Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ". Программа "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Целью данного урока является развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь для обозначения мягкости согласных, а также различать по смыслу слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2klass_programma_2100.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ

Урок 110 (84).

Тема: Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.

Цель: развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь для обозначения мягкости согласных, а также различать по смыслу слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний.













– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3   3

Чистописание.

Ответьте на вопрос.

На конце слова мягкость согласного звука обозначается буквой ____

Пропишите эту букву, соблюдая закономерность.

Ь  ЬЬ  ЬЬЬ  ЬЬ  Ь___________________________________


Словарная работа.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост наружи.

Нам зелёный нос не нужен,

Нужен только красный нос.

__________________ (морковь)

в) – Запишите слово. Выполните его звуко-буквенный анализ. Подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова.

г) – Составьте предложения со словом морковь.

Комментированная запись лучшего предложения.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

1  3  3


1.Соедините каждое слово с его звуковой схемой

Мел                        мель

[м'эл']                   [м'эл]


– Сформулируйте тему урока .

(Слова, в которых пишется и не пишется ь.)

– Составим план урока.


План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Развитие умений –  применение знания.

1  3  4  3  1    

  1. Работа по учебнику.

Упр. 192 – развивается умение определять мягкость и твёрдость согласных в зависимости от смысла слов в предложении и писать, где необходимо, букву ь.

Совместно составляется алгоритм работы над упражнением.

а) – Прочитайте предложение и определите, какой согласный произносится в слове перед пропуском буквы. Что вам помогло определить характер звука? (Смысл, значение слова.)

б) – Определите, в каком случае надо писать ь в слове.

в) – Запишите предложения, обозначьте орфограмму-букву ь для обозначения мягкости.

г) – Назовите пары слов, которые отличаются только одним звуком. В чём ещё их отличие? (Отличаются значением.)


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу

  1. Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы. Соедините части пословиц. Объясните значение.

Мен..ше говори, да                                    кто хочет всё знат… .

Хорошо того учит…,                                 бол…ше делай.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.





Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.


– Приведите примеры слов, различающихся только наличием или отсутствием ь в конце или в середине слова. (Полка/полька, был/быль, удар/ударь и др.)

– В чём проявляется это отличие? (В значении слов.)    4   4


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?





V. Домашнее задание.


Запишите 5 слов с мягким знаком в конце слова.

Деятельность учеников:

 – Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

 © ООО «Баласс», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [н],[н], буква н. Обучение грамоте. Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителя (О. В. Прониной, И. И. Кремлёвой)....

Знакомство с новым учебником. Гласные звуки и буквы. 1 класс ОС "Школа 2100"

Первый урок русского языка в 1 классе ОС " Школа 2100"...

Презентация к уроку "Согласные звуки [л], [л\'] [м], [м \'], буквы л, м" по букварю 2100

Презентация по букварю Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. О.В.Прониной . «Обучение грамоте»  Образовательная система «Школа 2100»....

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....

Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.

Отдельные части урока  и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....

Урок письма "Написание букв т и р" Программа 2100

В презентации используется показ написания букв по методике В.И. Илюхиной "Красота на кончике пера"....

Конспект урока "Буква Ю. Чтение слов с буквой Ю" (предмет "Графика и письмо")

Цель урока - повторить знания о букве Ю. Учить читать слова с буквой Ю....