Дидактический материал по русскому языку 1- 4 классы.
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме
Пособие может быть использовано как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым учащимся с интересом работать на уроке, осознавая свои маленькие победы. Дидактический материал – карточки составлены от простого к сложному заданию. Он помогает учителю контролировать усвоение изученного материала и вовремя заметить проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_zaporozhec_g.i.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал по русскому языку.
1–4-е классы
Составила: Запорожец Г.И.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ № 2
На современном этапе обучения в начальных классах возросла потребность повышения грамотности. Решение данной задачи зависит от содержания, методики, структуры урока русского языка. Предлагаемый курс создает условия для реализации творческих способностей младших школьников при изучении русского языка. Курс позволяет развивать самостоятельность, познавательную деятельность, грамотность, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Структура курса базируется на государственной программе.
Учебники русского языка для начальной школы содержат устаревшие и далекие от современности тексты. Предлагаемый курс содержит текст понятный и близкий современному ученику, что вызывает неподдельный интерес.
Многолетний опыт работы показал, что изучение программного материала для 4 класса по теме “Имя существительное” необходимо начинать с распознавания склонений имен существительных. Это является основой дальнейшего грамотного написания падежных окончаний.
Пособие может быть использовано как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым учащимся с интересом работать на уроке, осознавая свои маленькие победы. Дидактический материал – карточки составлены от простого к сложному заданию. Он помогает учителю контролировать усвоение изученного материала и вовремя заметить проблемы.
Тесты по русскому языку
Темы тестов:
- тест 1 тест «Алфавит, или азбука»;
- тест 2 «Гласные и согласные звуки и буквы. Слова с буквами Э и Й»;
- тест 3 «Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК, ЩН»
- тест 4 «Слог, слово, предложение»;
- тест 5 «Предложение и текст»
- тест 6 «Мягкий знак - разделительный и показатель мягкости»;
- тест 7 «Ударение, ударные и безударные гласные»;
- тест 8 «Двойные согласные»;
- тест 9 «Имена собственные»
- тест 10 «Имя существительное, имя прилагательное, глагол»
Карточки по русскому языку
Темы карточек :
- Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК, ЩН»
- Предложение. Члены предложения»
- «Имя существительное» 4класс
1.Имя существительное:
2.Распознавание склонений,
3.Распознавание падежей,
4.Правописание безударных падежных окончаний, проверка знаний.
Цель создания тестов:
- развивать орфографическую зоркость, умение применять данный навык в различных учебных ситуациях;
- вырабатывать навык работать самостоятельно;
- развивать внимание, мышление, творческие способности.
Время использования:
- самостоятельная работа;
- проверочная работа;
- на уроке закрепления изученного материала.
Программный материал тестов и карточек:
- теоретический материал;
- практические задания по теме;
- словарные слова;
- постановка ударения в словах;
- задания повышенной сложности;
- творческие задания.
Оценивание теста.
Тесты могут использоваться для проверки знаний на одном уровне, и тогда можно использовать следующие критерии:
«5» - ставится ученику, который безошибочно выполнил 1 – 6 заданий, но допустил 1-2 неточности в остальных заданиях;
«4» - ставится ученику, который допустил в заданиях «1-6» 1-2 ошибки, остальные - не все выполнил (50%) или допустил до 3 неточностей;
«3» - ставится ученику, который в заданиях «1-6» допустил до 5 ошибок, а остальные задания не сделал, или допустил до 4 ошибок;
«2» - ставится ученику, который выполнил заданий менее «1-6» и допустил более 5 ошибок.
Оценку «2» можно не ставить, а оценить работу ученика после ликвидации пробелов в знаниях.
Работу по данным тестам можно провести, предварительно поделив детей на группы по уровню развития психических способностей (высокий, средний, низкий).
Оценивать работу учащихся в созданных разноуровневых группах можно так:
- дети с высоким уровнем развития выполняют весь объём работы и получают оценки «5» и «4», учитывая недочёты;
- дети со средним уровнем развития выполняют работу «1-6» и оцениваются на «4» и «3», учитывая допущенные недочёты;
- дети с низким уровнем развития выполняют работу по объёму менее «1-6» и оцениваются на «3». Результаты более низкие требуют большой индивидуальной работы по данному тесту.
Карточки могут быть использованы для дополнительной индивидуальной работы , также работы в группах и парах. Дидактический материал – карточки составлены от простого к сложному заданию. Он помогает учителю контролировать усвоение изученного материала и вовремя заметить проблемы.
Тест 1.
Тема: Алфавит, или азбука
1. Укажите правильное число букв в алфавите:
а) 20 б) 30 в) 33
2. Укажите правильный вариант расположения букв в порядке алфавита:
1) н, о, п, р, у, ф, ц, щ, ш
2) и, й, к, л, м, н, о, п, р,
3) р, с, т, ч, щ, ы, ъ, ь, э, я
3. Укажите правильный вариант расположения слов в алфавитном порядке:
а) берёза б) берёза в) берёза
вечер вечер гнездо
гнездо ива вечер
рыба гнездо рыба
4. Укажи неверный вариант расположения слов в алфавитном порядке:
а) алфавит, ворона, енот, кровать, тетрадь, ноты
б) алфавит, ворона, енот, кровать, ноты, тетрадь
5. Укажите правильный вариант расположения городов в алфавитном порядке:
1 2 3 4 5 6 7
Москва, Брянск , Астрахань, Казань, Липецк, Сочи, Ульяновск,
8
Ростов
- 3, 2, 1, 4, 7, 6, 5, 8
- 3, 2, 8, 4, 5, 1, 6,7
6. Укажи пару, в которой надо поставить фамилии писателей в алфавитном порядке:
а) С. Михалков и В. Осеева
б) С. Пушкин и Л. Толстой
в) М. Лермонтов и И. Крылов
7. Укажи слова, в которых безударная гласная а:
1) к…пуста 4) т…варищ 7) р…бота
2) х…роший 5) п…суда 8) м…роз
8. Выбери группу слов, расположенных в алфавитном порядке и составь из них предложение:
1 2 3 4 5 6
- Белые, красивый, летали, над, озеро, чайки
1 2 3 4 5
2) Весёлые, бегали, по, ребятишки, берег
9*. Какой вопрос поможет в изучении алфавита?
1) Что ешь? 3) Куда идёшь? 5) Как уж?
2) Где ёж? 4) Когда встаёшь? 6) Кто там?
Тест 2
Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.
1. Как отличить гласный звук от согласного?
а). Гласный звук – при произношении воздух встречает препятствие;
согласный звук – при произношении воздух не встречает препятствие.
б). Гласный – при произношении воздух не встречает препятствие;
согласный – при произношении воздух встречает препятствие.
в). Гласный – при произношении воздух не встречает препятствие;
согласный – при произношении воздух не встречает препятствие.
2. Сколько гласных звуков и сколько гласных букв в русской речи?
а) звуков – 6 б) звуков – 10 в) звуков – 10
букв - 10 букв - 6 букв - 10
3. Укажи буквы, которые обозначают гласные звуки:
1) В 4) А 7) О
2) И 5) С 8) П
3) К 6) Р 9) У
4. Укажи буквы, которые обозначают мягкость согласных:
1) Е 4) О 7) Ё
2) Ь 5) Ю 8) А
3) И 6) Р 9) Я
5. Укажи буквы, которые обозначают мягкие согласные:
1) М 4) Ч 7) У
2) Щ 5) Р 8) Б
3) И 6) З 9) Й
6. Укажи слова, где нужно вставить ь знак после согласной буквы:
1) буквар… 3) ден…ки 7) звер…ки
2) диван… 4) мебел… 8) декабр…
3) морков… 5) пенал… 9) август…
7. Укажите слова, в которых надо писать гласную О:
1) в…р…бей 3) М…сква 5) яг…да
2) л…сица 4) вдру… 6) п…суда
8. Укажите слова, в которых есть буква Э:
1) по…те 3) по… ка 7) муз…й
2) ча…ка 4) стро…ка 8) …таж
3) по…т 5) голу….ка 9) па…к
9. Укажите слова, в которых ударение падает на третий слог:
1) документ 4) радио 7) начала
2) далеко 5) статуя 8) магазин
3) инструмент 6) заняли 9) красивее
10. Укажите, сколько всего гласных и сколько согласных букв в предложении?
Собака Жучка резвится на снегу.
а) гласных – 12 б) гласных – 14 в) гласных – 11
согласных – 14 согласных – 12 согласных - 15
Тест 3.
Тема: Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу, жи – ши, чн, чк, щн .
1.Выбери шипящие согласные:
1) м 3) ж 5) ц 7) ы
2) ч 4) р 6) о 8) ш
2. Выбери правильный ответ:
1) ж…, ш… пиши с буквой ы;
2) ч…, щ… пиши с буквой а;
3) ч…, щ… пиши с буквой ю;
4) ч…к, ч…н, р…щ пиши без ь
3. Выбери слова, в которых есть сочетания с шипящей:
1) линейка 4) животное 7) гнёздышко
2) тарелочка 5) чурбак 8) школа
3) ночёвка 6) лужица 9) ручка
4. Выбери слова, в которых сочетания с шипящей написаны правильно:
1) машинист 4) щавель 7) чугун
2) жызнь 5) чюлок 8) перчатка
3) чяйка 6) щука 9) крючки
5. Выбери слова, в которых допущены ошибки в сочетаниях с шипящей:
1) зажыгалка 4) животное 7) гнёздышко
2) чайник 5) перчятка 8) шына
3) чюлок 6) щявель 9) ёлочька
6. Укажи предложения, в которых пропущена буква И:
1) Чинить кр…шу. 3) Поздравить с…на. 5) Сломать пруж…ну.
2) Сделать ош…бку. 4) Пятнистый ж…раф. 6) Легко дыш…тся.
7.Укажи пропущенный Ь знак:
1) птич…ка 4) синен…кий 7) пляж…ный
2) ёлоч…ный 5) туч…ка 8) мален…кий
3) сил…ный 6) чудовищ…ный 9) яблоч…ко
8. Укажи слова, в которых безударная гласная О:
1) к…пуста 4) т…варищ 7) р…бота
2) х…роший 5) п…суда 8) м…роз
3) дев…чка 6) с…рока 9) р…бочий
9. Укажите слова, в которых ударение падает на второй слог:
1) звонят 4) инструмент 7) арбуз
2) понял 5) квартал 8) алфавит
3) помощник 6) магазин 9) красивее
10*. Поставьте предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ. Выпиши слова, в которых есть сочетания с шипящей.
1 2 3 4 1 2 3 4 5
1) Мальчики часто ходили в рощу. 3) Там было много душистых ягод.
1 2 3 4 5
2) Летом Вася и Юра жили в лагере.
Карточки для индивидуальной работы :
Карточка № 1
Спишите, выделяя орфограммы.
Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 2
Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, ЩН, НЧ.
Хи…ник, но…ной, ру…ной, пе…ка, бре…ать, вну…ка.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 3
Запишите имена ласково.
Оля, Вася, Валя, Зина, Аня.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 4
Уровень 1
1-вариант.
Спишите слова, вставляя сочетания ЧК, ЧН, НЩ, НЧ.
Све…ка, но…ка, пте…чик, бабо…ка.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 5
Уровень 1
2-вариант.
Спишите слова, вставляя сочетания ЧК, ЧН, НЩ, НЧ.
То…ный, Каме…щик, моло…ный.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 6
Уровень 2
1-вариант
Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.
Кормить птицу.
Выпить молока.
Доброе слово.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 7
Уровень 2
2-вариант
Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.
Красивая Света.
Нарисовать кошку.
Взять доску.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 8
Уровень 3
1-вариант.
Исправьте ошибки. Спишите грамотно.
Девочька, конки, денки, яичьница, малчик, сталной, телефоньчик.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 9
Уровень 3
2-вариант.
Исправьте ошибки. Спишите грамотно.
Спички, гоньщик, очьки. тучька, ласточка, точька, барабаньщик,
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 10
А) Подберите слова с сочетаниями ЧК, ЧН, НЩ, НЧ.
___________________________________________________________________________________
Б) Составьте предложение с одним из слов.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Тест 4.
Тема: слог, слово, предложение.
1.Укажите правильный признак количества слогов в слове:
а) сколько в слове согласных;
б) сколько в слове гласных;
в) сколько в слове звуков
2. Укажи правильный признак предложения:
а) группа слов, не отделяющихся запятой;
б) группа слов, расположенных в алфавитном порядке;
в) группа слов, обозначающих законченную мысль
3. Укажи слова, которые состоят из двух слогов:
1) дружба 4) чайник 7) змея
2) тень 5) ёжик 8) фея
3) осина 6) клей 9) стриж
4. Укажи слова, которые нельзя переносить:
1) крайний 4) оса 7) ёжик
2) змейка 5) олени 8) Игорёк
3) ежи 6) сказка 9) печаль
5. Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:
1) ле – йка 4) гу – лять 7) э – таж
2) май – ка 5) гу – лять 8) угол – ьки
3) оси – на 6) уро – жай 9) Илья
6. Укажи группы слов, которые можно назвать предложением:
а) Из тёплые края летят птицами.
б) На берёзах грачи свили гнёзда.
в) Ласточка лепят гнездо под крыша.
7. Укажи предложение, в конце которого нужно поставить восклицательный знак:
а) Вдали виден белый парус…
б) Как жарко на улице…
в) Какая на вкус морская вода…
8. Укажи предложение, в котором слово ПЕРЧАТКА является главным членом предложения:
а) На перчатке вышит узор.
б) Мальчик потерял любимую перчатку.
в) Тёплая перчатка хорошо согревает руку.
9. Расположи слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение:
1 2 3 4 5 6 7 8
Росла, густом, пушистая, ёлка, лесу, молодая, в, тенистом
Тест 5.
Тема: Предложение и текст.
1.Выбери верное утверждение:
а) если в предложении о чём–либо сообщается, то в конце предложения ставится восклицательный знак;
б) если предложение произносится с сильным чувством, то в конце его ставится точка;
в) если в предложении содержится вопрос, то в конце его ставится вопросительный знак.
2. Выбери неверное утверждение:
а) Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу.
б) Тексту нельзя давать название и делить его на части.
в) Тексты бывают разные: текст – описание, текст – рассуждение, текст - сообщение.
3. Укажи сколько предложений в тексте:
Маша идёт в школу у неё в руках портфель там книги и тетради вот и школа скоро будет звонок на урок.
1) 4 2) 5 3) 6
4. Выбери правильно составленное из данных слов предложение:
Пушистый, белый, и, тихо, на, воздухе, землю, снег, кружится, ложится, в
а) Пушистый снег белый кружится в воздухе и на землю ложится тихо.
б) Снег пушистый белый в воздухе тихо кружится и на землю ложится.
в) Пушистый белый снег кружится в воздухе и тихо ложится на землю.
5. Укажи главные члены предложения:
На огороде выросла вкусная морковь.
- на огороде выросла
- вкусная морковь
- морковь выросла
6. Сколько ошибок в записи предложений:
Жили-были дед и бабка. Долго у них не было детей решили. Они слепить себе из снега внучку. Снегурочку да такая славная вышла девочка. Стали они все вместе жить – поживать?
1) 3 2) 4 3) 5
7. Расположи предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ
«Лучший подарок».
- Поиграла Катя с куклой и уложила её спать.
- Папа подарил Кате русские народные сказки.
- У Кати был день рождения.
- Мама подарила куклу.
- Открыла Катя книгу и стала читать.
Карточки
1.Расположи предложения по порядку. Запиши текст, поставь в словах знак ударения.
У него голубая крыша и длинная ножка. А живёт в домике весёлая птица скворец. Стоит у нас в саду домик. Скворец всё лето поёт, а осенью улетает. Кто же там живёт?
2.Расположи предложения по порядку. Запиши текст, поставь в словах знак ударения.
На ней растут цветы. Большие цветы золотыми головками качают. Есть у нас во дворе клумба. Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. А маленькие цветы лепестками машут. Это так красиво!
3. Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Озаглавь. Запиши получившийся текст, поставь в словах знак ударения.
Сначала пришла жирафа Анюта, потом обезьянка Мария Францевна. Кроме того, к строителям присоединилась девочка Маруся. У неё тоже не было друзей.
И вот на стройке стали появляться помощники.
Работали строители до самого вечера. А когда становилось темно, жирафа брала в зубы фонарь и освещала строительную площадку.
4. Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Озаглавь. Запиши получившийся текст, поставь в словах знак ударения.
Наконец стихи были готовы, и он сказал: - Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил! Сначала стихи про Знайку!
Незнайка пришёл домой и сразу принялся сочинять стихи.
Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок. Держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.
5. Прочитай и озаглавь текст. Запиши заглавие и текст. Ставь в словах знак ударения.
Пошёл дождь. Все звери попрятались, любопытный ёжик вылез из своей норки. Он очень хотел посчитать, сколько у дождя ног. Оказалось, что гораздо больше, чем иголок. Ёжик совсем промок и залез обратно в норку. Он сидел, сушился и думал, что хорошо было бы посчитать, сколько грибов вырастет после дождя.
6. Прочитай и озаглавь текст. Запиши заглавие и текст. Ставь в словах знак ударения.
Кузнечик не ходил, а всё время прыгал. Лесные звери очень этому удивлялись.
- Почему ты не ходишь, как все мы? – спрашивали они кузнечика.
- Просто я радуюсь жизни. Вот и прыгаю всё время от счастья! – весело ответил кузнечик и быстро ускакал прочь.
Тест 6
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости и разделительный ь знак.
1. Выбери неверное утверждение:
а) мягкость согласного на конце слова обозначает ь знак;
б) в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН после Ч и Щ пишется ь знак;
в) разделительный ь знак пишется после согласной буквы перед гласными
Е, Ё, Ю, Я, И.
2. Выпиши в две группы слова с разделительным мягким знаком и ь знаком – показателем мягкости:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Деревья, листья, серенький, перья, горький, пальто, бельё, варенье, сколько,
10
вьюга
а) мягкий знак – показатель мягкости
б) разделительный ь знак.
3. Укажи слова, в которых пишется разделительный мягкий знак
1 2 3 4 5 6 7
Ноч…ю, вороб…и, вою…ют, мурав...и, руж…ё, зеленее…ет, затиш…е,
8 9
пол…но, клюю…ёт
4. Укажи слова, в которых пишется мягкий знак – показатель мягкости:
1 2 3 4 5 6 7
Пал….то, крыл…я, апел…син, ступен…ки, греч…ка, сед…мой, кол…я,
8 9
удоч…ка, пал…ма
5.Укажи правильный вариант переноса слов:
1) уголь – ки 3) вь – юнок 5) оттоль – ю
2) Иль – я 4) апель – син 6) му – равьи
6. В каждую строчку допиши слова, на данную орфограмму:
а) гроздья, вьюга, улья, …, …
б) пальто, угольки , пальма, …, …
1 2 3 4 5 6
Слова для справок: зор…ка, звер…ки, варен…е, бол…шой, туч…ка, Ил…я
7. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова.
а) … желтеют … .
б) в лужах купаются … .
в) Весной так чудно поют …!
1 2 3 4 5 6
Слова для справок: осен…ю, вороб…и, солов…и, дерев…я, лист…я, мурав…и
Карточки
1.Запиши слова в три столбика по орфограммам:
Ь- указывающий на мягкость,
Ь– разделительный,
Ъ – разделительный
С.. едобный , под…ёмный, обез…А, об…яснить, ал…бом, под…езд, об…ехал, в…юга, с…ел, с…ёмка, руч…и, фил…м, пал…то, раз…езд, гор…ко, сем…я, школ…ник, Аелл…А, восем…, об…явление.
2. Прочитай. Замени слово или подбери к нему однокоренное слово так, чтобы оно содержало в себе разделительный Ь.
Крыло, зимовать, здоровый, брат, варить, кушать, счастливый, скамейка, судить, соловей, ненастный, воробей, ручей, друг, перо, колос, улей, стул, лист, весело.
3. Спиши, подчеркни Ь.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест.
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
4. Спиши, вставляя пропущенные Ь или Ъ.
Всё вокруг об…ято страхом.
Раз…ярённый людоед
Об…явил, что с…ест сегодня
Замечательный обед.
В сверх…естественной тревоге
Всё звер…ё уносит ноги.
Раз…ярённый людоед
Мигом с ел мешок конфет
Закусил печен…ем плотно.
Он от…явленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
5. Спиши сочетания слов, вставляя Ъ и Ь. Подчеркни орфограмму.
С…едобные грибы, верные друз…я, с…ё-жился от мороза, быстрые руч…и, под…езд школы, железнодорожный раз…езд, об…яснил задачу, с…ехал с горы, вз…ерошенный воробей, об…явление в газете, смешные обез…янки, тём-ной ноч…ю, сильная в…юга, под…ём в гору,
колос…я ржи.
Тест 7.
Тема: ударные и безударные гласные.
1. Укажи слова, в которых ударение падает на первый слог:
1) магазин 4) ширина 7) щавель
2) машина 5) звонят 8) позвонишь
3) кусты 6) алфавит 9) лисица
2. Выбери правильное утверждение:
Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово так,
а) чтобы гласная слышалась ясно;
б) чтобы после безударной гласной стоял согласный звук;
в) чтобы безударная гласная стояла под ударением.
3. Укажи проверочное слово к слову ТЕМНО:
1) тёмный 2) темнота 3) темнеет
4. Укажи слова с безударной гласной а:
1) м…ря 3) вр…ги 7) к…льцо
2) гр…чи 4) кр…ты 8) пл…ты
3) ч…совщик 5) тр…ва 9) к…ток
5. Выбери из текста слова с безударной гласной е:
1 2 3 4 5 6 7
З…ма. В л…су т…шина. Под с…сной л…жат шишки. На сн…гу в…дны
8 9 10 11
сл…ды л…сы. Они в…дут к домику л…сника.
6. Вставь подходящие по смыслу слова с безударной гласной.
а) Несёт меня … (…) в далёкие … (…).
б) Снесла курочка … (…), да не простое, а … (…).
1 2 3 4 5 6
Слова для справок: лиса, леса, яичко, иичко, золотое, залатое
7. Отгадай загадку, припиши отгадку.
Летом я летаю, мёд собираю.
Но когда меня подразнишь,
Тогда я кусаю. (…)
1) оса 2) пчела 3) змея
8. Укажи в каждой строчке лишнее слово. Объясни, почему?
а) т… жёлый, пр…мой, в…сёлый, гл…дит;
б) м…рской, с…довый, сп…ртивный, х…лодный;
в) зв….зда, в…сло, уд…вление, в…дро.
Тест 8.
Тема: Двойные согласные
1. Слова с двойными согласными надо:
1) проверять 2) запоминать
2. При переносе слов с двойными согласными
а) нельзя разрывать двойную согласную;
б) одну согласную надо оставить на одной строке, а другую – перенести.
3. Укажи слова с двойными согласными.
1) ак…уратно 4) кос…мос 7) ал…ея
2) клас… 5) хок…ей 8) один…адцать
3) ак…робат 6) грам… 9) кал…ендарь
4. Выбери слова, которые правильно поделены на слоги для переноса:
1) групп – па 4) один – надцать 7) алл – ея
2) класс – сный 5) льди – на 8) уточ – ка
3) э – хо 6) ё – жик 9) здоровь – е
5. Выбери подходящие по смыслу слова с двойной согласной:
а) состояние, когда человеку не спится. (…)
б) свободный проезд, прорытый под землёй. (…)
в) День недели. (…)
Слова для справок: тун…ель, бес…оница, суб…ота, ус…талость, трол…ейбус.
6. Выбери слова с двойной согласной из предложений.
1 2 3 4
Наш клас… большой и светлый. Ан…а Иван…овна преподаёт рус…кий язык.
5 6 7 8
В суб…оту у нас урок внеклас…ного чтения. Грип… - это заразная болез…нь.
7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с двойными гласными.
а) Работа в … проходит быстро и интересно.
б) … - заразная болезнь.
в) Я прочитала интересный … .
Слова для справок: груп…а, рас…каз, грип…, повес…ть
8. Выберите слова, в которых пишется безударная гласная е:
1) л…сица 4) товар…щ 7) щ…вель
2) б…рёза 5) р…бята 8) ж…вотное
3) п…нал 6) гр…бник 9) хорош…й
9. Укажите строки, в которых пишутся слова с двойной согласной.
1) Если в доме много с…ора,
2) Может в доме вспыхнуть с…ора.
3) Кто получит низкий бал…,
4) Не пойдёт на школьный бал… .
Тест 9.
Тема: Имена собственные.
1. Укажи правильное утверждение.
С большой буквы пишутся:
а) названия животных и растений;
б) названия городов, деревень, рек, озёр, морей, улиц;
в) имена, отчества, фамилии людей, клички животных.
2. Выпиши из текста имена собственные.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
У кошки Мурки были котята. Девочка Лида ходила смотреть их. Пушистого котёнка назвали
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Пушок. Наша деревня Бережки находится на берегу реки Кама. На этой реке стоит старый
22 23
город Елабуга.
3. Укажи слова, которые пишутся с большой буквы:
1) …обака (С,с) 4) …урёнка (Б,б) 7) …оза (К,к)
2) …точка (У,у) 5) …ошка (К,к) 8) …елянка (Б,б)
3) …орова (К,к) 6) …урка (М,м) 9) …озёл (К,к)
4. Укажи имена собственные, в написании которых допущены ошибки:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Дежурные Миша Шишкин и Ирина павлушкина пришли в школу рано. Окно открыла
11 12 13 14 15 16 17 18 19
Ирина. Саша взял в шкафу мел. В класс вошла Нина алексеевна.
5. Укажи имена собственные, которые являются главными членами предложения.
1 2 3
Ранним утром Сергей бежит к своему другу Шарику. Собака Шарик любит своего
4 5
хозяина Серёжу. Они часто ходят вместе на реку Быструю.
6. Укажи имена собственные, которые обозначают отчества.
1 2 3 4 5 6 7 8 Пушкин Александр Сергеевич, Весна Мартыновна Подснежникова, Евгений Иванович
9 10 11 12
Чарушин, Пропеллер Вареньевич Карлсон.
7. Распределите имена собственные в алфавитном порядке.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Город Пушкин, река Волга, село Берёзовка, собака Рекс, журнал «Мурзилка»,
11 12 13 14
художник Шишкин, писатель Заходер
9. Укажи слова, ударение в которых падает на второй слог.
1) звонят 3) ожили 5) начал
2) поняла 4) красивее 6) щавель
10. Вставь в предложения подходящие по смыслу имена собственные.
1.У леса стоит деревня … .
2. Рядом течёт река … .
3. Дядя …, кот …, пёс … и почтальон … жили в деревне … .
1 2 3 4 5 6 7
Слова для справок: Фёдор, Зай, Матросскин, Иванов, Петровка, Шарик, Простоквашино, Печкин.
Тест 10.
Тема: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
1.Укажите правильное утверждение:
а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопросы кто? кого? кому?;
б) имена существительные чаще являются главным членом предложения – сказуемым;
в) имена существительные обозначают предметы, животных, времена года, явления природы.
2. Укажи неправильное утверждение:
а) глаголы отвечают на вопросы - что делать? Что делает? Что сделает?;
имена прилагательные отвечают на вопросы - какой? Какая? Какое?;
б) глаголы и имена прилагательные изменяются по числам;
в) (Кто?) Петя (что делал?) играет на (какое?) футбольном поле.
3. Выпиши из текста имена существительные.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
В лесу росла пушистая ёлка. Летом дети искали под ёлкой грибы. Лютой зимой срубили
13 14 15 16
красавицу ёлку и привезли в школу.
4. Укажи в тексте глаголы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Настала зима. Пушистый снег укрыл землю. На окнах мороз разрисовал узоры. В саду
12 13 14 15 16 17 18
стоит столик для птиц. Катя сыпала в него корм.
5. Выбери из текста имена прилагательные.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Рощами называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Чудесная берёзовая роща
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
за селом! Как там хорошо! Стучат пёстрые дятлы. Свищут шустрые синицы. Пахнут
22 23
душистые ландыши.
6. Укажи синонимы слову ТРУСЛИВЫЙ:
1) слабый 4) спокойный 7) сильный
2) смелый 5) озорной 8) плохой
3) беззащитный 6) боязливый 9) грозный
7. Укажите антонимы к слову ОТЛИЧНЫЙ:
1) плохой 4) старый 7) дурной
2) умный 5) прекрасный 8) скверный
3) хороший 6) мировой 9) глупый
8. Выбери подходящие по смыслу слова для следующих предложений.
а) Возле дорожки выросла … ель.
б) По узкой тропке … заяц.
в) Испекла … румяный колобок.
1 2 3 4 5 6 7
Слова для справок: пушистая, бегал, внучка, кудрявая, старуха, скакал, гулял.
Карточки
Тема: Предложение. Члены предложения.
1.Раздели текст на предложения, напиши, подчеркни главные члены.
Пришла настоящая зима выпал пушистый снег снежинки кружатся в воздухе мороз нарисовал на окнах ледяные узоры мальчики катаются на лыжах и коньках девочки лепят снеговика
2.Раздели текст на предложения, напиши, подчеркни главные члены.
На широком лугу зеленеет трава выше колен кланяются лиловые колокольчики вьётся цепкий горошек белеют высокие ромашки порхают мохнатые шмели на листке подорожника сидит большой зелёный кузнечик.
3.Раздели текст на предложения, напиши, подчеркни главные члены.
Кончилась летняя тёплая ночь занимается над лесом утренняя заря над лесными полянами стелется лёгкий туман прохладная роса покрыла листву на деревьях из травы глядит беленький глазок земляники рядом уже краснеет душистая ягода.
4.Раздели текст на предложения, напиши, подчеркни главные члены.
Ещё дуют холодные ветры а на весенних проталинах показались первые ранние цветочки из душистой кельи медовой вылетела первая пчёлка скоро луга зазеленеют у кудрявой берёзы распустятся клейкие листочки зацветёт белая черёмуха
5. Прочитай. Подумай, какие слова-признаки в предложениях пропущены. Напиши рассказ, вставляя пропущенные слова.
Солнечный дождик.
День был … и … . Вдруг набежала … тучка. Посыпался … дождик. … солнце продолжало светить. … капли падали на землю. В каплях дождя играли … лучики. Вот дождик кончился. По … небу дугой протянулась … радуга.
6.Из слов каждой строчки составь предложения. Напиши, подчеркни главные члены.
1).Колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере.
2) Наливается, под, спелым, солнцем, рожь, ярким, зерном.
3) Чёрный, по, грач, дороге, важно, бродит.
4) Под, частой, построил, ёлочкой, дом, свой, заяц-беляк.
5) Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая.
7. Прочитай. Подумай, какие буквы в словах пропущены. Составь их данных слов предложения. Напиши.
Прогулка в зимний лес.
Старшеклассники, на, в, прогулку, пригласили, лес, малышей.
В, школ_ники, воскресен_е, у, собралис_, школы, под_езда.
От_ехали, школы, от, р_бята, гур_бой, лыжах, на.
Дети, лес, в, в_ехали, и, разные, в, стороны, раз_ехалис_ .
8. Из данных слов составь предложения. У тебя получился рассказ. Озаглавь его. Напиши.
Заиграло, весёлое,зимнее,над, солнышко, лесом.
Ночных, глубоких, тетерева, из, лунок, вылетели
Берёзе, птицы, красивые, расселись, на.
Тетерева, почками, душистыми,кормились, берёзовыми.
За, лесник, издалека, следил, красивыми, старый, птицами.
9.Прочитай предложения. Расположи их так, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь его.
Богатым оказался улов. Мальчики рыбачили на реке Каме. Братья Саша и Алёша отправились на рыбалку. Мелкие рыбёшки пошли на уху. Крупного окуня рыбаки принесли домой
10.Перед тобой текст, в котором «спрятались» шесть предложений. Если ты их найдёшь, получится интересное стихотворение. Напиши. Подчеркни главные члены во 2-6 предложениях.
Много зверюшек живёт в уголке рыжая белка сидит на сучке рыбки в воде затевают игру кролик грызёт на поляне кору здесь черепаха и ёжик живут каждому дети гостинец несут.
11.Составь предложения из слов каждой группы. Напиши. Подчеркни главные члены во2, 3, 4 предложениях.
Чаща, полна, лесная, звуков, разных.
По, дятел, стучал, пёстрый, старому, дубу, огромному.
Над, кружились, высокой, елью, клесты, шумные.
Искали, птицы, пищу, для, птенцов, маленьких
12.Составь предложения из слов каждой группы. Напиши. Подчеркни главные члены.
Над, высоко, поднялось, солнце, землёй.
Сосульки, тают, длинные, солнце, на.
Зачирикали, воробьи, весело, деревьях, на.
Ручейки, зазвенели, по, говорливые, дорогам.
Грачи, возвратились, и, скворцы, из, стран, далёких.
13. Составь предложения. Запиши. Подчеркни главные члены. (2 уровень)
1)Бродит, по, важно, огороду, ворона, большая.
2)В, закружились, листья, воздухе, осенние.
3)На, перелётные, осенью, юг, улетают, птицы.
Сделай зв-букв. разбор слова ЮГ
14.Спиши, разделяя на предложения. Подчеркни главные члены. (2 уровень)
Наступила ночь в кустах заливался соловей беззвучно носятся летучие мыши чуть слышно журчат лесные ручейки пахнут душистые ночные фиалки.
15. Спиши, раскрывая скобки. Выделяй приставку, подчеркивай пробел. (2 уровень)
(До)води дело (до)конца. Цветы (под)резали (под)корень. Тропинка (с)пускалась (с)горы. Ленту (в)плели (в)косу. Лодка (от)плыла (от)берега. Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.
16. Спиши, разделяя на предложения. Подчеркни главные члены. (2 уровень)
Бьют барабаны играют трубы льётся над площадью торжественная мелодия твёрдым шагом идут солдаты впереди шагает знаменосец ветер колышет знамя.
Сделай зв-букв. разбор слова ЗНАМЯ
17. Спиши, вставляя нужное по смыслу однокоренное слово с корнем СНЕГ(ж).
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _________.
Тёплым одеялом укроет землю ______. _________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут строить _________ крепости, лепить __________ , играть в _________.
18. Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова-признаки, чтобы получился рассказ про зайца.
Этот _____ зверёк живёт в лесу. У него _______________ уши, ________ хвост. Передние лапы ____, а задние _____. Шубка у зверька летом __________, а зимой - _______. Морковка, ________ капуста – любимые лакомства животного. А зимой и _______кора хороша. ________ зверёк всего боится.
Карточки «Имя существительное»
Карточка №1
1.Задание: Образуй и запиши от данных слов однокоренные имена существительные 2 склонения.
Старина, льдина, стекляшка, гора.
2.Задание: От данной части речи образуй однокоренные имена существительные разных склонений.
°Светлый °Бедный °Хитрый
3.Задание: Запиши предложение. Найди имена существительные. Определи склонение существительного.
Из з_мляной н_ры выгл_нула м_рдашка п_левой мыш_. От б_се_ки по пр_мой д_ро_ке мкдле_о ш_гал ст_ричок. М_рковь п_лезна для здоровья.
Карточка №2
Задание: Придумай и запиши предложение с существительным из словаря 3 склонения.
1.Задание: Образуй и запиши от данных слов однокоренные имена существительные 3 склонения.
Печник, болячка, ночник, площадка.
2. Задание: От данной части речи образуй однокоренные имена существительные разных склонений.
°Беглый °Верхний °Жалобный
3.Задание: Запиши предложение. Найди имена существительные. Определи склонение существительного.
К л_сному оз_ру от шо_е в_ла у_кая тр_пинка. Ср_ди нал_в_ных к_лос_ев рж_ с_нел гл_зок василька. Из т_жёлой тучи спл_шной ст_ной хлынул дож_.
4. Задание: Придумай и запиши предложение с существительным из словаря 2 склонения.
Карточка №3
1.Задание: Спиши. Найди имена существительные. Укажи падеж имен существительных.
На с_рени с_дит пч_ла. Над домом в_ётся лё_кий дымок. Ло_ка прич_лила к бер_гу. Др_ж_т л_сток на осине от ветра. По у_ской тр_пинке отря_ вышел на л_сное оз_ро.
2.Задание: Спиши. Укажи склоненине имён существительных. Разбери слова по составу.
Пожарник - … скл., грелка - … скл., прорубь - … скл.,
3.Задание: Спиши. Укажи падеж имен существительных.
В цв_точ_ке, из д_щеч_ки, на в_рш_не, над р_кой, за с_лом, у пл_щ_ ки, к стне, о ст_пи, по в_де, от стр_лка.
Карточка №4
1.Задание: Спиши. Найди имена существительные. Укажи падеж имен существительных.
К ст_ро_ке л_сника пришла л_сиха. Доблес_но трудится м_л_дё_ь на стр_ительстве ж_лого дома. На х_лме над р_кой рос ду_ . Л_чебное р_стение зв_робой растёт у р_ки.
2.Задание: Образуй и запиши однокоренные имена существительные. Укажи склонение имен существительных.
°Сор, …, …, °Сад, …, ….
3.Задание: Спиши. Найди имена существительные. Укажи падеж имен существительных.
В сер_це, из под_езда, под в_дой, по тр_ве, у с_вы, от м_роза, на зел_ни, в рукоп_си, о б_глеце, над г_л_вой.
Карточка №5
1.Задание: Спиши предложения, дописав окончания имен существительных. Укажи падеж имен существительных.
В книг_ извес_ного п_сателя р_бята проч_тали см_шной ра_ка_. В ст_ловом набор_ на скатерт_ не было с_лонки. В бл_жайшем киоск_ у м_тро ч_сто т_лпился н_ро_. Во дв_ре на дач_ном уч_с_к_ у загоро_к_ см_стерили бу_ку для с_баки.
2.Задание: Спиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
В стенк_ на полк_, на скатерт_ в ваз_, в кресл_ на кухн_, на ветк_ сирен_.
Карточка №6
1.Задание: Спиши предложения, дописав окончания имен существительных. Укажи падеж имен существительных.
На б_говой д_ро_к_ сп_ртсмена с радост_ю встр_ч_ла гру_ _ а б_лельщиков его команды. В фильм_ о подвига_ г_роя сн_мался извес_ный актёр кино. В зел_н_ м_л_дой л_ствы по т_полиной веточ_к_ проб_жал луч_ со_нца.
2.Задание: Спиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
На кровит_ в комнат_, на вокзал_ в касс_, на диван_ у стенк_, по дорог_ к речк_.
Карточка №7
1Задание: Спиши, раскрывая скобки. Укажи падеж существительных.
В (центр) сп_ртивной (пл_щ_ка) встреч_ется гру_а б_гунов. На (в_рхушка) (ель) сне_ л_ж_т (ша_ка). По (д_рога) к (с_ло) проехал вездехо_ . По (площ_ _ ь) маш_на промч_лась к (аптека). Сла_ко спал м_лыш_ в (кровать).
2. Задание: Образуй существительные разных склонений. Укажи склонение.
° с_лёный ° б_льной
3. Задание: Используя предлоги, запиши слова словаря в Предложном падеже.
М_даль, г_зета, в_гон, д_вочка, с_рень, п_м_дор, б_га_, ж_лезо.
Карточка №8
1.Задание: Спиши, раскрывая скобки. Укажи падеж существительного.
На тонкой (б_рё_ка) громко кр_ч_л грач_. На (ветка) (с_рень) вес_ло расп_вал сол_вей. Привольно в_сной (зверь) в (лес), (птич_ка) на (простор), (ры_ка) в (р_ка), (бука_ка) в (тра_ка). Соск_льзнула белоч_ка с (ель) вни_.
2. Задание: Образуй существительные разных склонений. Укажи склонение.
° об_днел °м_л_дой
3.Задание: Используя предлоги Родительного падежа, запиши словосочетания.
доб_жал … (д_рога), вып_сал … (т_тра_ь), сл_тел … (м_лина) , св_рил … (м_рко_ь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по математике 4 класс
Задания по математике, соответствующие ФГОС...
Дидактический материал. Русский язык. 3 класс
Дидактический материал. Русский язык. 3 класс...
Дидактический материал по письму 1 класс.
Письмо, 1 класс, дидактический материал, прописи, презентация...
Дидактический материал к уроку 2 класс для УМК Spotlight
Данный материал, предназначен для дополнительного изучения Модуля "My animals" во 2 классе...
Дидактический материал по матем 3 класс
В данном дидактическом материале я постаралась дать тот материал,который изучается в 3 классе....
Дидактический материал по математике 1 класс
Счет в пределах 20...
Дидактический материал по математике 2 класс
Карточки для проведения самостоятельной работы по математике во 2 классе....