Главные члены предложения
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Данный блок упражнений научит детей выделять в предложении главные члены – сказуемое и подлежащее. В традиционной методике школьников учат находить сначала подлежащее как слово, указывающее, о ком или о чём говорится в предложении, потом сказуемое, указывающее, что об этом говорится. Однако правильнее будет определять сказуемое как действие, происходящее в предложении, а подлежащее – как название того, кто (что) производит это действие. Именно так они трактуются в науке о языке.
Начинаем выделять главные члены предложения с поиска сказуемого. Это более целесообразно, поскольку действие найти и опознать легче как по смыслу, так и по вопросу. У подлежащего же могут быть конкуренты в виде других имён существительных, стоящих в форме винительного падежа: Мальчик бросил мяч. Света внесла кресло в дом. В этом случае поиски слова, отвечающего на вопрос кто? что? могут привести к ошибке.
В этот блок включены также упражнения на поиск простых однородных и составных глагольных сказуемых. Известно, что младшим школьникам свойственна торопливость и некритичность в выполнении заданий. Найдя одно слово, отвечающее поставленному условию, они считают работу выполненной. Упражнения шестого блока как раз и формируют умение находить в объекте полную информацию, потребную для решения задачи.
Упражнение 1.
Выбери для работы одну из частей. Найди в каждом предложении сказуемое (слово, называющее действие) и подчеркни.
Затем найди слово, называющее предмет, который выполняет это действие. Подчеркни.
Выпиши подчёркнутые слова.
Шар поднялся совсем высоко. Тётя Катя протянула мне мисочку. Скрылись под защиту ветвей синички. Из-за дерева вывернулась бурая птица. Поутру кликнули на царский двор всех конюхов. Мимо липы пролетали на юг птицы.
Девочка колотила палкой по стволу. Вечером ребята сидели у теплой печки. В дупле поднялся оглушительный грохот. Высоко в небе стояла луна. В такой темени ничего не увидишь.
Очнулся Пик в полной темноте. Брат застал сестрёнку в слезах. Девочка поставила блюдце на пол. Мужик нёс с собою топор. Скоро в горе камни самоцветные нашли. Под ветками зажглись яркие светлячки. Вместе с другими птицами летали и корольки.
На спине у зверя были чёрные полоски. У мамы сильно болела голова. Из-за стены показался луч света. Ханте вытащил из кармана трубку. Под утро приснился охотнику страшный сон. Сижу и вспоминаю бабушкины пироги. Сковал мороз сверху медвежью шкуру.
Стрела попала зверолову в ногу. Озеро густо поросло травой. Сквозь ветки поблёскивали звёзды. Петрика поливал мелкий дождик. Эта радость осталась со мной навсегда. Пошли по лесу шелесты. Медведь больше на овсы́ не приходил.
Пересмешка порхала по соседним ветвям. На седьмой день выпорхнули птенцы. Под кустом начинается заячий след. У зайчика задрожали чуткие ушки. И опять потемнело всё кругом. Стали укладываться спать. Понемногу тело его затвердело. Нашлись тут охотники ехать в заморские края. Вдруг из хвороста выскочил зверёк.
Мальчик смеялся изо всех сил. Перед ними отворились маленькие дверцы. У одного бедного мужика не стало хлеба. Пожрала саранча все виноградники. Голубой зверёк остановился у норки. Всех сказок не запомнишь. Он достал из кармана винтик.
Упражнение 2.
В каждом предложении найди главные члены. Выпиши их. Расскажи по плану, как надо выполнять задание.
План действий
Читаю: На реке старик выбирает сети.
Читаю каждое слово, ищу слово-действие: На реке старик выбирает сети.
Думаю, кто (что) это делает?: На реке старик выбирает сети.
Пишу главные члены: Старик выбирает.
Вариант I
Метнула крыса хвостом в другую сторону. Сильное течение поволокло его по дну. Между деревьями хлопотливо сновали птицы. Вокруг неё то и дело мелькали крылья.
На калитке висел зелёный почтовый ящик. Запекла бабушка изюминку в булочку. Побывала Маринка на море. Мышонок вымок до последней нитки. Тихие шорохи слышались со всех сторон.
Над лесом уже всходила полная луна. Только звонкие волны разбивались о близкий берег. С реки доносились резкие крики чаек. Он ухватился руками за кораблик. Старший сынишка поглядел зверю на когти.
Под утро приснился Игорьку страшный сон. Метнула крыса хвостом в другую сторону. Под самой берёзой стоял его родной дом. Солнышко краем уже землю зацепило. А ниточка всё длинней делается.
В одной из норок они гнездо выстроили. Тучей вились над котом ласточки. Чирика села на веточку рядом с Чиком. За это соседи на него не сердились. У самых кустов кот остановился.
На заречном лугу мыши в норах поселились. Разбудила шмелиная песня зелёную саранчу. Музыку ведь все любят. Из дупла высунулась усатая круглая мордочка. Каждое пёрышко переливалось своим цветом.
Куница щёлкнула зубами от злости. Вдруг перед охотником показалась звериная голова. И тут кто-то большой заворочался в кустах. Гнездо сойки помещалось на берёзе. Опять стал он продираться сквозь чащу.
Уже давно среди учеников ходил слух о приезде новой учительницы. Никита всегда знал подходящий ответ. Мне давно не нравились его странные привычки.
Палочка у Мити получилась ровная, отличная. А отец у Алёши работает мастером на заводе. У богатыря в руках даже палка врагов рубит.
Вдруг на Егорку с берёзы ком снега упал. Я для Сашеньки тёплые варежки свяжу. Вскорости пришло время для отдыха на море.
Весной всё вокруг зеленеет и расцветает. Перед самыми мордами собак мотался лисий хвост. На пол стекала грязь с новенькой Пашкиной курточки.
Никто даже не оглянулся на нашего щенка. А тот вдруг залаял ещё пуще и стал подпрыгивать. Увидев медсестру, больной стал приподниматься.
После обеда все сели за уроки. Внутри у Дениски булькала выпитая им вода. Удивительно, что никто не хлопал в ладоши. В душе поднималось чувство великой радости.
Вариант II
Чёрно-бурою лисицей под горой улёгся лес. Под птицами проплывал маслянисто-тёмный камыш. Ночь показалась Мешкову пронзающе-холодной. И догадался же кто-то закрыть на замок сарай!
По Наташкиному лицу катились крупные, как горох, слёзы. В нашем классе каждый умеет находить дорогу в лесу. Из-за густого тумана на дороге возникла аварийная ситуация.
Больной полностью доверился лечащему врачу. На Илюшке вся одежда заледенела и покоробилась. Вдруг его глаза остановились на странном рисунке. Пальцы музыканта летали над клавишами легко и свободно.
Перед домом расстилался густо-зелёный луг. С озера доносятся беспокойные всплески волн. В душе охотника вдруг возникло чувство жалости. Впереди у меня были новые, ещё более неизученные места.
Упражнение 3.
Найди в предложениях все сказуемые (слова, которые рассказывают, что делает предмет, названный выделенным словом). Выпиши их по образцу.
Образец:
Читаю: Взвизгнул щенок, хвост поджал и бросился в подворотню.
Думаю, что он делает: Взвизгнул щенок, хвост поджал и бросился в подворотню.
Выписываю: Щенок взвизгнул, поджал и бросился.
Летучая мышь вскарабкалась на кочку, расправила крылья и улетела к себе на дерево. Зуёк пробежал несколько шагов и показал клювом на песок. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.
Гусеницы на веточках вытянулись и замерли. А выпь глянула на него и шагнула в камыш. Ветер по озеру бежит, камыш колышет. Рак обрадовался, расправил широкий хвост и задом-задом поплыл. Левая лапка нащупала червячка и схватила его. Медведь остановился, когтями из земли корешки выкопал и жуёт.
Заиграла Весна песню и с песней полетела над лесом. Собрались звери и птицы и устроили собрание. Кот встал, а потом потянулся и спрыгнул на землю. Утром я вынул книжки и положил в портфель мяч. Мышонок усаживался, поднимал стебель и быстро съедал колосок.
Шофёр махнул на меня рукой и полез в кабину. Лесник сорвался с места, ружьё за спину закинул – и в темноту. Плывёт зверь и лодку за собой тащит. Тетерев во сне ноги поджал да и бухнулся с ветки. А лебедь поднял белую шею и гордо поглядел вокруг. Бобёр подождал немного и опять плеснул водой.
Иринушка искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Звук возникал где-то внизу и поднимался всё выше. Декорации располагались обратной стороной и заслоняли актёров. Машина зафыркала и помчалась вдоль улицы. Самолёт наклонился на одно крыло и стремглав ринулся вниз.
Много дней малыши пробирались по полям и лесам и наконец вернулись домой. Мама дала нам по бутерброду с колбасой и ушла на работу. Несколько дней мы таскали щенков по всему посёлку и еле-еле пристроили трёх.
Растопили мы снова печь и опять принялись за стряпню. Огненные настурции вились по оградам, по стенам домов и цвели даже на крышах. А пятно всё больше делается, прямо на глазах растёт. Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем.
Мы с Мишкой вцепились в булочки, ели, болтали ногами и смотрели по сторонам. Мишка быстрее меня справился с едой и пошёл к окошку. Он схватился за раму, стал на приступочку и высунулся наружу.
Чип увидел Григория Васильевича, виновато опустил голову и даже скосил глаза в сторону, будто раскаивался в своём не очень хорошем поведении. Зойка перепугалась, спрыгнула на мостовую, а руки не отпускает. Шланг на глазах наполнялся водой, шевелился и даже немного извивался.
Эдуард Иванович уложил своих хищников на арену, сделал из них этакий живой ковёр и прилёг на него. Мартыш поползал по столбам, покачался на верёвке и вдруг увидел брезентовый шланг.
Муму навострила уши, зарычала, подошла к забору, понюхала и залилась громким и пронзительным лаем. Старик сидел на ледяной скамеечке, мурлыкал под нос песенку да снежные комочки покусывал.
Пошла Ленивица к колодцу, схватилась за верёвку, да и бухнулась вниз. Увидели клоуна люди, сразу захохотали и собрались вокруг него тесной толпой.
Налетел комар, с победным видом уселся на Мишкин нос и впился в него своим длинным носом. Росла в лесу одна пальма, тянулась к солнышку, грелась в его жарких лучах.
Растения стояли и слушали вой ветра, вспоминали тёплые летние дни. Ветки становились всё ближе, надвигались и не давали молодому цветку солнца.
Поднял царевич лягушку и посадил её в шапку, домой понёс в царёвы хоромы. Как пошла Василиса в круг, махнула левым рукавом, прикрылась рукавом правым.
Закричал солдатик, схватил Курилку за шиворот и встряхнул, как куль с мукой. На тёмном небе показалась яркая точка, пронеслась над крышами и пропала за высокой башней.
Упражнение 4.
Найди в предложениях все слова, которые рассказывают о том, что делает предмет, названный выделенным словом. Выпиши их по образцу.
Образец: Вовка стал смеяться.
Вдруг Вовка стал смеяться надо мной. Мама начала бранить нас за разбитую чашку. Больше мы ничего не успели крикнуть. Так Федя разучился смеяться на уроках. Гриша старался вытянуть руку как можно дальше. Топик приучился бегать за мной как собачонка. Старушка принялась гладить Мишку по голове.
Славик мечтал сделаться таким же храбрым, как Вовка. Ваня предложил нам положить листочек в дупло. Котёнок вовремя успел залезть на дерево. И тогда Таня стала смотреть в окошко. Мы со слезами просили оставить нас в лагере.
Росток будет спать под снегом до весны. Потом лиса стала рыбу выбрасывать. Тут, как нарочно, мы пить захотели. Тётя Наташа усадила нас завтракать. Шляпа вдруг стала поворачиваться. Стали они подниматься по лестнице, а Петя начал громко считать ступеньки.
Мишка долго не мог вспомнить название книги. Дядя Витя совсем не хотел нас катать. Дианка станет скучать по своим детям. Тут и мы с Мишкой решили браться за дело. На станции тётя Наташа пошла взять нам билеты. Тетерев боялся ходить по земле. Банку с вареньем бабушка забыла закрыть.
Ребята решили сделать скворечники. Птицы задумали попросить об этом рыб. Ученики приготовились писать диктант. Лебедь стал насмехаться над бобром. Когда тетерев на землю сядет спать, тогда я его и буду ловить. Дианка станет скучать по своим детям.
Тётя стала уговаривать маму, чтобы мы с Мишкой ещё остались пожить у неё. Мы стали писать записки. Завтра с нами будет заниматься Вера Петровна. Мишка заранее стал волноваться. Она велела принести чемодан сегодня же. Приятель успел съесть свою сардельку без меня.
Петька остался ждать меня в коридоре. Дружок принялся прыгать от радости. Леночка не хотела расставаться с Дружком. Заяц остался сидеть посреди поля. Когда-то я учил читать одну девочку. Ты должен рассмотреть образец внимательно.
Белочка побежала искать синьку, а Тамарочка принялась намыливать скатерть. А малыш на стул забраться не может. Фенечка с ним спорить не стала. Мама ещё долго продолжала смеяться. Я со всех ног пустился искать Мишку.
Синие струи начали звонко биться в неожиданное препятствие. В крышке ящика Вовка стал вертеть небольшие дырочки. Тетёрка принялась быстро бить крыльями. Серёжка хотел что-то сказать, но только рукой махнул.
Лёлька перестала различать, где у неё правая рука, а где левая. Я уже начинаю думать, что вы испугались темноты. Петруха старался понять, о чём говорил этот человек. Несмотря на старания, Илюшка к вечеру ничего не успел сделать. Такие юбочки любят носить теннисистки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."
Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....
Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».
Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения
Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...
Предложение: "Главные члены предложения", 3 класс. УМК "Гармония"
Презентация выполнена к теме "Главные члны предложения" в 3 классе, УМК "Гармония"....
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения
Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...
Предложение. Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Урок русского языка во 2 классе с использованием дистанционных образовательных технологий. УМК «Школа России»...