Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Любовь Анатольевна Жирнова

Тема:  Употребление в речи предлогов.   Раздельное написание предлогов с другими словами.

Цели:

а) расширить знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;

б) учить детей писать предлоги отдельно от слов других частей речи;

в) развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;

г) воспитывать интерес к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жирнова Любовь Анатольевна

учитель начальных классов

г. Новый Уренгой

ЯНАО

 Тема:  Употребление в речи предлогов.   Раздельное написание                                             предлогов с другими словами.

 

Цели:

а) расширить знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;

б) учить детей писать предлоги отдельно от слов других частей речи;

в) развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;

г) воспитывать интерес к русскому языку.

Организационный момент.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 Какие орфограммы встретились в записи числа и месяца.

Мобилизующий этап.

Формирование учащимися темы и цели урока.

        Я продолжу наш урок с этих строк.

Вы на доску посмотрите,

Что заметили – скажите.  ( Слайд № 2)

На доске: о , на, по, через, около, над, из, у.

На строке  написаны предлоги. Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока предлог. ( Слайд № 3)

Ориентируясь на тему и опорные слова, записанные на доске, сформулируйте цели урока, учитывая, что сегодня первый урок по теме. ( Слайд № 4)

Цели:

- расширить знания…;

- учиться…;

-  познакомиться с □.

Я думаю, что сегодня на уроке мы должны расширить знания о предлоге, как части речи, учиться писать предлоги, познакомиться с новым словарным словом.

Следующий этап урока – словарно орфографическая работа.

        Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.

Задание 1. Первая буква задуманного слова  , гласная которая встречается

в слове руки и служит для твердости впередистоящего согласного звука.

Задание 2. Вторая  буква обозначает согласный, глухой всегда мягкий звук в                                                               слове девочка.

Задание 3. Третья буква является непроверяемой безударной гласной в слове ребята.

Задание 4.Четвертая буква представляет собой  согласную в последнем слоге слова малина. 

Задание 5. Пятая буква является орфограммой в слове зима.

Задание 6. Шестая буква задуманного слова, согласная три раза встречающаяся в слове кукушка.

Какое слово вы составили?

У нас получилось слово «ученик». ( Слайд № 5)

Учитель показывает картинку с изображением ученика.

Кого можно назвать учеником.

Ученик- это человек, который учится в школе или в профессиональном училище.

 – Запишите с подробным комментированием новое слово в тетрадь,  разобрав его по схеме СУО (слог, ударение, орфограмма). Назовите грамматические признаки слова. (В слове ученик три слога. Третий слог  ударный. Безударная непроверяемая гласная е. Подчеркиваем её и запоминаем. Это имя существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода в форме единственного числа.)

– Составьте предложение со словом ученик, чтобы в него вошли в любом количестве слова из словарика, которые мы использовали при выполнении шести заданий, связанных с нахождением нового слова.

Ученик ел варенье из малины.

Ученик  пригласил ребят в кино.

        Изучение нового материала.

На рабочей  доске слова: ученик, тетради, пишет.

- Составьте предложение с данными словами.

Составить предложение нельзя, так как не хватает ещё одного слова.

На рабочей доске слова: ученик, тетради, пишет, в, на, у, под.

- Составьте предложения с данными словами.

       На доске написаны два предложения:  ( Слайд № 6 )

Ученик пишет в тетради.

Ученик пишет на тетради.

– Прочитайте и сравните два предложения. Что в них общего?

– Эти предложения повествовательные. В конце предложений стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова. Первое, второе, четвертое слова в первом предложение такие же, как во втором.

– Чем данные предложения отличаются?

– Данные предложения, отличаются словами в  и  на.

– Слова в  и  на - это предлоги.

Сделайте  вывод  для чего нужны предлоги.

  С помощью предлога слова связываются между собой в предложении.  

Предлоги  в и на имеют разное смысловое значение.

Как вы понимаете пишет внутри тетради. ( когда она открыта)

А что значит на тетради (на обложке).

Предлог в обозначает проникновение внутрь.

Предлог на обозначает на поверхности чего либо.

Предлогов в русском языке много.  ( Слайд № 6 )

Чаще других употребляются следующие: о, об, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, в, без.

– Прочитайте вслух предлоги. Назовите те из них, написание которых не совпадает с произношением. ( Слайд № 8)

Об, под, над, из, без.

– Обратите внимание: правописание предлогов не зависит от произношения. Правописание предлогов надо запомнить.

– Посмотрите, как пишется предлог с другим словами в предложении.  (Слайд № 9 )

– Предлоги с другими словами в предложении пишутся  раздельно

Учебник.

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. ( Слайд № 10)

Ученик пишет (в чем) в тетради.

Ученик пишет в красивой тетради.

Ученик пишет в новой тетради.

 - Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом?

– Чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом, надо между ними вставить вопрос или другое слово.

–  Обобщите, то о чем мы рассуждали, используя данную таблицу:

 ( Слайд № 11)

это

пишется

с другими             ?

служит

связи           в

вставить вопрос или

между  предлогом и    и             ?

Физкультминутка.

–  Я буду называть предлоги и имена существительные. Если произнесу имя существительное, плавно поднимите руки вверх. Услышав предлог, разведите руки в стороны. Пользуйтесь таблицей с предлогами.

Огонь, о, костер, без, под, дым, ветер, около, дружба, над, день, про, крыльцо, об, сердце, за, гнездо, на, из, забота.

Приступаем к выполнению упражнений на закрепление орфограммы.  

Закрепление.  

–  Прочитайте. ( Слайд № 12 ) Запомните словосочетания. Ориентируясь на первое слово, запишите по памяти  второе слово с предлогом. Подчеркните предлоги. ( Слайд № 13,  № 14)

смотрел на березу      

птенцы в гнезде

пчела над цветком

зеленеет на веточках

Как  пишется предлог с другими словами .Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом?

На какие две группы можно разделить написанные имена существительные?

–  А сейчас мы выполним с вами творческую работу. Перед вами деформированный текст.  ( Слайд № 15)

– Что такое текст?

Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу.

– Сформулируйте задание к этому упражнению, не забывая о теме урока.

 Надо списать текст, вставляя пропущенные буквы, раскрыть скобки, написать предложения, чтобы получился рассказ.

– Ребята, приступайте к работе, будьте внимательны, постарайтесь представить, что вы писатели.

Мальч…к был спасен.

(У) р…ки шумит камы….

(По) тр…пинке р…бята спустились на пля….

Он упал (в) воду и стал т…нуть.

Ваня зах…тел сорвать камы….

Дру… бросился (на) помощь.

       Проверим:прочитайте полученный текст.

– Прочитайте текст, напишите его. (Текст учащиеся записывают самостоятельно, вставляя пропущенные буквы.)

Проверка. ( Слайд  № 16)

По тропинке ребята спустились на пляж.

У реки шумит камыш.

Ваня захотел сорвать камыш.

Он упал в воду и стал тонуть.

Друг бросился на помощь.

Мальчик был спасен.

Определите главную мысль текста?

–  Надо помогать человеку, оказавшемуся в беде.

–  Я надеюсь, если с вами рядом окажется человек, нуждающийся в помощи, вы не пройдете мимо.

         Итог урока.

 Над какой  орфограммой мы работали на уроке?

 –  Расскажите все, что вы узнали о предлоге, используя данную таблицу: (Слайд № 17 )

Это

Пишется

с другими             ?

Служит

связи           в

вставить вопрос или

между предлогом и    и             ?

Учащиеся отвечают на вопросы  учителя, свои ответы подтверждают примерами.

  Данный урок проводился во 2 классе по учебнику  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.

 ( " Школа 2100 "). На уроке используется презентация в формате PEB для интерактивных досок Panaboard компании Panasonic. Презентация представлена также в формате Microsoft PowerPoint. Цель урока: расширить знания о предлоге как части речи,  формировать умение находить предлоги, правильно писать их со словами. Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

 Данная презентация по русскому языку для начальной школы «Предлог» предназначена для учащихся второго класса. Очень красочная и иллюстрированная работа. Цель презентации:

1. Формировать умение находить предлоги, правильно писать их со словами.

2. Провести практическую работу по применению изученного материала в представленных заданиях.

 Г. А. Бакулина  Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Употребление в речи предлогов" Школа 2100

Конспект урока с элементами технологии РКМЧП. Расписана деятельность учителя и учеников....

Тема:«Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами».

Проект урока русского языкаВо 2 классепо учебнику Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.Цель:Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания предлогов и...

Презентация по русскому языку "Упражнения в раздельном написании с другими словами" 2 класс

Данная презентация соответствует УМК "Школа 2100" по теме. Содержит в себе:цели, задачи урока, УУД, чистописание, игровые моменты, пословицы, физминутку....

Обследование у первоклассников навыков ориентирования на листе бумаги, определение понимания и употребления в речи предлогов

Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений обогащает речь ребенка, делает ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Поэтому важно уметь опред...

Открытый урок по теме "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов"

Урок русского языка по теме :"Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов".Тема урока: «Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов».Цель урок...