Урок русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное(обобщение)"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Чекмарёва Анна Юрьевна

На уроке обобщаются знания об имени существительном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

      УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА

                     2 КЛАСС

ТЕМА:  « ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

                     (УРОК – ОБОБЩЕНИЕ).

                 УЧИТЕЛЬ: Чекмарёва Анна Юрьевна.

 

                             

ЦЕЛЬ: *обобщить знания об имени существительном;

             * совершенствовать умение классифицировать имена  

               существительные  и ставить к ним вопросы;

             * развивать речь учащихся, память, внимание,  

                мышление.

 ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрация теремка, карточки со  

                                     словами для деформированного    

                                     предложения, картинки с изображением  

                                     молочных продуктов,                              

                                     индивидуальные карточки с текстами, в  

                                     которых пропущены слова.

1. Мобилизующий этап.

У. В нашем теремке живут дружные буквы. А какие, вы должны определить по характеристике.

- первая буква обозначает согласный звонкий звук, составляющий пару звуку  [ ф]  (это буква «в», т.к.обозначает звук [ в]  - согласный звонкий, составляющий пару звуку [ ф]  );

- вторая буква обозначает звуки [ л ] и [ л’] (это буква «л», т.к…);

- следующая буква стоит в алфавите перед буквой «п» (это буква «о», т.к. в алфавите она стоит перед буквой «п»);

- этих букв в теремке две – две сестрички;

- пятая буква обозначает звуки, которые чаще всего звучат в    скороговорке:

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

(Это буква « с», т.к. она обозначает звуки [с] , [ с’]  ,часто повторяющиеся в скороговорке.)

У. А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Что у вас получилось?

Д. Получилось слово «слово».

У. Что вы знаете о слове?

Д. Слово – это единица речи. Слова называют предметы, признаки предметов, действия предметов. Есть такие слова, которые ничего не называют. Это предлоги, союзы. Они помогают словам – названиям связываться друг с другом в предложении.

У. А чем слова отличаются от предложений?

Д.  Слова называют предметы, признаки предметов, действия предметов, а предложения сообщают о ком – либо или о чём – либо.

 

2. Формулирование темы и цели урока.

У. Сегодня мы будем говорить о словах.

На доске: корова, траву, на, щиплет, лугу, сочную.

У. Прочитайте запись на доске. Можно ли утверждать, что эти слова составляют предложение? Аргументируйте свой ответ.

Д. Эти слова нельзя назвать предложением, т.к. они не выражают законченную мысль и не связаны по смыслу.

У. Составьте предложение из этих слов.

Д. На лугу корова щиплет сочную траву. (Работа над оформлением предложения.)

У. Посмотрите внимательно на предложение и определите – слова какой части речи преобладают в нём? Опираясь на ваш выбор, сформулируйте тему урока.

Д. В этом предложении больше всего имён существительных, значит тема урока « Имя существительное».

У. Ребята, а можно считать эту тему новой для вас?

  Исходя из этого, определите цель урока.

Цель урока: * обобщить знания об имени существительном.

3.Минута чистописания.

У. Приступаем к реализации цели урока.

   Я предлагаю вам ещё раз внимательно посмотреть на предложение и найти гласную букву, которую мы будем писать на минуте чистописания. Эта буква встречается дважды в словарном слове, состоящем из трёх слогов.

Д. Это буква  «о», т.к. она дважды встречается в имени существительном из трёх слогов «корова».

У. Букву «о» мы будем писать не одну, а в сочетании с буквами согласных звуков.

Открывается запись: о к л м о о    о м л к о о    ……

У. Определите порядок написания букв в данном ряду.

Д. Каждая ячейка состоит из пяти строчных букв. Начинается и заканчивается буквой «о». Буквы «м» и «л» меняются местами.

У. Напишите начатый ряд букв до конца строки, соблюдая указанную последовательность.

4. Словарно – орфографическая работа.

У. Какое слово получилось из букв, записанных вами на минуте чистописания?

Д. Получилось слово «молоко».

У. Что такое молоко?

Д. Молоко – это жидкость, которую получают от коров.

У. Кроме коров какие животные могут давать молоко?

Д. Молоко могут давать козы, овцы, лошади, верблюды.

У. Зачем людям нужно молоко?

Д. Молоко употребляют в пищу.

У. Обобщите, что же обозначает слово «молоко».

Д. Молоко – это жидкость, которую получают от коров и других животных и употребляют в пищу.

У. Запишите это слово, определив СУО.

 О   О   …     , молоко

У. Какие продукты получают из молока коровы?

Д. Из коровьего молока получают сыр,  творог, сметану …

У.Составьте предложение из слов «корова», «молоко» и трёх перечисленных вами названий молочных продуктов.

Д. Из молока коровы получают сыр, масло, творог.

Предложение записывается на доске и в тетрадях.

У. Подчеркните в предложении имена существительные.

          Что же такое имя существительное?

5. Работа над пройденным материалом.

     1. Продолжаем работу по теме урока. Сейчас мы с вами  повторим всё, что знаем об имени существительном с опорой на план.

                                План  ответа:

      1. ИС – это ………

      2.ИС бывают ……. .Например : …… .

      3.ИС изменяются по ……. . Например: …… .

У. Составьте полный развёрнутый ответ по плану (без примеров).

Д. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

     Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные; мужского, женского и среднего рода.

     Имена существительные изменяются по числам.

   

     2. Физкультминутка.

У. Подберите к словам, обозначающим действие предмета, имена существительные. Если они одушевлённые, то вы приседаете, если неодушевлённые, то делаете наклоны вперёд.

Учитель называет слова:

 лает ……                      мычит ……

 дует ……                      мурлычет ……

 каркает ……               капает ……

 светит ……                 чирикает ……

     

       3. Упражнения.

а) Прочитайте. Назовите ряды, в которых все слова отвечают на один и тот же вопрос.

   

    1) вазочка, речной, розочка, булочка;

    2) журавль, лошадь, гусь, свинья;

    3) кувшин, чугун, чашка, чайники;

    4) побежит, корова, овца, курица.

Д. На один и тот же вопрос отвечают слова второго и третьего ряда. Слова второго ряда – имена существительные одушевлённые, а слова третьего ряда – имена существительные неодушевлённые.

У. А почему не подходят слова первого и четвёртого ряда?

     

           Дети записывают слова в алфавитном порядке.

У. Выделите из записанных групп слов « лишнее» по установленному вами признаку.

У. Слова какой части речи преобладают в этом задании?

У. Что же такое имя существительное?

б) Познакомьтесь с данной записью и словами для справок и сформулируйте задание (текст на индивидуальных карточках).

       

       Нашу любимую  ……  зовут Бурёнка. У неё острые  ……, длинный  ……, пёстрые  …… . Бурёнка даёт душистое, жирное …… . Из него мама получает  ……,  ……  и  …… . Молоко пью я, моя сестра Света, а также  ……  Барсик  и  …… Шарик.

 

      Слова для справок: собака, рога, сметана, корова, хвост, молоко, творог, кот, масло, бока.

Д. Нужно прочитать и вставить в текст вместо точек подходящие по смыслу слова, выбрав их из слов для справок.

У. Выполните это задание. Если нужно, изменяйте форму слов.

У. Спишите предложение, в котором больше всего имён существительных собственных.

У. Что вы знаете о собственных именах существительных.

У. Назовите пары слов с одинаковой орфограммой из составленного текста.

6. Итог урока.

- О каких словах мы говорили на уроке?

- Что такое имя существительное?

- На какие группы делятся имена существительные?

- Как изменятся имена существительные?

7.Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение

Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....