Из опыта работы над словами с непроверяемыми орфограммами.
статья (русский язык, 2 класс) по теме
В статье предлагаются различные виды работ для лучшего усвоения учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами.Словарные слова разделены на группы. Написание слов каждой группы изучается и отрабатывается на протяжении нескольких уроков. По мере усвоения слов проводяся проверочные словарные диктанты, в которые включаются слова из новых групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы над словами с непроверяемыми орфограммами.
учитель начальных классов
Леонтьева Татьяна Юрьевна
ГБОУ школа №181 Центрального района г. Санкт-Петербурга
Работа над словами с непроверяемыми орфограммами (словарными) важна и необходима. Но запоминание этих слов не должно превратиться в банальное заучивание. Необходимо выработать навык написания этих слов, чтобы не допускать ошибок при самостоятельной работе с текстом.
На уроках, при работе со словарными словами, учителя используют различные виды диктантов. Приведу ниже схему-классификацию словарных диктантов.
Словарные диктанты | |||
простые | творческие | ||
слуховые | зрительные | слуховые | зрительные |
предупредительный | предупредительный | группировка по орфографическим признакам | группировка по орфографическим признакам |
объяснительный | объяснительный | подбор родственных слов | подбор родственных слов |
выборочный | выборочный | подбор слов с общим признаком | подбор слов с общим признаком |
по памяти | по памяти | подбор синонимов, антонимов | подбор синонимов, антонимов |
по загадкам | по загадкам | запись цепочкой слов | запись цепочкой слов |
по описательному обороту | по описательному обороту | запись по алфавиту | |
с использованием сигнальных карточек | с использованием сигнальных карточек | запись с исправлением ошибок | |
картинный | запись слов с аналогичной орфограммой | ||
кратковременный | работа с деформированными словами | ||
по перфокартам | составление словосочетаний | ||
с пропущенными буквами | использование ребусов | ||
использование школьного словаря | |||
использование кроссвордов | |||
по пословицам | |||
по перфокартам | |||
составление рассказа по опорным словам | |||
работа с деформированным текстом |
На основе этой классификации я разработала систему, которая позволяет отрабатывать навыки написания словарных слов.
Словарные слова и слова на другие правила, требующие отработки навыков написания, я разделила на группы (за основу деления использовала опыт заслуженного учителя РСФСР С. Н. Лысенковой)
Группы слов изучаются детьми со 2 по 4 класс (всего 43 группы). В специальный словарик дети записывают группу (сначала с образца учителя), с выделенными орфограммами и ударением. Эта группа учится детьми и отрабатывается на уроках на протяжении 1-2 недель (другие слова, данные в учебнике для заучивания, так же разбираются и затем включаются в словарные диктанты). По мере усвоения слов проводится проверочный словарный диктант, в который включаются слова из новой группы.
Для наглядности приведу группы слов (2,3,4 классы) и некоторые виды по отработке навыков написания словарных слов во 2-ом классе для каждой группы.
2 класс
1 группа: пенал, ребята, тетрадь, карандаш, товарищ, быстро
- Списывание с образца учителя.
- По словарю: запись слов по алфавиту.
- Зрительный диктант: карточки с пропущенными орфограммами, записать, вставив пропущенную букву.
- По памяти: запишите сначала слова, обозначающие одушевленные предметы, затем неодушевленные. Какое слово лишнее? (Быстро) С этим словом можно составить предложение и записать его.
- Запишите слова по памяти в таком порядке: с безударной «о», безударной «е», безударной «а».
2 группа: класс, ученик, ученица, учительница, дежурный
- Списывание с образца учителя.
- По памяти: сначала слова женского рода, затем мужского рода.
- По описательному обороту.
- По словарю записать слова в следующем порядке: слова из 4 слогов, 5 слогов, 1 слога, 3 слогов.
- Отработка слов 1 и 2 групп (на доске слова с пропущенными орфограммами, записать в алфавитном порядке и вставить пропущенную букву)
3 группа: Россия, Москва, завод, рабочий, работа, Кремль, машина
- Списывание с образца учителя.
- Зрительный диктант: карточки с пропущенными орфограммами, записать, вставив пропущенную букву.
- По словарю: запись слов в алфавитном порядке.
- Запишите слова, в которых 6 букв и 6 звуков. Какие исключили, почему?
- Запишите имена собственные.
4 группа: столица, город, улица, народ, Родина, русский
- Списывание с образца учителя.
- По словарю записать слова в следующем порядке: слова из 3 слогов, из 2 слогов.
- Составьте и запишите словосочетания со словами: широкая (улица), язык (русский), родная (столица), любимая (Родина), трудолюбивый (народ).
- По словарю записать слова в следующем порядке: - с безударной «о»,
-начинается с гласной,
-заканчивается мягкой согласной.
- Отработка слов 3 и 4 групп: закончите предложения:
Моя Род . на- ……..
Ст . лица Р ….ии - …….
М . сква – красивый ……….
Запишите их. Придумай и запиши предложение со словом из 3 или 4 группы.
5 группа: мороз, зима, иней, коньки, каток, погода
- Списывание с образца учителя.
- По описательному обороту.
- По словарю: слова, в которых количество букв равно количеству звуков. Какое исключили, почему? Составьте и запишите с ним предложение.
- Прочитай фонетическую транскрипцию слов 5 группы, запиши слова и выдели орфограмму.
- По памяти: запиши слова с ударным вторым слогом.
6 группа: одежда, валенки, платок, сапоги, варежки, пальто, костюм, фуражка
- Списывание с образца учителя.
- Картинный диктант.
- Подберите слово, подходящее по смыслу, и запишите словосочетания: новое ….; тёплые…; пуховый…; шерстяной…; кожаные…; офицерская….
- Запишите слова по памяти.
- Записать слова по памяти в следующем порядке:- с безударной «о»,
-с безударной «е»,
-с безударной «а».
Какое исключили, почему?
7 группа: воробей, ворона, сорока, соловей, петух, снегирь
- Списывание с образца учителя.
- Зрительный диктант: найди ошибки и запиши слова правильно: варабей, варона, сарока, салавей, питух, снигир.
- Слуховой диктант: из пословицы выпиши название птицы или отгадай загадку о птице и запиши: - Слово не воробей – вылетит не поймаешь.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Хвост серпом, голова с гребешком.
- Непоседа пестрая - Пусть я птичка-невеличка,
Птица длиннохвостая У меня, друзья, привычка-
Птица говорливая, Как начнутся холода,
Самая болтливая. Прямо с севера сюда.
Название какой птицы не написали? Составьте устно предложение.
- Картинный диктант.
- По памяти записать слова в следующем порядке: - с безударной «о»,
- с безударной «е».
8 группа: собака, корова, медведь, медведица. заяц, лисица, лягушка
- Списывание с образца учителя.
- По словарю записать слова в следующем порядке:
-6 букв,6 звуков;
-7 букв, 6 звуков;
-4 буквы, 5 звуков.
- Слуховой диктант: из пар слов выбери и запиши слово из 3 слогов: петух-собака, мороз - корова, медведь – соловей, ворона – медведица, заяц – лисица, лягушка – снегирь.
- От слов 8 группы образуй и запиши слова, отвечающие на вопросы чьи? или чьё? какое правило применили для написания этих слов?
- Отработка слов 7 и 8 групп: выпишите названия героев русской народной сказки «Теремок». Составьте по сказке повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения, запишите их.
9 группа: овощи, картофель, капуста, морковь, огурец, горох, помидор.
- Списывание с образца учителя.
- По памяти: запишите слова с непроверяемой безударной «о».
- По словарю: запись слов в алфавитном порядке.
- Образуйте однокоренное слово, называющее признак предмета, составьте и запишите словосочетания. Овощи -…………рагу
Картофель -…….запеканка.
Капуста -……….лист.
Морковь -………сок.
Огурец -………..маска.
Горох -………….суп.
- Угадайте по признакам и запишите: Красный, сочный
Зелёный, длинный
Круглый, сладкий, зелёный
Красная, сладкая
Хрустящая, белая
Рассыпчатая
Всё, что написали, одним словом
10 группа: деревня, молоко, колхоз, колхозник, лопата
- Списывание с образца учителя.
- По памяти: запишите слова из 3 слогов. Какое пропустили?
- По словарю записать слова в следующем порядке:
- все согласные мягкие;
- все согласные твёрдые.
Какое исключили, почему?
- По памяти: запишите слова с непроверяемой безударной «о». Какое исключили, почему? Составьте и запишите с ним предложение.
- Отработка слов 9 и 10 групп: из пары слов выбери и запиши слово с ударным 2 слогом: деревня - молоко, костюм – варежки, воробей – коньки, Кремль – быстро, овощи – картофель, корова – огурец, валенки – лопата, соловей – снегирь.
11 группа: посуда, тарелка, стакан, сахар, кастрюля
- Списывание с образца учителя.
- По словарю: запись слов в алфавитном порядке.
- По памяти: сначала слова женского рода, затем мужского рода.
- Подбери к словам соответствующий признак и запиши словосочетания: глубокая…, кухонная…, высокий…, сладкий…, новая….
- Со словами стакан и тарелка составить и записать предложение. Подчеркнуть основу.
12 группа: весна, солнце, ветер, ранний, весенний, утренний, горизонт
- Списывание с образца учителя.
- Зрительный диктант: карточки с пропущенными орфограммами, записать, вставив пропущенную букву.
- По словарю записать слова в следующем порядке:
- букв больше, чем звуков;
- слова, которые начинаются с мягкого согласного;
- количество звуков и букв одинаково.
- Прочитай фонетическую транскрипцию слов 12 группы, запиши слова и выдели орфограмму.
- Из слов составьте 2-3 предложения на тему «Весна».
13 группа: бьёт, пьёт, шьёт, вьёт, льёт, вьюга
- Списывание с образца учителя.
- По словарю: запись слов в алфавитном порядке.
- Распредели слова в два столбика по правилам
Разделительный ь знак | Смягчающий ь знак |
Тетрадь, бьёт, вьюга, учительница, Кремль, льёт, пальто, шьёт, коньки.
- Вставь в предложения пропущенные слова и запиши.
- Собака ….. из миски.
- Мама … платье.
- Дождь … как из ведра.
Какие слова не использовали? Со словом «вьёт» составьте предложение, запишите и подчеркните основу.
- Образуйте однокоренной глагол, отвечающий на вопрос что делает? И запишите пару: вить -…., бить -…., шить -…., пить -…, лить -…
14 группа: до свидания, здравствуйте, извините, спасибо, пожалуйста, благодарю
- Списывание с образца учителя.
- Зрительный диктант: карточки с пропущенными орфограммами, записать, вставив пропущенную букву.
- Зрительный диктант: найди ошибки и запиши слова правильно.
- Деформированный зрительный диктант: переставь слоги местами и запиши слова правильно: вуй-здравст–те, те–ви–из–ни, си–бо–спа, луй–по–ста–жа, рю-бла-да-го.
- По словарю: запись слов в алфавитном порядке.
3класс
15 группа: Город, улица, завод, магазин, здесь, здание, здоровье.
16 группа: Ягода, земляника, малина, черника, смородина, крыжовник.
17группа: Езда, поездка, объезжает, подъезжает, отъезжает, выезжает.
18 группа: Горизонт, заря, алый, алеет, восход, запад, восток, север, юг.
19 группа: Жилище, комната, кровать, диван, картина, мебель, портрет.
20 группа: Растение, росли, орех, орешник, осина, корзина.
21 группа: Подснежник, ландыш, одуванчик, колокольчик, незабудка.
22 группа: Яблоня, сирень, черёмуха, рябина, тополь, акация.
23 группа: Капель, оттепель, сосульки, проталины, чирикают, берег.
24 группа: Шёл, ушёл, нашёл, перешёл, прошёл.
25 группа:Чёрный, жёлтый, тяжёлый, пчёлы, шёлк, ещё.
26 группа: Мелькает, сверкает, порхает, чирикает, шелестит, горит.
27 группа: Горячий, готовый, кипит, завтрак, обед, ужин, полдень, полночь.
28 группа: Герой, ракета, космос, путешествие, космонавт.
29 группа: Командир, победа, герой, салют, солдат.
4 класс
30 группа: Агроном, председатель, урожай, богатый, богатство, хозяйство.
31 группа: Машина, трактор, комбайн, борона, сеялка, веялка.
32 группа: Пшеница, хлебороб, земледелие, семена, солома.
33 группа: Дорога, шоссе, автомобиль, шофёр, метро, улица, трамвай.
34группа: Билет, багаж, вагон, вокзал, пассажир, перрон, лестница.
35 группа: Греметь, звенеть, калевать, велеть, желать, миновать, ликовать.
36 группа: Медвежонок, зайчонок, овца, ягнёнок, телёнок.
37 группа: Вдруг, вместе, впереди, издалека, около, везде, теперь.
38 группа: Назад, налево, направо, слева, справа, снизу, сверху.
39 группа: Однажды, сегодня, сейчас, потом, иногда, вчера, завтра.
40 группа: Экскурсия, коллекция, революция, коллектив, лекция, милиция.
41 группа: Электричество, электровоз, электростанция, тепловоз, паровоз, самолёт.
42 группа: Мужчина, женщина, помощь, помощник, товарищ.
43 группа: Насекомое, жужжание, стрекоза, гусеница, муравей.
Надеюсь, мой опыт поможет, а при желании можно дополнить группы слов и приёмы работы с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)
Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без ошибок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным задача сложная, требующая о...
Список слов с непроверяемыми орфограммами 2 класс УМК "Перспектива"
Слова с непроверяемыми орфограммами 2 класс УМК "Перспектива"...
Из опыта работы над словами с непроверяемыми орфограммами.
В статье предлагаются различные виды работ для лучшего усвоения учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами.Словарные слова разделены на группы...
Методический материал: Развитие речи и логического мышления через использование системы творческих заданий по УМК "Школа России" (на примере изучения слов с непроверяемыми орфограммами)
Статья с теоретическим и практическим описанием видов работ по развитию речи учеников начальной школы....
Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)
Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....
Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников.
Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами – звено в формировании читательской компетентности у младших школьников....
Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование орфографической грамотности через нестандартные методы и приёмы работы со словами с непроверяемыми написаниями»
В практике обучения письму в настоящее время привлекается огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы как один из этапов работы. Одной из условий проблем методики преподавания пи...