Конспект урока. Русский язык 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Выборочное изложение по рассказу Ю. Нагибина "Зимний дуб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русский язык 4класс выборочное изложение | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык (4 класс)
Тема: Выборочное изложение по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб»
Цель: научить писать выборочное изложение.
Задачи:
- формирование умения отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли;
- формирование умения строить высказывания на основе собранного материала и передавать его подробно;
- формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
- формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
- расширять словарный запас, кругозор учащихся;
- воспитывать интерес к наблюдениям в природе.
Ход урока:
1. Сообщение целей урока
-Сегодня на уроке мы будем писать выборочное изложение по рассказу Ю. Нагибина
« Зимний дуб».
-Вспомните, что значит, написать выборочное изложение? (передать содержание не всего текста, а какой-то его части)
-Какова последовательность действий при написании изложения? (чтение памятки) (см. приложение)
-В чём особенность нашего сегодняшнего изложения мы установим чуть позже.
2. Беседа по содержанию.
Вспомним рассказ Ю. Нагибина «Зимний дуб». О чём он? (о взаимоотношениях учительницы и ученика и близости ученика к природе)
-Как бы вы сформулировали его главную мысль? (природа живое существо, её надо понимать, любить , беречь)
-Почему рассказ назван «Зимний дуб»? Можно ли сказать, что дуб-главный герой рассказанной истории?
-Прочитайте тему вашего будущего изложения.
Зимний дуб-имя существительное.
-Кто так назвал зимний дуб? Когда?
-А поняла ли его учительница в тот момент?
-Когда Анна Васильевна согласилась с Колей Савушкиным?
-Вот мы и должны рассказать как и когда это произошло.
Скажите, нам придётся пересказывать весь текст? Отдельную часть? Или собирать материал из отдельных частей?
-Особенность нашего изложения в том, что мы будем писать его не по одной части, а собирать из отдельных частей текста.
-Подумаем, какую главную мысль мы должны доказать своим изложением? ( Зимний дуб, каким его увидела учительница, оказался действительно живым существом)
3. Составление плана.
На какие пункты памятки мы уже дали ответ? Что теперь предстоит сделать?
-Прочитайте все те части текста, которые на ваш взгляд, относятся к теме.
- Так почему у Анны Васильевны вырвались эти слова?
-Какой тип текста мы будем составлять? (описание)
-Итак, продумаем план нашего изложения.
-Из каких частей обычно состоит текст и как они называются?
-Как вы думаете, можно ли начать текст такими словами:
Посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоял дуб.
-Почему так нельзя начать текст?
-Какой части не хватает?
-Давайте вместе составим вступительную часть 1-2 предложения.
Анна Васильевна и Коля Савушкин вступили в лес и очутились в мире спокойствия и тишины.
-Как мы назовём эту часть в плане?
1. Мир спокойствия и тишины.
-Какую следующую часть будем составлять?
-Она будет простой или сложной?
-О чём будем писать в этой части?
-Как её можно озаглавить?
2. Описание дуба
-Читаем последовательно отрывки и думаем как их можно озаглавить?
-Какая главная мысль в 1 отрывке? Что поразило Анну Васильевну? Как можно озаглавить?
1) Дуб, величественный как собор.
-Читаем дальше. Что главное во второй части? Озаглавим.
2) Сказочная жизнь дуба
-Читаем дальше. Что главное в третий части? Озаглавим.
3) Постояльцы.
-Как закончим изложение? (словами учительницы)
4. Чтение памятки.(п. 5)
-Для этого вам предстоит ещё раз поработать с текстом и ответить на мои вопросы.
-Своими словами скажите, где Анна Васильевна увидела дуб?
-Прочитайте, какими словами автор его описывает.
1) –Почему сравнил автор с собором?
-Найдите, что конкретно описал автор?
ветви
кору
ствол
-Что значит, шатром раскинулся?
-С чем сравнил? (морщины) Почему?
-Какой дуб? (огромный, в три обхвата, прошит серебряными нитями)
-Представьте себе эту картину и расскажите.
2) Смотрим дальше отрывок.
-Чем удивил Анну Васильевну дуб?
-Что значит, необыкновенный свет?
-А откуда шёл этот свет?
-Что это за крошечные звёздочки?
-Какими словами можно заменить слово мириады?
-Какой жизнью жил дуб? Расскажите.
3) –Прочитайте самостоятельно последнюю часть, и скажите, кто нашёл приют у дуба?
-Как одним словом их можно назвать? (постояльцы)
-Почему они схоронились здесь? Прочитайте. Расскажите.
-Как мы закончим рассказ?
-Прочитайте заключительную часть на доске.
Увидев всю эту красоту Анна Васильевна поняла, что зимний дуб - настоящее имя существительное!
-Какими словами вы будете заменять слово дуб? Анна Васильевна?
5. Орфографическая работа.
1ч. Сверкающие одежды
Раскинулись
Серебряные нити
2ч. Переливающиеся
Мириады
Необыкновенный
3ч. Подножие
Приют
Переполненное жизнью
Скопило живое тепло
-Как будем писать каждую часть?
2 урок
6. Чтение про себя
7. Запись
8. Проверка с листа
9. Подведение итогов
-Чему учились?
-Что было особенно трудно?
-Чем был интересен сегодняшний урок?
Приложение
Памятка
Как подготовиться к выборочному изложению.
- Определить тему произведения.
- Определить главную мысль будущего произведения.
- Выбрать материал на данную тему из произведения.
- Составить план изложения.
- Отобрать слова и выражения для передачи темы и главной мысли изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...