Правописание мягкого знака в середине и на конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_myagkogo_znaka_v_seredine_i_na_konce_slova.odt | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (1-4)
Тема:
Правописание мягкого знака в середине и на конце слова .
Цели:
Обучающие : развитие фонематического слуха , формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова .
Воспитательные : формирование правильного представления об окружающем мире,
нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие :формирование и развитие умения думать , анализировать, обобщать,
развитие внимания , памяти , воображения, сообразительности.
Используемые методы :
- наглядные ,
- частично-поисковые ;
- практические ;
- проблемные ;
Наглядность :
- карточки в форме солнышка и тучки ;
- карточки для словарной работы ;
- карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании .
- Карточки со схемами позиций мягкого знака ;
- наглядность значений слова «соль»
Ход урока .
- Орг. Момент .
- У нас сегодня необычный урок . На уроке у нас гости — давайте поздороваемся с ними .
- Сейчас урок русского языка, наверно , самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе .
- Цели урока (психологическая минутка) .
- Вы любите преодолевать трудности ?
- Поднимите руки , кто уверен , что справится со всеми трудностями .
- Трудность всегда преодолевается , если человек все делает с хорошим настроением , с хорошими мыслями .
- А давайте послушаем сами себя , какое настроение у нас сейчас ?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка ?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка . Посмотрите , какая из карточек отражает ваше настроение . Выберете ее и покажите .
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком , а не очень хорошее — тучками .
- Я думаю , у кого настроение не очень хорошее , мы вместе постараемся его исправить .
А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока .
Мягкий знак в середине и в конце слова .
- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком , узнать новое и интересное о мягком знаке ?
- Молодцы ! Все желают много знать . Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни !
- Ну что же , начнем урок с минутки чистописания .
3 . Чистописание :
Дети открывают тетради , число и классная работа записаны в тетрадях заранее , три ученика читают стихи по две строчки :
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу .
Я, друзья , от вас не скрою
Ручку я вот так держу .
Сяду прямо, не согнусь ,
За работу я возьмусь .
Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака .
- Ребята , когда в слове пишется мягкий знак ?
- Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите ? (одна) .
- Вспомним как пишется мягкий знак . (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)
- Где может стоять первый мягкий знак ? (в середине слова)
- Где может стоять второй знак ( в конце слова)
- Итак , сначала все пропишем в воздухе .
- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради . (дети пишут)
- А теперь все обязательно прервитесь на минутку . Посмотрите , вот как написаны эти знаки у меня на доске . Правильно ли они написаны ? (нет)
- Какие ошибки здесь допущены ? (дети объясняют)
- Верно , а теперь посмотрите в свои тетради — верно ли написаны знаки у вас в тетради и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки .
- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы .
-Ученые , изучающие русский язык сказали , что буква мягкий знак талантливая .
Как вы думаете , почему ее так назвали — талантливая ?
- у нее нет собственного звука ,
- но может влиять на звук , стоящий перед ней ,
- не может стоять в начале слова — не имеет заглавной буквы .
- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов :
Мягкий знак — хитрый знак
Не сказать его никак .
Он не произносится ,
Но в слово часто просится .
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь ?
Без пожара , просто так ?
Это сделал мягкий знак !
- Назовите слова с мягким знаком (уголь , сказать) .
- Скажите , какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь ; безударная безударная гласная в слове сказать)
- Как нам проверить безударную гласную ? (подобрать проверочное слово — скажешь)
- Давайте эти слова запишем на второй строчке .
уголь ск_зать - скажешь
- Словарная работа :
-Какое правило мы только что вспомнили ? ( безударная гласная , которую можно проверить )
- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)
- Почему? (проверяем по словарю).
- Назовите мне эти слова (по карточкам : учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).
- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
- Запишем эти слова в два столбика- в 1 столбик, которые отвечают на вопрос кто? Во второй-на вопрос что?
У доски два ученика работают на отдельных сторонах доски, остальные дети пишут в тетрадях.
кто? что?
учитель тетрадь
девочка пальто
медведь морковь
мальчик коньки
-Проверяем работу на доске ( С помощью сигнальных карточек).
- Какие слова отвечают на вопрос кто?
- Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)
Аналогичная работа со словами из второго столбика.
- Какой вывод мы можем сделать?
Мягкий знак мишется в словах , отвечающих на вопрс кто? И что? В середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.
- Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)
- Почему? (без мягкого знака чк-чн- мягкий знак не пишется)
- Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья -резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.
- Давайте восстановим это правило полностью.
ЧК
ЧН Ь НЧ
ЩН НЩ
В сочетаниях чк, чн, щн, нщ-мягкий знак не пишется.
- Физминутка.
Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.
- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак?
(заинька, прыгать,десять, маленький)
- Почему в этих словах пишется мягкий знак?
- А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие)
Вывод: мягкий знак пишется и в словах предметах, и в словах-признаках, и в словах — действиях.
- Звуко-буквенный анализ слова.
- И так, соль нашего урока, нашего дня — научиться писать слова с мягким знаком.
- А почему говорят «Соль дела, соль урока ?»
- Верно, это значит- самое главное. Давайте разберём это слово по буквам и звукам.
Звуко — буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.
Соль- 1 слог, 2 согл., 1 гл.
[с]- согл., твёрд., глух., парн.
[о] — гл., уд.
[л] - согл., мягк., зв., непарн.
[-]
_______________
4 б., 3 зв.
- Почему букв здесь больше, чем звуков?
Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше,чем звуков.
Физминутка для глаз.
- Работа с предложением.
- Ребята, а просто слово «соль»- что оно может обозначать ? ( полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)
- Составьте устно устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд про ноту, второй- про полезное ископаемое, а третий — про пищевую добавку.
- Проверяем. ( Выборочно несколько учеников). Хорошо.
- А теперь давайте запишем такое предложение « Ольга спела ноту соль.»
(Комментирует один ученик).
Вывод: Одно слово — много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.
8.Работа в парах.
- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
- У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы — решить, где следует писать мягкий знак, а где- нет.
1. Поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке
2. сил_ная, на , метел_, улице, началас_
Сначала дети называют орфограммы , проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.
Учителем организуется взаимопроверка ( всё правильно — ставят +, не всё — исправляют ошибки) — на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами :
Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель.
- Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?
- А в каком слове вы мягкого знака не вставили ?(речке) Почему?
Физминутка «Надуваем шарик»
(надуваем-большой, перестали — мягкий)
- В каких словах встретился мягкий знак ? (большой, маленький)
- Что это за слова ? ( слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)
- Итоги урока :
- Что вам понравилось на уроке ? Что вам запомнилось?
- А какой секрет русского языка вы теперь знаете ? ( когда и зачем пишется мягкий знак)
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимайте ту картину, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Спасибо всем. Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЯГКИЙ ЗНАК в середине и в конце слова
Правописание мягкого знака...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и в конце слова"
Правописание мягкого знака в середине и в конце слова...
Правописание мягкого знака в середине и на конце слова.
Конспект урока....
Правописание мягкого знака в середине и на конце слова.
Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Воспитательные: формирование правильн...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова", 2 класс
На уроке проводится закрепление изученного материала по данной теме...
Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".
Конспект урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" . 2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....
Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему "Мягкий знак в середине и в конце слов. Перенос слов с мягким знаком" УМК "Школа России"
Презентация является отличным дополнением к уроку изучения новой темы. Презентация состоит из 16 слайдов. Презентация содержит интересные задания, яркие картинки и анимации, которые помогут младшим шк...