«Текст-рассуждение, урок в первом классе»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Статья, опубликованная в газете МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» Вестник Дома Учителя №5 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst-rassuzhdenie.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Юдина Любовь Павловна
Учитель высшей
квалификационной категории
урок в 1 «Б» классе
Тема урока: «Текст – рассуждение».
( Данный урок готовит детей к умению составлять самостоятельно текст – рассуждение).
Цель урока совершенствовать умение строить предложение-рассуждение, выделить существенные признаки текста-рассуждения.
Задачи урока: предметно-информационные
закрепляем знания о простейшем рассуждении-предложении, знакомимся с понятием «текст-рассуждение», с его существенными признаками,
деятельностно-коммуникативные
закрепляем умения строить простейшее рассуждение, развиваем умение подбирать заголовок к тексту-рассуждение; совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;
ценностно-ориентационные
развиваем внимание к слову, учимся бережному отношению к слову, точному выражению мысли и культуре общения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: схема предложения-рассуждения
тест-рассуждение
сигнальные карточки
Ожидаемый результат: выявление существенных признаков текста-рассуждения, обоснование выбора заголовка к тексту-рассуждению.
Учебный материал: текст-рассуждение и набор заголовков:
Нашего щенка назвали Шариком, потому что во- первых, издалека он кажется пушистым шаром.
Во-вторых, у него короткие кривые ножки и ходит он, переваливаясь с боку на бок. В- третьих, мама так сильно раскормила своего любимца, что он подметает шерсткой землю, а лап не видно.
Вот почему кличка Шарик очень подходит нашему щенку.
Проделки Шарика.
Симпатичный щенок.
Мамин любимец.
Почему щенка назвали Шариком?
Ход урока.
1. Зарядка для речевого аппарата.
- С какой целью мы с вами каждый урок начинаем с зарядки для речевого
аппарата? (Каждый урок мы начинаем с зарядки для речевого аппарата для
того, чтобы четко и ясно произносить звуки и слова.)
1 упражнение: чередование положения губ «улыбка»-«хоботок»
2 упражнение: чередование положения языка «лопаточка»-«иголочка»
3 упражнение: чередование движений языка вправо-влево «часики»
2. Сообщение темы урока. Мотивация.
- Прочитайте риторическую идею урока (Не болтай наугад-клади слова вряд)
-Как вы ее понимаете?
-Сегодня мы продолжаем совершенствовать умение строить предложение-
рассуждение и познакомимся с текстом – рассуждение.
3. Работа над предложением- рассуждением.
-К нам сегодня на урок пришло самое беспокойное, самое любознательное слово, которое было на прошлых уроках. Вспомните, пожалуйста, какое это слово?
(Почему?)
- С каким словом дружит слово Почему? (Потому)
- Какую работу выполняет каждое из этих слов?
(Слово Почему задает интересные вопросы, а слово Потому помогает нам
отвечать на эти вопросы)
-Итак, первый вопрос со словом Почему? : « Почему Незнайку назвали
Незнайкой?» -
- Ответ на этот вопрос проговорите соседу по парте, а затем скажите всему
классу. ( «Незнайку назвали Незнайкой, потому, что он ничего не знал и
не хотел знать.»)
- Вспомните, пожалуйста, как мы называли ответ на вопрос слова Почему?
( Предложение-рассуждение)
-У вас на партах есть карточки с частями, из которых состоит предложение-
рассуждение.
(потому что, объяснение, то, что объясняется)
-Постройте, пожалуйста, схему предложения-рассуждения, работая вместе с
соседом по парте, а один человек по желанию будет работать у доски.
( На доске появляется схема: то, что объясняется.... потому что…. объяснение)
- Оцените, пожалуйста, ответ у доски с помощью сигнальных карточек.
( Красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно).
-Второй вопрос со словом Почему? : «Почему эту птицу назвали снегирем?»
(На доске иллюстрация снегиря)
(« Эту птицу назвали снегирем, потому что она прилетает в наши края только
тогда, когда выпадает снег.»)
-Третий вопрос со словом Почему?: « А можно ли нас с вами назвать
Незнайками?»
( «Нас можно назвать Незнайками, потому что у нас еще мало знаний и мы
мало умеем что делать.»
« Нас нельзя назвать Незнайками, потому что мы, хоть и мало знаем, но
хотим знать и уметь много.»)
-Спасибо ребята. Вы молодцы. Внимательно слушали ответы друг друга и
оценивали.
- Задайте теперь сами вопрос со словом Почему? своему соседу. Выслушав
ответ, оцените его
- Кто чувствует в себе уверенность: «Я умею отвечать на вопрос,
начинающийся со слова Почему?» (покажите сигнальную карточку)
Вывод. Мы научились составлять предложение-рассуждение для того, чтобы
точно выражать свои мысли и уметь их обосновывать.
4. Работа с текстом-рассуждение
- Сейчас я вам предлагаю новое задание. Прочитайте, пожалуйста, предложения,
напечатанные у вас на листочках и скажите, что это такое?
( Это текст)
-Почему вы так думаете?
( Это текст, так как все предложения связаны по смыслу.)
-О ком этот текст? (о щенке)
-Сколько частей в этом тексте? (две части)
-Прочитайте первую часть текста. Каков смысл этой части?
( В этой части текста автор объясняет, почему щенка назвали Шариком. Автор
доказывает свое мнение.)
- Какие новые необычные слова вы заметили в этой части текста? (во-первых,
во-вторых, в- третьих).
- Запомним эти слова. Они характерны для текста – рассуждения, часто в них
встречаются.
- Прочитайте вторую часть текста. Каков смысл этой части?
( В этой части текста автор подводит итог всему, что он сказал.)
- В этой части текста звучит вывод, что тоже характерно для текста –
рассуждения.
- Мы сейчас с вами тоже сделаем вывод, какой текст называют текстом-
рассуждение?
Вывод. Текст, в котором человек объясняет, доказывает свое мнение называется
текст-рассуждение.
- У текста-рассуждения нет заглавия. Выберите, пожалуйста, самое точное
заглавие из тех, которые вам предложены или придумайте сами. Обоснуйте
свой выбор.
( Я выбрал заглавие «Почему щенка назвали Шариком?», потому что весь текст –
это ответ на данный вопрос.)
5. Подведение итогов урока.
- Как вы думаете в жизни пригодятся вам знания, полученные на уроке?
( Да, конечно. Например при защите наших исследовательских проектов мы
должны уметь четко доказывать свое мнение.)
- Что нового узнал каждый из вас? Проговорите сначала соседу по парте.
- Оцените собственную работу на уроке с помощью наших сигнальных
карточек (красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – удовлетворительно).
- Сравним ваши оценки с моими результатами наблюдений за нашей совместной
деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования» 4 класс УМК "Гармония"
laquo;Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования»...
Конспект урока русского языка «Что такое текст-рассуждение?» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Что такое текст-рассуждение?»Цели деятельности учителя: формирование обучающихся с особенностями текста-рассуждение; составление текст-рассуждения. Планируемые результаты:Предм...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...
Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...
Конспект урока по теме «Текст-рассуждение» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планир...
Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...
Конспект урока русского языка «Текст-рассуждение» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями текста-рассуждения, развитие умения употреблять в тексте глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое текст-рассуждение;- знать о...