Кому и в чем подчиняются имена существительные?

4.Что приказывает  имя существительное имени прилагательному?

Учащиеся  отвечают на вопросы учителя. Те, кто затрудняются, могут использовать памятку.

Каждый ученик оценивает свою работу на уроке.

Разноцветные кружки.

«5»- красный

«4»-желтый

«3»-синий

  1. Задание на дом.

1.Найти в словаре слова, которые отвечают на вопросы: как?, когда?, где?

2.Упражнение №54. Выборочно.

Учащиеся читают задания. Задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Играем со словами разных частей речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Играем с разными частями речи"...

Анализ слова как часть речи

распечатать и раздаить для работы на уроке и дома...

Открытый урок "Разбор слова как части речи"

Конспект открытого уролка по русскому языку...

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам»....