Из опыта работы над словами с непроверяемыми орфограммами.
статья (русский язык, 2 класс) по теме

Татьяна Юрьевна Леонтьева

         В статье предлагаются различные виды работ для лучшего усвоения учащимися  написания слов с непроверяемыми орфограммами.Словарные слова  разделены на группы. Написание слов каждой группы  изучается и отрабатывается на протяжении нескольких уроков. По мере усвоения слов проводяся проверочные словарные диктанты, в которые включаются слова из новых групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы над словами с непроверяемыми орфограммами.

учитель начальных классов

Леонтьева Татьяна Юрьевна

ГБОУ школа №181 Центрального района г. Санкт-Петербурга

 

       Работа над словами с непроверяемыми орфограммами (словарными) важна и необходима. Но запоминание этих слов не должно превратиться в банальное заучивание. Необходимо выработать навык написания этих слов, чтобы не допускать ошибок при самостоятельной работе с текстом.

        На уроках, при работе со словарными словами, учителя используют различные виды диктантов. Приведу ниже схему-классификацию словарных диктантов.

Словарные диктанты

простые

творческие

слуховые

зрительные

слуховые

зрительные

предупредительный

предупредительный

группировка по орфографическим признакам

группировка по орфографическим признакам

объяснительный

объяснительный

подбор родственных слов

подбор родственных слов

выборочный

выборочный

подбор слов с общим признаком

подбор слов с общим признаком

по памяти

по памяти

подбор синонимов, антонимов

подбор синонимов, антонимов

по загадкам

по загадкам

запись цепочкой слов

запись цепочкой слов

по описательному обороту

по описательному обороту

запись по алфавиту

с использованием сигнальных карточек

с использованием сигнальных карточек

запись с исправлением ошибок

картинный

запись слов с аналогичной орфограммой

кратковременный

работа с деформированными словами

по перфокартам

составление словосочетаний

с пропущенными буквами

использование ребусов

использование школьного словаря

использование кроссвордов

по пословицам

по перфокартам

составление рассказа по опорным словам

работа с деформированным текстом

       На основе этой классификации я разработала систему, которая позволяет отрабатывать навыки написания словарных слов.

        Словарные слова и слова на другие правила, требующие отработки навыков написания, я разделила на группы (за основу деления использовала опыт заслуженного учителя РСФСР С. Н. Лысенковой)

        Группы слов изучаются детьми со 2 по 4 класс (всего 43 группы).  В специальный словарик дети записывают группу (сначала с образца учителя), с выделенными орфограммами и ударением. Эта группа учится детьми и отрабатывается на уроках на протяжении 1-2 недель (другие слова, данные в учебнике для заучивания, так же разбираются и затем включаются в словарные диктанты). По мере усвоения слов проводится проверочный словарный диктант, в который включаются слова из новой группы.

          Для наглядности приведу группы слов (2,3,4 классы) и некоторые виды по отработке навыков написания словарных слов во 2-ом классе для каждой группы.

2 класс

1 группа: пенал, ребята, тетрадь, карандаш, товарищ, быстро

  1. Списывание с образца учителя.
  2. По словарю: запись слов по алфавиту.
  1. Зрительный диктант: карточки с пропущенными орфограммами, записать, вставив пропущенную букву.
  1. По памяти: запишите сначала слова, обозначающие одушевленные предметы, затем неодушевленные. Какое слово лишнее? (Быстро)  С этим словом можно составить предложение и записать его.
  2. Запишите слова по памяти в таком порядке: с безударной «о», безударной «е», безударной «а».

2 группа: класс, ученик, ученица, учительница, дежурный

  1. Списывание с образца учителя.
  2. По памяти: сначала слова женского рода, затем мужского рода.
  3. По описательному обороту.
  1. По словарю записать слова в следующем порядке: слова из 4 слогов, 5 слогов, 1 слога, 3 слогов.
  2. Отработка слов 1 и 2 групп (на доске слова с пропущенными орфограммами, записать в алфавитном порядке и вставить пропущенную букву)

3 группа: Россия, Москва, завод, рабочий, работа, Кремль, машина

  1. Списывание с образца учителя.
  2. Зрительный диктант: карточки с пропущенными орфограммами, записать, вставив пропущенную букву.
  3. По словарю: запись слов в алфавитном порядке.
  4. Запишите слова, в которых 6 букв и 6 звуков. Какие исключили, почему?
  5. Запишите имена собственные.

4 группа: столица, город, улица, народ, Родина, русский

  1. Списывание с образца учителя.
  2. По словарю записать слова в следующем порядке: слова из 3 слогов, из 2 слогов.
  3. Составьте и запишите словосочетания со словами: широкая (улица), язык (русский), родная (столица), любимая (Родина), трудолюбивый (народ).
  4.  По словарю записать слова в следующем порядке: - с безударной «о»,

                                                                                               -начинается с гласной,

                                                                                               -заканчивается мягкой  согласной.

  1. Отработка слов 3 и 4 групп: закончите предложения:

                                                       Моя Род . на- ……..

                                                              Ст . лица Р ….ии - …….

                                                              М . сква – красивый ……….

Запишите их. Придумай и запиши предложение со словом из 3 или 4 группы.

5 группа: мороз, зима, иней, коньки, каток, погода

  1. Списывание с образца учителя.
  2. По описательному обороту.
  3. По словарю: слова, в которых количество букв равно количеству звуков. Какое исключили, почему? Составьте и запишите с ним предложение.
  4. Прочитай фонетическую транскрипцию слов 5 группы, запиши слова и выдели орфограмму.
  5. По памяти: запиши слова с ударным вторым слогом.

6 группа: одежда, валенки, платок, сапоги, варежки, пальто, костюм, фуражка

  1. Списывание с образца учителя.
  2. Картинный диктант.
  3. Подберите слово, подходящее по смыслу, и запишите словосочетания: новое ….; тёплые…; пуховый…; шерстяной…; кожаные…; офицерская….
  4. Запишите слова по памяти.
  5. Записать слова по памяти в следующем порядке:- с безударной «о»,

                                                                                         -с безударной «е»,

                                                                                         -с безударной «а».

                                                                                  Какое исключили, почему?

7 группа: воробей, ворона, сорока, соловей, петух, снегирь

  1. Списывание с образца учителя.
  2. Зрительный диктант: найди ошибки и запиши слова правильно: варабей, варона, сарока, салавей, питух, снигир.
  1. Слуховой диктант: из пословицы выпиши название птицы или отгадай загадку о птице и запиши: -  Слово не воробей – вылетит не поймаешь.

                                   -   На чужой сторонушке рад своей воронушке.

     - Хвост серпом, голова с гребешком.

     - Непоседа пестрая                                                  -  Пусть я птичка-невеличка,

       Птица длиннохвостая                                               У меня, друзья, привычка-

       Птица говорливая,                                                     Как начнутся холода,

       Самая болтливая.                                                       Прямо с севера сюда.

Название какой птицы не написали? Составьте устно предложение.

  1. Картинный диктант.
  2. По памяти записать слова в следующем порядке: - с безударной «о»,

                                                                                           - с безударной «е».

8 группа: собака, корова, медведь, медведица. заяц, лисица, лягушка

  1. Списывание с образца учителя.
  2. По словарю записать слова в следующем порядке:

                                                                                              -6 букв,6 звуков;

                                                                                              -7 букв, 6 звуков;

                                                                                              -4 буквы, 5 звуков.

  1. Слуховой диктант: из пар слов выбери и запиши слово из 3 слогов: петух-собака, мороз - корова, медведь – соловей, ворона – медведица, заяц – лисица, лягушка – снегирь.
  2. От слов 8 группы образуй и запиши слова, отвечающие на вопросы чьи? или чьё? какое правило применили для написания этих слов?
  3. Отработка слов 7 и 8 групп: выпишите названия героев русской народной сказки «Теремок». Составьте по сказке повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения, запишите их.

9 группа: овощи, картофель, капуста, морковь, огурец, горох, помидор.

  1. Списывание с образца учителя.
  2. По памяти: запишите слова  с непроверяемой безударной «о».
  3. По словарю: запись слов в алфавитном порядке.
  4. Образуйте однокоренное слово, называющее признак предмета, составьте и запишите словосочетания.  Овощи -…………рагу

                                                      Картофель -…….запеканка.

                                                      Капуста -……….лист.

                                                      Морковь -………сок.

                                                      Огурец -………..маска.

                                                      Горох -………….суп.

  1. Угадайте по признакам и запишите:     Красный, сочный

                                                                         Зелёный, длинный

                                                                         Круглый, сладкий, зелёный

                                                                         Красная, сладкая

                                                                         Хрустящая, белая

                                                                         Рассыпчатая

                                                                         Всё, что написали, одним словом

10 группа: деревня, молоко, колхоз, колхозник, лопата

  1. Списывание с образца учителя.
  2. По памяти: запишите слова из 3 слогов. Какое пропустили?
  3. По словарю записать слова в следующем порядке:

                                                                   - все согласные мягкие;

                                                                   - все согласные твёрдые.

                                                                   Какое исключили, почему?

  1. По памяти: запишите слова  с непроверяемой безударной «о».  Какое исключили, почему? Составьте и запишите с ним предложение.
  2. Отработка слов 9 и 10 групп: из пары слов выбери и запиши слово с ударным 2 слогом: деревня -  молоко, костюм – варежки, воробей – коньки, Кремль – быстро, овощи – картофель, корова – огурец, валенки – лопата, соловей – снегирь.

11 группа: посуда, тарелка, стакан, сахар, кастрюля

  1. Списывание с образца учителя.
  2. По словарю: запись слов в алфавитном порядке.
  3. По памяти: сначала слова женского рода, затем мужского рода.
  4. Подбери к словам соответствующий признак и запиши словосочетания: глубокая…, кухонная…, высокий…, сладкий…, новая….
  5. Со словами стакан и тарелка составить и записать предложение. Подчеркнуть основу.

12 группа: весна, солнце, ветер, ранний, весенний, утренний, горизонт

  1. Списывание с образца учителя.
  2. Зрительный диктант: карточки с пропущенными орфограммами, записать, вставив пропущенную букву.
  3. По словарю записать слова в следующем порядке:

                                               - букв больше, чем звуков;

                                               - слова, которые начинаются с  мягкого согласного;

                                               - количество звуков и букв одинаково.

  1. Прочитай фонетическую транскрипцию слов 12 группы, запиши слова и выдели орфограмму.
  2. Из слов составьте 2-3 предложения на тему «Весна».

13 группа: бьёт, пьёт, шьёт, вьёт, льёт, вьюга

  1. Списывание с образца учителя.
  2. По словарю: запись слов в алфавитном порядке.
  3. Распредели слова в два столбика по правилам

Разделительный ь знак

Смягчающий ь знак

Тетрадь, бьёт, вьюга, учительница, Кремль, льёт, пальто, шьёт, коньки.

  1. Вставь в предложения пропущенные слова и запиши.

                                                   - Собака ….. из миски.

                                                   - Мама …   платье.

                                                   - Дождь … как из ведра.

Какие слова не использовали? Со словом «вьёт» составьте предложение, запишите и подчеркните основу.

  1. Образуйте однокоренной глагол, отвечающий на вопрос что делает? И запишите пару:  вить -…., бить -…., шить -…., пить -…, лить -…

14 группа: до свидания, здравствуйте, извините, спасибо, пожалуйста, благодарю

  1. Списывание с образца учителя.
  2. Зрительный диктант: карточки с пропущенными орфограммами, записать, вставив пропущенную букву.
  3. Зрительный диктант: найди ошибки и запиши слова правильно.
  4. Деформированный зрительный диктант: переставь слоги местами и запиши слова правильно:  вуй-здравст–те, те–ви–из–ни, си–бо–спа, луй–по–ста–жа, рю-бла-да-го.
  5. По словарю: запись слов в алфавитном порядке.

3класс

15 группа: Город, улица, завод, магазин, здесь, здание, здоровье.

16 группа: Ягода, земляника, малина, черника, смородина, крыжовник.

17группа: Езда, поездка, объезжает, подъезжает, отъезжает, выезжает.

18  группа:  Горизонт, заря, алый, алеет, восход, запад, восток, север, юг.

19  группа: Жилище, комната, кровать, диван, картина, мебель, портрет.

20 группа: Растение, росли, орех, орешник, осина, корзина.

21 группа: Подснежник, ландыш, одуванчик, колокольчик, незабудка.

22 группа: Яблоня, сирень, черёмуха, рябина, тополь, акация.

23 группа: Капель, оттепель, сосульки, проталины, чирикают, берег.

24 группа: Шёл, ушёл, нашёл, перешёл, прошёл.

25 группа:Чёрный, жёлтый, тяжёлый, пчёлы, шёлк, ещё.

26 группа: Мелькает, сверкает, порхает, чирикает, шелестит, горит.

27 группа: Горячий, готовый, кипит, завтрак, обед, ужин, полдень, полночь.

28 группа: Герой, ракета, космос, путешествие, космонавт.

29 группа: Командир, победа, герой, салют, солдат.

4 класс

30 группа: Агроном, председатель, урожай, богатый, богатство, хозяйство.

31 группа: Машина, трактор, комбайн, борона, сеялка, веялка.

32 группа: Пшеница, хлебороб, земледелие, семена, солома.

33 группа: Дорога, шоссе, автомобиль, шофёр, метро, улица, трамвай.

34группа: Билет, багаж, вагон, вокзал, пассажир, перрон, лестница.

35 группа: Греметь, звенеть, калевать, велеть, желать, миновать, ликовать.

36 группа: Медвежонок, зайчонок, овца, ягнёнок, телёнок.

37 группа: Вдруг, вместе, впереди, издалека, около, везде, теперь.

38 группа: Назад, налево, направо, слева, справа, снизу, сверху.

39 группа: Однажды, сегодня, сейчас, потом, иногда, вчера, завтра.

40 группа: Экскурсия, коллекция, революция, коллектив, лекция, милиция.

41 группа: Электричество, электровоз, электростанция, тепловоз, паровоз, самолёт.

42 группа: Мужчина, женщина, помощь, помощник, товарищ.

43 группа: Насекомое, жужжание, стрекоза, гусеница, муравей.

       Надеюсь, мой опыт поможет, а при желании можно дополнить группы слов и приёмы работы с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Список слов с непроверяемыми орфограммами 2 класс УМК "Перспектива"

Слова с непроверяемыми орфограммами 2 класс УМК "Перспектива"...

Из опыта работы над словами с непроверяемыми орфограммами.

       В статье предлагаются различные виды работ для лучшего усвоения учащимися  написания слов с непроверяемыми орфограммами.Словарные слова  разделены на группы...

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников.

Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников....

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование орфографической грамотности через нестандартные методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями»

В практике обучения письму в настоящее время привлекается огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов работы. Одной из условий проблем методики преподавания пи...