Различение простых и сложных предложений
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Упражнения для отработки умения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichenie_prostyh_i_slozhnyh_predlozheniy.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Различение простых и сложных предложений
Блок упражнений содержит упражнения в различении простых и сложных предложений. При их выполнении важно чередовать две техники работы. Одна из них эксплуатирует левополушарную, аналитическую стратегию мышления. Прочитав предложение, ученики находят сначала все слова-действия, потом определяют, кто эти действия выполняет. После чего выясняют количество грамматических основ и, соответственно, количество предложений. Этот порядок отражён в плане действий, представленном в упражнении 2.
Другая техника использует правополушарную, образную стратегию мышления и предполагает определение структуры предложения на основании его содержания или «картинок» происходящего. Например: На противоположной стене вспыхнул экран и на нём появилась всё та же улыбающаяся женщина. Первая картинка – вспыхивает экран, вторая – появляется изображение женщины.
Однако следует учесть, что второй способ выполнения упражнений обязательно должен быть проверен с помощью первого, то есть путём нахождения грамматических основ. В данном случае он будет выполнять функцию доказательства правильности работы.
Упражнение 1.
Сначала найди в каждом предложении все слова-действия (сказуемые). А потом найди слова, называющие предметы, которые эти действия выполняют (подлежащие).
Мишка протянул мне банку, а я открыл бутылку и вылил туда чернила. Рак упал на спину, хвост его то сжимался, то разжимался, усы дёргались. Посмотрел щенок кругом, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают.
Страшно зафыркал зверь, замотал головой, глаза кровью налились. После этого шёрстка быстро высохла и мышонок согрелся. Леночка вернулась в комнату, а за ней бежал щенок.
По листьям застучали капли дождя, и тётенька раскрыла свой чудной зонт. И тут Каролинка вспомнила, что в квартире испортился звонок. Все согласились и стали рассаживаться по машинам.
Между тем все двери отворились и в комнату вошёл высокий человек с подносом. Тонким слоем покрывал землю первый несмелый снежок. Маленький паучок быстро пробежал по нитке и повис над капелькой воды.
Папа взмахнул рукой, и монетка вдруг куда-то пропала. Мишка сидел важный, а пассажиры смотрели на него и улыбались. Тётя Наташа посадила нас в вагон, и мы попрощались с ней.
Впереди засверкала вода, а над водой с одного берега на другой перекинулся мост. Одни пассажиры любовались красивыми берегами, другие беседовали между собой. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья.
Скоро автомобиль выехал из кукурузных зарослей, и друзья увидели недалеко от дороги какую-то странную машину. Пока сторож ходил за морковкой, Антошка пробрался к слоновьей клетке и разглядывал слона.
Упражнение 2.
Спиши сложное предложение. Определи, сколько в нём простых предложений и раздели их запятыми.
Расскажи по плану себе или кому-нибудь, как ты будешь выполнять задание.
План действий
Пишу: Ириша вдруг остановилась лицо её покраснело и глаза налились слезами.
Ищу слова-действия (сказуемые): Ириша вдруг остановилась лицо её покраснело и глаза налились слезами.
Ищу названия предметов, которые выполняют эти действия (подлежащие):
остановилась – Ириша покраснело – лицо налились – глаза | Три основы, значит, три предложения |
Отделяю предложения запятыми: Ириша вдруг остановилась, лицо её покраснело, и глаза налились слезами.
Вариант I
Мороз-Воевода шагает по замёрзшей воде и в его косматой бороде играет яркое солнце.
Лето подходило к концу и на улицах зацвели самые красивые цветы.
Лишь только хозяйка ушла в дом курица слетела с колодца.
Павлик так неожиданно бросился на шею бабушке что она упустила из рук чашку.
Весь порошок так и посыпался на пол пилюли покатились в разные стороны.
Фронт совсем недалеко и в медсанбат везут раненых бойцов.
Один за другим люди вошли в дом и до нас донеслись их приглушённые голоса.
Машенька ничего не видела вокруг потому что её новая шляпка сдвинулась на самые глаза.
Лесник внёс в сторожку охапку дров и скоро из трубы повалил дым.
За воротами был большой двор а справа виднелась конюшня с лошадьми.
Играют волны ветер свищет и мачта гнётся и скрипит.
Вариант II
Под навесом перед избой послышались шаги дверь скрипнула и вошел хозяин.
Около полудня небо насупилось надвигалась темная туча и вскоре под веселые раскаты грома зашумел ливень.
Макар плакал слезы мерзли у него на ресницах и холод проникал до самого сердца.
Дни учения в лицее проходили быстро и приятно но когда наставала суббота Алёша с радостью ехал домой.
Луна сияла изредка поднимался ветерок и легкий шорох пробегал по всему саду.
Рот мальчика улыбался на щеках выступали весёлые ямочки а носик при этом нахально подпрыгивал.
Отсырела земля запотели листья кое-где стали раздаваться звуки голоса и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить над землею.
Две тяжелые слезы выкатились вдруг из глаз Герасима одна упала на крутой лобик собачки другая капнула в щи.
Закрутил жук головой заскрипела его жёсткая шея послышался тоненький-тоненький писк.
Внутри мельницы начинали грохотать шестерни шуршали жернова и белая мучная пыль тучами поднималась из щелей.
Упражнение 3.
Прочитай и определи, какое предложение сложное, а какое – простое с однородными сказуемыми.
Расскажи, как ты будешь выполнять задание, используя план предыдущего упражнения.
Ветер свистел и волны становились всё выше.
Снова раздались пение и громкий бой барабана.
Чудный вечер пришёл на смену жаркому дню и принёс с собой прохладу.
Молодой тигр уже привык к цирку и яркий свет уже не пугал его.
Он первый раз вступил на чужую землю и всё вокруг удивляло его своей новизной.
Митя посмотрел выше облака и увидел как светящийся шар медленно плыл по небу.
Сейчас же в конце улицы показался автомобиль и быстро подъехал к удивленному Тёмке.
Этот автомобиль мчался быстрее и мотор у него работал глуше и мощнее.
Все выскочили на палубу и в прозрачной воде увидели громадную акулу.
Пока Павлик скучал в комнате дождь постепенно кончился.
Бекас выскочил из-под кочки взвился залетел под самые облака.
Прохожий очень устал и присел на лавочке возле калитки.
Луша заглянула в дырочку и увидела как из норки выглянула любопытная мордочка.
Солнце спряталось за горизонт мы вошли в дом и Маруся развела огонь в камине.
Вот уж снег последний в поле тает тёплый пар восходит от земли и кувшинчик синий расцветает и зовут друг друга журавли.
С поля медленно поднимался туман и матовой пеленой застилал дорогу к дому.
Он принялся искать шапку по всей комнате и в конце концов нашёл её под кроватью.
И куда пропали эти маленькие человечки так никто никогда не узнал.
Максимка появился в нашем дворе всего полгода назад и мы сразу стали большими друзьями.
Егорушка поплыл к камышу нырнул и стал шарить около камышовых деревьев.
Баранкин заметил в центре парка странное многолюдье и устремился туда.
Вдруг над зазубренным краем леса беззвучно промелькнул самолёт и только потом по пустому небу прокатился его звук.
Надо было поспеть в Финский залив до заморозков и потому все торопились.
Прошла зима и мы первые во всей деревне вышли в поле и стали готовиться к весенним посевам.
Другие коротышки услышали что Незнайка читает сказки и тоже собрались послушать.
С этими словами он открыл дверцу машины поставил ящик с мороженым на заднее сиденье а сам сел впереди за руль.
Пока они разговаривали подъём кончился и перед глазами путников снова открылся широкий вид.
Как только люди увидели мальчика так все сразу захохотали.
Артист поклонился публике и зрители увидели в его руках балалайку.
Игорь положил портфель в шкаф повесил на крючок куртку после чего закрыл дверь и стал прислушиваться.
Настроение у неё испортилось и выступления артистов уже не доставляли удовольствия.
Машинист отцепил трос сел за руль и подъехал к другому столбу.
Мужик посмотрел по сторонам поднял глаза к небу и тяжело вздохнул.
Борис Сергеевич заиграл а Мишка выкинул в сторону руку как его учила Люся.
На противоположной стене вспыхнул экран и на нём появилась всё та же улыбающаяся женщина.
Мальчишки окружили автомат стали нажимать кнопки и ловить выпрыгивающие конфеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»
Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.
Конспект урока по программе "Школа России" для 4 класса....
Конспект урока "Построение предложений с однородными членами. Различение простых и сложных предложений"
Программа "Планета знаний " Русский язык 4 класс . Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию, раздаточные карточки для детей с заданиями....