Памятка для звукового анализа слов
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме
Материал адресован, прежде всего. родителям учащихся начальных классов, которые сами хотят разобраться в азах фонетики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_zvukovogo_analiza.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для звукового анализа слов
- В русском языке 33 буквы.
Гласных букв 10: а о и ы э у я е ё ю,
звуков 6: [ а ] [ о ] [ и ] [ ы ] [ э ] [ у ]
Согласных букв 21, а согласных звуков больше.
Беззвучных букв 2: ь ъ
Гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Согласные – парными по звонкости-глухости, по твердости – мягкости.
Есть согласные непарные по звонкости – глухости, по твердости – мягкости.
Гласные е, ё, я, ю, и – показатели мягкости предшествующего согласного
- Парные по звонкости – глухости:
[ б] | [б'] | [в] | [в'] | [г] | [г'] | [д] | [д'] | [ж] | [з] | [з'] |
[п] | [п'] | [ф] | [ф'] | [к] | [к'] | [т] | [т'] | [ш] | [с] | [с'] |
Например, буква б может обозначать 4 звука:
лобный [ б] | дробинка [б'] |
лоб [п] | дробь [п'] |
- Непарные звонкие согласные:
[ л] | [м] | [н] | [ р] | |
[й'] | [л'] | [м'] | [н'] | [р'] |
- Непарные глухие согласные
[ х] | [ц] |
|
|
[х'] |
| [ч'] | [щ'] |
- Некоторые согласные могут обозначать
только один твердый звук :
буква | ж | ш | ц |
звук | [ж] | [ш] | [ц] |
Только один мягкий звук:
буква | й | ч | щ |
звук | [й'] | [ч'] | [щ'] |
- Все гласные, которые стоят за согласными в слове обозначают один звук:
Например: мел - [ м'эл ], вода - [ вада ],
в реке -[ вр'ик'э ], дядя - [ д'ад'а ]
- Гласные буквы е ё я ю обозначают 2 звука:
1)когда стоят самые первые в слове
Например: яма - [ й'ама ], ёлка - [ й'олка ],
ель - [ й'эл'], юрта - [ й'урта ]
2)когда буквы е ё я ю стоят после гласных
Например: маяк - [ май'ак ],
любую - [ л'убуй'у ], синие - [с'ин'ий'э ],
вдвоём - [ вдвай'ом ]
3) гласные е ё я ю (в некоторых случаях и) обозначают два звука, когда стоят после ь или ъ
Например: подъезд - [ падй'эст ], вьюга - [в'й'уга ],
братья - [брат'й'а], съёжился - [с'й'ожылс'а ],
лисьи - [л'ис'й'и ]
- Важно помнить, что часто написание не совпадает с произношением слов: [сн'эк]- снег, [лужы ]- лужи,
[р'иды ] - ряды, [уч'ица] - учится,
[вм'эс'т'э] - вместе, [проз'ба ] – просьба,
[фскас к'и ] – в сказке, [нас'т'а ] - Настя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"
Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...
Сценарий урока обучения грамоте по теме "Звуковой анализ слов.Сравнение звуков"(Начальная школа XXI века)
Урок проведён в превом классе с использованием деятельностного метода....
Презентация к уроку "Звуковой анализ слов. Сравнение звуков"
Приложение к конспекту урока по обучению грамоте....
" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов".
" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов"....
Звуковой анализ слов (памятка) 1 класс
Памятка по звуковому анализу слова для 1 класса...
Пособие "Звуковой светофор" для развития фонематического восприятия и звукового анализа слова для старшего дошкольного возраста и младшего школьного (первоклассников )
В пособии для каждого ребенка имеются три индивидуальные карточки-фонарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Игру "Звуковой светофор следует совмещать с игрой "Поймай звук&qu...
Памятка "Учим звуковому анализу слов"
Звуковой анализ слов важный предварительный этап обучению ребёнка грамоте...