Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Ребусы"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Бовина Нина Михайловна

Программа внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavat._po_russkomu.word_.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

1)Введение.

В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:

-  поддержания интереса учащихся к учению;

- воспитание граждан способных думать, самостоятельно «открывать» знания.

Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на формирование находчивого, сообразительного, умеющего логично рассуждать ребёнка. Одним из важных средств  формирования мыслящего, интересующегося окружающим миром человека является решение нестандартных задач.

Предлагаемая программа занятий факультатива «Ребусы» направлена на удовлетворение этих требований.

2)Пояснительная записка.

Представленная программа факультатива «Ребусы»  рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся начальных классов.

 Ребус – это задание, в котором  искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков. Разгадывание ребусов достаточно увлекательное занятие для учащихся младшего школьного возраста, приносящее одновременно радость и пользу. Разгадывание ребусов является  отличной гимнастикой для развития  интеллекта ребёнка.

Цель программы:

Совершенствование мыслительного аппарата ребенка, воспитание интереса          к учению.

Задачи программы:

  • Познакомить с правилами разгадывания ребусов.
  • Развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, проведение аналогий.
  • Развивать различных сторон внимания: избирательности, переключаемости, устойчивости.
  • Развивать умение формулировать и высказывать мысли в устной форме.
  • Развивать самостоятельность, находчивость, способность к волевому усилию для достижения поставленной цели.
  • Поддерживать любознательность, интерес к учению.

Представленная программа построена на принципах занимательности, научности, доступности, системности, важной роли теоретических знаний, делается упор на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей ребёнка.

        Занятия факультатива являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.

Практические работы направлены на:

-  применение теоретических знаний на практике (разгадывание ребусов);

-  выполнение творческих заданий (составление своих ребусов).

Данный курс предусматривает различные типы занятий:

- беседа;

- практика;

- игра;

- работа с интернетными ресурсами;

- презентация работ.

3)Содержание программы.

Программа рассчитана на 17 часов: из них теоретические занятия - 2часа, практические -   15 часов.

Занятия факультатива могут проводиться 1 раз в неделю по 0,5 часа или 1 раз в две недели по 1 часу.

Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Формы контроля промежуточных результатов.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

- творческие задания;

- интеллектуальные игры;

- выставки работ учащихся.

Условия реализации программы.

Программа будет успешно реализована, если:

- будет усвоен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

        - будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся;

- будет использоваться разнообразный дидактический материал: рисунки, таблицы, карточки, видеопрезентации;

По окончании курса обучения учащиеся должны знать:

  • правила разгадывания ребусов.

        По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:

  • разгадывать ребусы.

По окончании курса обучения учащиеся должны  применять полученные знания на практике:

  • использовать полученные знания при решении олимпиадных, конкурсных заданий, заданий в КВНах, викторинах, на уроках.

По окончании курса обучения учащиеся получат возможность:

  • узнать историю возникновения ребусов;
  • научиться составлять свои ребусы.

Содержание курса.

Вводное занятие. История ребусов.(1 час)

Знакомство с новым курсом занятий. Знакомство с происхождением слова «ребус», историей возникновения игры ребус. Пробуждение интереса к разгадыванию ребусов.

Знакомство с правилами разгадывания ребусов. (14 часов)

Знакомство с четырнадцатью правилами разгадывания ребусов. Разгадывание ребусов, с использованием правил, изученных на занятиях.

Составление своих ребусов.(2 часа)

Создание своих ребусов, основываясь на изученных правилах и примерах ранее отгаданных ребусов. Изображение их в виде рисунка, аппликации, изготовление при помощи компьютера и принтера.  

Создание сборника авторских ребусов.(1 час)

Оформление папки авторских ребусов: титульный лист, авторы, нумерование страниц, содержание.

4)Тематическое планирование.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие. История ребусов.

1

1

2

Знакомство с правилами разгадывания ребусов. Правило первое, второе.

2

2

3

Знакомство с правилами разгадывания ребусов. Правило третье.

1

1

4

Знакомство с правилами разгадывания ребусов. Правило четвёртое.

1

1

5

Знакомство с правилами разгадывания ребусов. Правило пятое, шестое.

2

2

6

Знакомство с правилами разгадывания ребусов. Правило седьмое.

1

1

7

Знакомство с правилами разгадывания ребусов. Правило восьмое.

1

1

8

Знакомство с правилами разгадывания ребусов. Правило девятое.

1

1

9

Знакомство с правилами разгадывания ребусов. Правило десятое, одиннадцатое.

2

2

10

Знакомство с правилами разгадывания ребусов. Правило двенадцатое, тринадцатое, четырнадцатое.

1

1

11

Составление своих ребусов.

2

2

12

Создание сборника авторских ребусов.

1

1

2

5)Литература для учителя.

1) Развивающие игры для детей: Загадки, игры со словами, ребусы, сценарии детских праздников/ М.М.Давыдова. – М.: ООО «Издательство «Аквариум»: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

2) Игры, ребусы, загадки для младших школьников./ «Издательство «Академия развития», 2003.

3) Загадки про время./ Р. Смаллина. – М: Издательство «Книжный клуб»

Литература для учеников.

1)Маленьким эрудитам./  В. Романенко. – М.: Издательство «Книжный клуб», 2008.

2)Озорная логика. Развивающие задания./ М.: «Издательство «Махаон», 2007.

3)500 головоломок для юного эрудита./ В. Лордкипанидзе. – М.: «Издательство «Просвещение», 2003.

4)500 ребусов для детей /В.А. Дынько. – М.:  «Издательство «Сфера»,2010.

5)Игры для мальчиков: раскраски, ребусы, кроссворды, головоломки, загадки./ Н. Е. Щербаков. – М.:  «Издательство «Сфера», 2008

6)Игры для мальчиков: раскраски, ребусы, кроссворды, головоломки, загадки./ Н. Е. Щербаков, С.Н. Федин. – М.: «Издательство «Сфера», 2008

Приложение 1.

ИСТОРИЯ РЕБУСОВ

           Напомним, что слово "ребус" латинского происхождения (от латинской пословицы "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус - одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова. Зародился он во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся "новостями дня" (от латинского "de rebus, quae geruntur" бувально - "о делах, которые творятся"). В дальнейшем слово "ребус" получило то значение, в котором оно употребляется.

   Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива".

Приложение 2.

Правила разгадывания ребусов.

ПРАВИЛО 1

   Название всех изображённых на рисунках предметов надо читать только в именительном падеже.

ПРАВИЛО 2

   Часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий. Например: глаз и око, нога и лапа; или же предмет может иметь одно общее или одно конкретное название, например: рыба-общее название; сазан, карась, щука - конкретное названия. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Чтобы решить ребус надо расшифровать его по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а за тем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст.

ПРАВИЛО 3

   Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, название его надо читать справа налево.Например воз -> зов. 

ПРАВИЛО 4

   Если слева или справа от нарисованного предмета одна или две запятых, это значит, что в начале или в конце слова надо отбросить одну или две буквы.

ПРАВИЛО 5

   Такие слова, как перед, над, на, под, за, при, у, о, в, как правило, в ребусах рисунком не изображаются, но выявляются из соответствующего положения букв и рисунков.

ПРАВИЛО 6

   Такие части слова как с, к, из, от, по, и можно рисунком не изображать, а использовать их в качестве предлогов или союзов, указывающих отношение одного элемента ребуса к другому.

ПРАВИЛО 7

   Если над рисунком стоят цифры, тогда и буквы из названия нарисованного предмета надо читать в порядке этих цифр, например, четвёртая, третья, вторая и, наконец, первая.

ПРАВИЛО 8

   Если конфигурация какой-либо буквы составлена из других букв, надо читать изображённую букву, используя предлог из.

ПРАВИЛО 9

   Отдельные слоги в ребусе можно изображать при помощи нот.

ПРАВИЛО 10

   Если часть слова произносится одинаково с числительным, то в ребусе можно

изобразить её числами.

ПРАВИЛО 11

   Иногда в ребусе можно использовать дробь. В этом случае черта, отделяющая числитель от знаменателя, ставится наклонно или же рисуется половина буквы.

ПРАВИЛО 12

   Если нарисован предмет, а около него или над ним написана зачёркнутая буква, это значит, что эту букву надо исключить из названия нарисованного предмета.

ПРАВИЛО 13

   Если над перечеркнутой буквой или рядом с ней написана другая буква, то в названии предмета читается буква, стоящая над зачёркнутой или рядом с нею.

ПРАВИЛО 14

   В ребусах рядом с рисунком или над ним могут стоять две буквы со знаком уравнения между ними. Это означает, что буква, находящаяся слева, заменяется второй буквой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по русскому языку ГРАМОТЕЙКА. 1 класс.

Цель: развитие восприятия младших школьников и изучение алфавита....

Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс

Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для 1-4 классов. Все занятия проводятся в игровой форме, с динамическими моментами....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский" для 1 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности, пояснительная записка, планируемые результаты, содержание программы....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русский язык с увлечением» 2 -4 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели...