Урок русского язык в 3 классе «Однородные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
урок закрепления и обобщения знаний об однородных членах предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnorodnye.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Терский филиал МБОУ Заворонежской СОШ
Мичуринского района
урок по русскому языку в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века
под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Тема урока: « Однородные члены предложения».
Цели урока: - закрепить и обобщить знания об однородных членах предложения;
- учить учащихся находить однородные члены предложения и определять их роль в предложении.
- отработать правила постановки занятой между однородными словами;
- составлять схемы (модели) предложений с однородными членами;
- развивать речь учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор С.В.Иванов, тетрадь «Пишем
грамотно» автор М.И.Кузнецова, карточки с союзами, рисунки со знаками препинания, карточки со схемами, раздаточный дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
II. Каллиграфическая пятиминутка,
ккк
кастрюля картофель комната
Кто много читает, тот много знает.
- Что мы можем сказать о словах второй строчки? (словарные слова)
- Что вы заметили в предложении?
III. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сейчас вы послушайте сказку и дайте ответ на вопрос: Зачем нужны знаки препинания.
Жили-были в королевстве Пунктуация слова. Их было так много, что когда они собирались вместе поговорить о своих собственных делах, поднимался страшный шум и гам.
Но вот однажды в королевство пришёл бродячий цирк знаков препинания - Пунктуация. Весело плясала на канате Запятая, Восклицательный знак жонглировал точками, а Вопросительный важно выступал во фраке перед публикой.
Очень полюбился словам цирк, а старый и мудрый словарь даже попросил артистов остаться погостить в королевстве. Как-то собрались слова по привычке на площади и гостей пригласили на своё общее собрание. Ходят артисты между словами, прислушиваются, приглядываются, каждый останавливается там, где ему понравится. И вдруг все с удивлением заметили, что неразбериха исчезла, слова образовали чёткую законченную мысль, благодаря присутствую знаков препинания. С тех пор слова и знаки поняли, что нельзя им друг без друга жить.
-Так зачем же нужны знаки препинания?
- Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания.
Мы тоже должны уметь правильно оформлять свою речь на письме.
IV. Работа над темой урока.
- Какие члены предложения называются однородными?
- А какими членами предложения могут быть однородные слова? (и главными, и второстепенными)
• Найти однородные члены предложения в стихотворении, а также слово, от которого вы ставите вопрос к однородным словам и определить каким членом предложения они являются.
Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки.
Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.
- А как связаны между собой однородные члены предложения? (союзами: а, но, да, и, или).
- А как еще могут быть они связаны? (по смыслу, интонацией перечисления).
- Когда между однородными членами предложения нужно ставить запятую?
- В каких случаях запятая не ставится?
Работа по карточкам.
В предложениях расставить запятые и указать, какой схеме они соответствуют?
1. Волчишко вылез, осмотрелся, походил, сел. но
2. Солнце светит, но не греет.
3. В гостях хорошо, а дома лучше. и
4. В саду растут вишни, яблони и груши. а
5. В саду растут и вишни, и яблони, и груши. или или
6. Осенью ёж заберется в нору енота или барсука. и и и
7. В саду пахнет или прелыми листьями, или нагретой корой. или
- Чем похожи и чем отличаются карточки 4 и 5? 6 и 7?
* Составить из трех предложений - одно предложение с однородными членами; записать его и составить схему.
Стайка птиц помчалась за леса. Стайка птиц помчалась за горы. Стайка птиц помчалась за край земли.
В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление материала об однородных членах предложения.
- Когда-то слово пунктуация означало постановка точек или учение о точках. Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом. А их свыше десяти: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки и т.д. Отсутствие запятой может привести к непониманию и даже серьезным недоразумениям. Вот послушайте рассказ.
Поход.
Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: «Быть дома нельзя идти в поход». Девочка не могла понять (текст) это предложение?
- Почему?
- Ребята, а сегодня в нашу школу пришла телеграмма о прибытии гостей из Москвы.
Делегация выезжает утром встречайте.
Телеграмма вызвала недоумение. Почему? Как можно её понять?
- Вам необходимо поставить знаки препинания и объяснить смысл полученного предложения.
(Делегация выезжает, утром встречайте. Делегация выезжает утром, встречайте
VII. Дидактические игры и упражнения.
* Гимнастика для пальчиков.
в Вот как обращался с запятыми и точками известной книги «Незнайка». Он написал: «Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать»
* От постановки занятой зависит и человеческая жизнь:
Помиловать нельзя казнить.
VIII. Развитие речи.
Вы писатели. Используя данные слова, составить предложения с однородными членами и связный рассказ.
Гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипели, схватила, закрякали.
IX. Самостоятельная работа
Выполнение упражнения в тетради «Пишем грамотно» упр.2 с.37.
X. Итог урока.
XL Домашнее задание,
- Придумать свои три предложения с однородными членами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" 4 класс УМК "Гармония"
На уроке дети учатся определять предложения с однородными членами, находить в предложении однородные подлежащие (однородные сказуемые, однородные второстепенные члены)....
Урок русского языка 3 класс Однородные члены предложения
Программа " 21 век"...
Урок русского языка 3 класс "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 3 классе. УМК "Начальная школа XXI века". Презентация для интерактивной доски SMART....
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Урок русского языка 4 класс. Однородные члены предложения.
Открытый урок русского языка в 4 классе. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.
Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....
Анализ урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.
Анализ урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....