Правописание мягкого знака в середине и на конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Фильчакова Елена Ивановна

конспект открытого урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_myagkogo_znaka_v_seredine_i_na_konce_slova.odt23.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (1-4)

Тема:

                    Правописание мягкого знака в середине и на конце слова .

                                                                  Цели:

 

Обучающие : развитие фонематического слуха , формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова .

Воспитательные : формирование правильного представления об окружающем мире,

нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие :формирование и развитие умения думать , анализировать, обобщать,

развитие внимания , памяти , воображения, сообразительности.

Используемые методы :

  1. наглядные ,
  2. частично-поисковые ;
  3. практические ;
  4. проблемные ;

                                             

       

Наглядность :

  1. карточки в форме солнышка и тучки  ;
  2. карточки для словарной работы ;
  3. карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании .
  4. Карточки со схемами позиций мягкого знака ;
  5. наглядность значений слова «соль»

                                                                   Ход урока .

  1. Орг. Момент .
  1. У нас сегодня необычный урок . На уроке у нас гости — давайте поздороваемся с ними .
  2. Сейчас урок русского языка,  наверно , самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе .

  1. Цели урока (психологическая минутка) .
  1. Вы любите преодолевать трудности ?
  2. Поднимите руки , кто уверен , что справится со всеми трудностями .
  3. Трудность всегда преодолевается , если человек все делает с хорошим настроением , с хорошими мыслями .
  4. А давайте послушаем сами себя , какое настроение у нас сейчас ?
  5. Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка ?
  6. У вас на столе лежат солнышко и тучка . Посмотрите , какая из карточек отражает ваше настроение  . Выберете ее и покажите .
  7. Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком , а не очень хорошее — тучками .
  8. Я думаю , у кого настроение не очень хорошее , мы вместе постараемся его исправить .

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока .

   

                                Мягкий знак в середине и в конце слова .

  1. Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком , узнать новое и интересное о мягком знаке ?
  2. Молодцы ! Все желают много знать . Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни !
  3. Ну что же , начнем урок с минутки чистописания .

                                                                                                                                                               

      3 . Чистописание : 

       Дети открывают тетради , число и классная работа записаны в тетрадях заранее , три ученика читают стихи по две строчки :

                                                  Я тетрадь свою открою

                                            И наклонно положу .

                                            Я, друзья , от вас не скрою

                                            Ручку я вот так держу .

                                            Сяду прямо, не согнусь ,

                                            За работу я возьмусь .

 

  Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака .

  1. Ребята , когда в слове пишется мягкий знак ?

  1. Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите ? (одна) .
  2. Вспомним как пишется мягкий знак . (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)
  3. Где может стоять первый мягкий знак ? (в середине слова)
  4. Где может стоять второй знак ( в конце слова)
  5. Итак , сначала все пропишем в воздухе .
  6. А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради . (дети пишут)
  7. А теперь все обязательно прервитесь на минутку . Посмотрите  , вот как написаны эти знаки у меня на доске . Правильно ли они написаны ? (нет)
  8. Какие ошибки здесь допущены ? (дети объясняют)
  9. Верно , а теперь посмотрите в свои тетради — верно ли написаны знаки у вас в тетради и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки .
  10. Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы .

   -Ученые , изучающие русский язык сказали , что буква мягкий знак  талантливая .

Как вы думаете  , почему ее так назвали — талантливая ?

     

                  -    у нее нет собственного звука ,

  1. но может влиять на звук , стоящий перед ней ,
  2. не может стоять в начале слова — не имеет заглавной буквы .

  1. Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов :

                     

            Мягкий знак — хитрый знак

            Не сказать его никак .

            Он не произносится ,

            Но в слово часто просится .

            Почему у дома угол

            Превратился сразу в уголь ?

            Без пожара , просто так  ?

            Это сделал мягкий знак !

         

  1. Назовите слова с мягким знаком  (уголь , сказать) .
  2. Скажите  , какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь ; безударная безударная гласная в слове сказать)
  3. Как нам проверить безударную гласную ? (подобрать проверочное слово — скажешь)
  4. Давайте эти слова запишем на второй строчке .

                       

                уголь    ск_зать -  скажешь       

  1. Словарная работа :

-Какое правило мы только что вспомнили ? ( безударная гласная , которую можно проверить )  

- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

- Почему? (проверяем по словарю).

- Назовите мне эти слова  (по карточкам : учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

- Запишем эти слова в два столбика- в 1 столбик, которые отвечают на вопрос кто? Во второй-на вопрос что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах доски, остальные дети пишут в тетрадях.

 

      кто?                     что?

     учитель                тетрадь

     девочка                 пальто

     медведь                морковь

                       мальчик                 коньки

 -Проверяем работу  на доске ( С помощью сигнальных карточек).

  1. Какие слова отвечают на вопрос кто?
  2. Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

  1. Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак мишется в словах , отвечающих на вопрс кто? И что? В середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

  1. Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)
  2. Почему? (без мягкого знака чк-чн- мягкий знак не пишется)
  3. Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья -резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.
  4. Давайте восстановим это правило полностью.

                     

                                                                       ЧК

                                                       ЧН             Ь              НЧ

                                             

                                                          ЩН                     НЩ

  В сочетаниях  чк, чн, щн, нщ-мягкий знак не пишется.

  1. Физминутка.

   

                              Вот заинька маленький.

                              Начал заинька скакать.

                              Прыгать заинька горазд.

                              Он подпрыгнул десять раз.

  1. Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак?

(заинька, прыгать,десять, маленький)

  1. Почему в этих словах пишется мягкий знак?
  2. А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие)

Вывод: мягкий знак пишется и в словах предметах, и в словах-признаках, и в словах — действиях.

  1. Звуко-буквенный анализ слова.

- И так, соль нашего урока, нашего дня — научиться писать слова с мягким знаком.

- А почему говорят «Соль дела, соль урока ?»

- Верно, это значит- самое главное. Давайте разберём это слово по буквам и звукам.

Звуко — буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль- 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[с]- согл., твёрд., глух., парн.

[о] — гл., уд.

 [л]  - согл., мягк., зв., непарн.

 [-]

                   _______________

                 4 б., 3 зв.

  1. Почему букв здесь больше, чем звуков?

 Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше,чем звуков.

  Физминутка для глаз.

         

  1. Работа с предложением.

  1. Ребята, а просто слово «соль»- что оно может обозначать ? ( полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)
  2. Составьте устно устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд про ноту, второй- про полезное ископаемое, а третий — про пищевую добавку.
  3. Проверяем. ( Выборочно несколько учеников). Хорошо.
  4. А теперь давайте запишем такое предложение « Ольга спела ноту соль.»

(Комментирует один ученик).

   Вывод: Одно слово — много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно  писать.

       8.Работа в парах.

  1. А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
  2. У  вас  на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы — решить, где следует писать мягкий знак, а где- нет.

1. Поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

 2. сил_ная, на , метел_, улице, началас_

Сначала дети называют  орфограммы , проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка ( всё правильно — ставят +, не всё — исправляют ошибки) — на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами :

Игорь поймал на речке пять окуньков.

 На улице началась сильная метель.

- Скажите, где вы  написали мягкий знак? Почему?

- А в каком слове  вы мягкого знака не вставили  ?(речке) Почему?

              Физминутка «Надуваем шарик»

               (надуваем-большой, перестали — мягкий)

  1. В каких словах встретился мягкий знак ? (большой, маленький)
  2. Что это за слова ? ( слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)
  1. Итоги  урока :
  1. Что вам понравилось на уроке ? Что вам запомнилось?
  2. А какой секрет русского языка вы теперь знаете ? ( когда и зачем пишется мягкий знак)
  3. Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
  4. Найдите у себя  на парте солнышко и тучку. Поднимайте ту картину, которая теперь соответствует вашему настроению.
  5. Молодцы. У вас всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
  6. Спасибо всем. Урок закончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЯГКИЙ ЗНАК в середине и в конце слова

Правописание мягкого знака...

Правописание мягкого знака в середине и на конце слова.

Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Воспитательные: формирование правильн...

Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему "Мягкий знак в середине и в конце слов. Перенос слов с мягким знаком" УМК "Школа России"

Презентация является отличным дополнением к уроку изучения новой темы. Презентация состоит из 16 слайдов. Презентация содержит интересные задания, яркие картинки и анимации, которые помогут младшим шк...