Урок "Повторение о частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Методическая разработка урока "Повторение о частях речи" по программе "Школа 2100", 4 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение знаний по теме «Части речи»
Цели:
Образовательная: Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки распознавания частей речи по их признакам.
Развивающая: Способствовать развитию мыслительных навыков, необходимых для учебы и обычной жизни. Развивать творческое мышления, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей.
Воспитательная: Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, правильной самооценки. Воспитывать любовь и уважение к природному наследию Забайкалья.
Оборудование: доска, компьютер, учебник, презентация, карточки с заданиями для каждой группы
Тип урока: повторно-обобщающий.
Технологии: КСО (коллективный способ обучения), критическое мышление, ИКТ, игровые, здоровьесберегающие технологии.
Структура урока
- Орг. момент – 1 мин.
- Актуализация знаний (работа в тетради, языковая разминка, формирование темы и цели урока) – 8 мин.
- Повторение пройденного материала о частях речи – 29 мин.
- Повторение об имени существительном-8 мин.
- Повторение об имени прилагательном – 8 мин.
Физминутка – 1 мин.
- Повторение о глаголе -8 мин.
- Повторение о местоимении- 4 мин.
- Итог урока (Игра «В свои ворота». Рефлексия) – 6 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1 Организационный момент.
Аутотренинг: Читаем, думаем. Ставим для себя цель. (Слайд)
Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я как разведчик все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов(а) к работе.
Я работаю.
- Готовы к работе? Молодцы. Я думаю, что у нас а вами все получится.
- Откройте тетради, положите их правильно и запишите число и классную работу. Какая орфограмма встретилась в написании числа?
2. Языковая разминка.
1. Запись предложения под диктовку:
Питаются дзерены степными травами.
-Кто такие дзерены? Откуда вы про них узнали?
Синтаксический разбор предложения.
1.Разбор глагола питается по составу.
3. Формирование темы и цели урока.
1. - Мы с вами продолжаем работать в группах. Давайте вспомним правила поведения при работе в группах: (слайд)
- Не говорить всем сразу;
- Уметь выслушать другого;
- Возражая или соглашаясь смотреть на говорящего;
- Обращаться друг к другу по имени.
2. На доске – 4 столбика слов. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму.
1 столбик: л… сица , на поверхност…, листопа…
2 столбик: по.. явились, уме..т, п..летел,
3 столбик: б… льшой, глубок…я, ле..кий
4 столбик: (у)него, …на, (к )ней
Каждая группа работает со своим столбиком.
- С какой целью мы выполняли это задание
- Что вы можете сказать, глядя на эти слова? Как их можно назвать одним словом?
- Вы догадались, какова тема нашего урока?
- Какие мы поставим цели? Молодцы!
4. Повторение пройденного материала о частях речи.
- На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные)
- Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное). Служебные (предлог, союз, частица). Молодцы!
- Ребята вам приготовили загадки о частях речи. Мы с вами внимательно послушаем.
1. Повторение об имени существительном.
1.Ученик загадываёт загадку:
-Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
Я - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются другие части речи. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.
- Ученики называют (Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки (одушевленность - неодушевленность, род, склонение), изменяется по числам и падежам.)
- Учитель: Правильно – имя существительное – самая представительная часть речи, самая существенная. Она появилась в речи, по мнению ученых, в числе самых первых слов. И это понятно, ведь человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать всё то, что его окружает.
2. Задания по группам
- Определите склонение существительных (Пушной зверёк, реликтовая чайка, ледяное поле, ранняя оттепель, белая куропатка, амурский тигр, земная поверхность)
- Просклоняйте существительное кедровка
- Определите падеж существительных (живет в норе, сорвал травинку, цветы папоротника, найти добычу, занят охотой).
4 Разобрать как часть речи слово (по) тропинке …
Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).
- Молодцы! Хорошо справились, все доказали.
- Повторение об имени прилагательном.
1.Ученик: Определяю я предметы
Они со мной всегда предметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Родился я с очень покладистым характером. Мне было страшно и грустно. И я подружился с другой частью речи. Вместе – дружба, вместе – служба.
Название мое в переводе с греческого означает «эпитет», а с латинского - «прибавление», «приложение». Что я за часть речи?
- Как определить род, число, падеж у прилагательного? (по существительному)
- Для чего служат прилагательные? (украшают нашу речь, точнее описывают предмет)
- Какие типы текстов вы знаете? (описание и повествование)
- В каких текстах больше всего прилагательных и почему?
2. Определение типа текста.
Каждая группа получает текст.
- Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.
- Одна из птиц, появляющаяся в конце марта, - зяблик. Весной самец –зяблик- настоящий красавец: верх головы голубой, лоб чёрный, щеки, горло и грудь коричнево-красные, спина рыжевато-бурая, у хвоста зеленая, хвост и крылья черно-серые с желтыми краями. Издали зяблика легко заметить по широким белым полосам поперёк крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья.
3. Люди с древних времён любили слушать соловьиные трели. Кроме того, приметили, что с началом соловьиного пения совпадает начало дружной тёплой весны. Поэтому, видимо, и отмечали праздник Соловьиный день 15 мая. Пение птиц – это не просто забава, это сигнал другим птицам о том, что участок уже занят, здесь он хозяин.
4. Чуть позже прилетают дрозды. Дрозд размером с голубя. Узнать его легко по многочисленным бурым пятнам на брюшке и желтовато-белой грудке. Спинка у птицы серенькая. Так же рано прилетает зарянка. Эту маленькую птичку, которая чуть меньше воробья, просто отличить от всех певчих птиц: лоб, бока головы, шея – красные, горло и грудь оранжево-рыжие, брюшко белое.
(На слайдах – птицы- зяблик, соловей, дрозд, зарянка)
-Какая часть речи помогла нам узнать больше о птицах?
-Назовите несколько этих прилагательных.
Молодцы! Давайте, послушаем голос зяблика. (звучит запись голоса зяблика)
ФИЗМИНУТКА:
Существительное – школа, Не и ни у нас частицы,
Просыпается – глагол, Нам их надо повторять.
С прилагательным веселый И при этом не лениться,
Новый школьный день пришел. И ни часу не терять!
Встали мы – местоименье, После школы, как известно,
Бьет числительное семь. Мы катаемся в санях.
За ученье, без сомненья, Здесь особенно уместны
Приниматься надо всем. Междометья ох и ах.
Мы наречием отлично А потом у теплой печи
На уроках дорожим, Повторяем части речи!
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
- Все ли части речи названы в стихотворении? (нет союзов и предлогов)
- Какое новое слово встретилось в стихотворении?? (Междометие)
Основное назначение междометий - обозначение эмоциональных и волевых переживаний, но не для их названий, поэтому они не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они составляют отдельную группу.
- Повторение о глаголе.
1.Ученик: Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет:
Блестит река, пестрят луга
И процветает Забайкалье!
Я – настоящий богатырь среди частей речи. Никакая часть речи не имеет столько форм. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с другими частями речи. По частоте употребления я занимаю второе место. Что я за часть речи?
-Назовите, по каким признакам определяется спряжение глаголов?
-Какие глаголы-исключения знаете?
2. Работа в учебнике с.113, упр. 312
Выписать глаголы с пропущенным окончанием, определить спряжение.
Сверка..т, суш…т, плеска..т, клон…т, ослепля..т.
Самопроверка (слайд)
4.Повторение о местоимении.
Ученик: Я о себе такого мненья:
Огромна роль моя:
Я делу отдаюсь сполна.
Я заменяю имена.
Мой мир широк и разнообразен. Без меня нет языков. Я заменяю известную часть речи. Кто я!
- У местоимения мы можем определить лицо. Назовите 1,2 и 3 лицо местоимения.
Итог урока: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы повторили части речи. Игра «В свои ворота»
Задание : Я вам буду читать слова, а вы работаете в группах (ловите мячи - слова):
1 группа записывает - существительные, 2 – глаголы, 3 – прилагательные, 4- местоимения.
Багряный, полевки, вы, закурлычут, она, листопад, браконьерская, с ней, пятый, соболь, улетают, журавль, долго, пожары, у меня, лечит, мягкое, жаворонок, ты, длинный, себе, сортируют.
Проверка. Один отвечает – остальные внимательно слушают..
-Какие слова не выписали? (пятый – числ., долго- нареч.)
- Какие слова несут негатив? Почему? Можно ли заниматься браконьерством? Какую беду приносят пожары?
- Кто заметил, на какую тему были тексты? (природа Забайкалья) Для чего? Нужно ли охранять природу? Конечно же, ведь мы проживаем в Забайкалье и должны беречь все, что нас окружает.
-Что обобщали?
-Пригодится это вам когда – нибудь?
-Какую цель ставил каждый для себя в начале урока – выполнил?
--Прочитайте выражение и скажите, уместно ли оно на сегодняшнем уроке?(слайд)
«Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок и, когда надо, используем»
(Да, т.к. мы используем части речи постоянно).
Домашнее задание: 1.Сочинить стихотворение, сказку, рассказ про части речи, или нарисовать как вы их себе представляете. Остальные – записать по 2 слова каждой части речи. (слайд)
-Оценки с комментированием. Дети помогают оценивать свою работу и работу товарищей.
Рефлексия.
Обведи кружочком цифру с высказыванием.
Я: 1. Доволен собой.
2. Не совсем доволен своей работой.
3. Не доволен своей работой.
Дело: 1. Вспомнил все части речи.
2. Допускаю ошибки в распознавании частей речи.
3. Так и не научился распознавать части речи.
Мы: 1. Принимал активное участие.
2. Не совсем доволен своей работой в группе.
3. Не доволен своей работой в группе.
- Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках продолжим эту работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....
Русский язык. 3 класс. Части речи. Понятие о частях речи. Школа России
Конспект урока и презентация...
"Части речи все нужны! Части речи все важны!" Русский язык,3 класс, УМК "Гармония".
Презентация выполнена в программе Smart Notebook....
"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)
Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...
Части речи.Упражнение в определении частей речи.
Объяснение новой темы с использованием ЭОР....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...