Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме
Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Цели:
а) расширить знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;
б) учить детей писать предлоги отдельно от слов других частей речи;
в) развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;
г) воспитывать интерес к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._upotreblenie_v_rechi_predlogov.doc | 68 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Жирнова Любовь Анатольевна
учитель начальных классов
г. Новый Уренгой
ЯНАО
Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Цели:
а) расширить знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;
б) учить детей писать предлоги отдельно от слов других частей речи;
в) развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;
г) воспитывать интерес к русскому языку.
Организационный момент.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Какие орфограммы встретились в записи числа и месяца.
Мобилизующий этап.
Формирование учащимися темы и цели урока.
Я продолжу наш урок с этих строк.
Вы на доску посмотрите,
Что заметили – скажите. ( Слайд № 2)
На доске: о , на, по, через, около, над, из, у.
На строке написаны предлоги. Сформулируйте тему нашего урока.
Тема нашего урока предлог. ( Слайд № 3)
Ориентируясь на тему и опорные слова, записанные на доске, сформулируйте цели урока, учитывая, что сегодня первый урок по теме. ( Слайд № 4)
Цели:
- расширить знания…;
- учиться…;
- познакомиться с □.
Я думаю, что сегодня на уроке мы должны расширить знания о предлоге, как части речи, учиться писать предлоги, познакомиться с новым словарным словом.
Следующий этап урока – словарно орфографическая работа.
Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.
Задание 1. Первая буква задуманного слова , гласная которая встречается
в слове руки и служит для твердости впередистоящего согласного звука.
Задание 2. Вторая буква обозначает согласный, глухой всегда мягкий звук в слове девочка.
Задание 3. Третья буква является непроверяемой безударной гласной в слове ребята.
Задание 4.Четвертая буква представляет собой согласную в последнем слоге слова малина.
Задание 5. Пятая буква является орфограммой в слове зима.
Задание 6. Шестая буква задуманного слова, согласная три раза встречающаяся в слове кукушка.
Какое слово вы составили?
У нас получилось слово «ученик». ( Слайд № 5)
Учитель показывает картинку с изображением ученика.
Кого можно назвать учеником.
Ученик- это человек, который учится в школе или в профессиональном училище.
– Запишите с подробным комментированием новое слово в тетрадь, разобрав его по схеме СУО (слог, ударение, орфограмма). Назовите грамматические признаки слова. (В слове ученик три слога. Третий слог ударный. Безударная непроверяемая гласная е. Подчеркиваем её и запоминаем. Это имя существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода в форме единственного числа.)
– Составьте предложение со словом ученик, чтобы в него вошли в любом количестве слова из словарика, которые мы использовали при выполнении шести заданий, связанных с нахождением нового слова.
Ученик ел варенье из малины.
Ученик пригласил ребят в кино.
Изучение нового материала.
На рабочей доске слова: ученик, тетради, пишет.
- Составьте предложение с данными словами.
Составить предложение нельзя, так как не хватает ещё одного слова.
На рабочей доске слова: ученик, тетради, пишет, в, на, у, под.
- Составьте предложения с данными словами.
На доске написаны два предложения: ( Слайд № 6 )
Ученик пишет в тетради.
Ученик пишет на тетради.
– Прочитайте и сравните два предложения. Что в них общего?
– Эти предложения повествовательные. В конце предложений стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова. Первое, второе, четвертое слова в первом предложение такие же, как во втором.
– Чем данные предложения отличаются?
– Данные предложения, отличаются словами в и на.
– Слова в и на - это предлоги.
Сделайте вывод для чего нужны предлоги.
С помощью предлога слова связываются между собой в предложении.
Предлоги в и на имеют разное смысловое значение.
Как вы понимаете пишет внутри тетради. ( когда она открыта)
А что значит на тетради (на обложке).
Предлог в обозначает проникновение внутрь.
Предлог на обозначает на поверхности чего либо.
Предлогов в русском языке много. ( Слайд № 6 )
Чаще других употребляются следующие: о, об, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, в, без.
– Прочитайте вслух предлоги. Назовите те из них, написание которых не совпадает с произношением. ( Слайд № 8)
Об, под, над, из, без.
– Обратите внимание: правописание предлогов не зависит от произношения. Правописание предлогов надо запомнить.
– Посмотрите, как пишется предлог с другим словами в предложении. (Слайд № 9 )
– Предлоги с другими словами в предложении пишутся раздельно
Учебник.
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. ( Слайд № 10)
Ученик пишет (в чем) в тетради.
Ученик пишет в красивой тетради.
Ученик пишет в новой тетради.
- Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом?
– Чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом, надо между ними вставить вопрос или другое слово.
– Обобщите, то о чем мы рассуждали, используя данную таблицу:
( Слайд № 11)
это | |
пишется | с другими ? |
служит | связи в |
вставить вопрос или | между предлогом и и ? |
Физкультминутка.
– Я буду называть предлоги и имена существительные. Если произнесу имя существительное, плавно поднимите руки вверх. Услышав предлог, разведите руки в стороны. Пользуйтесь таблицей с предлогами.
Огонь, о, костер, без, под, дым, ветер, около, дружба, над, день, про, крыльцо, об, сердце, за, гнездо, на, из, забота.
Приступаем к выполнению упражнений на закрепление орфограммы.
Закрепление.
– Прочитайте. ( Слайд № 12 ) Запомните словосочетания. Ориентируясь на первое слово, запишите по памяти второе слово с предлогом. Подчеркните предлоги. ( Слайд № 13, № 14)
смотрел на березу
птенцы в гнезде
пчела над цветком
зеленеет на веточках
Как пишется предлог с другими словами .Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом?
На какие две группы можно разделить написанные имена существительные?
– А сейчас мы выполним с вами творческую работу. Перед вами деформированный текст. ( Слайд № 15)
– Что такое текст?
– Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу.
– Сформулируйте задание к этому упражнению, не забывая о теме урока.
Надо списать текст, вставляя пропущенные буквы, раскрыть скобки, написать предложения, чтобы получился рассказ.
– Ребята, приступайте к работе, будьте внимательны, постарайтесь представить, что вы писатели.
Мальч…к был спасен.
(У) р…ки шумит камы….
(По) тр…пинке р…бята спустились на пля….
Он упал (в) воду и стал т…нуть.
Ваня зах…тел сорвать камы….
Дру… бросился (на) помощь.
Проверим:прочитайте полученный текст.
– Прочитайте текст, напишите его. (Текст учащиеся записывают самостоятельно, вставляя пропущенные буквы.)
Проверка. ( Слайд № 16)
По тропинке ребята спустились на пляж.
У реки шумит камыш.
Ваня захотел сорвать камыш.
Он упал в воду и стал тонуть.
Друг бросился на помощь.
Мальчик был спасен.
Определите главную мысль текста?
– Надо помогать человеку, оказавшемуся в беде.
– Я надеюсь, если с вами рядом окажется человек, нуждающийся в помощи, вы не пройдете мимо.
Итог урока.
Над какой орфограммой мы работали на уроке?
– Расскажите все, что вы узнали о предлоге, используя данную таблицу: (Слайд № 17 )
Это | |
Пишется | с другими ? |
Служит | связи в |
вставить вопрос или | между предлогом и и ? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, свои ответы подтверждают примерами.
Данный урок проводился во 2 классе по учебнику Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.
( " Школа 2100 "). На уроке используется презентация в формате PEB для интерактивных досок Panaboard компании Panasonic. Презентация представлена также в формате Microsoft PowerPoint. Цель урока: расширить знания о предлоге как части речи, формировать умение находить предлоги, правильно писать их со словами. Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
Данная презентация по русскому языку для начальной школы «Предлог» предназначена для учащихся второго класса. Очень красочная и иллюстрированная работа. Цель презентации:
1. Формировать умение находить предлоги, правильно писать их со словами.
2. Провести практическую работу по применению изученного материала в представленных заданиях.
Г. А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".
Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....
Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами
Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Употребление в речи предлогов" Школа 2100
Конспект урока с элементами технологии РКМЧП. Расписана деятельность учителя и учеников....
Тема:«Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами».
Проект урока русского языкаВо 2 классепо учебнику Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В.Цель:Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания предлогов и...
Презентация по русскому языку "Упражнения в раздельном написании с другими словами" 2 класс
Данная презентация соответствует УМК "Школа 2100" по теме. Содержит в себе:цели, задачи урока, УУД, чистописание, игровые моменты, пословицы, физминутку....
Обследование у первоклассников навыков ориентирования на листе бумаги, определение понимания и употребления в речи предлогов
Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений обогащает речь ребенка, делает ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Поэтому важно уметь опред...
Открытый урок по теме "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов"
Урок русского языка по теме :"Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов".Тема урока: «Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов».Цель урок...