Словарная работа.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Необычная словарная работа для учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Выпишите те слова, в которых все буквы гласных звуков расположены по алфавиту:

Колбаса, кефир, килограмм, котлета, апельсин, кастрюля, кипеть, вагон.

Выпиши:

  1. Слова, в которых есть три орфограммы;
  2. Слова, в которых есть две одинаковые орфограммы;
  3. Слова, в которых есть одна проверяемая и одна непроверяемая орфограммы:

Лопата, вагон, арбуз, помидор, килограмм, компот, морковь, магазин.

Найди и выпиши следующие слова:

  1. Слово, в котором «спряталось» название животного;
  2. Слово, в котором «спряталось» название цветка;
  3. Слово, в котором «спряталось» название птицы:

Полотенце, макароны, жираф, корзина, дорога, жаворонок, котлета.

Петя прибежал домой радостный: «Мама! Я смогу теперь все эти слова – сова, мешок, цветок, печенье, коты, трава, помидор – написать безошибочно, потому что в школе меня научили подбирать проверочные слова».

        Прав ли Петя? Найди слова, для верного написания которых недостаточно уметь подбирать проверочное слово, и выпиши их.

        Подумай, по какому признаку эти слова можно разделить на три группы:

Завтракать, лопата, вагон, деревенский, жужжит, помидор, кастрюля, интересный, апельсиновый , поужинал.

        Отметь все орфограммы и запиши в три столбика.

        Мальчик выполнил задание учительницы: записать все известные ему словарные слова на букву к. Он написал:

Корова, котенок, кефир, касса, колосок, кастрюля, килограмм, крот, кипеть.

        Не открывая словаря, проверь, правильно ли выполнил задание ученик. Как будешь рассуждать? Спиши только словарные слова.

        Выбери из предложенных слов, такие, чтобы получилось стихотворение со смыслом и рифмой. Возможно, тебе понадобится изменять слова по команде вопросов.

Ой, как же тяжело!

Сумка давит на плечо.

Из _________ мама

Несет четыре _________.

Сын ее любымый                      

Любит _______ и _______.      Апильсин, килограм, магозин.

        Запиши слова с «окошками», а затем уточни в словаре их верное написание.

        Составь рассыпавшиеся слова. Те, в которых есть непроверяемые орфограммы, выпиши.

Де, са, на, жать, га, рев, ма, зин, бе, ли.

        Стихотворение читается учителем.

Слова такие разные:

Котлета и пирог,

Вагон и потолок,

Шоссе и чемодан.

Как написать их нам?

- Ребята рассуждали,

И одного не знали

Что способ, как писать, один,

Его ведь ты подскажешь им?

        Способ написания обсуждается, после чего словарные слова сначала записываются с «окошками», а затем учащиеся обращаются к словарю.

С…сиски в ужасе кричали,

К…тлеты тоже не молчали.

В к…стрюле распластались м…к…роны,

К…фир прижался к стенке ровной.

Полдня играл в футбол Сережка,

Проголодался он немножко.

Вновь собирался холодильник он открыть

И все, что там осталось, проглотить.

        Заполнение «окошек» предполагается либо по памяти (на этапе проверки), либо по словарю (на этапе усвоения). А также возможно организовать прочтение стихотворения на слух, чтобы избежать готового выделения орфограмм в виде «окошек».

Мама приготовила на  _______ вкусный _______. Все были очень рады. А саша сказал, что он не любит _______, а любит _______.

        Девочка писала рассказ, а словаря рядом не было, поэтому все неизвестные ей словарные слова она просто пропустила. А как бы поступил на ее месте ты? Попробуй с помощью словаря восстановить ее рассказ. Как ты думаешь, у всех детей в классе получится одинаково?

        Проверь работы учеников.

Катя написала: Многие посажиры вышли из вагона на этой станции.

Витя написал: В деревне у бабушки живут бальшой кот Василий и зиленый попугайчик Гоша.

        Исправь ошибки. Подумай, чего не знал каждый из ребят, из-за чего допустил свои ошибки.

        Работа в паре.

        Каждый открывает словарь и выписывает пять любых слов с «окошками». При этом правописание незнакомых слов нужно запоминать. Словари закрываются. Ребята обмениваются листочками. Все известные им буквы они вписывают, неизвестные спрашивают у соседа. (Учитель должен обратить внимание ребят на то, что это не проверка, а изучение словарных слов. Поэтому если точно не знаешь написание слова, угадывать не нужно, а нужно спросить у ученика, который их выписал). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа ppt

Иллюстративный материал к игре "Соберем букет" можно использовать на уроке русского языка в начальной школе. Учитель дает поочередно подсказки-толкования слов, их этимологию.Ученики строят предположен...

Тренажер. Словарная работа. Группа "Квартира"

Ресурс создан для отработки навыков правописания слов непроверяемыми безударными гласными. Создана возможность выбора правописания. В случае неправильного выбора буквы дается  возможность вспомни...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...