4 класс русский язык
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Русский язык сложные предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_a_russkiy_yazyk_slozhnye_predlozheniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

4 класс «А»

Учитель: Арцибасова Л. А.

Тема урока: «Предложения бывают сложными»

Задачи урока:

познакомить со структурой сложного  предложения и знаками      препинания  в нём;

развивать критическое мышление,  умения анализировать и  сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;   развивать устную и письменную речь учащихся;                       создать условия для формирования воспитания культуры общения в группе со сверстниками.      

  1. Мобилизующий этап.

На доске запись предложений:

Юная весна вступает  в свои права.

Прошла холодная зима.

Потеплел прозрачный воздух, и  застучала за окном звонкая капель.

Умчались зимние дни, в воздухе  чувствуется весеннее дыхание.

( Вниманию учеников предоставляются схемы к данным предложениям)

-------------------  

-------------------        ----------------------          

                                 -----------------------

---------------------     -----------------------

-----------------                                    ------------------

-----------------   ------------------ ,        -----------------    -------------------

-----------------                                     -------------------

----------------   ------------------ , и      -------------------   -------------------

Учитель  - Прочитайте написанные на доске предложения.

                  Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к

                  к ним задание.

Ученик:   - Надо найти предложения в соответствии со схемами.

Учитель:  -Прочитайте два первых предложения. Что общее в них?

Ученик:   - Предложения повествовательные, распространенные.    

                  Одна грамматическая   основа.

Учитель:  -Прочитайте третье и четвертое предложение. Найдите в

                   них общее.          

Ученик:   - В этих предложениях две грамматические основы.

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель:  - Какие из данных предложений вы  бы назвали

                   простыми, а какие – сложными.

Ученик:    - Простые предложения – с одной грамматической

                   основой, сложные  - с двумя.

Учитель:  - Исходя из наших рассуждений, сформулируйте тему  

                  сегодняшнего урока.

Ученик:   - Тема урока «Простые и сложные предложения»

                    ( Тема урока  на доске)

Учитель:  - Отталкиваясь от темы,  какова цель урока.

                    Используйте для этого запись:

           

        Цель:  1) познакомиться с …. и …….

                    2) учиться различать ……. и …….

                    3) учиться ставить…….

Ученик:  - Цель нашего урока: познакомиться с простыми

                 и сложными предложениями.

                 Учиться различать простые и сложные предложения;

                 учиться ставить знак  препинания в сложных

                 предложениях.

  1. Изучение новой темы.

 Учитель:  - Мы выяснили, что  предложения с одной

                   грамматической основой  называются простыми, а        

                   предложения с несколькими грамматическими

                   основами называются сложными.

                  А теперь ещё  раз прочитайте  сложные предложения.

                  Сколько простых предложений в каждом сложном?

Ученик:  - По два простых предложения.

Учитель:  - Прочитайте первые простые предложения, входящее

                    в состав сложного.

                    Имеют ли они интонацию в конце предложения?

                    Связаны ли они по смыслу со вторым простым

                  предложением?

Ученик:  - Не имеют интонации и связаны со вторым  простым

                  предложением.

Учитель:  - Обобщите эту часть наших рассуждений.

                   Как  связаны между собой простые предложения,

                   входящие в состав сложных?

Ученик:    - По смыслу и интонацией.

Учитель:  - Посмотрите на второе сложное предложение.  Чем

                    кроме смысла и   интонации, могут соединяться

                    между собой простые предложения,

                    входящие в состав сложного? ( союз и обвести ).

                    Могут соединяться  между собой с помощью союза.

Учитель:  - Как  называются такие сложные предложения:

                    союзными или   бессоюзными?

Учитель:  - Посмотрите на первое сложное предложение. Как в

                    нем связаны между    собой простые предложения, и

                    как они называются?

Ученик:  - Связаны между собой без союза, только по смыслу и

                  интонацией.

                  Это бессоюзное предложение.

Учитель:  - С помощью какого знака препинания разделяются

                    простые предложения

                  ( обвести запятую)

                   А ещё о других союзах, которые работают в  сложных

                   предложениях узнаем  из учебника на стр. 75.

  1. Закрепление изученного.

  Учитель:  - Продолжим наш разговор  о сложном предложении

                      и о весне.

                    ( Ученики получают раздаточный материал)

                     Посмотрите на запись, сформулируйте к нему

                     задание.

       Скоро лес оден.тся листвою                           но на   опушк.  леса расцвела ива

        От корней вверх начнут  поднимат?ся        а из зхемл. пойдут нежные ст.бельки  

         венсенние соки                                                  молодой травки

        Листья на деревьях ещё не                             они очень нужны дереву

        по.вились

Ученик:  - Надо  соединить между собой подходящие по смыслу

                части так, чтобы    получились сложные предложения.

               Поставить знаки препинания.

               Подумать над орфограммами.

           (Учащиеся  выполняют задание)

 

Учитель:  - Прочитайте составленные предложения со знаками

                    препинания.

                    Второе предложение списать и разобрать по членам

                    предложения и по частям речи.

                    (Работа выполняется на доске.)                           

  1. Работа по учебнику.

(Данное упражнение выполняется  с соседом по парте)

 

Учитель:  - Мы достаточно сегодня на уроке поговорили о

                   сложных  предложениях.

                  Я предлагаю вам внимательно прочитать предложения

                  из упражнения 502,

                  обсудить с соседом и выписать только сложные

                  предложения.

                  Подумайте, как вы  будете доказывать свой выбор.

        (Задание выполняется и проверяется)

  1. Итог урока. ( план на экране).  Работа в парах..

Учитель:  - О чем мы говорили сегодня на уроке?

Ученик:     -  Говорили о сложном предложении…..

     Учитель: - Подведём итог урока по плану 

                   

 

                   

  1. Какие предложения называются простыми, а какие сложными?
  2. Из чего состоят сложные предложения?

3.Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных?

4.Какие сложные предложения называют союзными, а какие бессоюзными?

5.Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложных ?   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

1 класс. Русский язык. Контрольная работа по русскому языку.

Контрольная работа по русскому языку 1 класс....

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Внеклассное меропритяие , посвященное Дню русского языка в 3-4 классах. "Русский язык могучия язык"

Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.Задачи: Метапредметные задачи: - регулятивные: способствовать развитию у детей умения осущес...

Контрольно-диагностические материалы по родному русскому языку 4 класс "Русский язык-прошлое и настоящее"

Данный контрольно-диагностический материл будет полезен учителям и учащимся начальной школы....