Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе на закрепление темы "Местоимение"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ "Шайковская СОШ №1"
Урок по теме:
«Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений, построении и разборе предложений.»
Урок подготовила
учитель начальных классов
Балыкина Н.Г.
2013г.
Цели урока:
1. Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках местоимений:
- закрепить понятие о местоимении, умение находить его в тексте;
- закрепление умения выполнять синтаксический разбор предложения.
2. Формировать навык правописания местоимений с предлогами. Развивать навыки точного употребления местоимений в речи.
3. Воспитывать интерес, любовь к русскому языку; чувство товарищества, взаимовыручку, уважение друг к другу, любовь к прошлому.
Тип урока: закрепление пройденного материала
Форма урока: урок- путешествие
Оборудование: презентация, карточки с текстом.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу. С таким настроением мы будем работать на уроке.
-Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? ( День космонавтики)
- Кто и когда проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив полёт в истории человечества? (Слайд 1)
Слово учителя.
С того дня скоро пройдёт 52 года.
Сегодня космонавтика развивается стремительно. Возможно наступит время, когда в космосе сможет побывать любой человек.
Давайте представим, что сегодня нам выпала возможность совершить путешествие в космос. (Слайд 2)
Представим себе, что это не зал, это огромный космодром, а вы- космонавты. В любое путешествие отправляются с определённой космической целью. Есть она и у нас. Скажите, над какой большой темой мы сейчас работаем? (Слайд 2 - щелчёк)
Путешествуя, мы с вами повторим основные сведения, которые изучили по этой теме, покажем знания и умения, которые приобрели.
II. «Подготовка к полёту»
Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наш тоже будет проходить поэтапно.
Внимание «экипаж». Запись в бортовом журнале «открытого» вида (доска) занесите в свои бортовые журналы «закрытого вида» (рабочие тетради). В свои бортовые журналы вы будете заносить основное, что будет происходить во время полёта. За правильные ответы на уроке будете получать звёздочки, ваши достижения будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).
1. Чистописание
- Писать будем сегодня букву, которая стоит первой в имени первого советского космонавта. (Это Юрий Алексеевич Гагарин. Буква Ю)
Ю
Юрий Гагарин
2. Словарная работа
- Ребята, а на чём мы отправимся в путешествие? (на ракете) (Слайд 3)
- Как иначе можно назвать ракету? (космический корабль)
- Запишем новое словарное слово, в котором букв больше, чем звуков. (корабль)
корабль
Работа со словарём, оформление орфограммы.
Подбор однокоренных слов.
Составление и запись предложения со словосочетанием "космический корабль".
(1 ученик работает у доски: записывает предложение, разбирает по членам, даёт характеристику.)
III. « Взлёт ракеты».
Беседа по вопросам.
Проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока.
Расскажите о местоимении по плану: (слайд 4)
- Что такое местоимение?
- На что указывает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения чаще всего бывает?
(слайд 4)
Местоимение
Часть речи
Указывает на предмет, но не называет его.
Кто?
Изменяется по лицам и падежам.
Подлежащее Дополнение Обстоятельство
Итак, к полёту все готовы. Взлетаем! ( Музыка космического характера) (слайд 5)
IV. Закрепление понятий о местоимении в тексте (слайд 6)
Первую остановку мы совершим на планете «Найди-ка». Чтобы жители этой планеты дружелюбно приняли нас в гости, мы должны найти и выписать все местоимения из текста.
(текст на экране)
Мы вечером с папой играли вдвоём.
Я был космонавтом, а он кораблём.
Готовясь к полёту, скафандр я надел
И в космос на папе умчаться хотел.
Но только корабль мой повёл себя странно-
Не мог одолеть притяженье дивана.
(взаимопроверка) (слайд 7)
-Как отличить местоимение от других частей речи?
- Поиграем с жителями этой планеты в игру "Четвёртое - лишнее".
(Слайд 8)
Я читаю группы слов. одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.
1. Он, оно, она, я. (Я - местоимение 1 лица, остальные - 3 лица.)
2. Я, ты, они, он. ( Они - во множественном числе, остальные - в единственном.)
3. Мы, он, оно, но, вы. ( Но - союз, остальные - местоимения.)
4. Ты, к, от, за. (Ты - местоимение, остальные - предлоги.)
5. Мне, мну, мни, мнём. (Мне - местоимение, остальные - глаголы.)
V. Раздели услышанные местоимения на 3 группы по лицам. (слайд 9)
Вторую остановку мы совершим на планете «Раздели-ка». Жители этой планеты просят у нас помощи. Они не могут разделить местоимения на группы по лицам. Поможем? Вспомним местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.
(Работа в парах)
Учитель читает, а дети записывают в 3 столбика местоимения.
- Аист ест большой арбуз
- С виду алый, а на вкус?
Он и сам не разберёт:
То ли сахар, то ли мёд. (Г. Сатир)
- Она весну встречает -
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
- Ты не бойся - это гусь,
Я сама его боюсь.
Ты не прячься, гриб, в траву.
Всё равно тебя сорву!
- После утренней зарядки
Мы работали на грядке -
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора.
- А теперь взгляните:
Обогнав меня,
Выросла за лето
Вишенка моя. (Г. Бойко)
- Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор. (Б. Тимофеев)
- Вниз головой гимнаст летит,
Гимнастка на него глядит. (В. Берестов)
- Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть? (Э. Мошковская)
- Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат, -
Сам ты в этом виноват!
(Проверка с экрана)
VI. Закрепляем понятия о написании местоимений 3-го лица с предлогами
(слайд 9)
Дальше мы отправимся на планету "Исправька-ка". Жители этой планеты спрашивают:" Как пишутся местоимения с предлогами? Как пишутся местоимения 3-го лица после предлогов?"
Они предлагают вам исправить в предложениях ошибки и записать их в тетрадь так, чтобы получился текст. (предложения на экране и у ребят на партах в разброс) (Слайд 10)
(работают в парах)
ВАСЯ И МИША ПРИЕХАЛИ В СЕЛО. ПЕРЕД ИМИ БОЛЬШОЙ ПРУД. В НЕМ ВОДЯТСЯ КАРПЫ. МАЛЬЧИКИ РЕШИЛИ ПОРЫБАЧИТЬ. У ИХ БЫЛИ УДОЧКИ И НАЖИВКА. РЕБЯТА ПОЙМАЛИ МНОГО ИХ. К ИМ ПРИБЕЖАЛ КОТ МУРЗИК. У ЕГО ХИТРЫЕ ГЛАЗКИ. (Вася и Миша приехали в село. Перед ними большой пруд. В нем водятся карпы. Мальчики решили порыбачить. У них были удочки и наживка. Ребята поймали много рыбы. К ним прибежал кот Мурзик. У него хитрые глазки.)
(чтение получившегося рассказа и сверка с экрана) (Слайд 11)
VII. Физкультминутка (слайд 10)
Следующая остановка «Музыкальная»
ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЗМИНУТКА "Звёздная физкультминутка"
- Танцуйте вместе со звёздочками.
VIII. (слайд 11) Мы с вами оказались на планете «Поразмысли-ка».
Жители этой планеты предлагают подумать и ответить на хитрые вопросы:
1) Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?».Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (ОНИ ВЫ - МЫ - ТЫ.)
2) Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? (ТЫ -К- ВЫ.)
3) Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О - НА.)
4) Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (ОН.)
5) Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? (ЗА - Я - Ц.)
6) Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (ОНО.)
- Ещё они вам предлагают разгадать кроссворды. (работа по рядам, кроссворды на доске). У каждого из вас задание, выбегаете и записываете ответ в определённое место.
- 1 л., мн.ч., в Р.п. (нас) 1) 1 л., мн.ч., в Д.п. (нам)
- 2 л., мн.ч., в Д.п. (вам) 2) 1 л., ед.ч., в Д.п. (мне)
- 2 л., мн.ч., в Р.п. (вас) 3) 3 л., ед.ч., в Р.п. (его)
- 1 л., ед.ч., в Д.п. (мне) 4) 3 л., мн.ч., в И.п. (они)
- 3 л., ед.ч., (ему) 5) 3 л., мн.ч., в Т.п. (ими)
- 3 л., мн.ч., в И.п. (они)
- 1 л., мн.ч., в Д.п. (нам)
- 3 л., мн.ч., в Т.п. (ими)
- 3 л., мн.ч., в Р.п. (их)
3 л., мн.ч., в Д.п. (им)
1Х. «Возвращение».
Наше путешествие подходит к концу. Чтобы возвратиться на Землю, нужно ещё раз ответить на вопросы:
1) Что такое местоимение?
2) Перечислите местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
3) После каких местоимений пишется буква Н?
Х. Адаптация космонавтов.
Адаптация- приспособления организмов к изменившимся условиям.
- Вам понравилось путешествие?
- Что было для вас интересным?
- Что запомнилось?
- Кто какие испытывал затруднения?
- Отметим самых активных космонавтов (подсчёт звёздочек, оценки)
Наше космическое путешествие состоялось (слайд 15)
ХI. Задание на дом.
Уже в домашних условиях выполните задание 391.
Карточка 1.
Мы вечером с папой играли вдвоём.
Я был космонавтом, а он кораблём.
Готовясь к полёту, скафандр я надел
И в космос на папе умчаться хотел.
Но только корабль мой повёл себя странно-
Не мог одолеть притяженье дивана.
Карточка 2.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
Длинной шеей поверчу-
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут- положу:
Человеку послужу.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Карточка 3.
Ломать голову-
Надуть губы-)
Водить за нос-
Клевать носом-
Зарубить на носу-
Совать нос-
Дать стрекача-
Карточка 4.
Мир строит, а война…
Смелый побеждает, а трус…
Труд кормит, а лень …
Человек от лени болеет, а от труда…
Сумел завязать, сумей и….
Легко друга потерять, но трудно …
Ласточка день начинает, а соловей …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Местоимение Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"
К О РАБЛЬ Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"
Местоимение Часть речи Указывает на предмет, но не называет его. Кто? Изменяется по лицам и падежам. Подлежащее Дополнение Обстоятельство Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"
Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"
МЫ Мы вечером с папой играли вдвоём. Я был космонавтом, а он кораблём. Готовясь к полёту, скафандр я надел И в космос на папе умчаться хотел. Но только корабль мой повёл себя странно- Не мог одолеть притяженье дивана. Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"
МЫ Я ОН Я Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"
Игра «Четвёртое – лишнее» Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"
РАЗДЕЛИТЕ местоимения на группы 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо Я МЫ МЕНЯ НАМ ТЫ ТЫ ТЕБЯ ТЫ ОН ОНА ИХ С НЕЙ НА НЕГО С НИМ Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"
Перед ними большой пруд . Вася и Миша приехали в село. ИСПРАВЬ! В нем водятся карпы. Мальчики решили порыбачить. У них были удочки и наживка. Ребята поймали много рыбы. К ним прибежал кот Мурзик. У него хитрые глазки. Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"
МОЛОДЦЫ! Вася и Миша приехали в село. Перед ними большой пруд. В нем водятся карпы. Мальчики решили порыбачить. У них были удочки и наживка. Ребята поймали много рыбы. К ним прибежал кот Мурзик. У него хитрые глазки. Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...