Урок -сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Тема: Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»
Цель: учить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень», повышать грамотность учащихся, проводя словарно-орфографические упражнения по подготовке к сочинению;
развивать устную и письменную связную речь учащихся, расширять кругозор, умение собирать разнообразные материалы к сочинению, внимательно относясь к слову, пробуждать интерес к наблюдениям, самоанализу, работе с книгой;
воспитывать у детей любовь к родной стране, краю, бережное, осторожное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyk_sochinenie.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
Урок -сочинение
по картине И.Левитана
« Золотая осень»
Учитель Журавлева О.Л
Тема: Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»
Цель: учить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень», повышать грамотность учащихся, проводя словарно-орфографические упражнения по подготовке к сочинению;
развивать устную и письменную связную речь учащихся, расширять кругозор, умение собирать разнообразные материалы к сочинению, внимательно относясь к слову, пробуждать интерес к наблюдениям, самоанализу, работе с книгой;
воспитывать у детей любовь к родной стране, краю, бережное, осторожное отношение к природе.
Оборудование: репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень», гербарий, словарная работа
Ход урока.
1.Организация внимания учащихся
II.Вступительная беседа.
Сегодня мы подводим итог нашей работе. В году 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Каждое время прекрасно и интересно по-своему. Сегодня к нам в гости пришла осень.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: « Не жалейте лета!»
Посмотрите – роща золотом одета».
Наша осень, правда золотая,
Как ее иначе назову?
Листья, помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Солнышко то спрячется за тучей,
То раскинет желтые лучи.
И сидит поджаристый пахучий
С золотистой коркой хлеб в печи.
Яблоки пахучие, крутые
То и дело шлепаются вниз,
И зерна потоки золотые
Из колхозов морем полились.
… Тишина в лесу. Оглянись! Какая красота! Багряные листья осины точно крупные спелые яблоки. Желтизна березок будто золотая. Но вот из желтизны проглядывает вечнозеленая хвоя елочек и сосен. Свеж и прозрачен воздух. Голубое небо. Солнце ласкает землю.
Паустовский, Пришвин, Скребицкий, Майков, Толстой и другие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.
О временах года создавали свои произведения и композиторы, и художники.
- Вспомните, кто из известных вам художников писал об осени? Исаак Ильич Левитан.
- Как называется его картина, воспевающая осень?
- Картина называется «Золотая осень»
III. Беседа по картине. Словарная работа.
(частичная)
-Представьте себе, что мы пошли на прогулку (открывается репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»)
-Куда мы пришли? (на опушку леса)
-Что обозначает слово «опушка»? ( край леса)
-Докажите, что на картине изображена осень.
-Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину?
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
- Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки?
-Почему осинки можно назвать трепетными?
-Как разукрасила из осень?
- Что еще можно сказать про осинки?
( Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)
- Какие деревья изображены вдали?
-Что можно сказать о наших любимцах?
(Они собрались все вместе в кружок и водят хоровод)
- Какой наряд подарила этим березкам осень?
(Осень накинула на них легкие сарафаны)
- Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? ( это тоже береза)
- Какого цвета наряд у этой березки? ( она вся золотая)
- Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? ( одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)
-Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд?
- Докажите , что день, изображенный на картине, солнечный и теплый.
(небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)
- С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя?
(показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)
- День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней?
(вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная)
- Верно. Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.
-А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы?
(Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)
- Посмотрите еще раз на картину. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? ( чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)
IV. Словарно-орфографическая работа.
(на доске слова)
з.л.тая бронзовая к.льчуга
кр.савица лимонная ж.лтизна
легкие багряная
р.зоватые с.р.фан
облака к.сынка
треп.тная набросила
- О чем можно сказать «золотая», «красивая»? Подберите родственные слова.
- При описании чего можно использовать слова «легкие», «розоватые»? Подберите проверочные слова.
-Какая осенью береза, осина?
- Подберите к глаголу «набросила» слова, близкие по значению.
- Объясните значение слов «сарафан», «косынка».
- Разберите по составу слова «лимонная» , «желтизна»
V. Составление плана сочинения.
План.
1. Осень наступила.
2.Лес, точно терем расписной
3. Река луговая.
VI. Пересказ по частям, всего сочинения.
VII. Подбор эпиграфа ( домашнее задание индивидуально)
VIII.Запись сочинения.
IX. Перед написанием сочинения слушание отрывка из «Времен года» П.И.Чайковского «Осенняя песня»
X. Самопроверка.
XI. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Золотая осень»
Развитие речи – основная, важнейшая задача обучения родному языку. Особое место в этой работе занимают сочинения. Своим творческим зарядом они оживляют ум школ...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень".
Сочинение по картине И.Лнвитана "Золотая осень"....
Урок русского языка в 4 классе. Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"
Урок развития речи в 4 классе. Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"...
Презентация к уроку русского языка . Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"
Презентация к уроку развития речи. Иллюстративный материал к уроку написания сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"....
Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»
Сочинение по картинеИ.Левитана«Золотая осень»...
Подготовка к сочинению по картине И.Левитана " Золотая осень"
Раздаточный материал....
Памятка для написания сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"
Памятка для сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"....