Использование компьютера в начальной школе при обучении русскому языку
статья по русскому языку на тему
В статье рассказываю о своём опыте применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка. Данная статья была размещена в сборнике Областной научно-практической конференции педагогов "Создание единого информационного пространства образовательных учреждений: проектирование, опыт, перспективы развития".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ в начальной школе | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютера в начальной школе при обучении русскому языку
В настоящее время Министерством образования РФ реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно-методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов, а не только информатики.
Внедрение новейших информационных технологий (в частности компьютерных) на разных этапах урока русского языка позволило мне повысить общий уровень учебного процесса, усилить познавательную активность учащихся, индивидуализировать и дифференцировать обучение на уроках.
Придерживаюсь мнения, что учитель сам должен принимать участие в разработке необходимых ему программных средств с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.
В учебном процессе использую следующие программы:
- Учебно-тренировочные (развития и закрепления основных знаний и навыков).
- Введение нового учебного материала.
- Контролирующие программы.
- Учебно-игровые (развитие памяти, внимания, воображения).
Используя информационно-коммуникативные технологии, я убедилась в том, что они помогают преобразить преподавание традиционных учебных предметов, в том числе и уроки русского языка, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв интерес детей к учебе.
Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной. Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учиться выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ. То, что мучительно долго достигается с помощью ручки и тетради (дети в начальной школе пишут крайне медленно), легко выполняется с помощью буфера обмена в текстовом редакторе Microsoft Word.
Орфографическая работа на компьютере играет тоже свою положительную роль: вставляя пропущенные буквы в словах, учащиеся определяют тип орфограммы, вспоминают соответствующее правило, подбирают проверочные слова. Но считаю, что эта работа не может полностью заменить обычного или самостоятельного, творческого письма, когда дети должны сами увидеть орфограмму в слове, умело распределить внимание между содержанием и формой записываемого, но внесет разнообразие в деятельность учащихся.
Компьютер оказывает положительное влияние и на литературное творчество младших школьников. Ребятам предлагаю участие в проектах «Моя первая записная книжка», описания-загадки, рассказы о своей семье и событиях своей внешкольной жизни, сочинения-сказки, фантазии и т.д. Для меня важно научить школьников грамотной связной письменной речи. Коллективное обсуждение: что будем создавать на экране компьютера, какую книжку-малышку или выставку создадим в итоге, как оформим свои работы, - это приглашение младших школьников к самостоятельному целеполаганию и целеосуществлению. Я убедилась, что в такую работу охотно включаются даже ученики, которые обычно не любят писать сочинения. Не обладающие красивым почерком и достаточным уровнем грамотности, они довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить, не испортив внешний вид текста.
Увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками в области рационализации труда, «тормошат» родителей, привлекая их к совместному творчеству. Учебная игра выходит за рамки школы, в семью. Дети по собственной инициативе начинают поиск познавательной информации уже не только в компьютере, но и в своей домашней библиотеке и вообще в книге. Попутно ученик развивает умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, правилами цитирования, учится оформлять работы графикой. Все это приобретает для него личностный смысл и не воспринимается как тяжелая и неприятная обязанность. И если в процессе этой игры-работы ученик чувствует необходимость совершенствовать свое умение быстро печатать текст, он начинает тренировать соответствующий навык с помощью клавиатурного тренажера. Мы же часто действуем с точностью до наоборот: сначала усаживаем ученика за упражнение, обозначив полезность этих действий просто на словах, а потом в течение долгого времени ждем, когда же пригодятся ученику эти навыки. Стоит ли удивляться, что дети забывают невостребованные умения и их труд пропадает зря.
На уроках учитываю и отрицательные стороны использования компьютера, а именно: у ребенка, впервые севшего за компьютер, очень ярко выражен мотив первоначального интереса, новизны, игры. Но эффект новизны, интереса - явление кратковременное. Не подкрепленное вовремя педагогически, оно может дать противоположный эффект, что отчетливо проявляется в падении у детей интереса к компьютеру, «привыкании» к нему. Если шестилетних детей привлекает внешняя сторона обучения с использованием компьютера, то учащиеся постарше начинают задумываться о том, что же им дает работа на компьютере. Они понимают, что включение компьютера в урок позволяет увеличить объем необходимой тренировки, внимание сосредотачивается на самой сути выполнения задания. Сами учащиеся отмечают такую проблему, что в случае затруднений в работе, учитель лишний раз объяснит, покажет, как надо делать, компьютер же только проверяет и оценивает выполнение задания.
Главная проблема для учителя - это логика включения компьютера в урок. Продуманность организации и содержания компьютерного урока, четкость в переходе от одного вида работы к другому позволяет мне повысить интенсивность урока. Перед началом работы с компьютерной программой провожу инструктаж, во время которого дети знакомятся с принципами работы на компьютере и общим содержанием своего задания. Учитываю, что средняя продолжительность работы за компьютером должна быть не больше 7-15 минут. Работа по учебной компьютерной программе предусматривает постоянный контроль со стороны учителя, который должен направлять мысли учащихся, объяснять трудные места программы и контролировать порядок и правильность выполнения заданий.
Фрагмент урока русского языка с использованием компьютера по теме «Разделительные Ъ и Ь»
- Дня того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, который в нем содержится:
Сказала И сестре родной:
- Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко.
- Ну редко - это не беда,
Иные буквы - никогда!
- И много их?
- Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так...
- Не говори!
Скажите вы, ребята! (ъ, ы, ь)
- Сегодня мы будем повторять правило о написании Ъ и Ь. Давайте вспомним, когда в слове пишется Ь. Почему разделительный знак так назван?
- Выпишите слова только с разделительным Ь, обозначьте орфограмму:
Пальто, семья, лью, пони, копье, кольцо, платье, воробей, подошьем.
- Составьте с одним из них предложение.
- Прочитайте составленные предложения. Чье вам понравилось больше всех?
- Отгадайте загадку:
Я великан, и вот громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту (Подъемный кран).
- Какой знак напишем в слове подъемный?
- Вспомните, в каких случаях пишется разделительный Ъ. Еще разделительный Ъ пишется в иностранных словах типа инъекция, объект.
- Запишите слова с разделительным Ъ в один столбик, с разделительным Ь в другой:
1. Растолковать, сделать понятным (объяснить).
2. Недоеденные куски (объедки).
3. Полоса земли вдоль берега моря, океана (побережье).
4. Вход в здание (подъезд).
5. Снежная буря, метель (вьюга).
6. Служащий, разносящий почту (почтальон).
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли вы расположили слова по столбикам.
Работа за компьютером:
1. Вставьте пропущенные буквы, отгадайте загадки, а в скобках напишите отгадки.
Пример:
Летом вырастают, а осенью опадают (Листья).
Один л...ет, другой п...ет, а третий растет (Дождь, земля, трава).
Летит - кричит, сядет - молчит, кто его уб...ет, свою кровь прол...ет (Комар).
Весь век крыл...ями машет, а улететь не может (Мельница).
2. Впишите слова с разделительным ь:
На экране представлена таблица (кроссворд). Необходимо вписать ответы.
Домики для пчел (ульи).
Мать. отец, дети (семья).
Животное (обезьяна).
Ягоды, сваренные в сахаре (варенье).
Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе. Для решения этой задачи перед семьей и школой возникает необходимость раннего знакомства детей с компьютером, так как младший школьный возраст самый обучаемый, и знания, и навыки, приобретенные в начальной школе, становятся основой всей последующей познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование традиционных и нетрадиционных форм при обучении русскому языку в начальных классах.
В статье рассматривается вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения русскому языку в начальной школе....
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Использование компьютера в начальной школе
В работе очень пожробно рассмотрены возможности использования компьютера в образовательном процессе...
Использование компьютера в начальной школе
В данной статье рассмотрены сущность и отличительные особенности компетентностного подхода к образованию в начальной школе....
Дидактический материал по использованию пословиц и поговорок в начальной школе на уроках русского языка
Дидактический материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Это подборка пословиц и поговорок для работы на уроке....
Инновационные технологии, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку.
Описание инновационных технологий, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку....
Статья. Санитарно - гигиенические требования к организации урока с использованием компьютера в начальной школе.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на фи...
- Мне нравится (1)