Использование компьютера в начальной школе при обучении русскому языку
статья по русскому языку на тему

Шипулина Оксана Юрьевна

В статье рассказываю о своём опыте применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка. Данная статья была размещена в сборнике Областной научно-практической конференции педагогов "Создание единого информационного пространства образовательных учреждений: проектирование, опыт, перспективы развития".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ в начальной школе25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютера в начальной школе при обучении русскому языку

В настоящее время Министерством образования РФ реализуется программа компьютеризации   городских   и   сельских  общеобразовательных  учреждений, предусматривающая целый ряд организационно-методических мероприятий по использованию  современных информационных технологий при изучении различных школьных  предметов, а не только информатики.

Внедрение новейших информационных технологий (в частности компьютерных) на разных этапах урока русского языка позволило мне повысить общий  уровень учебного процесса, усилить познавательную активность учащихся, индивидуализировать  и  дифференцировать обучение на уроках.

Придерживаюсь мнения, что учитель сам должен принимать участие в разработке необходимых ему программных средств с учетом индивидуального подхода к каждому  ребенку.

В учебном  процессе использую следующие программы:

  1. Учебно-тренировочные (развития и закрепления основных знаний и навыков).
  2. Введение  нового учебного материала.
  3. Контролирующие программы.
  4. Учебно-игровые (развитие памяти, внимания, воображения).

Используя информационно-коммуникативные технологии, я убедилась в том, что они помогают преобразить преподавание традиционных учебных предметов, в том числе и уроки русского языка, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв интерес детей к учебе.

Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной. Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учиться выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ. То, что мучительно долго достигается с помощью ручки и тетради  (дети в начальной школе  пишут крайне медленно), легко выполняется с помощью буфера обмена в текстовом редакторе Microsoft Word.

Орфографическая работа на компьютере играет тоже свою положительную роль: вставляя пропущенные буквы в словах, учащиеся определяют тип орфограммы, вспоминают соответствующее правило, подбирают проверочные слова. Но считаю, что эта работа не может полностью заменить обычного или самостоятельного, творческого письма, когда дети должны сами увидеть орфограмму в слове, умело распределить внимание между содержанием и формой записываемого, но внесет разнообразие в деятельность учащихся.

Компьютер оказывает положительное влияние и на литературное творчество младших школьников. Ребятам предлагаю участие в проектах «Моя первая записная книжка», описания-загадки, рассказы о своей семье и событиях своей внешкольной жизни, сочинения-сказки, фантазии и т.д. Для меня важно научить школьников грамотной связной письменной речи. Коллективное обсуждение: что будем создавать на экране компьютера, какую книжку-малышку или выставку создадим в итоге, как оформим свои работы, - это приглашение младших школьников к самостоятельному целеполаганию и целеосуществлению. Я убедилась, что в такую работу охотно включаются даже ученики, которые обычно не любят писать сочинения. Не обладающие красивым почерком и достаточным уровнем грамотности, они довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить, не испортив внешний вид текста.

Увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками в области рационализации труда, «тормошат» родителей, привлекая их к совместному творчеству. Учебная игра выходит за рамки школы, в семью. Дети по собственной инициативе начинают поиск познавательной информации уже не только в компьютере, но и в своей домашней библиотеке и вообще в книге. Попутно ученик развивает умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, правилами цитирования, учится оформлять работы графикой. Все это приобретает для него личностный смысл и не воспринимается как тяжелая и неприятная обязанность. И если в процессе этой игры-работы ученик чувствует необходимость совершенствовать свое умение быстро печатать текст, он начинает тренировать соответствующий навык с помощью клавиатурного тренажера. Мы же часто действуем с точностью до наоборот: сначала усаживаем ученика за упражнение, обозначив полезность этих действий просто на словах, а потом в течение долгого времени ждем, когда же пригодятся ученику эти навыки. Стоит ли удивляться, что дети забывают невостребованные умения и их труд пропадает зря.

На уроках учитываю и отрицательные стороны использования компьютера, а именно: у ребенка, впервые севшего за компьютер, очень ярко выражен мотив первоначального интереса, новизны, игры. Но эффект новизны, интереса - явление кратковременное. Не подкрепленное вовремя педагогически, оно может дать противоположный эффект, что отчетливо проявляется в падении у детей интереса к компьютеру, «привыкании» к нему. Если шестилетних детей привлекает внешняя сторона обучения с использованием компьютера, то учащиеся постарше начинают задумываться о том, что же им дает работа на компьютере. Они понимают, что включение компьютера в урок позволяет увеличить объем необходимой тренировки, внимание сосредотачивается на самой сути выполнения задания. Сами учащиеся отмечают такую проблему, что в случае затруднений в работе, учитель лишний раз объяснит, покажет, как надо делать, компьютер же только проверяет и оценивает выполнение задания.

Главная проблема для учителя - это логика включения компьютера в урок. Продуманность организации и содержания компьютерного урока, четкость в переходе от одного вида работы к другому позволяет мне повысить интенсивность урока. Перед началом работы с компьютерной программой провожу инструктаж, во время которого дети знакомятся с принципами работы на компьютере и общим содержанием своего задания. Учитываю, что средняя продолжительность работы за компьютером должна быть не больше 7-15 минут. Работа по учебной компьютерной программе предусматривает постоянный контроль со стороны учителя, который должен направлять мысли учащихся, объяснять трудные места программы и контролировать порядок и правильность выполнения заданий.

Фрагмент урока русского языка с использованием компьютера по теме «Разделительные Ъ и Ь»

- Дня того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, который в нем содержится:

Сказала И сестре родной:

- Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,

А я ужасно редко.

- Ну редко - это не беда,
Иные буквы - никогда!

- И много их?

- Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так...

- Не говори!

Скажите вы, ребята! (ъ, ы, ь)

- Сегодня мы будем повторять правило о написании Ъ и Ь. Давайте вспомним, когда в слове пишется Ь. Почему разделительный знак так назван?

- Выпишите слова только с разделительным Ь, обозначьте орфограмму:

Пальто, семья, лью, пони, копье, кольцо, платье, воробей, подошьем.

- Составьте с одним из них предложение.

- Прочитайте составленные предложения. Чье вам понравилось больше всех?

- Отгадайте загадку:

Я великан, и вот громадную,

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту (Подъемный кран).

- Какой знак напишем в слове подъемный?

- Вспомните, в каких случаях пишется разделительный Ъ. Еще разделительный Ъ пишется в иностранных словах типа инъекция, объект.

- Запишите слова с разделительным Ъ в один столбик, с разделительным Ь в другой:

1. Растолковать, сделать понятным (объяснить).

2. Недоеденные куски (объедки).

3. Полоса земли вдоль берега моря, океана (побережье).

4. Вход в здание (подъезд).

5. Снежная буря, метель (вьюга).

6. Служащий, разносящий почту (почтальон).

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли вы расположили слова по столбикам.

Работа за компьютером:

1.  Вставьте пропущенные буквы, отгадайте загадки, а в скобках напишите отгадки.

Пример:

Летом вырастают, а осенью опадают (Листья).

Один л...ет, другой п...ет, а третий растет (Дождь, земля, трава).

Летит - кричит, сядет - молчит, кто его уб...ет, свою кровь прол...ет (Комар).

Весь век крыл...ями машет, а улететь не может (Мельница).

   2.  Впишите слова с разделительным ь:

На экране представлена таблица (кроссворд). Необходимо вписать ответы.

Снежная буря (вьюга).

Домики для пчел (ульи).

Мать. отец, дети (семья).

Животное (обезьяна).

Ягоды, сваренные в сахаре (варенье).

Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе. Для решения этой задачи перед семьей и школой возникает необходимость раннего знакомства детей с компьютером, так как младший школьный возраст самый обучаемый, и знания, и навыки, приобретенные в начальной школе, становятся основой всей последующей познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование традиционных и нетрадиционных форм при обучении русскому языку в начальных классах.

В статье рассматривается вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения русскому языку  в начальной школе....

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Использование компьютера в начальной школе

В работе очень пожробно рассмотрены возможности использования компьютера в образовательном процессе...

Использование компьютера в начальной школе

В данной статье рассмотрены сущность и отличительные особенности компетентностного подхода к образованию в начальной школе....

Дидактический материал по использованию пословиц и поговорок в начальной школе на уроках русского языка

Дидактический материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе.  Это подборка пословиц и поговорок для работы на уроке....

Инновационные технологии, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку.

Описание инновационных технологий, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку....

Статья. Санитарно - гигиенические требования к организации урока с использованием компьютера в начальной школе.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на фи...