Неопределённая форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Неопределённая форма глагола».
Цель: установить, чем отличаются глаголы в неопределённой форме от остальных глаголов; обогащать словарный запас детей; повышать интерес учащихся к изучению русского языка.
Ход урока.
1. Оргмомент.
-Установление дисциплины в классе.
2. Повторение пройденного материала.
Учитель. Сегодня у нас в гостях необычайный гость.
Догадайтесь, о ком идёи речь.
Чтение стихотворения учеником:
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам… (глагол)
-кто у нас в гостях.
(На доске появляется рисунок).
-Повторение сведений о глаголе.
-Что такое глагол?
-Как изменяются глаголы? (по числам, по временам).
На доске:
Отъехал, прочитает, благоухать, чувствует, засмеётся, празднует, съел.
Учитель. Внимательно прочитайте слова на доске.
-Что их объединяет?
Дети. Это глаголы.
Учитель. Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (Работа в парах).
Дети. К первой группе можно отнести слова отъехал, съел. Они отвечают на вопрос что сделал? Стоят в форме прошедшего времени, в них есть орфограмма – разделительный ъ.
(Подчёркиваются зелёным мелом).
-Ко второй группе – слова прочитает, засмеётся. Они отвечают на вопрос что сделает? Стоят в форме будущего времени. В них есть орфограмма – безударный гласный в корне, который можно проверить. (Обводятся красным мелом).
-В третьей группе – слова празднует, чувствует. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме настоящего времени. В них есть орфограмма – непроизносимый согласный. (Подчёркиваются синим мелом).
Учитель. Кто думает по-другому? Все согласны? Есть ли замечания?
Дети. Благоухать «лишнее» слово. Или четвёртая группа.
Учитель. Ставлю над этим словом знак вопроса, а вы обсудите в парах, что это за глагол.
Дети. Благоухать - это глагол, у которого нельзя определить время и число.
3. Постановка темы урока.
Учитель. Кто уже догадался, какова тема нашего урока?
Дети. Мы будем говорить о какой-то неизвестной нам форме глагола.
Учитель. Верно. И сегодня на уроке мы познакомимся с неопределённой формой глагола и узнаем, чем отличаются глаголы в неопределённой форме от остальных глаголов.
4. Чистописание
Учитель. Чтобы красиво записать глагол БЛАГОУХАТЬ в тетрадь, проведем минутку чистописания! Посмотрите внимательно на слово благоухать, назовите безударные гласные в этом слове.
Дети. В этом слове- безударные гласные а, о, у.
Учитель. Запишем «цепочки» из этих букв в тетрадь.
-Можно ли проверить эти безударные гласные?
Дети. А можно проверить словом благо-хорошо, безударные о- соединительный гласный между корнями.
Учитель. Запишите слово в тетрадь вместе с вопросом, подчеркните безударные гласные.
(Что делать?) благоухать.
5. Знакомство с новым материалом.
Учитель. Почему глагол благоухать оказался «лишним», не попал ни в одну из трех групп?
Дети. Он отвечает на вопрос что делать? Мы не можем определить число и время.
Учитель. Это глагол в неопределенной форме или в начальной форме.
В древние времена люди употребляли глаголы только в неопределенной форме, не изменяя их ни по числам, ни по временам. Но это было очень неудобно.
Однажды к царю приехал гонец и доложил: « Вражеское войско идти к нашим границам…Царь не понял: напали враги на его государство или только собираются?
И с той поры по приказу царя глаголы стали изменяться по временам и числам. А неопределенную форму, от которой произошли другие формы глаголов, стали называть начальной формой глагола.
На доске:
Мальчики любят( что делать?)…
Дети. Стрелять, воевать, драться.
Учитель. Запишите полученное предложение.
На доске:
Девочки любят(что делать?)…
Дети. Танцевать, петь, рисовать.
Учитель. Запишите это предложение.
-Что общего, у глаголов, которые мы добавили?
Дети. Стоят в неопределенной форме.
Учитель. Чем они отличаются от других глаголов?
Дети. Нельзя определить время и число.
Стих 1.
Я, глагол, могу сказать
Что люблю я танцевать,
Прыгать, бегать, веселиться,
В эту форму облачаться.
Только вот беда одна:
Форма не определена.
В предложении стою,
С существительным дружу,
Есть у меня другое имя:
Сказуемое-это я!
Время я не замечаю,
Чисел не определяю,
Но могу одно сказать:
Важен я как речи часть.
Стих 2.
Прихожу домой с занятий,
На диване полежу,
Помечтаю о приятном,
Как я время провожу:
Хорошо бы покататься
На лихом велосипеде!
Хорошо бы покупаться-
В ванне попускать торпеды!
Хорошо бы побросать
Дротик в цели на стене!
Хорошо б повоевать
На компьютерной войне!
Хорошо бы все уметь-
Космодром собрать из «Лего»,
Телевизор посмотреть
Про героев и стратегов…
Погулять, держа в кармене
Два огромных пистолета,
И, укрывшись за кустами,
Перебить врагов в котлеты…
Хорошо бы почитать
Мне про Карика и Валю!..
Хорошо бы помечтать,
Чтоб урок не задавали…
Пососать бы карамели,
Чипсы съесть соленые…
Как мечты мне надоели
Неопределенные!..
Хватит без толку лежать!
Завтра снова в школу…
Все! Подъем! Пора вставать!
И учить глаголы.
На доске- таблица «Неопределенная форма глагола».
Чтение правила на странице 212 учебника.
Учитель. Неопределенная форма- это начальная форма глагола. Попробуем поставить в начальную форму, глаголы записаны у вас на карточках.
Отъехали, побегут, нарисовал, поет, кормят, выкопали, стрижет, идет, звенит, вытащил. (Что делать?- отъехать и т.д)
6. Физкультминутка.
Игра «Кто самый внимательный».
Учитель. Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Вы должны, услышав глагол в неопределенной форме, хлопнуть в ладоши.
- Ходит, ходить, кость, косит, косить, кровать, крыть, кроют, сесть, носят, носить, скатерть, стереть, стирают, плеть, плести, когти, ногти, нести, везти, пути, кости, злость, грызть, грусть, держать, лошадь, медь, петь, стричь, стеречь.
На доске- глаголы в начальной форме.
7. Работа с учебником.
(Самостоятельная работа).
Упражнение 565- написать глаголы в два столбика.
1 2
Что делать? Что сделать?
- Проверка с помощью сигнальных светофоров.
8.Знакомство с новым материалом (предложение).
Учитель. Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Какие сочетания повторяются?
Дети. Сочетания –ть,-ти,-чь.
Учитель. Как вы выделили глаголы в неопределенной форме из групп слов?
Дети. Мы ставили вопросы что делать? И что сделать?
Учитель. Теперь вы будете не находить, а образовывать глаголы неопределенной формы. Я предлагаю имена существительные, а вы должны записать рядом с ними однокоренные глаголы в неопределенной форме.
На доске:
Любовь-… Восхищение-…
Дружба-… Слух-…
Перевод-… Печка-…
Стрижка-… Удивление-…
- Проверка того, что получилось.
- Подчеркните сочетания –ть,-ти,-чь в глаголах.
Учитель. И в завершении нашего урока мы проведем небольшую самостоятельную работу в форме тестирования. (Дети получают тесты, работа на 5-7 минут). Тесты сдаются учителю.
- О результатах этого тестирования мы поговорим на следующем уроке.
9. Итог урока.
Учитель. Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
Дети. Познакомились с неопределенной формой глагола.
Учитель. Как вы будете отличать глаголы в неопределенной форме от других глаголов?
Дети. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? И что сделать? Они могут оканчиваться на –ть,-ти,-чь.
Учитель. Могу ли я убрать знак вопроса, поставленный в начале урока?
А теперь снова обратимся к нашему гостю-глаголу, (приписываем –вверху-начальная форма, вопросы что делать? что сделать?)
(Выставление оценок за урок)
10. Домашнее задание: упражнение 568, таблица.
1. Укажи глаголы прошедшего времени:
А) пишу Г) ходьба Ж) спросит
Б) полечу Д) улетели З) прыгал
В) приготовил Е) живут И) светло
2. Укажи глаголы настоящего времени:
А) встречался Г) шумит Ж) спросит
Б) играет Д) пройдет З) купаешься
В) постучит Е) задумываешься И) дарить
3. Укажи глаголы неопределенной формы:
А) ставить Г) нести Ж) пасет
Б) едешь Д) держаться З) купаешься
В) беречь Е) стеречь И) дарить
4. Укажи вопросы глаголов неопределенной формы:
А) что делаем? Г) что сделаем?
Б) что делали? Д) что сделать?
В) что делать? Е) что будешь делать?
5. Укажи предложения с глаголами в неопределенной форме:
А) В наш дом часто приходят гости.
Б) По утрам в лесу часто слышалась песня жаворонка.
В) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Г) Ива скоро начнет расти и ветвиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неопределённая форма глагола
презентация к уроку руского языка УМК "Гармония"...
Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.
Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме " Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы".УМК " Школа России"
Разработка содержит технологическую карту урока русского языка в 3 классе с УУД....
Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»
· Цель: развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.Задачи: ·...
Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением современных образовательных технологий....
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...
Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс.
Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс....