4 класс русский язык
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Русский язык сложные предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_a_russkiy_yazyk_slozhnye_predlozheniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
4 класс «А»
Учитель: Арцибасова Л. А.
Тема урока: «Предложения бывают сложными»
Задачи урока:
познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;
развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; создать условия для формирования воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
- Мобилизующий этап.
На доске запись предложений:
Юная весна вступает в свои права.
Прошла холодная зима.
Потеплел прозрачный воздух, и застучала за окном звонкая капель.
Умчались зимние дни, в воздухе чувствуется весеннее дыхание.
( Вниманию учеников предоставляются схемы к данным предложениям)
------------------- ------------------- ---------------------- |
----------------------- --------------------- ----------------------- |
----------------- ------------------ ----------------- ------------------ , ----------------- ------------------- |
----------------- ------------------- ---------------- ------------------ , и ------------------- ------------------- |
Учитель - Прочитайте написанные на доске предложения.
Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к
к ним задание.
Ученик: - Надо найти предложения в соответствии со схемами.
Учитель: -Прочитайте два первых предложения. Что общее в них?
Ученик: - Предложения повествовательные, распространенные.
Одна грамматическая основа.
Учитель: -Прочитайте третье и четвертое предложение. Найдите в
них общее.
Ученик: - В этих предложениях две грамматические основы.
- Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель: - Какие из данных предложений вы бы назвали
простыми, а какие – сложными.
Ученик: - Простые предложения – с одной грамматической
основой, сложные - с двумя.
Учитель: - Исходя из наших рассуждений, сформулируйте тему
сегодняшнего урока.
Ученик: - Тема урока «Простые и сложные предложения»
( Тема урока на доске)
Учитель: - Отталкиваясь от темы, какова цель урока.
Используйте для этого запись:
Цель: 1) познакомиться с …. и …….
2) учиться различать ……. и …….
3) учиться ставить…….
Ученик: - Цель нашего урока: познакомиться с простыми
и сложными предложениями.
Учиться различать простые и сложные предложения;
учиться ставить знак препинания в сложных
предложениях.
- Изучение новой темы.
Учитель: - Мы выяснили, что предложения с одной
грамматической основой называются простыми, а
предложения с несколькими грамматическими
основами называются сложными.
А теперь ещё раз прочитайте сложные предложения.
Сколько простых предложений в каждом сложном?
Ученик: - По два простых предложения.
Учитель: - Прочитайте первые простые предложения, входящее
в состав сложного.
Имеют ли они интонацию в конце предложения?
Связаны ли они по смыслу со вторым простым
предложением?
Ученик: - Не имеют интонации и связаны со вторым простым
предложением.
Учитель: - Обобщите эту часть наших рассуждений.
Как связаны между собой простые предложения,
входящие в состав сложных?
Ученик: - По смыслу и интонацией.
Учитель: - Посмотрите на второе сложное предложение. Чем
кроме смысла и интонации, могут соединяться
между собой простые предложения,
входящие в состав сложного? ( союз и обвести ).
Могут соединяться между собой с помощью союза.
Учитель: - Как называются такие сложные предложения:
союзными или бессоюзными?
Учитель: - Посмотрите на первое сложное предложение. Как в
нем связаны между собой простые предложения, и
как они называются?
Ученик: - Связаны между собой без союза, только по смыслу и
интонацией.
Это бессоюзное предложение.
Учитель: - С помощью какого знака препинания разделяются
простые предложения
( обвести запятую)
А ещё о других союзах, которые работают в сложных
предложениях узнаем из учебника на стр. 75.
- Закрепление изученного.
Учитель: - Продолжим наш разговор о сложном предложении
и о весне.
( Ученики получают раздаточный материал)
Посмотрите на запись, сформулируйте к нему
задание.
Скоро лес оден.тся листвою но на опушк. леса расцвела ива
От корней вверх начнут поднимат?ся а из зхемл. пойдут нежные ст.бельки
венсенние соки молодой травки
Листья на деревьях ещё не они очень нужны дереву
по.вились
Ученик: - Надо соединить между собой подходящие по смыслу
части так, чтобы получились сложные предложения.
Поставить знаки препинания.
Подумать над орфограммами.
(Учащиеся выполняют задание)
Учитель: - Прочитайте составленные предложения со знаками
препинания.
Второе предложение списать и разобрать по членам
предложения и по частям речи.
(Работа выполняется на доске.)
- Работа по учебнику.
(Данное упражнение выполняется с соседом по парте)
Учитель: - Мы достаточно сегодня на уроке поговорили о
сложных предложениях.
Я предлагаю вам внимательно прочитать предложения
из упражнения 502,
обсудить с соседом и выписать только сложные
предложения.
Подумайте, как вы будете доказывать свой выбор.
(Задание выполняется и проверяется)
- Итог урока. ( план на экране). Работа в парах..
Учитель: - О чем мы говорили сегодня на уроке?
Ученик: - Говорили о сложном предложении…..
Учитель: - Подведём итог урока по плану
- Какие предложения называются простыми, а какие сложными?
- Из чего состоят сложные предложения?
3.Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных?
4.Какие сложные предложения называют союзными, а какие бессоюзными?
5.Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложных ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка для детей-мигрантов 2 класс русский язык
2 класстема урока " Слова - антонимы "...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...
1 класс. Русский язык. Контрольная работа по русскому языку.
Контрольная работа по русскому языку 1 класс....
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...
Внеклассное меропритяие , посвященное Дню русского языка в 3-4 классах. "Русский язык могучия язык"
Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.Задачи: Метапредметные задачи: - регулятивные: способствовать развитию у детей умения осущес...
3 класс Русский язык (родной). (Русский родной язык. 3 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М.Александрова и др.)
Рабочая программа...
Контрольно-диагностические материалы по родному русскому языку 4 класс "Русский язык-прошлое и настоящее"
Данный контрольно-диагностический материл будет полезен учителям и учащимся начальной школы....