Учебное взаимодействие при написании сочинений.
статья по русскому языку по теме
Учебное взаимодействие создает благоприятные условия для речевой деятельности, является фактором становления и развития внутренних психических регуляторов, ответственных за формирование письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_vzaimodeystvie_pri_napisanii_sochineniy.doc | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное взаимодействие при написании сочинений .
«Понимание письменной речи как средства, орудия активной познавательной и творческой деятельности человека позволяет рассматривать процесс ее усвоения в тесной связи с процессом формирования личности. Обучение письменной речи становится наиболее продуктивным и обеспечивает успешное усвоение как техники письма, так и всех ее внутренних функций лишь в особых учебных ситуациях,в которых ребенок с самого начала обучения решает задачу создания полноценных и законченных высказываний». /В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ «Психологические основы»/.
Учебное взаимодействие обеспечивает внимание ко всем сторонам деятельности. Процесс учения обретает полноту и жизненность.
В ходе формирования письменной речи детей изменяется система взаимодействия ребенка с окружающими. Происходит изменение в системе «учитель — ученик». Учитель из авторитарного лица становится вдохновителем. От максимальной помощи при сочинении оригинальных текстов к партнерству, а затем к доброжелательной оценке деятельности учащихся. От совместного с учителем действия к раздельному, далее к подражанию и самообучению. Учитель, по мнению Френе, должен возбуждать у детей свободное выражение, поддерживать и усиливать его.
Перестраиваются отношения в системе «ученик — ученик». Ученики учатся сообща, группами, обмениваются знаниями, идеями, сюжетами. Ученик усваивает роль действующей личности в решении учебных задач. Во время сочинения общение между учащимися должно быть интенсивным, протекающим в нестесненных условиях. Также, по мнению психологов, образуется дополнительная психическая энергия «2 + 2 = 5», которая высвобождается в ходе и в результате взаимодействия членов группы. В результате у учащихся вырабатывается психологическая совместимость, разумный конформизм, развивается социальный интеллект.
Возникает возможность организации сотрудничества учащихся при написании сочинений, которая проходит ряд фаз развития:
- на первой фазе учащиеся разделяют между собой функции в зависимости от возможности выполнения действия. Совместное творчество на данном этапе происходит спонтанно;
- на второй фазе каждый ученик выполняет все операции письменной речи;
- на третьей фазе сотрудничества каждый ученик самостоятельно пишет сочинение. Сотрудничество заключается в контроле, коррекции, редактировании.
Рассмотрим сам процесс работы над сочинением. Мы хотим, чтобы ученик писал:
- содержательно, интересно;
- орфографически, пунктуационно, стилистически грамотно;
- в соответствии с правилами каллиграфии;
- без исправлений.
Мы хотим все сразу. Но такой путь наименее результативен, он лишен эффекта развития. Согласно А.Н. Леонтьеву письменная речь состоит из двух действий:
- порождение смыслового содержания. Сочинить, выдумать содержание, т. е. получить черновое. Идет работа над содержанием;
- оформление этого содержания в письменном тексте.
Опираясь на положение А.Н. Леонтьева, С.Л. Рябцева приводит следующие этапы работы над сочинениями:
- обдумывание темы, сюжета композиции. Работа с соавтором;
- «прикидывание» лексических средств, которые могут понадобиться. Задают вопросы;
- пишут, думая только о содержании;
- редактирование, чтение вслух друг другу;
- исправление орфографических и пунктуационных ошибок;
- использование словарей;
- переписывание на чистовик. Проверка.
Именно при такой работе нет надрыва и осуществляется учебное взаимодействие.
И единственный плодотворный путь начального формирования письменной речи — сочинение оригинальных текстов, т. к. младший школьный возраст является сензитивным для развития творческого воображения. Посредством фантазии, воображения дети усваивают, исследуют и объясняют мир. Им свойственен мифологический способ видения и объяснения мира. Л.С. Выготский писал «... письмо должно быть осмысленно для ребенка, в нем должна быть вызвана естественная потребность, надобность, оно должно быть включено для ребенка в жизненно необходимую задачу.» Побуждение ребенка писать «на такую тему, которая является для него внутренней, волнующей».
Учебное взаимодействие создает благоприятные условия для речевой деятельности, является фактором становления и развития внутренних психических регуляторов, ответственных за функционирование письменной речи. Активизируются мотивы самоутверждения, самосовершенствования, стремления к совершенствованию творческих достижений личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"
Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...
Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.
Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...
Презентация к уроку по русскому языку 2 класс Написание сочинения по картине
Урок написания сочиненияЗадачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;способств...
Обучение написанию сочинения-описания
Урок русского языка по развитию речи, по любой программе расчитан на учеников 2-3 классов...
Обучение написанию сочинения-описания
Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классах....
Обучение написанию сочинения-описания
Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классе....
Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...