Памятка для звукового анализа слов
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Толмачева Лариса Алексеевна

Материал адресован, прежде всего. родителям учащихся начальных классов, которые сами хотят разобраться в азах фонетики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_zvukovogo_analiza.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для звукового анализа слов

  1. В русском языке 33 буквы.

Гласных букв 10: а  о  и  ы  э  у  я  е  ё  ю,  

 звуков 6: [ а ] [ о ] [ и ] [ ы ] [ э ] [ у ]

Согласных букв 21, а согласных звуков больше.

Беззвучных букв 2: ь  ъ

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Согласные – парными по звонкости-глухости, по твердости – мягкости.

Есть согласные непарные по звонкости – глухости, по твердости – мягкости.

Гласные е, ё, я, ю, и – показатели мягкости предшествующего согласного

  1. Парные по звонкости – глухости:

[ б]

[б']

[в]

[в']

[г]

[г']

[д]

[д']

[ж]

[з]

[з']

[п]

[п']

[ф]

[ф']

[к]

[к']

[т]

[т']

[ш]

[с]

[с']

Например, буква б может обозначать 4 звука:

лобный

   [ б]

дробинка    

      [б']

 лоб

    [п]

дробь

      [п']

  1. Непарные  звонкие согласные:

[ л]

[м]

[н]

[ р]

[й']

[л']

[м']

[н']

[р']

  1. Непарные глухие согласные

[ х]

[ц]

 

 

[х']

 

[ч']

[щ']

  1. Некоторые согласные могут обозначать

только  один твердый звук :

буква

  ж

  ш

  ц

звук

[ж]

[ш]

[ц]

Только один мягкий звук:

буква

  й

  ч

 щ

звук

[й']

[ч']

[щ']

  1. Все гласные, которые стоят за согласными в слове обозначают один звук:

Например:     мел - [ м'эл ],      вода - [ вада ],      

 в реке -[ вр'ик'э ],   дядя - [ д'ад'а ]  

  1. Гласные   буквы  е ё я ю    обозначают 2 звука:

1)когда стоят самые первые в слове

Например:   яма - [ й'ама ],   ёлка - [ й'олка ],        

 ель -  [ й'эл'],   юрта -  [ й'урта ]

2)когда буквы  е ё я ю  стоят после гласных

     Например: маяк - [ май'ак ],  

любую - [ л'убуй'у ],    синие - [с'ин'ий'э ],  

 вдвоём - [ вдвай'ом ]  

3) гласные  е ё я ю  (в некоторых случаях и) обозначают два звука, когда стоят после ь или ъ

Например:  подъезд - [ падй'эст ],  вьюга - [в'й'уга ],

братья -   [брат'й'а],   съёжился - [с'й'ожылс'а ],  

лисьи -  [л'ис'й'и ]    

  1. Важно помнить, что часто написание не совпадает с произношением слов: [сн'эк]- снег, [лужы ]- лужи, 

[р'иды ] - ряды,     [уч'ица] - учится,

 [вм'эс'т'э] -  вместе, [проз'ба ] – просьба,  

[фскас к'и ] – в сказке,    [нас'т'а ]  - Настя    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Сценарий урока обучения грамоте по теме "Звуковой анализ слов.Сравнение звуков"(Начальная школа XXI века)

Урок проведён в превом классе с использованием деятельностного метода....

Презентация к уроку "Звуковой анализ слов. Сравнение звуков"

Приложение к конспекту урока по обучению грамоте....

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов".

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов"....

Звуковой анализ слов (памятка) 1 класс

Памятка по звуковому анализу слова для 1 класса...

Пособие "Звуковой светофор" для развития фонематического восприятия и звукового анализа слова для старшего дошкольного возраста и младшего школьного (первоклассников )

В пособии для каждого ребенка имеются три индивидуальные карточки-фонарики  трех цветов: красный, синий, зеленый. Игру "Звуковой светофор следует совмещать с игрой  "Поймай звук&qu...

Памятка "Учим звуковому анализу слов"

Звуковой анализ слов важный предварительный этап обучению ребёнка грамоте...